"Наши помощники - пальцы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Овчинникова Александра Валерьевна

знакомство с "помощниками": уши, глаза, язык, нос, пальцы

разучивание  словесных  игр, гимнастик  для  пальчиков, "Чудесный  мешочек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_pomoshchniki-_paltsy.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

Тема  совместной  образовательной  деятельности

"Наши помощники - пальцы"

  (для детей старшей  группы с тяжелым нарушением речи)

Воспитатель

Овчинникова Александра Валерьевна

Санкт-Петербург

"Наши  помощники - пальцы"

 в рамках проекта "Наши помощники"

октябрь-ноябрь

Цель:

продолжать работу над познанием детей самого себя, знакомство с органами чувств - пальцами

Задачи:

  • тренировать способность  приобретать знания путём экспериментирования
  • формировать умения объяснять полученные данные
  • развивать тактильные ощущения
  • расширение словаря детей (гладкий, шероховатый, пушистый, твёрдый, мягкий)
  • воспитывать потребность быть здоровым, желание соблюдать правила  личной гигиены, заботиться о своём организме

Материал  и   оборудование:

столы, детские стульчики, "ящик  ощущений" (шишки, деревянная  палочка,  грецкий  орех, каштан), схемы  "наши помощники", мяч, подносы, лупы, очки для сна, тактильные  дощечки, ёмкости с фасолью, горохом, пшеном, гречкой, пробки от бутылок

Предварительная  работа:

знакомство с "помощниками": уши, глаза, язык, нос

разучивание  словесных  игр, гимнастик  для  пальчиков, "Чудесный  мешочек"

Ход:

  • Дети  заходят  в  зал

- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте поздороваемся

- А когда мы здороваемся, мы что желаем  друг другу? (здоровья)

  • На  середине зала стоит стол, на столе  "Ящик ощущений"

- Ребята, посмотрите, что это стоит на столе в нашем зале? (ящик, коробка, посылка)

- Как  вы думаете, это обычная  коробка  или  необычная? (предположения детей)

- А как вы думаете, откуда она могла здесь появиться? (предположения детей)

- Хотели бы вы подойти ближе и посмотреть, правильно мы предположили или нет?

Когда дети подходят ближе, они видят схематичные знаки :

 нос, язык, глаза, уши

- Давайте подумаем, что там может лежать? (предположения детей)

- Как мы можем проверить? (посмотреть, потрясти, понюхать)

 

   С  двух  сторон  у   "ящика ощущений"  закрытые  отверстия, в них хорошо

пролезают  детские  руки, правая и левая.

   Воспитатель  предлагает  детям по очереди, просунуть  руки, на ощупь  определить предмет, назвать его, достать...

  В  ящике  лежат : шишки еловые и сосновые, деревянная палочка, каштан, жёлудь, грецкий орех  и т.д.

- Дети, с  помощью чего мы определили, что лежит  в коробке? ( с помощью пальчиков)

- Правильно, нам помогли наши помощники пальчики. (достать и показать модель)

-Давайте  расскажем, как нам  пальчики помогают каждый день, что они умеют делать? А поможет нам мячик, будем его друг другу передавать и о пальчиках рассказывать...

  • Игра на повышение речевой активности с мячом

- Ребята, а чем покрыты  наши пальчики ? (кожей)

- А что вы знаете  о коже?

- Мы  с  вами  видели на картинках, как устроены наши глаза и уши, нос и язык, а сейчас я вас приглашаю к столу, чтобы  рассмотреть нашу  кожу.

  • Работа  за  столами

На подносе  лежат  лупы, воспитатель предлагает  рассмотреть рисунки  на подушечках пальцев.

  • Что видите? (полосочки, петельки, завитки, дуги)
  • Как вы думаете, у вас у всех одинаковый  рисунок  на пальчиках или у каждого свой?

- Посмотрите на картинку...

- Кого вы видите ? (зебры)

- Они все  одинаковые?

