Исследовательский проект: «Что нужно знать о зубах?» (старшая группа)
проект (старшая группа)

Лопатина Екатерина Александровна

Лопатина Екатерина Александровна, Шифер Наталья Николаевна

Исследовательский проект: «Что нужно знать о зубах?»

(старшая группа)

Актуальность: «Не ешь столько конфет, не пей много газировки, не жуй жевачку, не грызи твёрдое - будут дырки в зубах! » — как часто мы слышим эти слова от взрослых. Здоровье зубов детей зависит от состояния полости рта и соблюдения правил гигиены. Самыми распространенным заболеванием человечества является кариес. Он встречается более чем у 95% жителей нашей страны старше 18 лет. В 50% случаев у 6 летних детей на смену молочным зубам идут постоянные, уже пораженные кариесом. Более 80 % людей не умеют правильно чистить зубы.

Проблема: В нашей группе у многих детей проблема с зубами и многие не желают ухаживать за полостью рта, часто приходится обращаться к стоматологу. Очень важно научиться правильно и с удовольствием ухаживать за зубами, чтобы сохранить их здоровыми на долгие годы.

Цель для воспитателя

создание условий для развития у воспитанников креативности, самостоятельности мышления, навыков владения предметом исследования, расширение кругозора.
Задачи:

формирование навыков исследовательской деятельности у детей,
создание необходимых условий для их развития
привлечение внимания родителей к здоровьесбережению.
Цель исследования для детей:

определить степень влияния различных веществ на зубную эмаль
Задачи для детей:
узнать, изучить что такое зубы и как они устроены,
изучить научную и справочную литературу по вопросу,
узнать правила ухода за зубами,
провести опыты, пронаблюдать, проанализировать полученные результаты и сделать выводы о:

  • Влиянии кислоты на зубную эмаль
  • О влиянии вредных сладких веществ (кока-кола)
  • О влиянии сахара на зубную эмаль
  • О влиянии соли на зубную эмаль
  • О степени защиты зубной эмали с помощью зубных паст

Объект исследования: зубы
Предмет исследования: уход за зубами.
Гипотеза: если мы будем соблюдать гигиену полости рта, кушать полезные для зубов продукты - зубы будут здоровыми и белоснежными.
Методы исследования:
сбор и анализ информации по данной теме,

эксперимент: наблюдение, сравнение;
изучение и обобщение сведений и результатов, фиксирование результатов с помощью фото- и видеосъемки.
Практическая значимость: расширение имеющихся представлений о зубе, его строении, повышение желания заботиться о состоянии зубов и их укреплении, повышение познавательного интереса обучающихся к данной теме и желание узнать больше о сохранении зубов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Что нужно знать о зубах?"22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект: «Что нужно знать о зубах?»

(старшая группа)

Актуальность: «Не ешь столько конфет, не пей много газировки, не жуй жевачку, не грызи твёрдое - будут дырки в зубах! » — как часто мы слышим эти слова от взрослых. Здоровье зубов детей зависит от состояния полости рта и соблюдения правил гигиены. Самыми распространенным заболеванием человечества является кариес. Он встречается более чем у 95% жителей нашей страны старше 18 лет. В 50% случаев у 6 летних детей на смену молочным зубам идут постоянные, уже пораженные кариесом. Более 80 % людей не умеют правильно чистить зубы.

Проблема: В нашей группе у многих детей проблема с зубами и многие не желают ухаживать за полостью рта, часто приходится обращаться к стоматологу. Очень важно научиться правильно и с удовольствием ухаживать за зубами, чтобы сохранить их здоровыми на долгие годы.

Цель для воспитателя

создание условий для развития у воспитанников креативности, самостоятельности мышления, навыков владения предметом исследования, расширение кругозора.
Задачи:

формирование навыков исследовательской деятельности у детей,
создание необходимых условий для их развития
привлечение внимания родителей к здоровьесбережению.
Цель исследования для детей: 

определить степень влияния различных веществ на зубную эмаль
Задачи для детей:
узнать, изучить что такое зубы и как они устроены,
изучить научную и справочную литературу по вопросу,
узнать правила ухода за зубами,
провести опыты, пронаблюдать, проанализировать полученные результаты и сделать выводы о:

  • Влиянии кислоты на зубную эмаль
  • О влиянии вредных сладких веществ (кока-кола)
  • О влиянии сахара на зубную эмаль
  • О влиянии соли на зубную эмаль
  • О степени защиты зубной эмали с помощью зубных паст

Объект исследования: зубы
Предмет исследования: уход за зубами.
Гипотеза: если мы будем соблюдать гигиену полости рта, кушать полезные для зубов продукты - зубы будут здоровыми и белоснежными.
Методы исследования:
сбор и анализ информации по данной теме,

эксперимент: наблюдение, сравнение;
изучение и обобщение сведений и результатов, фиксирование результатов с помощью фото- и видеосъемки.
Практическая значимость: расширение имеющихся представлений о зубе, его строении, повышение желания заботиться о состоянии зубов и их укреплении, повышение познавательного интереса обучающихся к данной теме и желание узнать больше о сохранении зубов.

