Возможности элементов арт — терапии как одного из методов здоровьесберегающихтехнологий в работе с детьми
статья

Цель данной статьи — провести теоретический анализ элементоварт — терапии как одного из методов здоровьесберегающих технологий.

Понятие «терапия», переводитсяне только как «лечение», но и как«уход, забота». На этом основаниидопустимо применение арт — терапии педагогами и педагогами — психологами, не имеющими какой-либоспециальной подготовки в областипсихологического консультирования, психотерапии и арт — терапии.Словосочетание «арт — терапия»в научной, педагогической интерпретации понимается как заботаоб эмоциональном самочувствиии психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Современные технологии обучения и воспитания, ориентированныена укрепление здоровья должныстроиться на стимулировании, прежде всего положительных чувств:успеха, оптимизма и веры в своисилы и способности.

В.А. Сухомлинский утверждал,что «...забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил...и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, преждевсего забота о гармонической полноте всех физических и духовныхсил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это всете психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на формирование у учащихся культуры здоровья,личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:

— организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебногопроцесса, способствующихпредотвращению состоянияпереутомления, гиподинамиии других дезадаптационныхсостояний;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности элементов арт — терапии как одного из методов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

Подготовила: воспитатель Щеглова Диана Филюсовна

Цель данной статьи — провести теоретический анализ элементов арт — терапии как одного из методов здоровьесберегающих технологий.

Понятие «терапия», переводится не только как «лечение», но и как «уход, забота». На этом основании  допустимо применение арт — терапии педагогами и педагогами — психологами, не имеющими какой-либо  специальной подготовки в области  психологического консультирования, психотерапии и арт — терапии.  Словосочетание «арт — терапия»  в научной, педагогической интерпретации понимается как забота  об эмоциональном самочувствии  и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.  

Современные технологии обучения и воспитания, ориентированные  на укрепление здоровья должны  строиться на стимулировании, прежде всего положительных чувств:  успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности.

В.А. Сухомлинский утверждал,  что «...забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил...  и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде  всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных  сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».  

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это все  те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на формирование у учащихся культуры здоровья,  личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.  

3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три подгруппы:  

— организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного  процесса, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

— психолого-педагогические  технологии, связанные с непосредственной работой воспитателя и учителя на уроке.  Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

 — учебно-воспитательные технологии, которые включают  программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры  здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового  образа жизни, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной  работа, просвещение их родителей.  

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка указывал Л. С. Выготский, отмечая  особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей  с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).  

Арт — терапия — это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений  психики человека с целью изменения структуры его мироощущения; использует такие средства  как изо-терапию, музыкотерапию, драмотерапию и др. Методы арт — терапии помогают справиться с тревожностью, агрессивностью,  страхами и др. негативными состояниями.

 Цель арт — терапевтических занятий — не научить ребёнка, а помочь посредством рисования  справиться с проблемами, вызывающими у него эмоции, которые  зачастую он не может вербализовать, дать выход творческой энергии. Здесь ребенок вооружается  одним из доступных и приятных  для него способов снятия эмоционального напряжения.  

Направления арт — терапии  в целом соответствуют видам искусства, а разнообразие техник  практически не ограничено. Это —  рисунок на асфальте, песке, восковой рисунок, пальцевая живопись,  пластилиновая живопись, штампы, кляксография, ниткография,  монотипия и др.  

Арт — терапевтические техники и приёмы легко осваиваются,  в дальнейшем учащиеся могут применять их самостоятельно.  

Практическое значение применения техник арт — терапии в образовании: обучающиеся приобретают ценный опыт позитивных  изменений; постепенно происходит  углублённое самопознание, самоприятие, гармонизация личности,  личностный рост; снижается уровень тревожности, формируются  механизмы эмоциональной саморегуляции, развивается позитивное самоотношение, анализ своего  поведения, мыслей и чувств; осваиваются новые роли, улучшается  общая атмосфера в группе, ребёнок становится терпимее по отношению к другим.  

Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого,  позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не  могут создать без помощи художественных средств.

Арт — терапевтические занятия  позволяют решать следующие педагогические задачи:  

— воспитательные (учат сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми);  

— коррекционные (корректируется образ «я», улучшается самооценка, налаживаются способы взаимодействия  с другими людьми);  

— психотерапевтические (ощущение психологического комфорта, радости, успеха);

 — диагностические (позволяет  получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребёнка, узнать его  интересы, ценности, выявить  проблемы, подлежащие коррекции);

 — развивающие (обретается  опыт новых форм деятельности, саморегуляция чувств  и поведения).

 В ходе своей работы я убедилась в результативности и несомненной  пользе применения арт — терапевтических приемов в работе с детьми:

 1. Устанавливается тесный психологический контакт всех  членов процесса (контакт глаз);

2. У ребенка появляется чувство  значимости, повышается самооценка;  

3. Воспитывается чувство коллективизма;  

4. Отмечается высокая степень  активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);  

5. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;

 6. Создается комфортный психологический климат в группах:  доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;  

7. Стимулируется творческий  подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;  

8. Формируется умение слушать  и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;  

9. Идет развитие мелкой моторики и коммуникативных навыков;  

10.Уменьшается чувство тревожности, повышается уровень  внимания, снимается излишняя агрессивность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Практический материал для педагога по работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи....

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В статье изложены особенности использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья....

Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье проводится обзор новых инновационных методов коррекционной работы с детьми дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. А именно: метод Томатис, программа мозжечко...

Проектный метод в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается вопрос об актуальности использования метода проектов в коррекционной работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Подробно описана структура и содержание дан...

Проект «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» с презентацией

Проект «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»...

Мастер-класс для родителей «Су-Джок терапия - как одна из современных нетрадиционных технологий работы с детьми Т.Н.Р. в развитии мелкой моторики»

Мастер-класс для родителей «Су-Джок терапия - как одна из современных нетрадиционных технологий работы с детьми Т.Н.Р. в развитии мелкой моторики»...