Утренняя гимнастика для детей 4 -5
план-конспект занятия (средняя группа)

Перминова Наталья Викторовна

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon utrennyaya_gimnastika_dlya_detey_4_-5.doc366.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утренняя гимнастика для детей  4 -5

Этот возраст определяют как средний дошкольный. Расширяются возможности опорно-двигательного аппарата, поэтому ребенок становится гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Развитие внимания, двигательной памяти, мышления и воображения создает условия для введения новых форм обучения:

•     дети способны посмотреть упражнения, выслушать объяснение, запомнить, а затем выполнить задание;

•     простые движения ребята могут воспроизвести по указанию взрослого без показа.

Начинается утренняя гимнастика с ходьбы и корригирующих упражнений для профилактики плоскостопия (ходьба на носках, ходьба на пятках). Эти виды ходьбы требуют большого напряжения, поэтому темп должен быть медленным. Если ходьба проводится под бубен, то ритм бубна — замедленный.

Продолжительность бега — 20 секунд с замедлением темпа.

В этом возрасте дети могут делать без перерыва 8 прыжков и после непродолжительной ходьбы вновь прыгать на месте.

Для общеразвивающих упражнений могут использоваться мелкие физкультурные пособия: султанчики, веревка, кубики, обручи, мячи.

Длительность утренней гимнастики — 6-8 минут.

Комплексы состоят из 4-5 упражнений.

Упражнения повторяются 5-6 раз.

Если комплекс состоит из четырех упражнений, то они проводятся в такой последовательности:

1) для мышц плечевого пояса и рук;

2) для туловища;

3) для ног;

4) для мышц плечевого пояса и рук.

Если комплекс состоит из пяти упражнений, то они проводятся в следующем порядке:

1) для мышц плечевого пояса и рук;

2) для туловища — наклоны;

3) для туловища — повороты;

4) для ног;

5) для мышц плечевого пояса и рук.

Упражнения для мышц плечевого пояса

(состоят из трех частей)

•     поднять руки вперед;

•     поднять руки вверх;

•     опустить руки.

Общеразвивающие упражнения для туловища

•     наклоны вперед;

•     наклоны в стороны;

•     повороты в стороны.

Исходные положения для туловища:

•   сидя на стульях ;

•   сидя на полу ;

•    лежа на спине или животе.

Исходные положения для рук во время упражнений для туловища:

•     руки на поясе;

•     руки впереди.

Упражнения для ног

•   подскоки на месте на двух ногах , на одной попеременно ;

•     приседания.

Исходное положение для ног: ступни параллельно, на ширине плеч.

Руководство для взрослых

Увеличивается число упражнений без показа, выполняемых по словесному описанию. Объяснения краткие и четкие.

Взрослый напоминает детям схему упражнения, последовательность его элементов. Например: «Поставили ноги пошире, руки на пояс, наклоны вперед. Начали! Раз-два-три, выпрямились».

Взрослый не ограничивается общим рисунком движения, он объясняет и показывает четкие исходные положения и фиксированные промежуточные.

Разучивается техника движений.

Ребенка приучают различать, запоминать и применять разные способы движений, становится возможным самоконтроль, внимательное прослеживание движения.

Взрослый

•     показывает детям правильное положение корпуса во время выполнения упражнений для формирования осанки;

•     напоминает, когда удобнее совершать вдох и выдох;

•     следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время бега и подскоков.

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей 4-5 лет

Комплекс № 1

«Потанцуем!»

1.   «ВСТРЕТИЛИСЬ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнение: 1 — руки развести в стороны, улыбнуться, сказать: «Ах!». 2 — опустить руки. Повторить: 4 раза.

2.   «ПОВОРОТЫ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнение: 1 — поворот вправо, развести руки в стороны, сказать: «Ох!». 2 — вернуться в и. п. То же в левую сторону. Повторить: по 3 раза.

2.   «НАКЛОН»  (рис. 24)

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с кубиками перед 1 рудью.

Выполнение: 1 — наклон вперед, кубики в стороны. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

3.   «ГОРКА»  (рис. 25)

И. п.: лежа на спине, руки вдоль тела, держать кубики в руках, ноги выпрямлены.

Выполнение: 1 — согнуть ноги в коленях — «горка». 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

4.   «БРЕВНЫШКО»   (рис. 26)

И. п.: лежа на животе, руки с кубиками выпрямлены за головой.

Выполнение: 1-2 — поворот на бок, на живот (без помощи рук и ног). 3-4 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

5.   «ПОДСКОКИ»   (рис. 27)

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, кубики на полу.

Выполнение: 8-10 подскоков около кубиков, чередуя прыжки с ходьбой.

Повторить: 3 раза.

Комплекс № 4 (с обручем)

1.   «ОБРУЧ  ВВЕРХ»   (рис. 28)

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с обручем опущены. Выполнение: 1 — обруч вперед. 2 — обруч вверх, посмотреть в обруч. 3 — вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.

2.   «ПОВОРОТ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с обручем опущены.

