Проект Огород - кладезь здоровья. Иванова Ю.Ю.
проект

Иванова Юлия Юрьевна

Проект Огород - кладезь здоровья. Иванова Ю.Ю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_-_kladez_zdorovya._ivanova_yu.yu_.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 «Лесная сказка» города Лесосибирска»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ОГОРОД - КЛАДЕЗЬ ЗДОРОВЬЯ»

Старший дошкольный возраст

Вид проекта: познавательный, творческий, здоровьесберегающий.

Срок реализации проекта: июнь – сентябрь.

Автор проекта: Иванова Ю. Ю, воспитатель.

 

2020г.

Цель проекта

Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

 Задачи проекта

Формировать у детей

  • знания о росте и потребности растений в тепле, влаге, свете;
  • умение наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
  • интерес детей к художественным произведениям, в том числе к произведениям малых фольклорных форм (загадкам, пословицам, поговоркам);
  • умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа; развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей;
  • представления о правильном здоровом питании; о культуре питания; о здоровом образе жизни, о природных витаминах, необходимых для здоровья.

Развивать

  • умение логически мыслить, устанавливать взаимосвязи, делать выводы;
  • коммуникативные способности детей;
  • творческие способности, художественно-эстетический вкус.

Воспитывать

  • трудолюбие, бережное отношение к своему здоровью, природе

Актуальность проекта

Актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В питании ребенка непременно должны присутствовать витамины, а живые витамины содержатся именно в овощах, фруктах и ягодах. Важно донести до сознания ребенка пользу употребления в пищу овощей, фруктов и ягод, об их пользе для здоровья человека, т.е.  привить детям основы здорового питания, приобщить детей к здоровому образу жизни.

Участники проекта: воспитатели, логопед, психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, медицинский персонал, дети подготовительной группы, родители.

Планируемые результаты проекта:

  • понимание детьми значения витаминов, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах для укрепления здоровья;
  • осознание детьми необходимости употребления в пищу овощей, фруктов и ягод;
  • развитие у детей познавательной активности, любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
  • повышение заинтересованности и мотивации детей к занятиям;
  • развитие связной речи, пополнение словарного запаса;
  • повышение заинтересованности детей совместно с родителями в заботе о растениях, в правильном здоровом питании и здоровом образе жизни;
  • заинтересовать и вовлечь родителей в проектную деятельность;
  • улучшение взаимоотношений между педагогами, родителями и детьми посредством участия родителей в творчестве детей;
  • повышение авторитета семьи в вопросах воспитания, создания благоприятного психологического микроклимата в семье.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

- постановка проблемы;

- обсуждение темы проекта с детьми и родителями;

- беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о витаминах;

- подбор методической, научной и художественной литературы о витаминах, овощах, фруктах и ягодах: чтение энциклопедий, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, в том числе, произведений малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки);

- выбор темы по желанию детей об овощах, фруктах или ягодах, сбор информации для познавательного сообщения;

- с помощью родителей подготовить грядки на огороде детского сада для посадки овощей.

2. Основной этап:

- организация и проведение тематической образовательной деятельности;

- наблюдение и посильная помощь взрослым при посадке овощей на огороде;

- наблюдение за ростом растений, участие в поливе грядок, прополке;

- проведение досугов, викторин, театрализация, разгадывание кроссвордов и ребусов;

-  исследовательская деятельность.

Планируемая работа по реализации проекта

          Участники: дети, воспитатели, родители, медицинский персонал.

Беседы:
        «Полезные витамины», «Овощи на нашем столе»,
 «Что необходимо для роста растений?», «Труд людей в огороде», «Что посеешь, то и пожнешь»,   «Без трудов нет и плодов», «Что такое правильное питание», «Что такое здоровый образ жизни», «Вспомним, как надо правильно кушать», «Культура поведения во время еды», «Гости в дом - радость в нем», «Овощи, ягоды и фрукты нам здоровье сберегут!».

Дидактические игры и упражнения:

Участники: дети, воспитатели

«Назови ласково»; «Узнай на ощупь»; «Четвертый лишний»;
«Собери картинку»; «Что где растет?»; «Объясни, как собирают овощи»;
«Доскажи словечко», «Один-Много», «Посчитай», «Расскажи-ка!», «Поварёнок»;
«Какой сок?», «Какое варенье?», «Из чего - какой?»,  «Узнай блюдо»; 
«Что изменилось?»; «Сложные слова»;  «Скажи наоборот»,  «Профессии в сельском хозяйстве», «Отгадай овощ (фрукт, ягоду) по описанию»,  
«Чудесный мешочек», «Вершки-корешки»,  «Ягодка лесная, ягодка садовая»,
«Веселый повар», «Что сначала, что потом?»

Дидактические упражнения: «Угощение гостей».

- Выбор темы (овощи, фрукты, ягоды) детьми для познавательного сообщения.

- Составление описательных рассказов по плану по теме: «Любимый овощ», «Мой любимый фрукт», «Вот такая Ягодка»;

- Составление рассказов о выращивании овощей, фруктов и ягод на даче.

Чтение художественной литературы

Участники: дети, воспитатели, родители.

