Мастер-класс «Использование элементов фонетической ритмики на физкультурных занятиях с детьми ОВЗ »
консультация

Хорошая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению в школе. У многих детей дошкольного возраста диагностируется одновременное отствание речи и моторики - двух компонентов, тесно связанных друг с другом. Красивая, правильная речь - результат тонкой координации дыхательной и нервной системмы, органов артикуляции и слуха. Фонетическая ритмика давно перешагнула рамки работы со слабослышащими детьми.Достоинства этого метода в полной мере оценили логопеды, и фонотическая ритмика занялапрочное место в их практике. Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их ккомбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_fono_ritmika.docx166.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»

Выступление на ММО инструкторов по физической культуре

Мастер-класс

«Использование элементов фонетической ритмики

на физкультурных занятиях с детьми ОВЗ »

Ангольт Е.В.,

инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад «Аленушка»

г.Строитель  Яковлевского городского округа

Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь.

Китайская мудрость

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).

За последние годы отмечается рост количества детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Поэтому перед инструктором по физической культуре встает ряд проблем в решении задач коррекционно-оздоровительной направленности. Физическое развитие детей с тяжелыми нарушениями речи требуют разработки специальных методов и приемов работы.

У детей с расстройствами речи часто страдает общая моторика, координация движений - сложная система двигательных и чувственных связей коры, подкорки, мозгового ствола, мозжечка и спинного мозга, поэтому в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи большое значение придается моторному развитию ребенка.

Упражнения рекомендуется начинать в медленном темпе, постепенно ускоряя и увеличивая количество повторений. При этом необходимо следить за четкостью и ритмичностью выполнения. На физкультурных занятиях в водной или заключительной части можно использовать различные кинезиологические упражнения, направленные на развитие умственных способностей и физического здоровья ребенка, через определённую систему двигательных упражнений.

Практическая часть

Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»

- Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!

- Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!

- Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!

- Пухленькие щечки - плюх, плюх, плюх!

- Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! (поцелуйчики)

- Здравствуйте, зубки - чок, чок, чок! (стучат зубками)

- Здравствуй наш носик - пип, пип, пип! (нажимают на носик)

- Здравствуйте коллеги - всем привет!

  Такое приветствие способствует созданию и поддержанию у дошкольников хорошего настроения.  

Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

Одним из эффективных приемов в работе с детьми является использование подвижных игр и упражнений, где речь взаимосвязана с движениями. Игры и упражнения подбираются к лексическим темам.

Подвижная игра «Кто самый ловкий»

По кругу лежат маленькие обручи в центре - большой обруч с мячами; перед началом игры дети говорят слова:

Любим мы играть с мячом,

Очень весело живем.

Но в игре один секрет:

Опоздал - мяча уж нет.

Имитируют отбивание мяча одной рукой.

Три хлопка в ладоши.

Ходьба на месте - 4 шага.

Прыжок вверх, с разведением рук в стороны.

Затем под музыку бегут по кругу «змейкой» между обручами, выполняя разные виды бега. Музыка заканчивается, участники берут мячи и занимают свои обручи. Во время бега постепенно убираются мячи, в конце игры остается один мяч.

Подвижная игра «Догони мяч»

10- хлопают в ладоши,

9- хлопок по коленям,

8-хлопок в ладоши,

7- хлопок по коленям,

6- хлопок в ладоши,

5- хлопок по коленям,

4- хлопок в ладоши,

3- хлопок по коленям,

2- хлопок в ладоши,

  1. хлопок по коленям

Мы с мячом играть хотим – закрывают ладошками глаза,

Только надо нам узнать – хлопают в ладоши,

Кто мяч будет догонять – приседают.

Воспитатель прокатывает мяч, называет имя  и каким образом должны догнать мяч.

Развитие тонкой моторики кисти, движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Бурятская народная игра

«Бабки-лодыжки» (Шагай наадан)

Описание: Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они собирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает другую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе.

3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг друга лодыжки. Побеждает тот чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.

Правила: следует точно соблюдать приёмы игры.

Оборудование: мелкие камушки: по 4 шт. на каждого ребенка.

Отстукивание ритма по ритмическим схемамC:\Users\Елена Ангольт\Desktop\42b78e2123eeece27dca7fcdf5a67509.png

Очень полезны упражнения по перешагиванию через предметы: палки, канат или кубики. Пять или шесть предметов раскладываются на расстоянии 35-40 см один от другого. На следующем этапе подключается ходьба под звуковые сигналы – барабан, счет или ритмичные стихи.

           Тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук, тук.

Моих пяток слышен стук.

Мои пяточки идут,

Прямо к домику ведут.

Рефлексия: фразы из рефлексивного экрана: сегодня я узнала…,

было интересно узнать…, теперь я могу решать…, я попробую сам…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Использование элементов ТРИЗ при организации занятий с детьми первой младшей группы"

Выступление на родительском собранииЦель:Познакомить родителей с разными техниками в изобразительной деятельности;Применять игровые приемы в процессе работы с детьми....

Мастер- класс Тема: «Использование элементов Лего-конструирования и интерактивных игрушек на логопедических занятиях».

Мастер- класс Тема: «Использование элементов Лего-конструирования и интерактивных игрушек на логопедических занятиях». ...

Мастер-класс для педагогов "Элементы арт терапии в работе с детьми"

Использование элементов  арт терапии в продуктивной деятельности с детьми....

Конспект проведения мастер класса по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурных занятий

Нестандартное физкультурное  оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из подручных средств, бросовых материалов. Оно является дополнительным стимулом физкультурно - оздорови...

Доклад на тему "Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста."

Доклад на тему "Использование элементов логоритмики  на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста."...