Выполнение: 1 — обруч вперед. 2 — поворот в сторону, обруч перед собой. 3 — вернуться в и. п. То же в другую сторону. Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

3.   «ПРИСЕДАНИЕ»

И. п.: ноги параллельно, обруч в вытянутых руках перед грудью.

Выполнение: 1 — присесть, обруч поставить на пол, сказать: «Вниз». 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

4.   «ШОФЕРЫ»

И. п.: ноги параллельно, обруч в руках внизу. Выполнение: 1 — поднять руки вперед, обруч перед собой — «держим руль». 2 — вернуться в и. п. Повторить: 4 раза.

Комплекс № 5 (>с мячом >среднего диаметра >— 15 см)

1.   «МЯЧ  ВВЕРХ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, мяч держать двумя руками внизу.

Выполнение: 1 — руки с мячом вверх, прогнуться, посмотреть на мяч. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

2.   «НАКЛОНЫ  С  МЯЧОМ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с мячом опущены.

Выполнение: 1 — поднять мяч вверх. 2 — наклон в правую сторону, руки прямые, мяч в руках над головой. 3 — вернуться в и. п. То же в другую сторону.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

3.   «ПОВОРОТ С МЯЧОМ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки с мячом впереди.

Выполнение: 1 — поворот в правую сторону, ноги не двигаются, руки с мячом не опускать. 2 — вернуться в и. п. 3 — поворот в левую сторону, ноги не двигаются, руки с мячом не опускать. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

4.   «ПРИСЕДАНИЕ»

И. п.: ноги параллельно, мяч держим двумя руками внизу.

Выполнение: 1 — присесть; мяч в прямых руках перед собой; спину держать прямо; смотреть вперед. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

5.   «ПЕРЕЛОЖИ  МЯЧ»   (рис. 29)

И. п.: ноги параллельно, обе руки опущены вниз, в правой — мяч.

Выполнение: 1 — поднять обе руки вперед, переложить мяч в левую руку. 2 — вернуться в и. п. (мяч в левой руке). 3 — поднять обе руки вперед, переложить мяч в правую руку. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

Комплекс № 6 (с ленточками)

1.   «ВОЛНЫ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с ленточками опущены вниз.

Выполнение: 1 — руки с ленточками вперед. 2-3 — движение одновременно обеими руками вверх-вниз. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

2.  «НАКЛОН»   (рис. 30)

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с ленточками опущены вниз.

Выполнение: 1 — наклон вперед; обе прямые руки с ленточками отвести назад; голову не наклонять; смотреть прямо; колени не сгибать. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

3.   «ПАУЧКИ-КРЕСТОНОСЦЫ»

И. п.: лежа на спине, руки с ленточками вдоль тела, ноги выпрямлены.

Выполнение: 1 — одновременно поднять руки и ноги, стараясь делать скрестные махи. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 3 раза.

4.   «ПРИСЕДАНИЯ»   (рис. 31)

И. п.: основная стойка, руки с ленточками опущены вниз. Выполнение: 1 — присесть на носках, колени в стороны; руки с ленточками перед собой. 2 — вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.

5.   «ВПЕРЕД-НАЗАД»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с ленточками внизу.

Выполнение: 1-3 — махи руками: одна рука вперед, другая — назад; спину держать прямо; смотреть перед собой. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 3 раза.

Утренняя гимнастика для детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте дети хорошо владеют основными видами движений, они способны самостоятельно выполнять задания по указанию воспитателя. Поэтому приемы проведения утренней гимнастики усложняются. Имитационные упражнения включаются редко, чаще используются пособия: обручи, палки, мячи, веревка; дети могут выполнять упражнения с двумя однородными предметами.

Начинается утренняя гимнастика с ходьбы с различными заданиями на внимание — например, по сигналу изменить вид ходьбы. Для профилактики плоскостопия продолжают использовать ходьбу на носках, на пятках. Вводится новое упражнение для стоп — ходьба по-медвежьи, — которое требует медленного темпа выполнения и повышенного внимания к осанке детей: спина должна быть выпрямлена, смотреть следует вперед, а не вниз, руки в стороны или на поясе (для усложнения).

В утреннюю гимнастику включаются сложные виды бега — широкий, размашистый, с ускорением и замедлением темпа, со сменой направления. Сложные виды бега даются в начале комплексов. Завершает зарядку обычный бег.

Виды прыжков:

•     на двух ногах с продвижением вперед;

•     поочередные подскоки на правой и левой ноге;

•     прыжком ноги в стороны, вместе.

Длительность утренней гимнастики — 8-10 минут. Комплексы состоят из 5-6 упражнений. Упражнения повторяются 6-8 раз.

Если в комплекс включено шесть общеразвивающих упражнений, то они выполняются в такой последовательности:

1) для мышц плечевого пояса и рук;

2) для туловища;

3) для ног;

4) для мышц плечевого пояса и рук;

5) для туловища;

6) для ног.