Сбор и анализ информации по теме

     В апреле 2022 года, мы с ребятами изучали тему «В здоровом теле – здоровый дух!», и в один из дней, у одного мальчика выпал зуб. Все ребята начали говорить, что он выпал, так как Егор много ел сладкого. Егор начал утверждать, что зуб у него выпал не от сладкого, а от того, что пришло время. Это молочный зуб. Начался спор. В итоге, мы решили изучить этот вопрос со всех сторон – когда выпадают зубы, что влияет на здоровье зубов и как люди раньше заботились о своих зубах. Мы составили план:

  • что такое зуб и какие они бывают – Егор, Аня
  • чем болеют зубы – Вика, Ксюша
  • как правильно нужно их чистить - Настя
  • какие продукты необходимо кушать, чтоб зубы были здоровыми – Максим, Федя
  • что хорошо и плохо делать с зубами – Татьяна Анатольевна
  • что делать, если с собой нет зубной пасты – воспитатели
  • провести опыты по влиянию  различных веществ на зубную эмаль

     Егор, Аня совместно с родителями подготовили свое выступление с иллюстрациями о зубах. Мы узнали:

что зубы - это твердые костные образования, закрепленные в верхней и нижней челюстях. Зуб состоит из коронки и корня. Зуб состоит из эмали, твердой костной ткани (дентина) и мягкой ткани, состоящей из сосудов и нервов (пульпы) На протяжении жизни зубы у человека сменяются один раз. В возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет у ребенка вырастают 20 молочных зубов. Второй комплект из 32 постоянных зубов появится позже. Начиная с 6 лет постоянные зубы постепенно прорезаются, вытесняя молочные, которые выпадают. Самые последние коренные зубы, или так называемые зубы мудрости появляются примерно к 20 годам, но у некоторых людей они могут не прорезаться вообще.
    Вика и Ксюша рассказали нам, что зубы подвержены различным заболеваниям. Одно из наиболее часто встречающихся заболеваний – зубной кариес. (это образование дырки в эмали зуба, через которую микробы разрушают дентин и приводят к воспалению пульпы)

     Настя, как часто посещающая стоматолога, узнала у врача, как правильно чистить зубы и напомнила нам всем, что чистить зубы необходимо 2 раза в день.

Зубы чистят так: на верхней челюсти - сверху вниз, на нижней - снизу вверх. Внутреннюю поверхность зубов чистят в тех же направлениях. Чистка зубов внутри препятствует образованию зубного камня. Необходимо одновременно массировать десны, так как от их состояния зависит здоровье зубов. Язык тоже нужно очищать. Пространство между зубами нужно очищать зубной нитью или зубочистками).
    Максим и Федор вместе с родителями разузнали, что для зубов необходимыми элементами являются фтор и кальций. Поэтому употребление в пищу таких продуктов, как молоко, творог, рыба, положительно сказываются на состоянии зубов. Для зубов и десен полезно употреблять в пищу свежие твердые фрукты и овощи. Благодаря твердым кусочкам, эмаль зубов очищается, а десны массируются. Кроме того, для зубов очень полезен сыр. Он не только богат кальцием, но и способен заменить чистку зубов. Больше всего зубы страдают у сладкоежек. От большого количества сахара эмаль зубов действительно быстро разрушается.

     Советы – что хорошо и что плохо для зубов мы попросили рассказать нам Татьяну Анатольевну (медсестра):

1.Не ковыряйте в зубах металлическими предметами. Пользуйтесь зубочистками.

2.Не откусывайте нитку и проволоку зубами.

3.Сразу после холодной пищи не берите в рот пищу горячую и наоборот.

4.Полощите рот после еды.

     И последний вопрос, который возник у нас с ребятами: Что делать если под рукой нет зубной пасты (например, поход)? Как-то же раньше наши предки заботились о своих зубах. Здесь мы обратились к интернету в поисках информации и узнали, что мудрые предки-славяне в большинстве имели здоровые и красивые зубы. Среди "секретов": чистка зубов порошком из мела или глины, отбеливание древесной золой, лечение зубной боли отваром семян акации, запивание сладостей несладкими напитками, а также чистика зубов солью. Люди в деревне всю жизнь чистили зубы обычной поваренной солью, измельченной в металлической ступке и просеянной через частое сито, иногда добавляя в нее мелкую древесную золу из печки. В ту пору, тем более в деревне, зубных щеток не было. Человек обмакивал чистый палец в мелкую соль и чистил зубы и десны (по-современному - делал массаж).


Экспериментальная часть


     Мы начали свои эксперименты и наблюдения. Каждый день ребята проверяли стаканчики, фиксировали результаты.

     Мы предложили ребятам яичную скорлупу, так как по своему составу она похожа на зубную эмаль, и для чистоты эксперимента Егор Ф. предложил свой выпавший зуб.

Опыт «Соль и сахар»

В стаканчик со сладкой водой (1 чайная ложка) и соленой водой мы поместили яичную скорлупу.

