Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика
консультация

Мясникова Наталья Сергеевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_ritmicheskaya_gisnastika.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Развитие координационных способностей у дошкольников посредством сюжетно-ролевой ритмической гимнастики»

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Такая трактовка здоровья поднимает значение физической культуры совершенно на новый уровень: физическая культура становится основой формирования здорового образа жизни людей.

В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, интеллект, память, внимание, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Важным условием воспитания детей дошкольного возраста является поиск и использование в практике средств и методов, наиболее полно и эффективно способствующих функциональному совершенствованию детского организма, гармоничному развитию физических, психических и нравственно-волевых качеств ребёнка, создающих предпосылки для дальнейшего успешного обучения в школе.

Большой интерес вызывают программы, в основе которых заложена ритмическая гимнастика и детская аэробика. Особое место имеет программа «В музыкальном ритме сказок», разработанная доктором педагогических наук доцентом ВГАФК Фоминой Н. А.

Ритмическая гимнастика занимает особое место среди всего многообразия средств и форм физического воспитания. Именно она, со своей музыкальностью, разнообразием движений, является одним из самых универсальных и эффективных средств воспитания дошкольников.

Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать не только музыкальный слух, но и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.

Почти все упражнения ритмической гимнастики развивают координационные способности, основу которых составляют подвижность двигательного навыка, развитое мышечное чувство и пластичность нервных процессов.

Основу авторской программы Н. А. Фоминой «В музыкальном ритме сказок» составляют сюжетно - ролевые музыкально - ритмические игры по сюжетам сказок народов мира. Программа включает в себя мини - программы. Это завершённые серии сюжетно - ролевых музыкально – ритмических занятий по отдельным сказкам. По данной программе мы работаем пятнадцать лет. Главное, на что, мы как педагоги, нацелены - это развитие координации движений, чувства равновесия и ловкости, то есть развитие координационных способностей.

Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения - вот что характерно при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Это сложная задача, но вполне осуществимая.

Содержание мини - программ соответствует основным требованиям: подбор упражнений соответствует возрасту и подготовленности детей; упражнения согласованы с музыкой и передают её настроение; основная структура занятия сохраняется.

Процесс разучивания сюжетного комплекса проходил целостным методом в несколько этапов: предварительный, ориентировочный, конструктивно – формирующий, контрольно - обобщающий. На ориентировочном этапе проходило изучение двигательного материала и последовательности выполнения упражнений; на конструктивно - формирующем - закрепление, а на контрольно - обобщающем - совершенствование двигательного материала.

Для развития в процессе разучивания применяются движения туловища, головы, рук и ног, производимые в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. В комплекс входят одноименные движения рук и ног - движения, совпадающие по направлению; разноименные - выполняются в разных направлениях, а также однонаправленные движения и разнонаправленные. На занятиях разучиваются одновременные движения и поочередные, а также последовательные. Легче всего согласовываются одновременные и однонаправленные движения; более трудными оказываются поочередные движения. Самые сложные - разноименные и разнонаправленные движения.

Пространственная ориентировка является необходимым компонентом любого двигательного действия. Для её развития применяем общеразвивающие упражнения во всех композициях.

Пространственная ориентировка развивается у детей и в процессе любых перестроений в ходе занятий.

Наряду с пространственными развиваются и временные ориентировки. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияет на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определенном темпе и ритме.

Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.

Для развития ловкости также применяем упражнения, выполняемые парами. Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры.

В процессе разучивания комплексов для развития чувства равновесия применяем такие упражнения, как поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног, отведение и приставление вперед, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу, различные прыжки с остановкой в чётком положении рук и ног, различные виды ходьбы с заданиями по уменьшенной площади опоры – гимнастическая доска или скамейка.

При проведении занятий широко применяем специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним мы относим: метод усложнений; метод блоков; метод «Калифорнийский стиль».

Метод усложнений – так в ритмической гимнастике называется определённая логическая последовательность обучения упражнениям. Когда мы разучиваем упражнение, содержащее движение одной частью тела, то целостное действие первоначально делим на составные части.

Усложнение простых по технике упражнений мы осуществляем за счёт разных приёмов: изменение темпа движения; изменение ритма движения; добавление новых движений в ранее изученные комбинации; изменение техники выполнения движения; изменение амплитуды движения; сначала разучить упражнение по частям, а затем объединить в одно целое, что и будет являться усложнением по отношению к первоначальному разучиванию.

Метод блоков проявляется в объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в одно соединение. Применение этого метода позволило нам добиться нужного качества исполнения упражнений, поскольку каждый из них повторяется многократно. В тоже время, при использовании вариаций блоков можно было разнообразить программу.

Метод «Калифорнийский стиль» фактически является комплексным проявлением требований к изложенным выше методам.

Чем большим количеством упражнений и приёмами их проведения владели мы сами как педагог, тем качественнее становилась работа. При подготовке к занятиям заранее планировали физическую нагрузку, но её корректировка происходила также и во время занятия. Мы видели всех детей и замечали признаки перенапряжения или недостаточность нагрузки, а также определяли признаки недостаточного восстановления после отдельных упражнений. Мы сразу же вносили изменения в нагрузку: снижали или увеличивали темп движений; уменьшали или увеличивали амплитуду движений; переходили на низкую или высокую интенсивность движений, для чего исключали или дополняли упражнения подскоками, прыжками, переходом на шаг.

На протяжении всей работы мы без излишнего напряжения, без муштры и нудной монотонности содействуем оптимальному, на наш взгляд, развитию у детей координационных способностей, а также быстроты, гибкости, выносливости.

Кульминацией изучения программ становится праздник. Дети с большим желанием и нетерпением готовятся к нему, предвкушая радость выступления перед зрителями. Ребята в костюмах полюбившихся героев «рассказывают» с помощью «языка» телодвижений сказочную историю, меряются силами друг с другом в образе «добра и зла».

Инструктор по ФК, Мясникова Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки, игры-драматизации и содержания сказок, в целом обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности детей.

Жак Далькроз в начале века (20-го) в звук движение вложил - В основание системы он фундамент заложил. Позже физиолог Купер ключ к здоровью в ней открыл – Аэробный механизм досконально изучил...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию старшей группы с применением сюжетно-ролевой ритмической гимнастики "Гуси-лебеди"

Одним из средств на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста является ритмическа ягимнастика. Ряд исследователей (Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова, Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина, Н.В. ...

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»

Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика

В методическом пособии представлена дополнительная программа по физическому воспитанию дошкольников и описание занятий. Все комплексы ритмической гимнастики в рамках программы разработаны по сюжетам ...

Конспект НОД по физической культуре в средней группе "Ребята, давайте жить дружно!" (Сюжетно - ролевая ритмическая гимнастика. Автор: Фомина Н.А.)

Конспект НОД по физическй культуре. Программа "Детский сад 2100" ( Автор: Фомина Н. А.  Сюжетно- ролевая - ритмическая гимнастика .)...

Сюжетно-ролевая музыкально-ритмическая сказка " Красная Шапочка"

Театрализованное представление с использованием ритмической гимнастики....