При выполнении упражнений дыхание может регулироваться произнесением коротких слов или звуков в момент естественного сжатия грудной клетки — во время наклона дети говорят: «Вниз».

Упражнения для мышц плечевого пояса

(состоят из четырех частей)

•   вытянуть руки вперед ;

•   поднять руки вверх ;

•   вытянуть руки вперед ;

•   опустить руки .

Общеразвивающие упражнения для туловища

•     наклоны вперед;

•     наклоны в стороны;

•     повороты в стороны. Усложняются исходные положения:

•     сидя на полу, выпрямив ноги;

•     сидя по-турецки;

•     стоя на коленях.

Упражнения для ног

•     подскоки;

•     приседания;

•     подъемы на носки;

•     одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног из положения сидя.

Исходные положения для рук во время упражнений для ног:

руки на поясе; руки впереди; руки в стороны.

Руководство для взрослых

Взрослый показывает движение или его части, если упражнение сложное. В большинстве случаев взрослый только напоминает, объясняет, указывает, как выполнять упражнение:

•     оттягивать носки ног;

•     стоять, сидеть или лежать в подтянутой позе и т.д.;

•     взрослый обращает внимание детей на качество движения, напоминает правила дыхания.

Если утренняя гимнастика проходит в хорошем темпе, весело и увлекательно, то у ребенка появляется осознанное желание участвовать в зарядке, как в любимой игре. Это формирует у дошкольника привычку к ежедневным упражнениям.

Упражнения без предметов

Комплекс >№ 1 

1.   «УШКИ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, смотреть вперед.

Выполнение: 1 — наклон головы к правому плечу, плечи не поднимать. 2 — вернуться в и. п. 3 — наклон головы к левому плечу, плечи не поднимать. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

2.   «НАКЛОНЫ-ПРУЖИНКИ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение: 1 — поднять руки вверх. 2-5 — пружинящие наклоны вперед, руки держать прямо, не опускать. 6 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

3.   «СТРУНКА»

И. п.: основная стойка, руки на поясе.

Выполнение: 1 — подняться на носки, вытянуться вверх — как струнка. 2 — вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.

4.   «ДОСТАНЬ ДО ПЯТКИ»  (рис. 32)

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки опущены, висят.

Выполнение: 1 — прогибаясь назад, слегка согнув колени, стараться правой рукой дотянуться до пятки правой ноги. 2 — вернуться в и. п. 3 — то же для левой руки и ноги. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 2 раза в каждую сторону.

5.   «ЛОШАДКИ»

И. п.: основная стойка, прямые руки впереди.

Выполнение: 1 — поднять правую ногу, согнутую в колене, оттянув носок вниз, с одновременным махом обеих прямых рук назад. 2 — вернуться в и. п. 3 — поднять левую ногу, согнутую в колене, оттянув носок вниз, с одновременным махом обеих прямых рук назад. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза каждой ногой.

6.   «ПОДСКОКИ»

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки на поясе. Выполнение: 1-10 — подскоки на двух ногах. Ходьба на месте с махами руками (марширование). Повторить: 3 раза.

Комплекс № 2 (игровой) «Путешествие по морю-океану»

ВВОДНАЯ  ЧАСТЬ:   «ИДЕМ  НА  ПРИСТАНЬ»

Ходьба по кругу (вперед-назад, на месте), скрестным шагом, задом - наперед, на носках, на пятках, по-медвежьи (на внешней стороне стопы). Смена вида ходьбы — по сигналу бубна или хлопку в ладоши. Легкий бег (можно на месте).

1.   «ГДЕ КОРАБЛЬ?»

И. п.: основная стойка, руки на поясе, смотреть вперед. Выполнение: 1 — поворот головы вправо. 2 — вернуться в и. п. 3 — поворот головы влево. 4 — вернуться в и. п. Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

2.   «БАГАЖ»  (рис. 33)

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнение: 1 — кисти рук сжать в кулаки. 2 — обе руки поднять в стороны. 3 — руки опустить. 4 — вернуться в и. п. Повторить: 4 раза.

3.  «МАЧТА»  (рис. 34)

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Выполнение: 1-2 — левая рука на поясе; наклон в левую

сторону; правая рука идет вверх. 3-4 — правая рука на поясе; наклон в правую сторону; левая рука идет вверх. Повторить: 4-5 раз.

4.   «ВВЕРХ-ВНИЗ»

И. п.: сидя на полу, руки согнуты, опора на локти. Выполнение: 1 — поднять обе ноги вверх. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 4-5 раз.

5.   «ВОЛНЫ БЬЮТСЯ О БОРТ КОРАБЛЯ»   (рис. 35)

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение: 1-2 — круговое движение выпрямленной правой рукой. 3-4 — круговое движение выпрямленной правой рукой. 5 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

6.   «ДРАИМ ПАЛУБУ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение: 1-3 — наклон вперед; взмахи прямыми опущенными руками вправо-влево (стараясь достать руками до пола). 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 4-5 раз.

