Духовно - нравственное воспитание детей средствами спорта.
материал

Шатохина Виктория Рустамовна

Подготовила доклад и выступила в рамках областной научно - практической конференции "Седьмые Сахалинские Рождественские образовательные чтения: Нравственные ценности и будущее человечества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey_sredstvami_sporta.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение «Детский сад «Малыш» с.Углезаводск

Долинского района Сахалинской области

694061, Сахалинская область, Долинский район, с.Углезаводск, ул. Почтовая 2,

тел/факс 98-3-35, e-mail: uglmalish@yandex.ru

Духовно-нравственное воспитание детей средствами спорта.

Воспитатель: Шатохина В.Р.

Углезаводск 2017г.

                    Духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста имеет особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура и спорт – один из эффективнейших средств  профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Особую важность и актуальность должны получить физкультура и спорт в настоящее время.

                   В Федеральном законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в качестве первого из базовых принципов, на которых основывается законодательство о физической культуре и спорте, декларируется обеспечение права каждого гражданина на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности [6], признавая, таким образом, важную роль физической культуры и спорта в интеллектуальном и духовно-нравственном совершенствовании человека. 

                Физическая культура и спорт – общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, спортивной подготовки и т. п., а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Являясь самостоятельной органичной частью общей культуры общества, она, помимо специфических, реализует общекультурные социальные функции, к которым относят: развивающую,  воспитательную, образовательную, оздоровительно-гигиеническую, общекультурную и т. д

– развивающую (совершенствование сущностных сил людей, включая мышечную и нервную системы, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям);

– воспитательную(укрепление выносливости и закалка морального духа человека, формирование приверженности высоким нравственными целям);

– образовательную (ознакомление с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности, с разнообразными видами физкультуры);

– оздоровительно –гигиеническую (повышение двигательной активности, становление здорового образа жизни);

–  общекультурную (рациональная организация свободного времени) [3с. 24-28].

                 

                 К важнейшим общекультурным функциям физической культуры и спорта относятся духовные функции: мировоззренческие, отражающие особенности проявления форм общественного сознания в сфере физической культуры (идеологическая, философская, научная, идейно-политическая, нравственная, правовая, религиозная), творческая (развитие творческих сил человека), информационная (обеспечение культурной связи поколений через накопление, сохранение и передачу социального опыта физической культуры), нормативная и оценочная (нормирование общественной потребности в развитии физических способностей членов общества), гедонистическая (получение физического и духовного удовольствие от двигательной активности), катарсическая (с помощью средств физической культуры и спорта снимается излишнее психическое напряжение), эстетическая (формирование эстетических способностей) [7с.11].

                Физическая культура и спорт способствует целостному развитию личности, комплексно воздействуя на тело, ум и духовный мир человека. Так, систематическая тренировка и участие в соревновательной деятельности усиливает роль спорта в качестве фактора направленного формирования личности и разностороннего развития человеческих способностей; процесс физического воспитания обладает возможностями для умственного, эстетического, трудового, нравственного воспитания [2с.10-15].

              В процессе физкультурно-спортивной деятельности у участников формируется активная жизненная позиция, предполагающая сознательное отношение к общественному долгу, проявление мужества в борьбе за утверждение добра и преодоление морального зла, воспитывается любовь к Родине, стремление отстаивать ее интересы на спортивной арене [5].

             К физкультурно-спортивным факторам нравственного воспитания ученые относят эмоциональность и коллективный характер физкультурно-спортивной деятельности, наличие разнообразных положительных мотивов. Кроме того, по мнению Э. Майнберга, «игра и спорт – это области человеческой деятельности, в основе которых лежит нравственное поведение. Нравственность и связанный с ней определенный "дух", образ мыслей и чувств, пользующийся всеобщим уважением, присущи спорту не как некий внешний атрибут, а как элементарные и необходимые предпосылки» [1с.44].

            Важно отметить, что воспитание нравственных, морально-волевых качеств в процессе физического воспитания и спорта осуществляется ненасильственно, поскольку от уровня организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и др. зависит эффективность физкультурно-спортивной деятельности. [3].

            Нравственные аспекты воспитания личности в процессе спортивной деятельности проявляются благодаря наличию моделей (образцов) гуманизма, взаимного уважения, отказа от насилия, демократических норм поведения и других ценностей культуры мира. [6]. 

            В период дошкольного детства закладываются основы гармонического развития, всесторонней двигательной подготовленности, навыки здорового образа жизни человека, фундамент его здоровья, работоспособности и долголетия. Именно поэтому крайне важно правильно организовать физическое воспитание именно в ранние годы, что позволит организму накопить силы и обеспечит полноценное физическое, психическое и социальное благополучие личности [4с.82].

Литература:

1.  Общая физическая подготовка в системе физического воспитания (физическое воспитание) / Е. Бризели, М. Кореев. Екатеринбург: Изд-во Уральск. гос. ун-та, 1999. 168с.

2. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс / Э.Майнберг. Москва: Аспект Пресс, 1995.206с.

3. Связь физического воспитания с видами воспитания [Электронный ресурс] / Н. Красникова.irbis.kraslib.ru, свободный

4. Спорт, духовные ценности, культура. / С.С. Столяров. Москва: Гумм. Центр "СпАрт" РГАФК, 1997. 144с.

5.  Устойчивое развитие и культура мира/C/C/ Столяров [Электронный ресурс] / // Режим доступа: http://www.sport/index1.html, свободный.

6.  Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.sport-doc.html, свободный.

7. Функции физической культуры и спорта/А.В.Понамарёв. Москва: ФиС, 1994.267с.

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей средствами художественного слова и театральной деятельности

Художественная литература, в том числе и основанная на православной традиции, является сильным действенным средством духовно-нравственного воспитания детей....

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

Доклад «Духовно-нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности, формирование культурных ценностей, развитие интеллектуальных и личностных качеств»

Проблема духовного здоровья общества действительно остра и находит отражение в  послании  президента  В. В. Путина России к Законо...

Духовно - нравственное воспитание детей средствами малых форм фольклора

Духовно-нравственное воспитание детей средствами фольклораКомментарий к празднику  «Шутки шутить – людей насмешить» Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо...