Консультация для педагогов "Организация двигательной активности у детей"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Акобян (Лавренчук) Наталья Александровна

Разнообразные виды организации режима двигательной активности у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnyy_rezhim.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Разнообразные виды организации режима двигательной активности (консультация для педагогов)

Подготовила                                                                                                                                     Инструктор по физической культуре                                                                                                  Акобян Наталья Александровна

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телефоном, телевизором конструированием, рисованием. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.
Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:
- чередование активной и пассивной деятельности;
- увеличение общей и моторной плотности всех форм физического воспитания;
- использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по физическому воспитанию. . Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.
Двигательная активность способствует:
• повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
• росту физической работоспособности;
• нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
• появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным мероприятиям:
- утренняя гимнастика 
- гимнастика после дневного сна
- подвижные игры и физические упражнения во время прогулок
- физкультминутки и динамические паузы на занятиях с умственной нагрузкой                         -элементы самомассажа и дыхательной гимнастики
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные 
занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей и спортивно массовые развлекательные мероприятия: спортивные развлечения, досуги и праздники.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 мин на воздухе или в помещении .
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, подобранные в соответствии с возрастом. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.
 В содержание утренней гимнастики включаются различные построения и
перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением
двигательной активности детей и заканчивающиеся упражнениями на успокоение и расслабление.
Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:
• Традиционный комплекс утренней гимнастики
• Утренняя гимнастика в игровой форме
• С использованием полосы препятствий
• С включением оздоровительных пробежек
Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Пробужение должно проходить плавно и постепенно с включением в гимнастику проснувшихся детей.
Варианты гимнастики после дневного сна
- разминка в постели и самомассаж;
- гимнастика игрового характера;
-  ходьба по массажным дорожкам.                                                                                    
Спортивные и подвижные игры: Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития и физических и творческих способностей ребенка без использования методов принуждения. Важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольника.
При правильной организации и содержании п/и у детей воспитывается внимание и наблюдательность. Дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а, следовательно, развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.
Младший возраст.
Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Поощрять самостоятельные игры с автомобилями, мячами, шарами. Развивать навыки лазания, ползания. Вводить различные игры со сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
Средний возраст
Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т.д. Развивать психофизические качества, пространственную ориентировку, воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к концу года к выполнению правил без напоминания воспитателя. Развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений)
Старший возраст
Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить их до конца, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх эстафетах, учить спортивным играм и упражнениям                                                                                          Подготовительная группа
Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры, в том числе и игры с элементами соревнования, способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умение ориентироваться в пространстве, самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками. Справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей;
Придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявлять творческие способности, развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон,  футбол, хоккей).
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы.  На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.                                                                                                          

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
- совершенствование, имеющихся у детей навыков в основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях и условиях;
- развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;
- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.                                                                                                            
Оздоровительный бег                                                                                                                      Цель оздоровительного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мышцы, кости и суставы.  Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам. Оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее 2-х раз в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий во время утренней прогулки. В теплое время года их проводят в самом начале прогулки, а в холодное время - в конце её.В среднем дошкольном  возрасте (4-5 лет)оздоровительный бег начинается с  1 минуты и постепенно увеличивается до 3-3,5 минут.
В  старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) длится от 1,5 минут до 7-12 минут в среднем темпе.  Дети старшей группы к концу учебного года должны бегать 4 минуты, подготовительной группы 6 минут. Темп бега должен быть нормальный: не быстрый, и не медленный.

  Физкультминутки и динамические паузы
Физкультминутки как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.
Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия.
Цель:
- повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятия
- обеспечить кратковременный активный отдых детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища.
Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте.
 Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с тематикой занятия. Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения. Физкультминутка между двумя занятиями может проводиться в виде подвижной игры и упражнений.                                                                                                                       Элементы самомассажа и дыхательной гимнастики                                                              Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма.  Гимнастика применяется для общего оздоровления детей дошкольного возраста. Упражнения на дыхание способствуют профилактике простудных заболеваний и бронхитов, восстановлению после воспаления легких и укреплению иммунитета ребенка. Развитие дыхательной системы повышает выносливость организма во время физической активности и улучшает работу мозга. В детских садах дыхательная гимнастика должна проводится ежедневно один или два раза в день.                    

