Пороект на тему: «Аптека под ногами».
проект (подготовительная группа)

Гипотеза

Зеленая аптека — древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения — это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.

Актуальность

Работа дошкольного учреждения держится на трех китах: т. е. основных составляющих —педагог, родители, ребенок. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников—это взаимная ответственная деятельность взрослых участников воспитательно-образовательного процесса. Поэтому большое внимание в дошкольном учреждении уделяется работе с родителями. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может заменить роль института семьи в формировании личности, какими бы квалифицированными кадрами первый не располагал. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка. Очень важно, чтобы родители это понимали и принимали непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости не боялись обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения детско-родительских отношений. Маршрут должен быть творческого, познавательного, исследовательского характера,  воспитательной (морально-нравственной, патриотической) направленности. Совместная деятельность родителей с детьми, в большей степени, должна быть направлена на мотивацию к познанию нового и расширению кругозора.

Предлагаю познакомиться с образовательным маршрутом на тему «Аптека под ногами».

Уважаемые родители! Предлагаю вам новую интересную совместную работу с детьми. Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Совместная работа строится с учётом возрастных особенностей детей, их интересов и предпочтений, возможностей. В диалоге с детьми могут принять участие как мамы и папы, так и бабушки с дедушками. Приглашаю вас познакомиться с лекарственными растениями, почему их так называют, узнать какую пользу они приносят людям, от каких болезней помогают и можно ли их вырастить самим. Это позволит вам расширить свой кругозор, поддержать интересный разговор с ребенком и, конечно, повысить свой авторитет! Предлагаю вам пойти в лес, отправиться в горы собрать травы, высушить их и сварить ароматный полезный чай. Сделать рисунок лекарственного растения, а из рисунков собрать книжку-малышку.

Возраст ребёнка: старший дошкольный возраст.

Задачи: систематизировать и расширить представления детей дошкольного возраста о растениях родного края, о видовом разнообразии деревьев, кустарников, близлежащего леса; стимулировать любознательность, развивать познавательные умения и навыки в игровой деятельности, коммуникативную активность; воспитывать любовь к родному краю, экологическую культуру и бережное отношение к природе, способствовать накоплению эмоционально-позитивного опыта общения с природой. продолжить формирование знаний у учащихся о значении растений в жизни человека; углубить знания о лекарственных растениях; сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения от неядовитых; воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.

 

Совместный с ребенком поход – это не отдых для родителей, а время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостоверится, что Вы его любите, что живете его интересами. Не забывайте смотреть вокруг глазами ребенка, разделять его радость и удивление.  Читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов.  Ваша речь, дорогие родители – эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. Не забывайте побуждать ребенка высказываться,  думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. 

Лето одето в яркий сарафан из трав и цветов. В выходные дни мы устремляется на дачу или просто погулять на природе. А уж какое удовольствие попить чайку на свежем воздухе в кругу близких людей да вдобавок за душевной беседой!

Лето – самое время для восстановления сил, энергии и здоровья, подорванных длительной непогодой и стрессами. И помочь нам в этом могут не только летние овощи и фрукты, но и травяные чаи.  Травяные чаи и настойки наши предки научились готовить еще в стародавние времена. Травники и знахари собирали и сушили целебные травы и коренья, а потом делали из них чудодейственные отвары и чаи.  И в наши дни многие старинные рецепты таких чаев из трав с успехом применяются современной медициной при профилактике и лечении многих заболеваний. Травяные чаи могут состоять исключительно из трав, или же включать в себя и традиционную чайную заварку. В нашей стране особенно популярны сложные травяные чаи, когда к основной заварке на основе черного или зеленого чая добавляются при заваривании травы. 

По своим свойствам травяные чаи бывают витаминные, тонизирующие, успокаивающие, профилактические, лечебные. Современные аптеки предлагают очень широкий ассортимент травяных чаев на все случаи жизни. Оригинальные чайные травяные сборы можно найти и в специализированных чайных магазинах и бутиках. Но если вы хорошо разбираетесь в травах, то нет ничего лучше, чем заготовить такие сборы самостоятельно, ведь уже сам процесс сбора трав – это огромное удовольствие.