7.   «А КОГДА НА МОРЕ КАЧКА...»  (рис.36)

И. п.: стоя, ноги широко расставлены, руки опущены.

Выполнение: 1-2 — руки в стороны; выпад вправо, правая нога согнута в колене. 3-4 — руки в стороны; выпад влево, левая нога согнута в колене.

Повторить: 4-5 раз.

Завершает комплекс ходьба с подниманием рук в стороны - вверх, постепенно замедляя темп.

Комплекс № 3 (игровой) «На корабле»

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Взрослый сообщает детям, что сегодня зарядка будет проходить на корабле.

1.  «ПО ВЕРЕВОЧНОЙ ЛЕСТНИЦЕ»  (рис. 37)

Взрослый: «Поднимемся по веревочной лестнице». Потом объясняет упражнение и показывает движения.

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение: 1-2 — поднять левую ногу, согнутую в колене, дотронуться до нее локтем правой руки. 3-4 — поднять правую ногу, согнутую в колене, дотронуться до нее локтем левой руки.

Повторить: 6 раз.

2.  «КАЧКА» (рис. 38)

Взрослый объясняет: «Корабль плывет по волнам, поэтому совсем не удивительно, что палуба под ногами качается».

И. п.: стоя, ноги широко расставлены, руки на поясе.

Выполнение: 1 — перенести вес тела на правую ногу, согнутую в колене; левую ногу на носок. 2 — вернуться в и. п. 3 — перенести вес тела на левую ногу, согнутую в колене; правую ногу на носок. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

3.  «РЫБКА»  (рис. 39)

Взрослый спрашивает: «Каких животных мы обязательно увидим в море?» Дети отвечают. Взрослый: «Правильно! Конечно же, много рыбок».

И. п.: лежа на животе, прямые руки вытянуты вперед.

Выполнение: 1-2 — одновременно поднять прямые руки и ноги; потянуться вверх. 3-4 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

4.   «ПАЛУБА— ТРЮМ»  (рис.40)

Взрослый: «Сейчас мы поиграем в игру "Палуба — трюм"». Когда я говорю: "Палуба" — вы выпрямляетесь, а когда говорю: "Трюм" — вы приседаете. Слово "трюм" произносите вместе со мной».

И. п.: основная стойка, руки на поясе.

Выполнение: 1 — присесть на носках, спина прямая, колени в стороны, руки вперед. (Взрослый и дети произносят: «Трюм».) 2 — вернуться в и. п. (Взрослый произносит: «Палуба».)

Повторить: 6-8 раз.

5.  «МАЯК»  (рис. 41)

Взрослый рассказывает: «На берегу часто можно увидеть маяки. Маяк нужен для того, чтобы его огонь освещал кораблям путь».

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение: 1 — прыжком расставить ноги в стороны, одновременно сделать хлопок над головой.

(Взрослый произносит: «Огонь зажегся».) 2 — вернуться в и. п. (Взрослый произносит: «Огонь погас».)

Повторить: 6-8 раз.

Заключительная часть

Взрослый: «Вот и окончилось наше путешествие. Возвращаемся домой». Завершает комплекс ходьба с упражнениями для рук: руки вперед, руки за голову, руки в стороны и т.д. Продолжительность — до 1 минуты.

Комплекс № 4 (игровой) «Цапля»

1.   «ЦАПЛЯ МАШЕТ КРЫЛЬЯМИ»

И. п.: основная стойка.

Выполнение: 1-3 — подняв руки в стороны, сделать ими на уровне плеч три волнообразных движения, слегка сгибая и выпрямляя локти. При сгибании локтей кисти рук опус-

каются, при выпрямлении — поднимаются. 4 — волнообразным движением выпрямить руки. 5-6 — медленно опустить руки, согнутые в локтях, через стороны со словом «вни-и-и-з» (выдох); кисти рук при этом слегка приподняты. 7 — выдержка.

Повторить: 4 раза в медленном темпе.

2.   «ЦАПЛЯ ХЛОПАЕТ КРЫЛЬЯМИ»

И. п.: ноги шире плеч, руки опущены.

Выполнение: 1 — поворот туловища в левую сторону, прямыми руками хлопая по бокам; ноги неподвижно. 2 — вернуться в и. п. 3 — поворот туловища в правую сторону, прямыми руками хлопая по бокам; ноги неподвижны. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 4 раза в каждую сторону.

3.   «ЦАПЛЯ КЛАНЯЕТСЯ»

И. п.: ноги шире плеч, руки опущены, висят.

Выполнение: 1 — наклон вперед, прямые руки одновременно отводятся назад, колени не сгибать, смотреть вперед. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 6 раз.

4.   «ЦАПЛЯ СТОИТ НА ОДНОЙ НОГЕ»

И. п.: основная стойка, руки на поясе.

Выполнение: 1 — поднять левую ногу, согнутую в колене, оттянув носок вниз; руки в стороны. 2 — вернуться в и. п. 3 — поднять правую ногу, согнутую в колене, оттянув носок вниз, руки в стороны. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза обеими ногами.