- Нам кажется, что полоски на коже всех зебр одинаковые, но на самом деле у каждой  зебры  на коже  свой  рисунок  из полосок. И малыш  свою  маму находит по этому  рисунку, и никогда  не  перепутает, посмотрите...

- И  у  нас  с  вами  у  каждого  на пальчиках  свой  рисунок  из  полосочек, петелек, завитков  и  дуг

- А хотите, мы попробуем сейчас сделать отпечаток пальчиков?

  • "Отпечатки на листе бумаги"

( губка смочена черной гуашью)

- Ребята, а хотите поиграть с закрытыми глазами?

  • Игра  "Определи  на  ощупь"

Используя  очки  для  сна, дети  по очереди  определяют  дощечки  с разным тактильным покрытием: пушистое, гладкое, шершавое, твердое, мягкое и т.д.

- Ребята, а знаете ли вы как зовут  пальчики?

  Давайте  поиграем...

  • Дидактическое  упражнение  "Назови имена  пальцев"

Первый  палец - боковой,

Называется....Большой

Палец  второй-

Указчик  старательный

Не зря  называют  его ....Указательный

Третий  наш  палец

Как  раз  посредине,

Поэтому....Средний  дали  ему  имя

Палец  четвёртый  

Зовут  Безымянный

Вот  и  последний,

Младший  любимец,

По  счёту  он  пятый,

Зовется ... Мизинец

- Посмотрите, мы  пальчики сложили в кулачок, а с кулачками  можно поиграть?

  • Речь  с  движением  "Кулачки - ладошки"  (движения согласно слов)

Есть  у  любого  два  кулачка,

Хлопнул  один  по  другому   слегка,

Ну, а ладошки, не отстают,

Следом  за  ними  весело  бьют...

Кулачки  давай  сердиться,

Громче  хлопать  стали,

А   ладошки - баловницы,

То  же   не  отстали...

- Ребята, а что надо делать, чтоб пальчики у нас были самыми  умелыми?

(массаж, лепить, складывать пазлы и мозаику)

- А  хотите  дать пальчикам  еще  одно  интересное  задание?

- Предлагаю  пойти  искать  клад?

  • Игра  "Раскопки"

   Дети  подходят  к  столам, на столах  ёмкости  с  горохом, фасолью, гречкой, пшеном, внутри спрятаны  крышки  от пластиковых бутылок. Дети "запускают" пальчики и находят  в  каждой  ёмкости по две  крышки.

  Воспитатель  предлагает  "надеть"  крышки  на  указательный  и  средний  палец и  пошагать  под  стихотворение

  • Пальчиковая  гимнастика  "Башмаки"

Крышки  пальчики  обули,

Смело  в  них  вперёд  шагнули

И  пошли  по  переулку  

На  весёлую  прогулку...

Пальцы  словно  балеринки,

Но  одетые  в  ботинки.

- Молодцы, ребята, ваши умелые  пальчики, даже  в  крышках  умеют шагать...

  • Рефлексия

- А  сейчас  зову  всех  в   круг, спрятали  ладошки...

Собрались  все  дети  в  круг,

Я твой  друг  (появляется правая  рука)

И  ты  мой  друг (появляется   левая  рука)

Крепко  за  руки  возьмемся и друг  другу  улыбнемся... и вспомним...

  • с какими помощниками  мы  сегодня  познакомились
  • во что понравилось  играть  больше  всего
  • что  запомнилось  больше  всего
  • что  ты  делал  сегодня  первый  раз  в  жизни

- Я  очень  рада, что  вам  сегодня   было  интересно  и  всё  понравилось

- Посмотрите, что у меня для вас есть, узнаёте? (чудесный мешочек)

- Давайте запустим пальчики и вместе достанем сюрприз..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...

Занятие «Наши помощники - органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зр...

Наши родители - наши помощники.

Взаимодействие воспитателя с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с по...