Второй день эксперимента: скорлупа осталась твердая в обоих стаканчиках.

Пятый день: скорлупа осталась твердой в обоих стаканчиках. В соленой воде скорлупа осталось белой. В сладкой воде – пожелтела немного.

Вывод: соль поддерживает зубную эмаль, сахар в небольшом количестве на твердость не влияет, на цвет влияет.

Опыт «Кислота»

Мы поместили скорлупу в стаканчик с 9% уксусом

Второй день эксперимента: скорлупа твердая, состояние не изменилось

Пятый день: Скорлупа стала мягкой, гибкой. Покрылась пузырьками.
Через две недели: Скорлупа стала хрупкой. Она потеряла свою первоначальную форму, так как уксусная кислота стала вытеснять кальций из состава яичной скорлупы ,делая ее хрупкой и мягкой
Вывод: Кислота разрушает зубную эмаль зубов. Что в дальнейшем способствует развитию кариеса и других заболеваний зубов

Опыт «Кока-кола»

В два стаканчика с кока-колой мы поместили скорлупу и выпавший зуб

Второй день эксперимента: скорлупа и зуб потемнели.

Третий день: скорлупа стала мягкой

Пятый день: скорлупа стала еще темнее и стала ломкой; зуб тоже окрасился в цвет напитка и стала ломким.

Вывод: кока-кола вредит зубной эмали, это «нездоровый напиток»

Опыт «Детская зубная пуста»

В баночку с уксусом мы поместили скорлупу, обработанную детской зубной пастой.

Скорлупа на следующий день стала мягкой – детская зубная паста вступила в реакцию с кислотой.

Вывод: детская зубная паста не защищает зубную эмаль, т.к. в ее составе нет необходимых элементов для защиты зубной эмали. Наша паста с содержанием кальция (их задача – насыщать зубную эмаль кальцием, но при этом они практически не оберегают зубы от возникновения кариеса);

     Мы решили, изменить условия эксперимента и взять пасты с содержанием фтора (хорошо защищают от развития кариеса, однако их применение до 7-летнего возраста не рекомендуется).

Опыт «Колгейт и Блендамед»

В два стаканчика с кислотой мы поместили две скорлупы, обработанные колгейт и блендамед соответственно.

После трех дней эксперимента:

скорлупка, обработанная пастой блендамед, стала мягкой, как марлечка и стала прозрачной, тонкой

скорлупка, обработанная пастой колгейт, скорлупка стала мягкой, но не прозрачной; цвет не изменился.

Вывод: не все пасты одинаково защищают зубную эмаль, чтоб защита была прочной нужно не забывать чистить зубы 2 раза в день. (в опыте нанесли 1 раз пасту и держали три дня в кислоте, не добавляя пасты)


Заключение
     Наши исследования показали, что к заболеваниям зубов приводит неправильное питание, неправильный уход за зубами.
Наши ребята не боятся кабинета стоматолога и твёрдо решили:
• Правильно питаться: ежедневно пить молоко или молочнокислые продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты. Кушать твердую пищу: это укрепляет десна и зубы.
• Восполнять недостаток витаминов и минералов
• Развивать привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером.
• Не злоупотреблять жевательной резинкой.
• Не реже 2 раз в год надо посещать стоматолога.
Как поел, почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь ты много лет!

Книжные источники нашего проекта:

  1. Ольга Епифанова: Детям про зубки. Невероятное путешествие по Зубландии.
  2. «Большая книга о теле человека», Ирина Травина
  3. «Тело человека», Энн Руни (0+)
  4. Ф.Брукс «Маша и Миша. Чистим зубы»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Хочу все знать" во второй младшей группе

Цель: РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА – ПЕРВЫЙ ШАГ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕЛОВЕКА!...

Долгосрочный исследовательский проект «Духовный остров семейных сокровищ» в старшей группе

Тема проекта: «Духовный остров семейных сокровищ».Типология проекта:  долгосрочный, групповой, исследовательский.Категория участников: дети старшей группы, воспитатель, родители. Актуальност...

Информационно-исследовательский проект по пожарной безопасности для детей старшей группы «Пожару – НЕТ!»

Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Желание пос...

Исследовательский проект "Хочу всё знать о ПУГОВИЦЕ" в группе раннего возраста

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополн...

Исследовательский проект ««Пейте дети молоко, будете здоровы» (старшая группа) ПРОЕКТНАЯ КАРТА

Исследовательский  проект ««Пейте дети молоко, будете здоровы» (старшая группа) ПРОЕКТНАЯ КАРТА Основной этап проекта 1 неделяСовместная деятельность педагогов с детьм...

Информационно- исследовательский проект по пожарной безопасности для детей старшей группы. «Огонь-зря не тронь»

Проект познакомит детей с правилами пожарной безопасности на рпироде и дома. Расширит знания оправилах поведения во время пожара, а так-же позволит воспитать у дошкольников бережноеотношение к миру и ...

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне» старшая группа

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на окне» старшая группа Воспитатели: Волобуева М.В.Поддубная Ю.В. Цель – расширить представле...