5.   «ЦАПЛЯ ТАНЦУЕТ»   (рис. 42)

И. п.: основная стойка, руки на поясе.

Выполнение: 1-4 — приседание на согнутой правой ноге, выставляя левую ногу на пятку вперед, с одновременным подниманием и опусканием рук, слегка согнутых в локтях. 5 — выпрямиться. 6 — выдержка.

То же с левой ноги.

Повторить: 4 раза обеими ногами.

Завершает комплекс ходьба по кругу с использованием движений из упражнения «Цапля машет крыльями».

УПРАЖНЕНИЯ С >ПРЕДМЕТАМИ

Комплекс № 5 (с гимнастической >палкой)

1.   «ПАЛКУ ВВЕРХ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка в руках (держать ее хватом ближе к концам) — опущена вниз.

Выполнение: 1 — прямыми руками поднять палку вверх. 2 — опустить палку на плечи. 3 — прямыми руками поднять палку вверх. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

2.   «НАКЛОНЫ ВПЕРЕД»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с палкой опущены. Выполнение: 1 — наклон вперед, палку держать перед собой, голову не опускать, колени не сгибать. 2 — вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.

3.   «ПОВОРОТЫ»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с палкой впереди.

Выполнение: 1 — поворот в правую сторону, палку не опускать, сказать: «Вправо». 2 — вернуться в и. п. 3 — то же в левую сторону, сказать: «Влево». 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

4.   «ПЕРЕШАГИВАНИЕ»   (рис. 43)

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки с палкой внизу.

Выполнение: 1 — держа палку как можно ближе к концам, перешагнуть через нее (не выпуская ее из рук) правой ногой; голову не опускать. 2 — вернуться в и. п. 3 — держа палку как можно ближе к концам, перешагнуть через нее (не выпуская ее из рук) левой ногой; голову не опускать. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 3 раза каждой ногой.

5.   «ПЕРЕПРЫГИВАНИЕ»

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки на поясе, гимнастическая палка на полу.

Выполнение: 1 — 10 — прыжки на двух ногах через палку (прыгнуть вперед, развернуться, вновь прыгнуть вперед, развернуться).

Ходьба с махами руками (марширование).

Повторить: 3 раза.

Комплекс № 6 (>с косичкой >— шнуром >длиной 60-70 см)

1.   «КОСИЧКУ  ВВЕРХ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, косичку держать обеими руками за спиной внизу.

Выполнение: 1 — поднять косичку назад-вверх, голову не опускать, руки прямо, движение от плеча. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

2.   «НАКЛОНЫ  В СТОРОНЫ»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с косичкой опущены.

Выполнение: 1 — поднять прямые руки с косичкой вверх. 2 — наклон в левую сторону, руки держать над головой, локти не сгибать. 3 — выпрямиться, руки с косичкой вверху. 4 — вернуться в и. п.

То же в правую сторону.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

3.   «ТРЕУГОЛЬНИК»  (рис. 44)

И. п.: лежа на спине, косичка в опущенных руках (на бедрах).

Выполнение: 1 — одновременно поднять прямые руки и ноги, дотронуться носками до косички (сделать «треугольник»), плечи от пола не отрывать. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

4.   «ПЕРЕЛОЖИ  КОСИЧКУ»

И. п.: основная стойка, косичка в правой руке, руки опущены, висят.

Выполнение: 1 — руки в стороны. 2 — соединить руки впереди, переложить косичку в левую руку. 3 — руки в стороны. 4 — вернуться в и. п.

То же другой рукой.

Повторить: 3 раза каждой рукой.

5.   «ПОЛОЖИ  КОСИЧКУ ДАЛЬШЕ»

И. п.: ноги шире плеч, косичка в обеих руках, внизу.

Выполнение: 1 — наклон, положить косичку как можно дальше перед собой, колени не сгибать. 2 — выпрямиться, руки опущены. 3 — наклон вперед, поднять косичку. 4 — выпрямиться.

Повторить: 3 раза.

6.   «ПРЫЖКИ  ЧЕРЕЗ КОСИЧКУ»

И. п.: основная стойка боком к косичке, косичка лежит на полу.

Выполнение: 1-8 прыжки двумя ногами боком через косичку, немного продвигаясь вперед.

Ходьба, руки на поясе.

Повторить: 3 раза.

Читать далее: Утренняя гимнастика для детей 6-7 лет

У детей подготовительной группы движения становятся более координированными и точными, развиваются мелкие движения кисти и пальцев рук, произвольные память и внимание, наблюдательность.

Все это создает условия для осознанного качественного выполнения упражнений, в большей мере самостоятельно, по словесному указанию взрослого.

Во вводной части виды ходьбы и бега разнообразны — по диагонали, «змейкой», со сменой направления.

Длительность бега — 35-40 секунд. Дети чередуют 8 прыжков и ходьбу на месте. Чередование повторяется 4 раза.