Как сушить.

Собранный растительный материал требует тщательной сортировки, после которой его промывают прохладной водой, просушивают и только тогда кладут для сушки. Травники всегда сушат только цельный материал. Это значит, что если в растении полезными свойствами обладают листья или цветы, их отделяют от стебля не сразу при сборе, а после высушивания. Так в растении остаются все биологически активные компоненты, а не вытекают вместе с соком.

Конечно, это правило действует не всегда. Липовый цвет собирают без веток и листьев, в шиповнике ценны только плоды, а чабрец можно срезать ножницами – он быстро отрастет снова. Как сушить травы правильно?
Готовое к сушке сырье раскладывают на листе плотной бумаги, картона, доске или столешнице. Можно под низ положить хлопчатобумажную тонкую ткань. Травы свободно раскладывают и оставляют сушиться в проветриваемом помещении так, чтобы на них не падали прямые солнечные лучи. Идеальным помещением для сушки считается чердак, беседка, балкон. В среднем время сушки длится от 3-х дней до 2-х недель в зависимости от вида сырья и его плотности. Цветы и листья сохнут быстрее, ветки и стебли – медленнее. Высушенный материал измельчают, чтобы его проще было хранить и позже готовить чай. Измельчают обычно руками или с использованием ножниц. Измельченные ингредиенты фасуют в тканевые мешочки, стеклянные или жестяные емкости и хранят в прохладном месте без доступа яркого света. Для этого подойдет обычный кухонный ящик, удаленный от плиты. Срок хранения – не более 1 года. Для удобства из высушенного и измельченного сырья можно сразу же приготовить травяные сборы для чая, смешав их в нужных пропорциях. Так будет проще и быстрее готовить чай в будущем.

Содержание маршрута:

Лесопарк (возле дома в селе).

Описание: http://www.detsad2tolochin.guo.by/uploads/b1/s/14/315/editor_picture/0/183/orig_mceclip0.png?t=1657029142

 

Мы сегодня с тобой отправимся в путешествие.

Первое волшебное место, которое мы посетим – это лесопарк. Расскажите ребенку, что лес -  это зеленый наряд земли. Это большая лаборатория для производства  кислорода. Это дом для зверей и птиц, деревьев и кустарников. Лес – это наше национальное богатство, важнейший сырьевой ресурс. Лес - это кладовая, которая щедро одаривает человека. Подойдя к лесу, предложите ребёнку закрыть глаза и глубоко подышать носиком, почувствовать аромат цветущих деревьев, трав.

Собираемся на прогулку :

 определить маршрут прогулки (лес, горы).

- выбрать время для прогулки (утро или вечер), чтобы не было перегрева;

 договоритесь об остановках для отдыха в пути;

 рассчитайте время прогулки, предусмотрев время для наблюдений в лесопарке, игр на стадионе;

 создайте у ребенка радостное ожидание предстоящей прогулки, сделайте ее удивительной и неповторимой. Выучите песенку, чтобы идти было весело;

 пусть ребёнок вместе с Вами участвует в сборах. 

Возьмите с собой:

-перекус, воду;

-фотоаппарат

-тканевые мешочки для сбора цветков липы;

Прогулка:

Начиная прогулку с ребенком, поговорите о своем отличном настроении, о хорошей погоде. По ходу прогулки любуйтесь природой. Рассматривая летнюю природу (деревья, кусты, обращайте внимание на ствол, ветки, голубое небо, яркое солнце. Ствол клена, березы, рябины, липы можно обхватить руками, а некоторые стволы всей семьей. Вы получите приятные впечатления, организовав совместную подвижную игру «Раз, два, три, к дереву беги» (каждый раз ведущий называет дерево, которое следует определить и добежать до него). Поиграйте в игры «кто дальше»«попади в цель». Рассмотрите листья на деревьях. Объясните ребенку, что парк дает чистый и свежий воздух, спасает летом от зноя, дает грибы и ягоды, зимой - это отличное место для катания на лыжах и санках, для лепки снеговика, а весной можно пускать кораблики и т. д.

