Познавательно-исследовательская деятельность "Здоровье человека и правильное питание"
опыты и эксперименты

Казакова Наталья Викторовна

ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_cheloveka_i_pravilnoe_pitanie.docx276.97 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность

«Здоровье человека и правильное питание»

Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Каждый человек хочет быть здоровым. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, одного желания мало. Надо хорошо знать свой организм, свои физические возможности, иметь представление о том, что полезно, а что вредно для него. А главное — активно о нём заботиться.

Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с участием детей

в этом процессе. Важным является формирование у дошкольника активной позиции по отношению    к    собственному     здоровью.     Поэтому,     одним     из     важных     направлений по формированию здорового образа жизни является экспериментально – исследовательская деятельность, в ходе которой дети учатся проводить самостоятельные и совместно с педагогом исследования, собирать доступную информацию об объекте исследования, решать проблемы, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную инициативу.

Тема "Самые полезные продукты"

Опыт №1

пятно.


Размять        чипсы        внутри чистой салфетки, на месте нажима появилось        большое жирное Вывод: чипсы содержат большое количество жира!

Опыт №2

Капнуть на чипсы 3%-ым раствором йода, через несколько секунд появляется тёмно-синее пятно! Это крахмал, остатки которого во рту в течение двух часов преобразуется в глюкозу - идеальную питательную среду для кариесных бактерий.

Опыт №3

Для эксперимента нужно взять скорлупу куриных яиц. Часть скорлупы опустить в стакан с чистой водой, а вторую часть – в стакан с «Кока-колой». На второй день скорлупа, которая находилось в «Кока- коле», почернела, а в стакане с водой осталась чистой.

Вывод: в напитке содержится много красителей, которые проникают даже твёрдую скорлупу яйца.

Ещё через 5 дней скорлупа в напитке стала мягкой. Со скорлупой, которая находилось в чистой воде, не произошло никаких изменений.

Вывод: Эксперимент подтвердил способность «кока-колы» растворять кальций.

Опыт №4

В стакан налили кока-колу и оставили его на неделю. Через неделю вода из колы испарилась, а в стакане остался тягучий сироп.

Вывод: В кока-коле очень много сахара.

Тема "Удивительные превращения пирожка" Опыт №1 «Пищеварение»

(Воспитатель и дети подходят к столу, на котором лежат два воздушных шарика, емкость с водой и тарелочка с сухим хлебом).

  • Ребята, давайте представим, что воздушный шарик это наш желудок. А для чего нужен желудок? (Ответы детей)
  • В желудке пища переваривается. (Воспитатель берет один шарик и кладет туда кусочки сухого хлеба).
  • Когда мы употребляем сухую пищу, наш желудок выглядит вот так. Посмотрите, какие стали его стенки, нравится ли ему такая пища? (Ответы детей)

- Стенки желудка стали шершавыми, неровными. Желудку такая пища не нравится, потому что ее сложно переваривать.

  • А теперь давайте возьмем еще один шарик и нальем туда воды и представим что это жидкая пища. Посмотрите, как теперь себя чувствует желудок, нравится ли ему жидкая пища? (Ответы детей)
  • Стенки у желудка ровные, гладкие. Жидкую пищу переварить легче, чем сухую

Опыт №2 «Как передаются микробы от человека к человеку»

Цель: опытным путем показать детям как передаются микробы от человека к человеку

Оборудование: гель для тела с блестками (тени), резиновые игрушки.

Проведение: Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладони гель для тела (тени) с блестками. Потом он предлагает детям поздороваться за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого взрослый «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блесток. Затем взрослый предлагает взять игрушку, на игрушке тоже остались следы блесток. Делается вывод о том, как точно также при контакте с другим человеком (или с предметом, с животным) передаются невидимые микробы.

Опыт №3 «Как микробы боятся мыла»

Цель: опытным путем показать детям значение гигиенических процедур.

Оборудование: гель для тела с блестками (тени), мыло, емкости с водой.

Проведение: Детям предлагают помыть руки: 1 - в холодной воде, 2- в теплой воде, 3- в теплой воде с мылом. Делается вывод о том, что микробы больше всего боятся теплой воды и мыла.

Примечание: проводится сразу после опыта «Как передаются микробы от человека к человеку»

Тема «Плох обед, если хлеба нет» Опыт №1 «Из чего состоит картофель?»

Сырой, очищенный картофель натираем на терке, смешиваем кашицу в баночке с водой, даем отстояться - на дне образовывается слой белого вещества. Что это?

Это крахмал. Если это вещество высушить, то оно будет белое, как мука.

Для чего нам нужен крахмал? Заваривать кисель, крахмалить бельё. Накрахмаленное белье выглядит красиво и долго не мнется.

Опыт № 2 «Исследование свойств соли»

  1. Посмотрим через увеличительное стекло. Вывод: соль похожа на кристаллы.
  2. Сделаем «игрушечный ветер». Вывод: разлетается, соль сыпучая.
  3. В баночку с солью налили немного воды, куда она делась?

Вывод: она впиталась.

  1. Налили в стакан воды, добавили соль, размешали.

Вывод: соль растворилась, запах и цвет не изменились, а вкусовые качества какие – она стала соленой.

Опыт №3 «Выращивание кристалла соли».

Для этого наливаем горячую воду в банку, насыпаем соль. Соленой раствор должен быть такой, чтобы в нем перестали растворяться песчинки соли. Даем отстояться сутки. Это нужно сделать для того, чтобы маленькие, не растворившиеся частички соли, выпали на дно. На второй день в банке можно увидеть множество маленьких кристаллов. Фильтруем соляной раствор. Для роли затравки выбираем самый большой из кристаллов. Привязываем кристалл ниткой. Опускаем в профильтрованный раствор и ждем реакции примерно 2 недели.

Тема «Время есть булочки» Опыт № 1. «Шпионские тайны»

Цель: Доказать детям, что при помощи источника тепла, молоко становится видимым,

благодаря содержанию в нём полезных веществ.

- Дети на листах бумаги ватной палочкой рисуют молоком различные фигуры, после высыхания, рисунки необходимо прогладить утюгом.

Опыт № 2 «Есть ли жир в молочных продуктах».

Цель: Доказать содержание жира в молочных продуктах.

На листочек бумаги поместить продукт (молоко, сыр, масло, сливки) и сверху накрыть салфеткой, по размеру жирных пятен определить самый жирный продукт.

Опыт № 3: Взрыв цвета в молоке.

Материалы: цельное молоко, пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки,  тарелка.

Налить молоко в тарелку. Добавить в него по несколько капель каждого красителя. Взять ватную палочку, окунуть ее в моющее средство и прикоснуться ей в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!

Опыт №4. Как быстро приготовить из молока простоквашу.

Цель: познакомить детей со способом быстрого сквашивания молока.

Дети капают по несколько капель лимонного сока в стаканчики с молоком, наблюдают процесс свертывания молока.

Тема «На вкус и цвет товарищей нет» Опыт №1 «Лимон – пловец»

Оборудование: два графина с водой и два лимона одинакового веса.

Взвесим 2 неочищенных лимона по очереди. Очистим первый лимон и взвесим его. Положим очищенный лимон в воду. Он утонул! Положим неочищенный лимон в воду. Он не тонет! Плавает по поверхности графина.

Вывод: Неочищенный лимон не тонет, так как в кожуре есть  множество пузырьков с воздухом. Именно они держат лимон на плаву.

Опыт №2 «Лимон осветляет чай»

Заварить крепкий чай и положить в него кусочек лимона. Цвет чая изменился, стал более светлым.

Вывод: своим коричневым цветом чай обязан дубильным веществам. Эти вещества являются индикаторами, то есть в кислой среде они светлеют.

Чай с лимоном способствует защите наших зубов от появления желтоватого оттенка.

Опыт №3 «Лимон-пятновыводитель»

Капнуть несколько капель йода на ткань и с помощью сока лимона их обесцветить.

Вывод: Лимонная кислота при взаимодействии с йодом образуют очень прочные бесцветные комплексы, хорошо растворимые в воде, поэтому лимон можно использовать как пятновыводитель.

Опыт №4 «Невидимые чернила»

Оборудование: половинка лимона, ватка, спичка, чашка воды, лист бумаги.

Выдавим сок из лимона в чашку, добавим такое же количество воды. Обмакнём спичку или зубочистку с намотанной ватой в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге этой спичкой.

Когда "чернила" высохнут, нагреем бумагу над включённой настольной лампой. На бумаге проявились не видимые ранее слова.

