Из опыта работы
методическая разработка

Шемет Марина Эрнстовна

Сохранение физического и психологического здоровья детей . Из опыта работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx32.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Муниципальное казенное дошкольное

                                                        образовательное учреждение

«Детский сад «Байр»

359010, Республика Калмыкия,

Яшалтинский район, с. Яшалта, ул.Ленина,8

8 (847 45)91230

e-mail: fa.s.67@mail.ru

http://yashaltabair.kalm.prosadiki.ru/

Сохранение физического и психологического здоровья детей . Из опыта работы.

   

                                          Воспитатель; Шемет М.Э

        Высшая квалификационная категория.

                                   с. Яшалта 2023 год.

 Цель:  повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросу овладения здоровьесберегающими технологиями в ДОО.

Задачи: - расширять представления о физическом и психологическом здоровье дошкольников; показать согласованное функционирование этих двух составляющих компонентов, их единство;

- познакомить и обучить педагогов практическим способам и приемам игровой техники детей дошкольного возраста и их значении для развития ребенка;

-создать условия и благоприятный морально-психологический климат для плодотворного общения участников  с целью: снять нервное и физическое напряжение, зарядить их позитивом и жизнерадостностью!

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; проведение с детьми игр, направленных на формирование двигательной активности и «умных» эмоций.

I. Вступительная часть.

 Уважаемые коллеги!  Тема нашего методического объединения  «Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей в ДОУ.  Сегодня я хочу поделиться с вами  двумя составляющими компонентами здоровья дошкольников, а  в процессе практической деятельности  представить вашему вниманию некоторые игровые техники.

Надеюсь, это поможет вам использовать в своей работе этот материал для развития и сохранения физического и психологического здоровья детей.

2. Теоретическо – практическая часть.

 Общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического и социально-личностного развития. Одними из непременных условий этого являются формирование двигательной активности и развитие эмоциональной сферы детей. Так что такое «Здоровье»? Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия. Основываясь на определении термина «Здоровье», выделяют следующие его компонентыздоровье физическое , психическое здоровье, здоровье социальное, духовно-нравственное здоровье.

Сегодня мы поговорим о двух из них – физическом и психическом здоровье, как влияет эмоциональная сфера на физическое состояние детей. Но для начала уточним, определения этих терминов:

1)  Здоровье физическое – это, когда у вашего ребёнка высокая работоспособность, он устойчив к заболеваниям, соответствует в процессах роста и развития биологическим и социальным потребностям, когда у него отсутствуют хронические заболевания.

2)  Психическое здоровье- это умение управлять своими чувствами, эмоциями и мыслями (умение проявлять критичность к себе, адекватность психических реакций; способность изменять своё поведение в ситуациях, способность планировать собственную жизнь).

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое, а значит и физическое здоровье, только согласованное функционирование этих дух компонентов, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Оказывается, быть здоровым не так уж и просто!

Постановка проблемной ситуации, сегодня мы попробуем разобраться в понятиях «физическое и психическое и здоровье» и какая существует между этими понятиями взаимосвязь.

Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах, компьютеризация и т. д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей и как следствие «истощению» их коммуникативного общения. Это приводит к эмоциональной возбудимости, отставанию в развитии двигательной сферы, недостаточному развитию моторики пальцев рук. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятий и представлений. Исправлению и коррекции психического и физического состояния ребенка помогут используемые здоровьесберегающие технологии.

Считаю, что для детей дошкольного возраста важно организовать постоянную, познавательную, речевую и коррекционно-развивающую среду. При этом современному ребенку требуется и современная коррекционная среда и современные технологии обучения.

Среди многочисленных технологий можно выделить здоровьесберегающие.

В течение дня использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей  технологии, среди которых:

    дыхательная гимнастика,

    артикуляционная гимнастика,

    пальчиковая гимнастика,

    гимнастика для глаз,

    массаж и самомассаж,

    физкультминутки.

Применяю в работе психологические средства и методы, включающие в себя:

    психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы,

    тренинги на устранение отрицательных эмоций,

    релаксационные упражнения,

    подвижные и сюжетно-ролевые игры,

    создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций.

Играя с детишками, вы как будто сами попадаете в свое детство, становитесь непосредственными и начинаете лучше понимать своих детей, а значит вместе с ребенком меняетесь и вы, ваши отношения друг с другом.

Эффективность таких методик уже давно доказана. Игра положительно влияет на ребенка. Он обретает новые определенные навыки и умения в той или иной деятельности, в том числе и в общении, постепенно готовится к взрослой жизни. Игра обладает и лечебным действием, избавляет от психологической травмы, позволяя пережить травмирующие обстоятельства в облегченной форме.

Лучше начинать игровые занятия с тех игр, которые направлены на улучшение общего психологического самочувствия.

Наше знакомство мы начнем с игр и упражнений, направленных на формирование психологического здоровья дошкольников и в частности: на коррекцию агрессивности, на коррекцию тревожности и страхов и коррекцию поведения детей с нарушением общения. Попробуйте освоить некоторые игровые техники.

Игры на коррекцию агрессивности:

Детская агрессивность – явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.

«Драка» (показ с педагогами) 

Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка.  Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь.

«Маленькое привидение» (показ с педагогами)

Представить, что вы привидения, только очень добрые. По моему хлопку мы с вами будем пугать друг друга. Если я хлопну один раз - вы это делаете очень громко, если я хлопну 2 раза - тихо-тихо!

«Ругаемся овощами, фруктами и ягодами!» (показ с педагогами)

Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «Ты - капуста». В ответ: «А ты - редиска» или «А ты - слива» и т. д. Игра останавливает, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «Ты - колокольчик!», «А ты - розочка!».