Уходя из лесопарка, поблагодарите природу за гостеприимство, радость, испытанную от прогулки. Дома предложите ребенку нарисовать свои впечатления.

На прогулке обязательно используйте художественное слово, прочтите ребёнку:

 Помогут вам такие сайты, как:

Шаг 1. Лекарственные растения

Описание: 4786.001.jpg

Что такое лекарственные растения и почему их так называют вы узнает посмотрев видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=xmjkVrgwf-w

 Пополнить свои знания о разнообразии лекарственных растений вы сможете, посмотрев сказку о «Лекарственных растениях» https://www.youtube.com/watch?v=owtWOpIARH0

а проверить, как вы усвоили материал, вы сможете, отгадав загадки бабушки Федоры https://www.youtube.com/watch?v=brQYUDLUjcQ

 Далее познакомимся с некоторыми лекарственными растениями

 Шаг 2. О чем рассказал цветок мать-и-мачехи.

Описание: 4786.002.png

Перейдите с ребенком по ссылке и посмотрите мультфильм «Как Кокчик следопытом стал» https://vk.com/video_ext.php?oid=44058923&id=165266648&hash=933c3b9152b143db

Познакомьтесь с происхождением названия растения прочитайте народные легенды о мать и мачехе. О целебных свойствах растения вы узнаете https://fikus.guru/pryanye-i-lechebnye-travy/rastenie-mat-i-macheha-celebnye-svoystva-cvetov-i-travy.html

В процессе просмотра информации проведите с ребенком беседу, обсудите вместе следующие вопросы: − Какие разные названия есть у цветка? − Когда оно цветет? − Какие части у растения используют как лекарство люди? − Почему этому растению дано такое название? Просмотрите видеопрезентацию «Солнечный цветок» и внимательно изучите строение растения https://www.youtube.com/watch?v=qSGms9SXDEU

Познакомьте ребенка со стихами https://www.sites.google.com/site/pervocvety111/home/zadania/primula/stihi-i-zagadki-o-mat-i-macehe

 и загадками http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-mat-i-machehu.html

об этом удивительном растении.  В заключении закрепите с детьми полученную информацию в продуктивной деятельности: Предложите детям  нарисовать мать-и- мачеху для создания книжки- малышки.

Способ 1 https://www.youtube.com/watch?v=dAX40aibY60

 Способ 2 https://www.youtube.com/watch?v=MLiPEBuHBo8

Шаг 3. Душистая мята от всех болезней приятна

 С самого раннего детства меня сопровождает мятный аромат. Мятная зубная паста, Описание: 4786.003.jpg

Историю происхождения названия вы узнаете, прочитав легенду о растении мята

 http://www.a700.ru/plants/travy/202-myata.html

 Существует несколько видов мяты, а какие посмотрите https://edaplus.info/directory-herbs/mint.html

 Это удивительное растение обладает многими качествами и свойствами https://skazki2006.livejournal.com/1095.html,

а какой вкусный чай получает из листьев мяты, как приготовить чай с мятой вы узнаете здесь https://www.youtube.com/watch?v=9I20P2ztekU

Обсудите вместе с детьми следующие вопросы: − Какая легенда существует о мяте? − Когда она цветет? − Какие части у растения используют как лекарство люди? − С какими растениями дружит мята в чашке чая? Прочитайте с детьми сказку https://detskiychas.ru/sochinyaem_skazki/skazka_pro_myatu/

 и стихи http://kidsclever.ru/content/stihi-pro-myatu,

загадайте загадки https://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki-myata/

про мяту.  Выполните еще одну страницу книжки-малышки,  создайте рисунок

 https://yandex.ru/collections/card/5a7a32382b6482f12ebb6ea5/

Шаг 4. Великий путешественник— подорожник.

