«Использование здоровьесберегающих технологий как предпосылки здорового образа жизни»
статья

Машина Екатерина Сергеевна

ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.
        Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.
       Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mashinoy.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №96»

Сообщение на тему:

«Использование

здоровьесберегающих технологий

как предпосылки

здорового образа жизни»

                                                                                                           Подготовила:

                                                                                                        воспитатель

                                                                                                         Е.С.Машина

2018 год

Актуальность:


        ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также их эмоционального благополучия.
        Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребёнка, решать системно и сообща.
       Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей.
Анализируя данные посещения детьми нашего дошкольного учреждения за 2016-2018 года, мы пришли к выводу, что процент заболеваемости детей возрос.
Это небольшое исследование состояния здоровья наших воспитанников позволило нам прийти к выводу о том, что главная задача, стоящая перед нами, — снижение риска развития хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.
      Таким образом, одним из направлений в своей работе я выделила введение здоровьесберегающих технологий в организованную образовательную деятельность, в формировании здорового образа жизни.
Основные принципы работы:
• Не навреди» — Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка
• научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик)
• доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей)
• активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников)
• сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью)
• систематичности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
• целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели)
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
Работа реализуется через следующие разделы:
• укрепление материально – технической базы ДОУ.
• работа с детьми.
• работа с педагогами.
• работа с родителями.
Укрепление материально – технической базы:
В спортивном зале имеется: несколько гимнастических скамеек, мячи, обручи, мешочки с песком, кегли, скакалки, гимнастические палки.
Приобрели: массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, дорожки здоровья.

В детском саду есть различные виды картотек: подвижные игры, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, дидактические, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, комплекс кинезиологическихз упражнений, утренняя гимнастика, упражнения по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, зрительная гимнастика, комплексы самомассажа, ритмопластики, релаксационные упражнения, артикуляционная гимнастика. В каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются самостоятельно, так и под наблюдением педагогов. 

Работа с детьми.
Работа с детьми осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, педагогом – психологом, старшим воспитателем. Она включает в себя: диагностику; полноценное питания; организацию двигательной активности; создание условий организации оздоровительных режимов для детей; создание представлений о здоровом образе жизни.
1. Диагностику проводят: воспитатели групп; педагог – психолог; 
2. Принципы организации полноценного питания: гигиена приема пищи; выполнение режима питания; ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания; индивидуальный подход к детям во время питания. Чесночно-луковые закуски, соки, фрукты.

3. Закаливание детей включает систему мероприятий: элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, проветривание помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе); 
Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе с детьми:
1. технологии сохранения и стимулирования здоровья:
• Ритмопластика проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. 

 Подвижные и спортивные игры — проводятся ежедневно для всех возрастных групп, как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности.

 Пальчиковая гимнастика — проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз — проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика — обеспечить проветривание помещения. Проводится после интенсивных физических упражнений , как часть утренней гимнастики или занятия по физ.воспитанию.

Гимнастика после сна.
• Артикуляционная гимнастика — Профилактике и коррекции речевых нарушений с детьми. Проводится перед занятиями по речевому развитию.
• Физкультминутки - на каждой образовательной деятельности.
2. технологии обучения здоровому образу жизни:
• Утренняя гимнастика — проводится ежедневно 6-8 мин. Три дня общая, четверг, пятница – оздоровительная по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, хождение по «дорожке здоровья»
• Физкультурные занятия — проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале. Ранний возраст — в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин.

 Самомассаж — проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.
• Активный отдых — физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья».
• Проектная деятельность «Витаминный калейдоскоп»- в старшей группе. …….
• Дидактические игры- проводятся в свободное время.
3. коррекционные технологии:
• Технологии коррекции поведения (работа с агрессивными, тревожными детьми). Проводится педагогом-психологом, как специальное занятие в зависимости от поставленных задач.
• Психогимнастика — проводится по специальным методикам, 1-2 раза в неделю.
Работа с педагогами:
С сотрудниками были организованы и проведены:
• консультации воспитателей по сохранению здоровья детей и сохранению собственного здоровья.
• Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном аспекте.
• Участие в вебенаре на тему «ФГОС ДО о новых подходах к укреплению здоровья дошкольников»


Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.
Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром», семья, детский сад, общественность.
С родителями была организована следующая работа:
• Участие в спортивных мероприятиях.
• Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
• Оформлен стенд по валеологическому просвещению родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
• Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс.
• Оформлены папки-передвижки «Здоровое питание», «Зимние (летние) виды спорта».
• Оформлен фотостенд «Спортивная семья»
Результаты работы:
Результаты мониторинга таковы
…… 
Снижено количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.
У детей сформированы навыки личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым)
Улучшили психоэмоциональное состояние дошкольников.
2.Произошло коренное совершенствование системы физического воспитания в ДОУ.
3.Повышена заинтересованность работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни (ОБЖ) с использованием здоровьесберегающих технологий для старшего дошкольного возраста. Правила личной гигиены.

    Программное содержание: 1. Продолжение беседы с детьми о ценности здорового образа жизни.2.Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения...

Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну здоровья»

формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Создание условий для самопознания и самосохранения каждого воспитанника...

План по самообразованию. Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни»

Забота об укреплении здоровья дошкольника - проблема не только медицинская, но и педагогическая. Цель: создание комплексной системы познавательно-оздоровительной работы с детьми, направленной на осозн...

«Использование здоровьесберегающих технологий при формировании здорового образа жизни у дошкольников»

В соответствии с Федеральным Законом  от 29.12.2012 г. №273-Ф3  «Об образовании в Российской Федерации», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы ф...

«Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания»

описание ситемы работы  «Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий в процессе  физического развития и воспитани...