Виды прыжков:

•     на двух ногах на месте;

•     на двух ногах, продвигаясь вперед;

•     ноги в стороны, вместе;

•     поочередно на правой и левой ноге;

•     со скакалкой.

Длительность утренней гимнастики — 10-12 минут.

Комплексы состоят из 5-6 упражнений.

Упражнения повторяются 8-10 раз.

Если в комплекс включено шесть общеразвивающих упражнений, то последовательность выполнения может быть такой же, как и в старшей группе. Если же включены прыжки, то возможен такой подбор: 1) для мышц плечевого пояса и рук; 2) для туловища; 3) для ног; 4) для туловища; 5) для ног; 6) для туловища; 7) для ног — прыжки.

При выполнении упражнений выдох сопровождается произнесением коротких звуков и слов.

Упражнения для мышц плечевого пояса

Упражнения состоят из четырех частей и выполняются из более сложного исходного положения, например сидя верхом на гимнастической скамейке:

•     руки вперед;

•     вверх;

•     вперед;

•     опустить.

Используются такие физкультурные пособия, как палки, обручи, мячи, индивидуальные шнуры.

Общеразвивающие упражнения для туловища

•     наклоны вперед;

•     наклоны в стороны;

•     повороты в стороны. Исходные положения:

•     сидя на полу, выпрямив ноги;

•     сидя по-турецки;

•     стоя на коленях.

Упражнения для ног

•     прыжки;

•     приседания и полуприседания;

•     подъем на носки;

•     одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног из положения сидя;

•     подъем на носки.

Исходные положения для рук во время упражнений для ног:

•     руки на поясе;

•     руки впереди;

•     руки в стороны.

Руководство для взрослых

Взрослый использует, в основном, словесные указания, поскольку подбор упражнений практически такой же, как и для старшего возраста, но с некоторыми усложнениями.

Взрослый может обратить внимание детей на дыхание: «Раз, два, три — выдох».

При разучивании наиболее сложных упражнений взрослый сочетает объяснение с демонстрацией упражнения (самостоятельно или с помощью одного из детей).

Читать далее: Упражнения без предметов

Комплекс № 1

1.   «СОСНА»

И. п.: основная стойка, руки опущены.

Выполнение: 1-2 — поднимаясь на носки, плавно поднять руки вверх, потянуться, вдох. 2 — вернуться в и. п. 3-4 — плавно опустить руки вниз, выдох.

Повторить: 5 раз.

2.   «ВЕТЕР»

И. п.: стоя, ноги вместе, руки опущены.

Выполнение: 1 — поднять руки дугами вверх, хлопок над головой, вдох. 2-3 — наклон вниз, приблизить голову к ногам, хлопок за ними, выдох. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

3.   «ГОРКА»

И. п.: лежа на полу, руки в стороны, ноги выпрямлены.

Выполнение: 1-2 — скользя ступнями ног по полу, подтянуть их к ягодицам. 3-4 — вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.

4.   «МАЯТНИК»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки опущены.

Выполнение: 1-2 — руки в стороны, вдох. 3-4 — наклон, не сгибая коленей; опущенными прямыми руками одновременно выполнить движение вперед-назад, выдох; и. п.

Повторить: 6 раз.

5.   «КАЧАЛКА»  (рис. 45)

И. п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль тела.

Выполнение: 1 — обхватить руками колени, голову наклонить. 2-3 — сделать несколько перекатов на спине вперед-назад. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: 3 раза.

6.   «НА ОДНОЙ  НОЖКЕ»

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки на поясе. Выполнение: 1-5 — подскоки на правой ноге. 6-10 — подскоки на левой ноге.

Ходьба на месте с махами рук (марширование). Повторить: 3 раза.

Комплекс № 2 (>с использованием >стены)

1.   «СОЛНЫШКО»

И. п.: основная стойка, лицом к стене, руки опущены. Выполнение: 1-2 — скользя руками по стене, поднять их вверх, вдох. 3-4 — вернуться в и. п., выдох. Повторить: 5 раз.

2.   «ШАГАЕМ РУКАМИ ПО СТЕНЕ»

И. п.: основная стойка, лицом к стене (на расстоянии шага от стены) руки касаются стены на уровне груди.

Выполнение: 1-4 — перебирая руками по стене, наклониться до пола, — выдох. 5-8 — то же движение, но выпрямляясь, — вдох.

Повторить: 4 раза.

3.   «СЛЕДЫ»

И. п.: основная стойка, лицом к стене, руки на поясе.

Выполнение: 1 — поднять ногу, согнутую в колене, коснуться ступней стены, выдох. 2 — вернуться в и. п., вдох. 3 другой ногой. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза каждой ногой.

4.   «НОЖНИЦЫ»

И. п.: основная стойка, спиной к стене, руки в стороны, касаться ладонями стены.

Выполнение: 1 — прямые руки скрестно перед грудью, выдох. 2 — вернуться в и. п., касаясь ладонями стены, вдох.

Повторить: 4-5 раз.

