Сюжетно-ролевая игра "Экологи"
план-конспект занятия (старшая группа)

татьяна александровна карякина

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.

  • Актуальность

Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования, начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.

Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:

- осознание ребёнком себя как части природы;

- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;

- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями);                                    

  - формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.

Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sri_ekologi.docx29.69 КБ
Файл dlya_pohoda.docx1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение Образовательного Центра №2 г.Челябинска

Тема: Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Экологи» для детей средней группы

       Подготовила воспитатель 1 категории:

 Карякина Татьяна Александровна

Г.Челябинск, 2022г

           Цель: формирование  предпосылки экологического сознания путем обогащения знаний детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую деятельность. 
           Образовательные задачи: систематизировать знания детей о лесе,  реке, животном и растительном мире; пополнять знания детей о правилах поведения на природе; обогащать словарный запас детей; совершенствовать навыки связной речи детей; формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; учить проводить простейшие опыты с водой; создавать условия для формирования представлений об истинных человеческих ценностях, нормах нравственного модели поведения на природе. 
          Развивающие задачи: создавать благоприятную предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для развития познавательной сферы детей, гармонизации их психо-педагогического развития; развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанное гуманное отношение к природе, уважение к деятельности защитников природы, ответственность, навыки сотрудничества; развивать коммуникативные навыки; способствовать развитию мышления, памяти, творческого воображения; развивать способность к прогнозированию будущих изменений; содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности. 
          Воспитательные задачи:
 воспитывать интерес и бережное отношение к природе; воспитывать культуру экологического мышления (желание не засорять почву и водоемы, заботиться об их обитателях; способность «морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, применять нравственные нормы на практике); воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к результатам чужого и своего труда. 
          
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественная.

Форма организации детей: две подгруппы поочередно.

Планируемый результат: развитие предпосылок экологического сознания ребенка; развитие познавательной активности детей за счет обогащения знаний об окружающем мире; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; обогащение предметно-развивающей среды группы.

Предметно-игровая среда. Оборудование:

Оборудование (атрибуты и игровой материал): Наборы для игр: «Ветеринарная лечебница», «Спасатели», «Лаборатория», «Пожарные», «Костровое оборудование»; схема с правилами поведения на природе; тропа здоровья (спортивный инвентарь); карта маршрута, компас, рюкзаки, фонарики, фотоаппарат, бинокль, рации, палатка, гитара; Бейджики: (начальник экспедиции, экологи, лаборанты, врач, мед сестра,  повар). Вывески – Лаборатория. Спец. одежда для экологов, лаборантов, макеты деревьев, искусственные ели, различные бабочки в траве и на деревьях, бревно, канат, макет реки, дикие животные – игрушки: рыбы, птицы. Аудиозаписи с детскими песнями и звуками природы.

Сопутствующие игры: «Ветеринарная лечебница»; «Больница»; «Спасатели»; «Повара»; «Пожарные»; «Лаборатория».

Предполагаемые роли: ветеринары; врачи; мед. сёстры; спасатели; ученые: экологи, биологи; повара.

Примерные игровые действия:

• распределение ролей;

• Тушение пожара;

• спасение животных, насекомых (бабочек);

• выбор объекта исследований;

• создание лаборатории;

• изучение экологической обстановки (пробы воды, почвы и т. д.);

• проведение опытной работы;

• фотографирование, съемки промежуточных результатов;

• занесение результатов исследований в журнал;

• подведение итогов исследований;

• работы по исправлению экологической ситуации;

• видеосъёмка, фотографирование нарушений;

• приготовление еды.

Обогащение и активизация словаря: милосердие; патруль; экологическая катастрофа; происшествие; исследование; эвакуация.

Предварительная работа.

Познавательная деятельность: Прогулки в лес, на реку, озеро, луг; Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях из книги: «С любовью о природе»; Беседа о правилах поведения людей в природе.