Вывод: Лимонный сок - органическое вещество. Под действием огня органические вещества темнеют.

Опыт №5 «Лимон надувает воздушный шар»

Нам необходимо для опыта: 1 стакан воды, 2 столовые ложи пищевой соды, сок из 5 лимонов, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней пищевую соду. В бутылку через воронку выливаем сок лимона. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой. Шарик надувается.

Вывод: Пищевая сода и сок лимона вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик. Это явление происходит при добавлении соды в тесто, когда ее гасят лимонной кислотой, выделяются пузырьки и тесто становится пышным.

Тема «Как утолить жажду»

Опыт №1 - проверка сока на содержание искусственных красителей

Для проверки красных ягодных соков – смородинового, вишневого, клубничного или виноградного – надо добавить в полстакана воды 2 щепотки пищевой соды, перемешать и добавить этот раствор в сок. Если цвет напитка не изменился, то в соке есть искусственные красители. Если же сок стал бурого цвета, значит, его, действительно, выжали из ягод.

Опыт №2 – проверка сока на содержание искусственных ароматизаторов

Большинство искусственных ароматизаторов делают на масляной основе, поэтому их можно обнаружить на ощупь. Надо растереть капельку сока между пальцами. Если остается ощущение жира, то в сок добавлен синтетический ароматизатор.

Опыт №3 - проверка чая на содержание красителей

Хороший чай полностью отдает все свойства, поэтому вода быстро приобретает темный оттенок. Но – только в кипятке! А вот если заварка ярко окрасила даже холодную воду, значит, какая-то «химия» в чае присутствует.

Еще один способ проверки – добавить в чай лимон. Натуральный чай от этого значительно бледнеет и приобретает яркий оранжевый цвет. Чай с красителем останется прежнего темного оттенка.

Опыт №4 «Очистка воды»

Цель: познакомить детей с системой очистки воды.

  1. способ: Фильтрование через марлю. Возьмем пустой стакан, вставим в него воронку, а в воронку фильтр – марлю. А теперь воду профильтруем. Перельем из большого стакана тонкой

струйкой в маленький стакан. Что получилось? (фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи). А вода осталась мутной. Значит марля пропускает мелкий мусор и грязь.

  1. способ:        Фильтрование        через        плотную        ткань.        Положим        кусочки        ткани        в воронку. Профильтруем воду через ткань.

Посмотрим на фильтры. Они стали грязными - здесь и песчинки, и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная.

  1. способ: Фильтрование через ватные диски. Также в воронку вставим ватный диск. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки). Вода стала чище.

Этот ватный фильтр из несколько слоёв, и не пропускает самые мелкие соринки.

  1. способ: Теперь положим в нашу воронку все материалы, которыми мы пользовались по очереди слоями. И начнём фильтровать воду. Что стало с водой? (Вода стала ещё чище).

Тема «Что помогает быть сильным и ловким» Опыт №1 «Вкус шоколада».

Возьмем      кусочек   воздушного   белого   шоколада   и   попробуем   его   на   вкус.

Определили, что он вкусный, сладкий. После возьмем черный шоколад (горький, горьковато- сладкий). Вывод: шоколад на вкус отличается друг от друга, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус.

Опыт №2 «Тонет – не тонет».

Возьмем кусочек темного шоколада и положим в стакан с водой (шоколад утонул). После положим кусочек воздушного шоколада (шоколад всплыл на поверхность). Сделали вывод, что это произошло потому, что в этом шоколаде имеется воздух, который при контакте с водой – поднимается вверх и не тонет.

Вывод: Шоколад может тонуть, если он плотный и в нем нет воздуха, и может плавать, если в нем имеется воздух.

Опыт №3 «Горячий шоколад».

Положим в стакан несколько кусочков шоколада и опустим стакан в горячую воду. Что произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился).

Вывод: Шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой.        Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь.

Опыт №4 «Как можно отличить сырое яйцо от вареного, не разбивая его?»

Два яйца – сырое и вареное положить на плоскую поверхность. Двумя пальцами придать им вращательное движение.

Сваренное яйцо вращается заметно быстрее и дольше сырого. Сырое яйцо трудно даже заставить вращаться. Вареные и сырые яйца по-разному ведут себя и при остановке вращения. Если к вращающемуся вареному яйцу прикоснуться на мгновение пальцем, оно останавливается сразу. Сырое же яйцо, остановившись на мгновение, будет после отнятия руки еще немного вращаться.

