Доклад "Здоровье детей"
методическая разработка (старшая группа)

Махаева Юлия Леонидовна

В докладе представлены дети старшей группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

~  ~

Доклад на тему:

«Здоровье детей »

Здоровье детей – богатство нации. Данный тезис является значимым в современном мире, так как состояние детского населения  России вызывает большую тревогу общества. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложено в детстве. Только 10% детей приходят в школу здоровыми. Среди детей 85 – 90% отстают в обучении не из-за лени или недоразвития, а вследствие состояния здоровья. Можно ли остановить процесс нездоровья детей, надеясь на медицину? Невозможно, так как в большинстве случае врачи имеют дело с уже заболевшими детьми. Поэтому в настоящее время в нашей стране , как и во многих других странах мира, стала развиваться валеология – наука о сохранении и формировании здоровья. Ее основной принцип – человек должен познать себя, научиться по-особому, бережно относиться к своему здоровью. Особенно это должен осознать ребенок. Ведь от этого во многом зависит его дальнейшая жизнь. А мы, взрослые, должны помочь ребенку познать себя и научить управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

Основной задачей годового плана является «Взаимодействие детского сада, семьи и социума в физическом воспитании детей». Поэтому и была взята тема «Формирование  у детей   осознанного отношения к своему  здоровью в физкультурно-оздоровительной деятельности».

В  системе всестороннего  и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной активности, а также начальное воспитание физических качеств.

Физическое формирование ребенка тесно связано с его интеллектуальным и морально-волевым развитием, с развитием всех  психических функций.

 В нашей группе на начало учебного года  было  23 человека: 7 девочек и 16 мальчиков. У всех детей  разный уровень физической подготовки и отношение к своему здоровью. Некоторые дети выполняют физические упражнения  осознанно, понимают необходимость и полезность физической нагрузки на организм : Ваня С., Алена Б.

Так как для успешного формирования представлений   у старших дошкольников об осознанном  отношении к своему здоровью, необходима целенаправленная , систематическая воспитательно- образовательная работа в ДОУ, мы определили для себя следующие задачи:

- привитие стойких культурно- гигиенических навыков;

- развитие представлений о строении  собственного тела, назначении органов;

-формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

- формирование привычки ежедневных физических упражнений.

Для характеристики группы в начале учебного года нами была проведена опрос- беседа

« Твое здоровье». Этот опрос  дал следующий результат:  На вопрос « Здоровый человек - это…» дети дают такие ответы:- это весёлый, радостный, любит людей, не кашляет, не болеет, когда не болит живот, ноги, руки, вежливый, который двигается, делает зарядку, человек после болезни.

 На вопрос « Моё здоровье…» это - веселье, подвижность, когда играю, это жизнь, хорошее настроение, когда не болею, не болит горло.

 На вопрос «Как ты заботишься о своём здоровье?»- занимаюсь физкультурой, делаю зарядку, пальчиковую гимнастику, пью сиропы от кашля, не ем холодного, тепло одеваюсь, когда холодно, моюсь прохладной водой, пью витамины, пью травяной чай, не бегаю с открытым ртом, ем полезную пищу, делаю закаливание.

Этот опрос позволил нам сделать вывод об  отсутствии  ярко выраженных представлений о своем здоровье  у старших дошкольников  и выявили  особенности этих представлений:

 - большинство детей имеют представление о здоровье, как физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку затрудняются;

 - только небольшое количество детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта;

Одной из форм работы по физическому воспитанию являются  физкультурные занятия, на которые и будет сегодня обращено внимание.

Нами был проверен уровень осознанности выполнения основных  движений и физических упражнений детей.

Основная образовательная деятельность по физической культуре в нашей группе , согласно программе проводится 3 раза в неделю.

Перед занятиями физкультурой  мы проводим подготовку детей:  посещение  туалета, очистка носа , напоминаем девочкам о необходимости собрать длинные  распущенные волосы резинкой, оставить в группе украшения ( бусики, браслетики), мелкие игрушки. Проводили с детьми беседы о том, что важным фактором является наличие у них удобной, не стесняющей движения одежды( физической формы). Не у всех детей она есть. Постоянно напоминаем родителям, чтобы принесли. Ребенок потеет на физкультуре, потом потный идет на прогулку, может заболеть. Также в «не физкультурной» одежде неудобно заниматься.

Зал инструктор по физкультуре готовит заранее: расставляет необходимый инвентарь, проверяет его  пригодность. Сами дети тоже  помогают  расставлять атрибуты и ставить их на место. Это воспитывает самостоятельность, помогает чувствовать себя уверенно в зале.

К основным видам движения относятся: ходьба, бег, ползанье, лазанье, прыжки, бросание и ловля мяча, метание, равновесие, строевые упражнения.

Ходьба является естественным способом передвижения  человека. И  в старшей  группе дети умеют ходить, но без четкости, их   легко можно сбить с ритма, лишить согласованности движений. Это свидетельствует  о  том,  что в этом возрасте у детей недостаточно сформированы навыки ходьбы и неустойчивое  внимание, поэтому указания воспитателя, его удары в бубен, хлопки в ладоши или счет при ходьбе должны быть  четкими, чтобы не сбивать, а наоборот, настраивать детей на ритмическую ходьбу.