Ознакомление с художественной литературой: Русские народные сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и волк», «Медведь – липовая нога», «Зимовьё зверей», «Лиса и рак», «Медведь и собака»; «Лесные путешествия» В.Бианки; «Большая книга леса» Л.Л.Стишковская; «Энциклопедия животных» Е.Лаврентьева; «Планета животных» Стив Паркер.

Подвижные игры с элементами имитации: «Птицы», «Лес. Сад. Огород», «Где спрятался зайчик», «Собери урожай», «Человек – верный друг природы».

Ход игры:

Воспитатель: - Ребята, мне пришло срочное сообщение, что в нашем лесу экологическая катастрофа! Что такое «Экологическая катастрофа»? (ответы детей) .

Воспитатель: Правильно, очень много мусора и погибают обитатели леса, гибнет природа. Хотите помочь лесным жителям и природе? (ответы детей). Предлагаю нам стать самыми настоящими экологами и сходить в поход – спасти, исследовать лесной мир. Кто такие экологи, какие они? (ответы детей). Что нам нужно взять с собой в поход? (ответы детей). Для чего нам компас, карта, спички, спальники, …. прочее? (из предложенного списка выбирают только нужные предметы, собирают рюкзаки)

Воспитатель. - Не забудьте захватить с собой аптечку! Для чего она может понадобиться? (Ответы детей.)

Воспитатель. - Прежде, чем идти в экспедицию, давайте вспомним правила поведения в природе (ответы детей. Воспитатель показывает схему с правилам поведением на природе).

Воспитатель. - Молодцы, рюкзаки приготовили, правила поведения в лесу вспомнили. Кто же участвует в экспедиции? (воспитатель помогает распределить роли)

Воспитатель: - Посмотрите, что у меня есть – карта. Зачем она нам? (ответы детей). Роли распределили, с картой маршрута познакомились, а теперь отправляемся в путь. (Звучит музыка.)

  1. Экологическая разминка.

Дети проходят по «тропе здоровья»: по мостику – гимнастические скамейки, переправа через речку – ходьба по канату, по болоту – прохождение по массажным шипам.

Воспитатель: - ну вот мы и добрались до места назначения. Будем разбивать лагерь. (Начальник экспедиции распределяет по местам врачей, повара, показывает место, где поставить палатку. Врачи проводят обследование участников экспедиции перед походом.   Повар разводит костер, занимается приготовлением пищи.)

Воспитатель: - Отдохнем немного.

  1. Угадай-ка

Узнайте по имени литературных персонажей животных, птиц, насекомых:

Гена (крокодил)
Рикки-Тикки-Тави (
мангуст)
Каа (
удав)
Людвиг 14 (
лисенок)
Матроскин (
кот)
Серая шейка (
утка)
Шушара (
крыса)
Торила (
черепаха)
Балу (
медведь)
Шарик (
пес)
Мурка (
корова)

Воспитатель: - Вот и отдохнули, теперь пора каждому из вас заняться своими делами. (дети расходятся по игровому полю). - Повара, чтобы у вас получился вкусный обед отгадайте загадки, все ребята могут помогать с ответами.

  1. Загадки

1. Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на микробов управа. (
Лук)

2. Он похож на огурец
И такой же молодец!
Греет солнцем свой бочок
Сочный, вкусный... (
Кабачок)

3. В огороде вырастаю
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (
Помидор)

4. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
Не одну нашли, а десять!
Как ее название дети? (
Картофель)

6. Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом. (
Редиска)

7. Летом – в огороде, свежие, зеленые,
А зимою – в бочке, крепкие, соленые. (
Огурцы)

8. С королевой овощей
Подружитесь поскорей!
На столе не будет пусто,
Если вырастишь... (
Капуста)

9. В огороде перед нами
Куст усыпан колпачками.
Если красный, пламя прячет –
Тот, кто съест его, заплачет.
Если сочным славен тельцем,
То зовется сладким... (
Перец)

10. Ты кругла, вкусна, красива!
Ты сочна, ну просто диво!
Борщ, свекольник, винегрет...
Без тебя уж не обед!
Цвет у блюд совсем не блеклый.
И зовем тебя мы... (
Свекла)

Воспитатель: - Молодцы, повара справились с заданием. А теперь проверим знания врачей и мед. сестёр. Готовы?

  1. Забавная анатомия
  1. У кого есть язык (язычок), но нет рта? (У колокола, у ботинка, у пламени.)
  2. У кого есть зубы, но нет языка, рта? (У пилы, у расчески, у шестеренки.)
  3. У кого есть ушко, но нет головы? (У иголки.)
  4. У кого есть кисти, но нет рук? (У винограда, у рябины.)
  5. У кого есть спинка, но нет животика? (У стула, у дивана, у кресла.)
  6. У кого есть ножки, но нет ручек и головы? (У стола, у табуреток, у дивана.)
  7. У кого есть ручки, но нет ножек? (У дверей, у окон, у чашек и кружек.)
  8. У кого есть нос (носик), но нет лица? (У корабля, у чайника.)
  9. У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек? (У спички, у булавки, у луковицы.)
  10. У кого есть почки, но нет желудка и печени? (У дерева, у кустарника.)

Воспитатель: - Молодцы, медики. Продолжайте заниматься здоровьем людей. (Тем временем приносят врачам экологов,  попавших  в беду, один  подвернул ножку, а второго укусила оса.  Врачи оказывают помощь).

Воспитатель: - Ребята, чувствуете запах гари, где-то пожар! Срочно идем его тушить. (Имитируют тушение пожара и выносят из огня животных и насекомых. Несут к ветеринару животных, птиц и в лабораторию исчезающий вид бабочек. Лаборанты рассматриваю, зарисовывают бабочек, образцы кладут в контейнера для дальнейших исследований в лаборатории.  Экологи проводят исследования воды в реке.).

- Как вы думаете, что здесь произошло, и по чьей вине? Что нам необходимо сделать в первую очередь? (Беседа. Ответы детей.)

         По ходу деятельности воспитатель задает вопросы экологам и лаборантам:

5. Умники и умницы.

- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (ответы детей)

- Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (ответы детей)

- Как можно очистить водоем? (ответы детей)

- Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут засорять водоемы? (ответы детей)

- Ребята, скажите, как предотвратить загрязнение водоемов? (ответы детей)

- Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины и велосипеды. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: - Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. (После очистки реки, экологи вновь берут пробы воды и делают анализ, который показывает, что вода стала чистой.)

 - Послушайте, природа ожила! А как вы думаете, что мы с вами еще можем сделать, чтобы предотвратить загрязнение воды? (ответы детей)

Воспитатель вопросами подводит детей к тому, что можно предупредить жителей города о вреде, который они приносят и попросить не загрязнять водоемы. Приходят к выводу, что можно распространить листовки.

         Воспитатель: - Правильно! Когда  вернёмся в детский сад, мы с вами можем нарисовать листовки, в которых попросим других жителей беречь водные ресурсы.

- Объявляется привал. Что такое привал? (ответы детей.)

Звучит аудиозапись со звуками природы, пение птиц, шум леса. В лагере мальчики «разжигают костер», девочки готовят обед, накрывают походный стол. Все садятся вокруг костра отдыхать. Поют песню.

Воспитатель: - Ребята, я благодарю вас за мужество, сплоченность и настойчивость, проявленные в ходе выполнения спасательных работ, благодаря совместной слаженной работе нам удалось предотвратить большую экологическую катастрофу, сохранить жизнь животным, птицам, насекомым. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности:  а/ развивать сюжет  б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...

Оформление сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом и требованиями ФГОС. На примере сюжетно -ролевой игры "Больница".

Дошкольный возраст самый благодатный возраст для игр т. к. это ведущая детская деятельность.Хочу предложить Вашему вниманию подборку сюжетно-ролевой игры «Больница», её изменения и дополнения в соотве...