В вареном яйце - центр тяжести постоянен, поэтому оно крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса и центр все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

Опыт №5 «Как сделать, чтобы яйцо плавало, а не тонуло»

Для эксперимента нам понадобятся 3 стакана, вода и 3 яйца.

В первый стакан наливаем обычную воду и погружаем в нее яйцо. Оно опустилось на дно. Во второй стакан наливаем воду, добавляем в нее соль и хорошо размешиваем. Опускаем второе яйцо. Оно не утонуло.

В третий стакан с водой добавляем соляной раствор и опускаем яйцо. Оно вначале стало опускаться вниз, но не утонуло, а затем стало плавать в середине раствора.

Вывод:        В обычной воде – предметы тонут. В соленой воде – предметы всплывают на поверхность. В крепком соленом растворе – предметы погружаются в воду, но не тонут.

Опыт №6 «Скорлупа «бежит» за расческой».

Материалы: скорлупа сухая, расческа

Действия: Поднести расческу, которой только что расчесался, к скорлупе. Результат: Тут же скорлупа начала двигаться за расческой.

Вывод: Расческа от трения о волосы приобрела новое свойство, она наэлектризовалась, и поэтому она начала управлять легкими предметами, не дотрагиваясь до них.

Тема «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» Опыт №1 «Исследование клюквы»

  1. Взять одну ягодку ложечкой и положить её в тарелку. Рассмотреть ягоду через лупу.

Какая ягода? Затем взять зубочистку и легонько проткнуть ягоду. Делаем вывод: клюква круглая, красного цвета, внутри ягоды сок.

  1. Теперь возьмем кипячёную воду. Какого цвета вода? И перельем её в стаканчик. Размешаем с помощью ложки. Попробуем чуть - чуть. Какой на вкус получился морс, на цвет? Вывод: ягода меняет цвет и вкус воды.
  2. А что нужно сделать, чтобы морс получился вкусным? Добавить сахар. С помощью другой чайной ложки добавим в морс одну чайную ложку сахарного песка и тщательно перемешаем. Какой теперь морс? А цвет изменился? Вывод: с добавлением сахарного песка в морс - цвет не меняется, а меняется вкус.

Опыт №2 «Яблоко и лимон – друзья»

Берем зеленое яблоко, разрезаем его пополам, кладем его срезами вверх на блюдце и выдавливаем немного лимонного сока на одну из половинок. Через некоторое время «чистая» половинка яблока потемнеет, а та, что была «защищена» лимонным соком, останется такой же белой.

Вывод: В яблоках есть много очень полезных веществ, в том числе и железо, поэтому яблоко на свету темнеет (железо взаимодействует с кислородом воздуха, образуя оксид). Лимонный сок покрыл срез защитной пленкой, и кислород не смог добраться до железа.

Если разрезанные яблоки смазать лимонным соком, они будут выглядеть свежими и красивыми и не менее полезными.

Литература

  1. Дергунская В.А.,Ошкина А.А., Игры – эксперименты с дошкольниками. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 64 с.
  2. Иванова А.И., Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ СФЕРА, 2004. – 224с.
  3. Мартынова Е.А., Сучкова И.М., Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд.2-е – Волгоград: Учитель, 2014. – 333с.
  4. Прохорова Л.Н., Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации, 2 изд., испр. и доп., АРКТИ, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности "Прими за правило здоровое питание!" (по методике Савенкова А.И.)

Цель: создание условий для формирования у старших дошкольников представлений о пользе и вреде продуктов питания.Задачи:Образовательные задачи.·...

Проект познавательно-исследовательской деятельности" Тело человека"

Расширит представление  детей о самом себе. Поможет детям понять о важности ЗОЖ  и гигиене....

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

Правильное питание наших детей – залог их драгоценного здоровья, именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого, поэтому главная за...

«Правильное питание — залог здоровья человека»

laquo;Правильное питание — залог здоровья человека»...

«Правильное питание — залог здоровья человека»

laquo;Правильное питание — залог здоровья человека»...

ЗОЖ в подготовительной к школе группе «Правильное питание — залог здоровья человека»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Правильное питание — залог здоровья человека»Основная общеобразовательная программа МАДОУ «Детский сад № 3»&laq...