- «Гостеприимство», «Варенье»  О.Григорьев;

- «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких» Г.Горн;

- «Полезные продукты» Л. Зильберг;

- Рассказ «Фрукты - Овощи» («Учимся правильно питаться» Ю.П.Климович)

-  Рассказ «Очень вкусный пирог» Даниил Хармс

- «Королевство столовых приборов» Н.Литвинова;

- Русские народные сказки: «Репка». «Вершки-корешки»;

- Капустный лист» Бехлерова Е.;

- «Синьор Помидор» Маршак С.;

- «Огурцы», «Про репку», «Огородники» Н.Носов,  

- «Загадки с грядки» Сапгир Г.;

- «Сказка о том, почему помидор стал красным» Фартутдинова Е.;

- «Кто как одет?» Э.Шим

- «Мешок яблок», «Яблоко» В.Сутеев;

- «Внучка старой вишни» Сухомлинский В.;

- «По ягоды» Я.Тайц;

- «Чиполлино» Д.Родари.

- «Дудочка и кувшинчик» В.Катаев

Пальчиковая гимнастика:

Участники: дети, воспитатели.

«Овощи», «Мы капусту рубим, рубим», «У Лариски - две редиски», «Апельсин»», «Яблоня», «Лесные подарки».

Артикуляционная гимнастика

Участники: дети, воспитатели, логопед.

- «Варенье» и др.

Координация речи с движением (Хороводные игры)

Участники: дети, воспитатели

- «Урожай», «А мы просо сеяли», «Мы корзиночку возьмем».

Психогимнастика

Участники: дети, воспитатели, психолог.

- «Попробуй …овощ, фрукт, ягоды».

- Психологические этюды по сказкам

Театрализованная деятельность:

Участники: дети, воспитатели, муз. руководитель.

- Инсценировка стихотворения «Помидор» Я. Бжехова.
         - Инсценировка «Спор овощей».

- Пальчиковый театр «Репка» и др.  эпизоды из сказок, стихов (для детей младших групп и родителей).

Художественно-эстетическая деятельность:

Участники: дети, воспитатели.

-  Лепка: «Натюрморты из овощей и фруктов», «Ветка рябины».

- Рисование: «В саду созрели яблоки», «Отгадай и нарисуй», «Вот она какая, ягодка лесная».

- Аппликация: «Натюрморт из овощей», «Натюрморт из фруктов».

Познавательно-исследовательская деятельность:

- Наблюдение «Наш огород». Наблюдение в огороде за морковью и свеклой;

- Наблюдение за ростом овощей, отметка в календаре наблюдений сроков появления плодов гороха, бобов и т.д.;

-  Наблюдение за рябиной и др. ягодными кустарниками;

-  Солнце - источник тепла и света;

-  Как растение пьёт?

Эксперимент с капустными листами

      Для эксперимента взять 3 стакана с водой, в каждый стакан положили краситель (разного цвета), потом предложить ребятам взять капустные листы и опустить их в стаканы с красителем. После сна мы посмотрели на капустные листы и увидели, что они окрасились. Задать детям вопрос - почему листья капусты поменяли окраску?

В ходе беседы выяснили: растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, капуста меняют свой цвет. 

Подвижные игры:

Участники: дети, воспитатели, инструктор по физ. воспитанию.

- «Кто быстрее соберет овощи (фрукты, ягоды) в корзину».
         - «Собери урожай».

- «Выбери овощ (фрукт) для салата».

- «Кто быстрее» (сварит компот, суп).

- «Сторож и зайцы».

- «Съедобное - несъедобное».

Презентации

Участники: дети, воспитатели, родители

Презентации детей и родителей по выбранной ребёнком теме.

3. Заключительный этап:

- Итоговая беседа и викторина по теме «Огород – кладезь здоровья».

- Выставка овощей и поделок из них «Что на осень принесла».

- Выставка рисунков и аппликаций по теме «Урожай».

- Подведение итогов проекта.

Вывод:

   В процессе реализации проекта у детей повысился уровень интереса к познавательной и исследовательской деятельности. Повысилась экологическая компетентность детей: они могут различать растения, знают особенности их строения и условия роста. Дети умеют оказывать посильную помощь в работе по уходу за огородом. Сплотилось детско-родительское сообщество. Воспитанники стали активнее проявлять инициативу в различных видах деятельности.

      Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо формировать эстетическое отношение к природе, углублять знания, совершенствовать навыки детей, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Список использованной литературы:

  1. Алябьева Е.А. «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет», игровые технологии // М.: ТЦ «Сфера». 2006.
  2. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы».
  3. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром».
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников // М.: ТЦ «Сфера». 2005.
  5. Дьяченко В. Ю., Гузенко О.В. и др. // «Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд», тематическое планирование занятий // Волгоград: Учитель. 2007.
  6. Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду // ТЦ Сфера. 2005.
  7. Издательство «Сова» «1000 пословиц, загадок, поговорок»
  8. Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет».
  9. Климович Ю.П. «Учимся правильно питаться» // Волгоград: Учитель. 2007.
  10.   Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы). Практические разработки физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007.
  11.  Корзунова А. «Золотой ус, лук, лимон, чеснок».
  12.  Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое мероприятие по проекту «Огород на окне» Физкультурный досуг Тема «Веселый огород»

Данный материал - это сценарий физкультурного досуга. Задачи :создать радостное настроение, развивать у детей мышечную силу, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательные области: "Социально - коммуникативное развитие", "Физическое развитие" Тема: "Кладезь здоровья".

На первом этапе ООД дети пр помощи сладов узнют, что смое главное для человека - здоровье. В группу приходит переодетый взрослый в "Микроба" с коробочкой,  в которой находятся маленькие "микробы"...

Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."

Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Проект "Моя малая Родина Иваново"

Данный проект предназначен для углубления знаний о родном крае, укрепления семейных связей, воспитания уважительного отношения к своей малой Родине....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОГОРОД - КЛАДЕЗЬ ЗДОРОВЬЯ»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«ОГОРОД - КЛАДЕЗЬ ЗДОРОВЬЯ»...