Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре и быту»
проект

Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников на основе приобщения детей к русской народной культуре и быту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Румянцевская средняя образовательная школа»

дошкольное отделение корпус № 2

143560 Московская область, Истринский район, пос. Курсаково, д. 11

 тел. 8-498-729-39-84

ПРОЕКТ

«Приобщение детей дошкольного возраста

к русской народной культуре и быту»

      Руководитель: Шевелева С.С.                                        

                        воспитатель подготовительной

группы «Цветик – семицветик»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

ПРОЕКТ

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре и быту»

МОУ «Румянцевская СОШ» ДО2  2-37

Вид проекта

Долгосрочный

Разработчик проекта

Воспитатель Шевелева Светлана Сергеевна

Основные исполнители

(участники проекта)

  • Воспитатель подготовительной  группы «Колокольчик»;
  • воспитанники подготовительной группы «Колокольчик»
  • Родители
  • Музыкальный руководитель Казимиренок Д.С.

Место реализации проекта

  • МОУ «Румянцевская СОШ» ДО 2-37

Цель

проекта

Формирование у детей первоначальных представлений о жизни русского народа, его истории и культуре.

Развитие патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре, творческих способностей у детей 6-7 лет.

Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников на основе приобщения детей к русской народной культуре и быту.

Основные    задачи       проекта

  1. Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории.
  2. Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.
  3. Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров.
  4. Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников. Приобщение к эстетической культуре.
  5. Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа.
  6. Обогащать словарный запас детей.
  7. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  8. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
  9. Создать условия для формирования у детей основ проектной деятельности.
  10. Приобщить родителей к воспитательно - образовательному процессу в ДОО.

Гипотеза Проекта

Приобщение дошкольников к истокам русской культуры в ДОУ будет эффективным, при условии систематической работы с детьми.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

(польза проекта)

  • У детей сформирован устойчивый интерес  к истории и культуре нашего народа;
  • Знание детьми жанров устного народного творчества: народные праздники, обычаи и традиции русского народа.
  • Расширен кругозор детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
  • Широко используются все виды фольклора.
  • Желание участвовать в мероприятиях, проявлять инициативу и творческие способности.
  • Проявляют активную эмоциональную отзывчивость на произведения устного народного творчества.
  • Объединены усилия педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Критерии эффективности проекта

  • Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
  • Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Основные принципы проекта

  • принцип личностно-ориентированного общения – личностно-ориентированный подход в воспитании, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания;  в процессе общения педагог выступает как активный соучастник   художественно-речевой  деятельности; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • принцип полноты и целостности - подразумевающий совокупность знаний  художественных произведений и их использование  в различных видах детской деятельности, их органическую взаимосвязь;
  • принцип развивающего обучения - ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;
  • принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации;
  • принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно,  чтобы дети осваивали умения и навыки  постепенно (от простого к сложному);
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые  виды заданий, стремится к достижению результата;
  • принцип интеграции позволяет осуществлять образовательную работу с детьми на основе комплексно-тематического единства с интеграцией всех образовательных областей: «Развитие речи», «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое развитие»;
  •  принцип целостности предполагает соблюдение единства обучения, воспитания  и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  • принцип деятельностного  подхода – любые знания приобретаются ребенком во время собственной активной деятельности, через включение его в совместную деятельность с педагогом;
  • принцип минимакса заключается в следующем: образовательное учреждение должно предложить каждой семье возможность повышения психолого-педагогической и правовой  компетентности и степень включенности в воспитательно-образовательный процесс на максимальном (творческом) уровне и обеспечить при этом информирование на уровне социально безопасного минимума;
  • принцип вариативности предполагает предоставление родителям выбора форм участия и степени включенности в воспитательно-образовательный процесс.
  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
  • Сочетание научности и доступности материала.
  • Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех участников.
  • Принцип учета региональных условий.
  • Развитие собственного, личностного отношения детей к малой родине.

Нормативно-правовая база проекта

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Обеспечение проекта: материально- техническое  

  • Проектор, компьютер, колонки, выход в «Интернет», принтер, бумага.

Муниципальное образовательное учреждение

 «Румянцевская средняя образовательная школа»

дошкольное отделение корпус № 2

143560 Московская область, Истринский район, пос. Курсаково, д. 11

 тел. 8-498-729-39-84

ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

«Приобщение детей дошкольного возраста

к русской народной культуре и быту»

Объем выполненной работы

1. Сбор информации о русской народной культуре и истории.

2. Разработка плана основного этапа проекта.

3. Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений.

4. Циклы занятий по приобщению детей к истокам народной культуры.

5. Знакомство с календарными народными праздниками.

6. Тематические выставки детского творчества «Народные промыслы»

7. Проведение праздников, развлечений, досугов, открытых занятий на дошкольном и муниципальном уровне. Выступление на «Дне Труда» в ЦДК - танец «Русская песня».

8. Консультации для родителей «Театральная игра в детском саду. Развитие театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах». «Народное искусство в быту детского сада». «Развитие творческих способностей дошкольников средствами фольклора»

Значимость полученных результатов

1.Сформирована система знаний о русской народной культуре и истории.

2.Сформирован устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров.

3.Дети знакомы с обычаями и традициями обрядовых праздников.

4.Обогатился словарный запас детей.

5. Познакомились с народной декоративной росписью, которая является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

6.Развиты коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

7.Сформированы основы проектной деятельности: под руководством педагога дети способны к самостоятельной деятельности в определенном направлении.

8.Социально активная позиция родителей и педагогов.

Оценка успешности проекта

Проведённые мероприятия социально-значимого проекта «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре и быту» выполнены полностью и в запланированные сроки их проведения. Поставленная в начале реализации проекта цель:

  • формирование у детей первоначальных представлений о жизни русского народа, его истории и культуре;
  • развитие патриотизма, интереса к жизни русского народа, его истории и культуре, творческих способностей у детей 6-7 лет;
  • оспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников на основе приобщения детей к русской народной культуре и быту,  успешно решена через знакомство дошкольников с русской народной культурой и бытом русского народа.

Отчет подготовила: воспитатель группы № 2                                             С.С.Шевелева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Проект разработан для детей страшего дошкольного возраста.Цель: Пробуждение чувства любви к своей Родине, воспитание в детях патриотизма через приобщение детей ко всем видам национальной культуры: фол...

Паспорт проекта "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

В данном документе указаны цель и задачи проекта по приобщению младших дошкольников к русской народной культуре, также показаны основные предполагаемые результаты работы....

Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма"

    Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей ...

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма»в подготовительной группе № 9               ...

Проект « Приобщение детей к истокам русской народной культуры – как способ развития патриотизма».

    Предлагаемый проект поможет систематизировать работу с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры и позволит формировать необходимые для этого качества у детей...

ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...

Проект "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры...