Духовно - нравственное воспитание детей средствами малых форм фольклора
методическая разработка (подготовительная группа)

Федорова Людмила Анатольевна

Духовно-нравственное воспитание детей средствами фольклора

Комментарий к празднику  «Шутки шутить – людей насмешить»

 

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Считаем, что мы должны всегда помнить об этом. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Наша задача – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках,  играх – забавах, загадках, пословицах, поговорках, сказках, произведениях народного декоративного искусства.

Мы ориентируемся на исконно русские праздники: «Осенины», «Широкая масленица», «Веснянка», «Рождественские святки». Это праздники, обладающие особой привлекательностью и притягательностью – праздники, в основе которых лежит русский фольклор. Яркие, живые, образные, они оставляют радостное впечатление и запоминаются легко, надолго, если ни на всю жизнь.  Праздник «Конкурса потешек «Шутки шутить - людей насмешить» по ознакомлению с народным творчеством проходил в «Русской избе».

Совместно с родителями в группах создаются необходимые условия по воспитанию у воспитанников интереса к русскому творчеству. Пополняются новыми книгами, уже имеющиеся в группе, библиотеки, подбираются русские народные прибаутки, потешки, песенки, загадки, пословицы. В музыкальных уголках помещаются народные инструменты, игрушки народных умельцев.

Проводя работу по фольклору и наблюдая за детьми, мы можем с уверенностью сказать: что покидая детский сад, они твёрдо будут знать правила, «Умей говорить языком доброты»; умей веселиться, но помни: «Делу время, потехе час»; береги дружбу и помни: «Дружба и братство — дороже богатства»; люби и цени семью свою, знай: «В семье лад, так не нужен и клад»; цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна сыновьями».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Шутки шутить – людей насмешить»

Праздник русского народного фольклора

Программное содержание:

  • Продолжать прививать детям любовь к русской народной культуре.
  • Продолжать знакомить детей с потешным фольклором: потешками, песенками, небылицами, играми.

Предварительная работа:

  • Разучивание русских народных песен, потешек.
  • Рассматривание иллюстраций по потешкам, русской народной избы, домашней утвари.

Ход праздника.

(Зал украшен в стиле ” Русской избы”).

Хозяюшка:

Здравствуйте, гостюшки дорогие!

Милости просим к нам в избу!

 В старину у русского народа была традиция: вечерами после работы или в праздники люди собирались вместе на народные гуляния попеть, поиграть, хороводы поводить. Во время гуляния люди пели песни, частушки, загадывали загадки, составляли пословицы, поговорки, скороговорки, веселили друг друга смешными стихами, песнями. 

А вы знаете, что у русского народа смешные весёлые стихи называются потешками, а весёлые и шутливые - песенки-прибаутки.

… Как же вечер скучен, долог…. Насчитаю сорок елок,

То на лавке посижу, то в окошко погляжу.

Вы, подруженьки-подружки, веселушки-хохотушки!

Вы, ребята – молодцы, озорные удальцы!

Выходите поплясать, долгий вечер скоротать!

Исполняется Русский народный хоровод (все группы) - садятся.

Хозяюшка:

Поудобнее садитесь, веселиться не ленитесь!

Ждут вас шутки, озорство и улыбок штук по сто!

Ребята,  собрались мы сегодня … позабавиться да потешиться! А ещё мы будем:

Дети:  - играть!

  - смеяться!

  - шутить!

  - веселиться!

Хозяюшка:

У меня для вас вопрос:

Кто потешек знает воз!

Дети: МЫ!

Хозяюшка:

А коли так, то потешьте меня, гости дорогие! Песней звонкою, развеселою! Хороводом весёлым, дружным! Да потешкой русской, мудрой.

Сценка-потешка (песня, хоровод).

Хозяюшка:

                  Возьму в руки балалайку,

                  Да потешу я хозяйку.

                  Станем, братцы, все рядком

                  Да песенку пропоём.

   Исполнение песни «Два весёлых гуся».

Проводится игра:  «-------------------------«

Хозяюшка:

У меня за печкой есть для вас подарочек!

Отгадайте, какой? Правильно, загадки-складки. Слушайте внимательно мои загадки…

                           (см. Приложение № 1)

Деревяшка небольшая, три струны всего на ней

А как только зазвенит, сразу всех развеселит!

Дети: БАЛАЛАЙКА!

Хозяюшка:

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

Выходи смелее друг! Плясуны, вставайте в круг!

Сценка-потешка (песня, хоровод)

Хозяюшка:

                Тара - ра, тара - ра.

                Идут дети со двора.

                Песни петь да плясать,

                Всех вокруг забавлять.

 

Проводится игра: «Тень- тень, потетень».

Хозяюшка:

Позвала Я вас сюда повеселиться, поиграть да потешки рассказать.

За ступенькою ступенька – станет лесенка.

Слово к слову стань складенько – будет песенка.

А колечко на колечко – будет вязочка.

Сядь со мною на крылечко – будет сказочка.

Сценка-потешка (песня, хоровод).

Хозяюшка:

                     Эй, ребята, что сидите?

                Поиграть вы не хотите?

                В бубен звонко ударяю,

                Поиграть всех приглашаю.

Проводится игра:  «-----------------------«

Хозяюшка:

Ладно, ладно, расскажу я вам сказку, да не сказку, а стих, и даже не стих, а песню и даже не песню, а пословицу.  И вовсе не я, а вы, ребята,  сами…

(пословицы о Дружбе)

Я начинаю, а вы заканчиваете. Готовы? (Да).

Раз-два! Раз-два! Начинается игра…  

  • «Сядем рядком, ……………………да поговорим ладком».
  • "За хлебом-солью …………………всякая шутка хороша!»
  • «Где потеснее, ……………………..там и веселее!»
  • «….
  • «….

Группа №4. Проводится игра:  «-------------------------«

Хозяюшка: 

                  Припасли мы для вас

                  Забавушек на всякий вкус:

                  Кому - сказку, кому - правду,

                  Кому - песенку, потешку.

Сценка-потешка (песня, хоровод).

Хозяюшка:

Поиграть хотите?

Дети: ДА!

Хозяюшка:

Ждёт вас новая игра! “Так бывает или нет?” – дайте дети мне ответ:

“По поднебесью, братцы, медведь летит

медведь летит, хвостом вертит!

Ну-ка, кто мне даст ответ: так бывает или нет?

Дети: НЕТ!

Хозяюшка:

Свинья на ели гнездо вывела, милых деточек, поросяточек!

Поросяточки по сучкам висят, полететь хотят.

Ну-ка, кто мне даст ответ: так бывает или нет?

Дети: НЕТ!

Хозяюшка:

Это братцы не чудо. Я чуднее расскажу!

На базаре козел старика продает, на веревочке поваживает

Полтора рубля запрашивает.

Ну-ка, кто мне даст ответ: так бывает или нет?

Дети: НЕТ!

Хозяюшка:

Верно дети! Молодцы! Вам в награду…… пироги!

Вот они какие, вкусные, ароматные! (показывает и раздает детям)

Хозяюшка:

Никого я не забыла?

Дети: НЕТ!

Хозяюшка:

Хорошо повеселились, поиграли, порезвились

Приходите чаще к нам, рады мы всегда гостям

(Под музыку дети уходят в группы)

Загадки: «Посуда и домашняя утварь».

                         >чаепитие

1.

Черный конь

Скачет в огонь. (Кочерга)

2.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает;

Что схватит, отдает.

Сам в угол идет. (Ухват)

3

Рыба в море,

Хвост  на заборе. (Ковш)

4

Три братца

Пошли купаться;

Два купаются,

Третий на берегу валяется,

Искупались, вышли,

На третьем повисли. (Ведро и коромысло)

5

Две галки

сидят на одной палке.

(Ведро и коромысло)

6

Сами не едим,

А людей кормим. (Ложки)

7

Новая посудина,

А вся в дырах. (Сито)

8

В небо дыра,

В землю дыра,

А в середине

Огонь да вода. (Самовар)

***

Он округлый, но не шар,
Медный - не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром!
Ведь зовут его в веках
Люди… (Самоваром!)

9

Скручен, связан,

По комнате пляшет. (Веник)

10

В лесу родился,

А дома хозяйничает.

(Веник)

11

Бежит, торопится,

Под лавочку хоронится. (Веник)

12

Наша толстая Федора, 
Наедается нескоро,
А зато когда сыта, 
От Федоры - теплота. (Печь)

***

В избе - изба,
На избе - труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе. (Печь)

13

Сидит на крыше всех выше,
Дымом дышит. (Труба)

14

Сколько бы ни ел,
Никогда сыт не бывает.

Накормишь - живет, 
Напоишь - умрёт. ( Огонь)

15

Родился я в печке,
Завился в колечки,
Сплясал трепака,
И ушел в облака. (Дым)

***

Белый столб стоит на крыше,
И растёт все выше, выше.
Вот дорос он до небес -
И исчез. (Дым)

16

Мочили, колотили,
Рвали, крутили,
Узор вышивали,
И на стол клали. (Скатерть)

русская кухня

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие речи детей средствами малых форм фольклора

перспективное планирование работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора...

Духовно-нравственное воспитание детей средствами художественного слова и театральной деятельности

Художественная литература, в том числе и основанная на православной традиции, является сильным действенным средством духовно-нравственного воспитания детей....

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»

Опыт работы по развитию речи дошкольников средствами малых форм фольклора...

«Развитие речи детей средствами малых форм фольклора»

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в до...

Презентация на тему: "Духовно - нравственное воспитание детей раннего возраста посредством фольклора"

ldquo;От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»    ...

Нравственное воспитание детей через малые формы фольклора

В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить ...

Духовно - нравственное воспитание детей средствами спорта.

Подготовила доклад и выступила в рамках областной научно - практической конференции "Седьмые Сахалинские Рождественские образовательные чтения: Нравственные ценности и будущее человечества"...