Семинар-практикум для родителей
методическая разработка (старшая группа)

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_sovmestno_s_roditelyami_skazka-raduga.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар –практикум совместно с родителями детей старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности «Сказка» и «Радуга»

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: познакомить участников семинара с применением здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.

Здоровьесберегающие технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.

Задачи здоровьесбережения:

  • сохранить здоровье детей;
  • создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
  • обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

На сегодняшний день ведущими психологами, педагогами и работниками медицинской сферы было создано множество различных здоровьесберегающих методик, которые можно классифицировать по нескольким отдельным группам. Это медико-профилактические и физкультурно-оздоровительные технологии, технологии здоровьесбережения педагогов дошкольного образования, технологии, направленные на обеспечение социально-психологического благополучия воспитанников, валеологического просвещения детей и родителей.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Стретчинг – упражнения на растягивание, полезны и необходимы всем, независимо от возраста и степени развития гибкости. Проводится не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.

Ритмопластика - система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела. Ритмопластика сочетает в себе два направления: физкультуру и хореографию. Не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.

Динамические паузы - Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры - как часть занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности, ежедневно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Тропа здоровья.

Примерный комплекс упражнений для любого возраста.

Зажечь внутри себя “солнышко”: попрыгать, похлопать в ладошки, произнеся: радость, радость, радость. Обняться с небом: потянуться вверх, приподнять носки, раскинуть руки в стороны, соединить их на груди. Поклониться Матушке Земле до полу. Изобразить волны руками, разведенными в стороны. Стать ветряной мельницей (руками делать большие круги по обе стороны туловища). Сделать круг дружбы. Обняться за плечи, покачаться, произнеся: «Пусть миру будет хорошо оттого, что мы с тобой есть». Сойтись в «тугой кулачок».

Релаксация - в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, необходимо определить интенсивность технологии в зависимости от возраста. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз - ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика бодрящая - ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег с разницей температуры в помещениях.

Гимнастика корригирующая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая - в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Самомассаж - в зависимости от поставленных целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Точечный самомассаж - проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.

Ароматерапия представляет собой лечение с использованием различных запахов. Эти запахи, или ароматы, в виде эфирных масел приходят к нам из растительного мира - от цветов, деревьев, кустарников и трав. Ароматерапия существует не только для того, чтобы лечить уже развившуюся болезнь. Она является и весьма реальной защитой от различных бактерий и вирусов. Применение средств ароматерапии в детской комнате позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна. Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего если масла будут наноситься на глиняные или стеклянные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута. Такой метод применяется для ароматизации воздуха в детской комнате. Ароматерапию не рекомендуют применять для детей младше 2- 2, 5 лет.

Мы предлагаем вам сейчас посмотреть и выполнить вместе с нами и с вашими детьми некоторые из названных технологий, которые мы регулярно применяем в своей работе во все режимные моменты.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Кинезиологические упражнения мы используем как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.

  1. Упражнение с деревянными палочками.

Цель упражнения - это развития мелкой моторики, а также стимулирование речевых зон головного мозга;

Оборудование: деревянные палочки (желательно из твердых пород дерева) диаметром 1,5-2 см, длиной 15-20 см с закругленными концами. Музыкальное сопровождение.

Ход:

Педагог предлагает детям поднять палочку с пола необычным способом «удерживаем палочку». Поднимать палочку нужно одноименными пальцами правой и левой руки одновременно при этом удерживать навесу несколько секунд.

Затем, держа палочку между ладоней, при этом упираясь концами палочки в центр ладоней, тем самым стимулируя биологичеки активную точку «лаогун» - энергетический центр ладони. Далее нужно «покачать палочку». Упираясь концами палочки в центр ладоней, вращать кисти рук перпендикулярно палочке, стараясь не уронить её. Медленно поднимать руки над головой и опускать их вниз, продолжая удерживать палочку (2-3 раза). Эти движения требуют от ребенка распределения силы давления на палочку, что поначалу дается нелегко. А теперь, для того чтобы «разжечь костер», нам нужно добыть огонь.

Взяли палочку в ладонь будем добывать огонь. С напряжением прокатываем палочку между соединенными ладонями, сначала медленно прокатываем.

Сильно палочку покрутим и огонь себе добудем. Ускоряемся и быстро прокатываем палочку между ладоней до ощущения тепла.

  1. Релаксационное упражнение «Костер Дружбы»

Цель: способствовать расслаблению, снятию напряжения. Улучшение ритмики организма, развитие самоконтроля и произвольности.

Оборудование: декоративный костер, музыкальное сопровождение.

Вот мы и зажгли наш костер дружбы. Положите палочки около себя, руки расположите на колени, выпрямите спину, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, большой теплый костер. (сделайте вдох через нос, выдох). Языки его пламени как будто танцуют свой танец. Этот костер зажгли мы. (сделайте вдох, на четыре счета, выдох). Каждый из нас добавлял по бревнышку в него. И теперь он горит, теплый и добрый. Он согревает наши руки, ноги, тепло распространяется по всему телу. Почувствуйте это тепло. (сделайте вдох, выдох). Наш костер несет тепло и наше сердце, наполняя его добром и хорошим настроение. (сделайте вдох, выдох). Мне очень хочется, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС ВЗЯЛ С СОБОЙ ЭТО ТЕПЛО И ДОБРО, И СОХРАНИЛ ЕГО В СВОЕМ СЕРДЦЕ.

Сейчас мы с вами выполнили релаксационное упражнение с элементами дыхательных техник, они не только способствуют расслаблению, снятию напряжения, но и улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Презентация семинара практикума "Школа для родителей".

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...