5.   «ШАГАЕМ НОГАМИ ПО СТЕНЕ»   (рис. 46)

И. п.: сидя лицом к стене, ноги согнуты, ступни прижаты к стене, руки в упоре сзади.

Выполнение: 1-4 — переставляя ноги по стене, выпрямить их. 5-8 — вернуться в и. п., дыхание в произвольном ритме. Повторить: 4 раза.

6.   «КОЛЕНО»

И. п.: основная стойка, спиной к стене, руки в стороны. Выполнение: 1-2 — подтянуть согнутую в колене ногу к груди. 3-4 — вернуться в и. п. То же другой ногой. Повторить: по 3 раза каждой ногой.

Читать далее: Упражнения с предметами

УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ Комплекс № 3 (с >детскими гантелями)

1.   «ГАНТЕЛИ  ВВЕРХ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, гантели в опущенных руках. Выполнение: 1 — поднять гантели прямыми руками через стороны вверх. 2 — вернуться в и. п. Повторить: 5 раз.

2.   «НАКЛОНЫ  ВПЕРЕД»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с гантелями опущены.

Выполнение: 1 — наклон вперед, гантели в прямых руках держать перед собой, голову не опускать, колени не сгибать. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

3.   «ПОВОРОТЫ»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки с гантелями опущены.

Выполнение: 1 — руки в стороны, поворот вправо, гантели не опускать, сказать: «Вправо». 2 — вернуться в и. п. 3 — то же в левую сторону, сказать: «Влево». 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

4.   «МАЯТНИК»

И. п.: стоя, ноги параллельно, гантели в руках внизу. Выполнение: 1-3 — руки в стороны, махи прямой ногой вперед-назад. 4 — вернуться в и. п. То же другой ногой. Повторить: по 3 раза каждой ногой.

5.   «ВОКРУГ»

И. п.: ноги параллельно, руки на поясе, гантели на полу. Выполнение: 1-10 — прыжки на двух ногах вокруг гантелей. Ходьба с махами руками (марширование). Повторить: 3 раза.

Комплекс № 4

(с мячом >малого диаметра >— прыгунком)

1.   «ПРЫГУНОК  ВВЕРХ»

И. н.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, висят, мячик в одной руке.

Выполнение: 1 — поднять прямые руки через стороны вверх, голову не опускать, приподняться на носки; переложить мячик из одной руки в другую. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

2.   «ПОВОРОТЫ»

И. п.: стоя, ноги шире плеч, руки перед грудью, мячик в одной руке.

Выполнение: 1 — поворот вправо, рывок в правую сторону, прямые руки развести в стороны. 2 — вернуться в и. п., переложить мячик в другую руку. 3 — то же в левую сторону. 4 — вернуться в и. п.

То же в правую сторону.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

3.   «ПРОКАТЫВАНИЕ»   (рис. 47)

И. п.: сидя по-турецки, руки опущены, висят, правая рука на мяче, который лежит на полу.

Выполнение: 1 — наклониться вправо, провести мячом по полу как можно дальше от себя. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: по 4 раза в каждую сторону.

4.   «ПЕРЕЛОЖИ ПРЫГУНОК» (рис. 48)

И. п.: стоя, мячик в правой руке, руки опущены.

Выполнение: 1 — развести руки в стороны. 2 — наклон вперед-вниз; соединить руки под правым коленом; переложить мячик в левую руку. 3 — обе руки в стороны. 4 — то же другой рукой.

Повторить: по 3 раза каждой рукой.

5.   «УСПЕЙ ПОЙМАТЬ»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены, висят, мячик в правой руке.

Выполнение: 1-2 — бросить мячик одной рукой об пол, поймать другой рукой. 3 — вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

6.   «ПРЫЖКИ НА ОДНОЙ  НОГЕ»

И. п.: ноги параллельно, руки согнуты в локтях у пояса, мячик в руках.

Выполнение: 1-8 — прыжки на правой ноге, мячик в левой руке.

То же на левой ноге, мячик в правой руке.

Ходьба, руки с мячом двигаются свободно.

Повторить: по 3 раза на каждой ноге.

Комплекс № 5 (>с воздушным >шаром или >надувным мячом)

1.   «ПОДБРАСЫВАНИЕ»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, воздушный шар в обеих руках перед грудью.

Выполнение: 1-2 — подбросить воздушный шар обеими руками и поймать его. 3 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

2.   «НАКЛОНЫ»

И. п.: стоя, ноги параллельно, шарик в обеих руках за спиной, руки опущены.

Выполнение: 1 — наклон вперед; руки держать максимально высоко, удерживать шарик. 2 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз.

3.   «ВЫПАДЫ»

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки опущены, шар в обеих руках.

Выполнение: 1 — выпад вперед правой ногой (согнуть ногу в колене), вес тела переносится на правую ногу; прямые руки с шаром вперед; левую ногу на носок. 2 — вернуться в и. п. 3 — то же, но перенести вес тела на левую ногу. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза каждой ногой.

4.   «БРЕВНЫШКО»

И. п.: лежа на спине, руки выпрямлены над головой, воздушный шар в обеих руках, ноги выпрямлены.

Выполнение: 1-2 — без помощи рук и ног повернуться на бок. 3-4 — повернуться на живот.

Так же в обратную сторону.

Повторить: 4 раза.

5.   «УСПЕЙ  ПОЙМАТЬ»

И. п.: основная стойка, руки с воздушным шаром внизу.

Выполнение: 1 — присесть на носках, спина прямая, колени в стороны; подбросить воздушный шар вверх. 2 — быстро встать, поймать шар — вернуться в и. п.

Повторить: 6-8 раз.

6.   «ВОЗДУШНЫЕ,  ЛЕГКИЕ ПУШИНКИ»

И. п.: ноги параллельно, руки опущены, висят, шар в одной руке.

Выполнение: 1-10 — легкие подскоки то на одной ноге, то на другой, одновременно легкие взмахи прямыми руками вперед-назад (поочередно правой и левой).

Ходьба с медленным перекатом ступни с пятки на носок и мягкими движениями рук.

Повторить: 3 раза.

Комплекс № 6 (со скакалкой)

1.  «высоко»

И. п.: основная стойка, скакалка, сложенная вчетверо, впереди в опущенных руках.

Выполнение: 1 — поднять прямые руки вперед. 2 — руки вверх, подняться на носки, прогнуться, посмотреть на скакалку. 3 — вернуться в и. п.

Повторить: 5 раз в медленном темпе.

2.   «МИКРОФОН»   (рис. 49)

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, сложенная вдвое скакалка на шее, держать скакалку за ручки.

Выполнение: 1 — поворот туловища вправо, правую руку в сторону. 2 — вернуться в и. п. 3 — то же влево. 4 — вернуться в и. п.

Повторить: по 4 раза в каждую сторону.

3.   «ЛОШАДКИ»  (рис. 50)

И. п.: ступня правой ноги впереди на середине скакалки, ручки натянутой скакалки в согнутых руках.

Выполнение: 1-2 — руки вверх, правую ногу согнуть в колене — вверх. 3-4 — вернуться в и. п.

То же с другой ноги.

Повторить: по 4 раза каждой ногой.

4.   «КАЧЕЛИ»   (рис. 51)

И. п.: сидя, ноги вперед, скакалку, сложенную вдвое, зацепить за ступни и натянуть.

Выполнение: 1-4 — наклон назад, ноги прямые вперед, покачаться. 5 — вернуться в и. п., пауза.

Повторить: 2-3 раза.

5.   «ПРИСЕДАНИЯ»

И. п.: основная стойка, скакалка, сложенная вдвое, в руках.

Выполнение: 1 — скакалку вверх за плечи, вдох. 2 — присесть с прямой спиной, скакалку вперед, выдох. 3 — встать, скакалка за плечи, вдох. 4 — вернуться в и. п., выдох.

Повторить: б раз в медленном темпе.

6.   «ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ»

И. п.: основная стойка, скакалку держать сзади, за концы. Выполнение: прыжки на двух ногах на месте через вращающуюся скакалку.

Повторить: 2 раза по 30 прыжков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс утренней гимнастики в старшей группе. Самоанализ утренней гимнастики.

Комплекс утренней гимнатики в старшей группе.Самоанализ утренней гимнастики....

Сценарий развлекательной утренней гимнастики совместно с родителями: «Флэшмоб по-детсадовски или утренняя гимнастика в честь Дня защиты детей «На зарядку – становись!»

Подготовил воспитатель:Большакова Ольга Николаевна1 июня 2016 годаСпассОформление и проведение: воспитатели Большакова О.Н.,Антонова Л.В., Митрофанова О.В., видео младший воспитатель: Лисенкова О.В.фо...

Консультация и проведение открытого показа утренней гимнастики для малоопытных воспитателей детского сада. На тему: «Роль музыки на утренней гимнастике»

В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека, физическое развитие ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Одной из самых важных составляющих успеха физического разв...

Комплекс утренней гимнастики воспитателям ДОУ "Утренняя гимнастика -залог здоровья"

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, она способствует поднятию натроения у детей, эмоционального и мышечного тонуса, помогает закреплять двигательные навык...

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ» НА ТЕМУ: «КВЕСТ – ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»

Проводя ежедневно утреннюю зарядку, педагог решает много образовательных задач, что подразумевает интеграцию всех образовательных областей и соответствует ФГОС. Утренняя зарядка создает организованное...

Утренняя гимнастика для дошкольников 5-7 лет. (комплексы утренней гимнастики тематического характера)

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физическ...

Утренняя гимнастика проводиться под музыку «Спортивные зверята.» Комплекс утренней гимнастики.

Комплекс утренней гимнастики.1.Ходьба на месте, ходьба  на месте на носках, руки на поясе. 2. «Хлопки»И.П. стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища-руки в стороны -рук...