  • Занятия по дыхательной гимнастике бодрят организм, поэтому проводить их перед сном не желательно.
  • Выполнять упражнения на голодный желудок может быть опасно — возможны головокружения. При этом сразу после еды проводить гимнастику также не стоит, чтобы избежать проблем с пищеварением. Оптимальное время — через час после приема пищи.
  • Чтобы привлечь к выполнению дошкольников, следует проводить гимнастику в форме игры. Также можно предлагать детям понюхать цветы или угадать, какой запах появился в воздухе.
  • Тело во время занятий должно быть расслабленным, мышцы шеи, рук и груди не напряжены.
  • При вдохе и выдохе щеки не должны надуваться (исключением являются игровые упражнения для младшего возраста). За этим можно проследить, приложив к ним руки.

ВАЖНО! У дыхательной гимнастики существуют противопоказания. Занятиями запрещено заниматься лицам, страдающим от порока сердца и во время острых воспалительных заболеваний легких и вирусных инфекций.

 Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме. Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья. Нужно научить детей не давить при массаже со всех сил, а нажимать легонько, аккуратно.

«Неболейка»
1.
Чтобы горло не болело, Мы его погладим смело. ( Мягко гладить шею сверху вниз)

2.Чтоб не кашлять, не чихать, Надо носик растирать. (Указательными пальцами растирать крылья носа)

3.«Вилку» пальчиками сделай,Массируй ушки ты умело. (Раздвинуть указательный и средний пальцы.Растирать точки перед и за ушами.)

4.Знаем, знаем – да, да, да,Нам простуда не страшна. (Потирать ладони друг о друга)

Занятия по физической культуре                                                                                                       С детьми дошкольного возраста, в соответствии с возрастными особенностями возможно проводить следующие типы физкультурных занятий:
Классические занятия (по схеме: вводно часть, основная,
заключительная части).
Игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-
эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).
Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные
игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).
Сюжетные занятия – комплексные (объединенные определенным сюжетом,
спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.).
Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений).                    
Спортивные развлечения и праздники                                                                                              Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования,
радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При
организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности
сезона и природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при
условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи.
Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей.
Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей,
достижение общего командного результата – все это сплачивает детский коллектив. Дети
сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются достижениям,
поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к более младшим,
застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к
командным победам.                                                                                                                          Наряду с физкультурными праздниками необходимо широко использовать
физкультурный досуг как организованную форму активного отдыха детей.
Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо
знакомом детям материале и проводится несколькими группами, близкими по
возрастному составу (старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие можно
организовывать 1–2 раза в месяц, длительностью по 30–50 минут. При проведении досуга
необходимо активное участие воспитателя. Он дает команды, подводит итоги, является
судьей в соревнованиях. Значительную роль в создании положительного эмоционального
настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства
прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с
музыкальным сопровождением.

Уважаемы педагоги повышая двигательную активность детей и заставляя их двигаться, вы помогаете им укрепить и сохранить своё здоровье, но так же незаметно для вас вы, и сами двигаетесь и тем самым укрепляете и своё здоровье и конечно же поднимаете настроение и своим воспитанникам и себе! Так давайте же все будем здоровы и счастливы!!!  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей" Двигательная активность детей"

       От двигательной активности ребёнка на прогулке во многом зависят развитие его физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала....

Консультация для воспитателей "Способы повышения двигательной активности у детей"

Способы повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре Старший дошкольный возраст явля­ется наиболее важным периодом для формирования дви...

Консультация для воспитателей Двигательная активность детей на прогулке ведущие факторы в сохранении здоровья.

Двигательная активность – это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребенка, состояние его здоровья. Физическое воспи...

Консультация для родителей. Организация двигательной активности у детей младшего возраста в ДОУ

Как правильно организовать двигательную активность детей с учетом возрастных особенностей....