Описание: 4786.004.jpg

Историю названия растения, описание внешнего вида, его свойств и применение вы найдете

 http://www.rusterr.ru/news/i100.html, https://www.youtube.com/watch?v=DMG82nCFm2o

 Существует легенда о простой травке, прочтите ее вместе с детьми https://www.proza.ru/2018/03/27/837

 и сказки о истории названия http://www.shkola-abv.ru/skazka-o-podorozhnike/

 и целебных свойствах подорожника. Обсудите вместе с детьми следующие вопросы: − Как называют еще подорожник? − Когда оно цветет? − Какие части у растения используют как лекарство люди? − Как могут использовать листья подорожника? Конечно же, закрепить полученную информацию мы сможем отгадав загадки

http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-podorozhnik.

Совместно выполните  рисунок

 https://handykids.ru/kak-narisovat-podorozhnik-i-raskraska-podorozhnik/

подорожника. Вот и готова еще одна страничка книжки –малышки

 Шаг 5. Обыкновенная календула.

Описание: 4786.005.jpg

 Познакомьтесь с историей названия растения

https://myphs.jimdo.com/2016/08/20/ %D0 %BA %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B4 %D1 %83 %D0 %BB %D0 %B0/

прочитайте сказки о календуле

https://www.itup.ru/russkie-skazki/1452-skazka-kalendula-ili-nogotki.html

Обсудите вместе с детьми следующие вопросы: − Какие разные названия есть у цветка? − Когда оно цветет? − Какие части у растения используют как лекарство люди? − Что такое отвар целебный? Прочитайте и заучите 1 стихотворение о календуле

 http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-kalendulu/

 и загадайте загадку http://zagadki.info/detyam/kalendula.html

Выполните \ рисунок «Календула» https://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-mihailovna-zubik/master-klas-po-risovaniyu-nogotki.html

Прослушать «Вальс цветов» П. И. Чайковского. https://vk.com/video_ext.php?oid=12626124&id=170683238&hash=b0d3361015498860

 Дать возможность детям представить себя каким-либо цветком и изобразить его в танце. Надеемся, что наш маршрут вам доставил массу удовольствий в совместном общении с ребенком. Предлагаем вам всем принять активное участие в нашем маршруте. Данная форма работы была запланирована нами на летний период.

Вывод:

Ребята познакомились с огромным и загадочным миром лекарственных трав, узнали о том, какие лекарственные растения произрастают в нашей местности и какими свойствами они обладают, узнали о том, что они не только радовали человека, но и помогали   исцелять и  охранять от сглаза. Познакомила юных читателей с фитотерапией – наукой  лечения с помощью трав.  Ведь по своим качествам лекарственные растения способны  частично заменить химические препараты. Рассказала о правилах сбора трав и способах приготовления  из них лекарственных препаратов и познакомила с книгами по народной медицине и справочника мира лекарственных трав.  Закрепили знания о многообразии представителей флоры с помощью викторины.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "зеленая аптека под ногами человека"

Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста , где дети знакомяться с лекарственными травами и узнают их целебные свойства для нашего организма...

Экологический проект с детьми подготовительной группы «Аптека под ногами»

Информационно-познавательный, исследовательский проект с детьми подготовительной группы по экологическому воспитанию...

Аптека под ногами

Проект о лекарственных растениях....

Проект «Аптека под ногами»

Актуальность проекта:Экологическое воспитание является одним из основных направлений в системе образования, т. к. оно способствует воздействию на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.Де...

Проект исследовательской деятельности «Аптека под ногами»

Автор проекта: Полякова Светлана Владимировнавоспитатель старшей группы №5   г. Сыктывкар, 2017 г. Проект исследовательской деятельности«Лекарства под ногами»   Кр...

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «АПТЕКА ПОД НОГАМИ»

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «АПТЕКА ПОД НОГАМИ»...

Проект по теме:
Аптека под ногами
тип проекта: познавательный

Паспорт авторского образовательного педагогического проекта, разрабатываемого для воспитанников дошкольной образовательной организации №Наименования видов работ по выполнению проектаСодержание об...