 Игры и упражнения на коррекцию нарушения в развитии коммуникативных навыков:

Формирование коммуникативных умений целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения старших дошкольников.

Упражнение «Рассказ по кругу» (показ с педагогами)

 Дети встают в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня после детского сада я...”, его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу. Упражнение заканчивается после того, как каждый добавит по одному или два предложения в рассказ.

    А сейчас, уважаемые коллеги, перейдем к играм и упражнениям направленным на развитие, укрепление и поддержание здоровья физического.

Дыхательная гимнастика - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров.

 «Погреемся» (показ с педагогами)

Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8—1 0 раз).

«Мельница» (показ с педагогами)

Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6— 7 раз).

«Сердитый ежик» (показ с педагогами)

Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести звук ф-р-р (3— 5 раз).

 «Заблудился в лесу» (показ с педагогами)

Сделать вдох, на выдохе прокричать ау-у.

«Великан и карлик» (показ с педагогами)

 Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув.

Артикуляционная гимнастика:

«Трактор» (показ с педагогами)

Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка).

«Стрельба» (показ с педагогами)

Стрелять из воображаемого пистолета: высунув язык, энергично произнести к-г-к-г (укрепляем мышцы полости глотки).

«Фейерверк» (показ с педагогами)

В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).

Несколько раз зевнуть и потянуться (упражнение стимулирует гортанно-глоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния).

Пальчиковые игры -  одной из нетрадиционных форм оздоровления является пальчиковая гимнастика, которая благотворно влияет на коррекцию движений, способствуют мелкой моторике рук, их силы. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга. Массаж указательного пальца улучшает работу желудка, среднего пальца - кишечника, позвоночника, массаж безымянного - помогает работе сердца.

Игровая форма не только развивает малышей, но и способствует формированию их представлений об окружающем мире.

«Липкие пальчики» (показ с педагогами)

Первый пальчик в глине, второй – в пластилине, третий – в шоколаде, четвертый – в мармеладе». Каждый палец по очереди прикасается к большому.

Элементы самомассажа - эффективный способ оздоровления. Массаж активизирует и стимулирует развитие ребенка, а так же улучшает слаженную работу внутренних органов и организма в целом. Массаж кистей рук провожу в утренний промежуток времени, в форме игры с орешком. С помощью грецкого ореха массируем запястья, кисти рук, ладони, пальцы и тыльные стороны кистей рук.

Самомассаж: 

Чтобы горло не болело
Мы погладим его смело
( поглаживают ладонями шею  мягкими движениями сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать
Надо носик растирать
(указательными пальцами растирают крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём
Ладошку держим козырьком
(прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями в стороны – вместе)

«Вилку» пальчиками сделай
Массируй  ушки  ты умело.
(раздвигают указательные и средние пальцы и растирают точки  перед ушами и за ними)

Знаем, знаем, да-да-да
Нам простуда не страшна.

(потирают ладони)

Гимнастика для глаз: (показ с педагогами)

«Мой щенок» (Е. Раннева)

Я щенка нарисовал, милого, смешного. 
В целом мире не найти друга мне такого!

Он протягивает лапу                (вытягиваем руку и смотрим на ладонь)
И глядит лукаво. 
Убежать бы из рисунка – солнце светит справа      
(смотрим глазами вправо)
Слева луг цветет веселый                                      (посмотрим глазами налево)
Убегает вдаль река                                                 
(посмотрим вдаль)
На другом большом рисунке 
Конь взлетает к облакам                                  
(поднимем глаза вверх).

 «Белка и дятел».

Белка дятла ожидала          (резко перемещаем взгляд вправо, влево), 
Дятла вкусно угощала. 
Ну-ка, дятел, посмотри        
(смотрим вверх, вниз). 
Вот орешки: раз, два, три. 
Пообедал дятел с белкой      
(моргаем глазками). 
И пошел играть в горелки    (закрываем глаза, гладим веки указательным пальцем).

Физминутка: (показ с педагогами)

«Возвращение в детский сад» (А.  Далевская) 

Длинный путь преодолели – (тянутся вверх руками, «потягушки»)

Потянуться захотели.

На носочки поднялись (двигаются друг за другом на носках, руки на поясе)

И вперед чуть-чуть прошлись.

Руки ставим мы на пояс (идут на пятках, руки на пояс)

И идем на пятках.

А теперь – веселый поезд (топающий шаг, руки – перед собой «крутят колеса»)

Повезет ребяток!

Ноги выше поднимаем (ходьба с высоким подниманием колен)

И идем, идём, шагаем!

А теперь – остановились (выполняют наклоны вперед-назад)

И вперед мы наклонились.

Физкультурой, спортом (приседают)

Заниматься каждый рад!

Посмотрите, как мы скоро (стоят прямо, руки вдоль тела)

Все вернулись в детский сад!

Помните, самое главное - это не не во что играть, а то, как играть. Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать мир детей насыщенным и ярким, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!». Понимайте «своих» детей и растите вместе! Спасибо за внимание.

Список использованной литературы:

1. Галанов А.С., Игры которые нас лечат: Здоровье, развивающие игры,- М.; «Педагогическое общество России», 2005.- 96с. ISBN 5-93134-310-5

2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М., Игры которые нас лечат. Для детей от 5 до 7 лет,- Сфера, 2013.-64с. ISBN978-5-99490-699-6

3. Захаров А.И., Как предупредить отклонения в поведении ребенка, М.-1993

4. Лебединский В.В., Никольская О.С., Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция, М.-1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....