Особенности проведения подвижных игр в дошкольном возрасте
методическая разработка (старшая группа)

Плахова Людмила Андреевна

Рекомендательная помощь молодым специалистам для занятий по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_podvizhnyh_igr.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

  Плахова Л.А.

Особенности проведения подвижных игр в дошкольном возрасте

             На занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении занятия подвижными играми с детьми представляют собой главное средство в развитии движений детей. Игры детей характерны простотой заданий, сюжета, доступностью и несложностью правил, частым чередованием подвижных моментов со спокойными. В играх с дошкольниками  играющий коллектив не разделяется на команды. Дети выполняют одинаковые для всех упражнения и движения. Для детей дошкольного возраста характерны игры, в которых действие развертывается достаточно быстро, благодаря чему в процессе игры можно легко наблюдать  результаты своих действий.

         В ряде игр действия детей начинают принимать соревновательный характер. В детском саду применяются разнообразные  виды подвижных игр: игры со спортивным инвентарем (мяч, скакалка, обруч), которые используются преимущественно как индивидуальные  и представляют собой своеобразные игровые упражнения, не имеющие строго зафиксированных правил. Подвижные игры с правилами – сюжетные и бессюжетные. Темой для сюжетных игр служат, главным образом, непосредственно окружающие детей явления, близкие и доступные их пониманию. Сюжет игры постепенно обогащается. Бессюжетные игры чаще всего строятся на выполнении несюжетного задания: прокатить мяч, пролезть в обруч, не задев дугу.

Особенно внимательно надо отнестись к содержанию игры. Недопустимы игры, сюжет которых может вызвать неправильное представление об окружающем или натолкнуть детей на нежелательные проявления. Игры для детей младшего  и среднего дошкольного возраста строятся на выполнении не более одного-двух доступного и интересного для детей заданий. В играх используются  только те движения, которыми дети владеют свободно. Инструктор сам принимает участие в игре и выполняет более сложные роли.

Игры старшего и подготовительного дошкольного возраста  приобретают более богатый сюжет. Повышаются требования к выполнению определенных правил, вводится элемент соревнования. Детям предоставляется больше самостоятельности. В ходе игры инструктор привлекает внимание ребят к ее содержанию. Педагог обязан учить и следить за тем, чтобы движения выполнялись точно в соответствии с правилами игры. Он управляет дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально - положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и быстро действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально и выразительно. Дает представление о содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени представляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки детей, проявивших определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Для ребят не всегда важен результат игры, победа, успех, им нравится сам процесс игры, каким бы трудным он не был. В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности.

Музыкальное сопровождение на физкультурных занятий является мощным средством, пробуждающим эмоции,  активизирующим мозговую деятельность, поэтому использование музыки на занятиях в дошкольном учреждении должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группе к другой.

С детьми младшего дошкольного возраста целесообразно использовать эпизодическое сопровождение простых или уже выученных упражнений. По мере взросления, обогащения двигательного опыта и становления высшей  нервной деятельности количество действий и повторений может увеличиваться, однако и здесь необходимо следовать некоторым правилам.

Упражнения, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения: это построения, разучивание новых упражнений, выполнение двигательных действий в основной части занятия.

Для сопровождения разминки подбираются эстрадные, маршевые или классические мелодии с четким ритмическим рисунком. Это пробуждает детей сознательно «укладывать» элементы упражнения в четкие временные рамки.

Музыкальные произведения следует чередовать каждые две - три недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2-3 месяца.

Музыка для движения во время физкультурных занятий - это настроение, и ритм, и темп выполнения  упражнений. Музыка - это образ, который помогает детям фантазировать и двигаться не только качественно, но и более свободно и раскрепощенно.

Для детей игра - это труд, требующий настоящих усилий. Игра закрепляет у детей полезные умения, навыки и привычки. Главное для детей дошкольного возраста является накопление широкого и разнообразного практического двигательного опыта, от которого впоследствии в школьные годы, будет зависеть успешное решение специальных образовательных задач.

Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой,  активизирует внимание детей. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания и легочную вентиляцию.

«Для активизации малоподвижных детей, - считает Н. Аксенова, - музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, в связи, с чем увеличивается двигательная активность».

У детей дошкольного возраста, в основной массе, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и если ребенок с синдромом двигательной активности, то спокойная музыка в конце занятия поможет успокоить такого ребенка.

На занятиях по физической культуре наиболее целесообразно музыкальное сопровождение использовать в водной части: при выполнении ходьбы, бега, в подскоках, при выполнении общеразвивающих и строевых упражнениях.

Удачно подобранное музыкальное сопровождение заменяет при выполнении упражнений счёт инструктора. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у инструктора по физкультуре появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь ребенку.

Библиографический список

1. Кудашова Л.Т., Люйк Л.В., Подвижные игры, эстафеты и игровые задания с использованием основных средств гимнастики. СПб. 2001. 44с.

2. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. СПб.: Композитор, 2009. 309с.

3. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981. 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования фольклора в подвижных играх детей дошкольного возраста

В научной литературе даётся определение игры: «Игра – вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе».Специфика подвижных игр состоит в эмоциональности и увлек...

Буклет консультация для родителей младших дошкольников. Артикуляционная гимнастика и особенности ее проведения с детьми младшего дошкольного возраста

Буклет консультация для воспитателей и родителей младших дошкольников. Артикуляционная гимнастика и особенности ее проведения с детьми младшего дошкольного возраста. Артикуляционные упражнения «...

Мастер-класс «Использование спортивного инвентаря при проведении подвижных игр» (средний дошкольный возраст)

Подвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих  прав...

Особенности проведения подвижных игр для детей дошкольного возраста. Из опыта работы.

Памятка с рекомендациями по проведению подвижных игр.Наблюдая за проведением подвижных игр педагогами и родителями, я обратила внимание на характерные ошибки. Такие ошибки мешают ходу и...

Консультация для педагогов «Особенности проведения подвижных игр в старшей группе»

Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка-дошкольника, и потому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. В практике детского сада широко используются игры ролевые, дидакт...