В нашей группе слабыми навыками ходьбы отличаются: Андрей К., Илья М., Кирилл, Семен, Илья О.,- не поднимают ноги от пола, сутулятся. Андрей К. ходил не в такт бубна.

Для того, чтобы научить детей четкому ритмическому шагу проводились другие виды ходьбы и упражнения, совершенствующие навыки ходьбы:

- ходьба по залу врассыпную ( видно недостатки в ходьбе, т.к. каждый должен проявить самостоятельность);

- ходьба в полуприседе ( укрепление мышц таза, ног, стопы);

- ходьба с высоким подниманием колена ( укрепление мышц спины, живота, ног и стопы);

- ходьба широким шагом для правильного держания головы и корпуса;

- ходьба с поворотами.

Применяла здесь разные методы: показ движения взрослыми и детьми, которые хорошо выполняют упражнение, рассматривание иллюстраций, методы  имитации ( как медведи, гуси, цапли и т.д.), словесные указания.

Для формирования правильной осанки предлагали детям выполнить упражнение «Верблюд», «Потягушки». Объясняли детям, что при неправильной осанке идет нагрузка на внутренние органы, затрудняется дыхание, работа сердца.

Бег.

По структуре у бега очень много  общего с ходьбой. Бег более эффективно влияет на организм. Уже вышеперечисленные дети, к ним еще добавился Сережа Б., Артем Д., не могут выполнять правильно бег. Бегают неосознанно, натыкаясь и сбивая других детей. При обучении обращали внимание детей, чтобы туловище и  голову слегка наклоняли вперед, согласовывали движения рук и ног, бежать легко, ставя ногу  с пятки, ,сохранять направление бега. Также  основным методом был показ  бега другими детьми – посмотри, как бежит Соня, Кира и др.

На каждом занятии обращали внимание  на дистанцию, учили бегать не наталкиваясь друг на друга, определять расстояние на глаз , по ходу бега.

На занятиях также использовали бег широким шагом, змейкой, с преодолением препятствий, с разным темпом. При беге врассыпную некоторые дети особенно часто сталкиваются с другими детьми, -  это Андрей К.,  Сережа Б., Семен. Алена Б. не  контролирует свою скорость, может  сильно разбежаться и не остановиться.

Ползание  не вызывает со стороны детей особых  затруднений, достаточно объяснения воспитателя и показ детей, хорошо выполняющих это упражнение. Не все дети умеют сохранять дистанцию при ползании на четвереньках по скамейке, - постоянно напоминаем им об этом.

Осмысленное лазание по гимнастической лесенке освоило большинство детей, но в группе есть дети, которые пытаются лезть быстрее, пропуская перекладины ногами и руками. Объясняем детям, что такое лазанье опасно для детей, можно сорваться.

Прыжки  были освоены  всеми детьми довольно быстро на 2-х ногах ( на месте, с поворотами).

 Вызывают затруднения прыжки с высоты ( техника их исполнения): большинство детей прыгают согнув спину, на всю ступню. Только Алена, Наташа, Андрей С., Ваня, Соня Б. в полете сгибают ноги в  коленях, приземляются на носки, спина прямая.

Бросание, ловля, метание 

Работе с мячом было уделено с самого начала большое внимание. Из детей мало кто хорошо владеет мячом: Алена, Соня Б., Саша Т, Ваня, Кирилл.

Некоторые дети не бросали вверх мяч, а поднимали вверх руки и опускали: Сережа, Андрей К., Саша К., не рассчитывают  силу  бросания мяча, кидают слишком сильно, часто попадая и делая больно детям. У Ильи, Артема, Сережи, Семена, Любы мяч летит мимо рук, они затрачивают много времени, чтобы его поймать. Многократно  воспитатель показывал, как надо владеть мячом, предлагала наблюдать за детьми, у которых хорошо получается, объясняли, что результаты хорошего  владения мячом можно достичь только при многократном повторении упражнений с мячом. Рекомендовали родителям при возможности давать ребенку играть с мячом (дома, во дворе и.т.д.)

Немногим лучше обстоят дела с бросанием и ловлей  мяча об пол и ведением мяча перед собой. Те дети, которые владеют мячом, у них хорошо получаются почти все упражнения с мячом: Алена, Соня Б., Саша Т., Ваня С.,Кирилл. С остальными детьми предстоит усиленная работа до конца года.

Выводы:

На сегодняшний момент у всех детей есть физкультурная форма. У некоторых детей нет носков, но ведется работа по этим пунктам. На физкультурных занятиях  и во время свободной деятельности дети обращают внимание на свою осанку, даже делают замечание друг другу по поводу этого.

Все освоенные движения помогают детям  в свободной деятельности, подвижных играх,  бегают , стараясь не наткнуться друг на друга.

Предложения:

1.Кроме  организационно- образовательной деятельности вести индивидуальную работу с каждым ребенком, особенно на прогулке;

2. Работа с родителями ( круглый стол, семинары, открытые просмотры, информационные уголки)

3. Личный пример, т.е. наше собственное отношение к своему здоровью влияет на отношение ребенка к своему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...