Статья «Работа по повышению эффективности профилактики простудных заболеваний и повышению интереса к ЗОЖ»
статья

Кадрова Наталья Федоровна

Название статьи

«Работа по повышению эффективности профилактики простудных

заболеваний и повышению интереса к  ЗОЖ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

Кадрова Наталья Федоровна, воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №72» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Название статьи

«Работа по повышению эффективности профилактики простудных

заболеваний и повышению интереса к  ЗОЖ»

МДОУ «Детский сад № 72 «Журавлик» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с уставными целями и задачами, реализуемыми программами дошкольного образования: «От рождения до школы» (Н.Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и др.), «Кроха» Г.Г. Григорьева, «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова.

Серьезное внимание уделяется проблеме сохранения здоровья воспитанников и обучения основам здорового образа жизни.

Так  как  направление  физическая  культура  и  оздоровление  является  приоритетным  нашего  МБДОУ, основной  задачей  работы коллектива  на формирующем  этапе  является:

  1. Осмысление  накопленного  опыта  сохранения  и  укрепления  здоровья  детей;
  2. Оценка  его  эффективности  и  модернизация  содержания  физкультурно – оздоровительных  технологий, через  становления  у  детей  позиции  созидателя  в  отношении  своего  здоровья и  здоровья  окружающих;  
  3. Необходимость  преодоления  узкоспециализированных  подходов  в  организации  оздоровительной  деятельности  и  физического  воспитания  через  использование  инновационных  здоровьесберегающих  технологий.

Работу по здоровьесохранению детей дошкольного возраста  коллектив  построил на  следующих  принципахразработанных [Виге2011].

- системность и последовательность реализации здоровьесберегающих  технологий;

- сознательность и активность каждого субъекта образовательного процесса (дети, педагоги, родители);

- непрерывность здоровьесберегающего процесса;

- доступность технологии детям;

- учет индивидуальных и возрастных особенностей  каждого ребенка;

Нами используются такие правила здоровьесбережения:

Соблюдение  режима, больше движения, правильное  питание, как  можно  больше  положительных эмоций, прочь уныние и тоску, пожелание себе и окружающим только добра!

Вся  работа  по  реализации  здоровьесберегающих  технологий  была построена на  основе:

-  медицинских показаний и распределения детей по  группам здоровья.

- анализа основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия) детей  старшего  дошкольного  возраста

- уровня физической подготовленности детей  по  данным  мониторинга   инструктора  физической культуре.

Вопрос  о  путях  совершенствования  работы  по  укреплению  здоровья, развитию  движений  и  физическому  развитию  детей  постоянно  держится  на  контроле  и  организовано  таким   образом, чтобы  оно

  • Обеспечивало  каждому  ребенку  гармоничное  развитие
  • Помогало ему  использовать  резервы   своего  организма  для  сохранения, укрепления  здоровья.
  • Приобщало детей  и  родителей  к  физической  культуре  и  здоровому  образу  жизни.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Перечислим  те  здоровьесберегающие  технологии, которые   уже  внедрены  в  практику  работы  каждого  детского  сада. К  ним относятся:

  1. Непосредственно образовательная деятельность в области «Физическая культура» - организованная форма физического  развития. Проводится инструктором по физической культуре во всех группах в соответствии с требованиями программы,  в  разных  формах: игровые, подгрупповые, индивидуальные, тренировочные, соревновательные и пр.
  2. Непосредственно образовательная деятельность в области «Здоровье» - деятельность по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье. Проводится воспитателем, инструктором по физической культуре.  Здоровье    является  интегрированной  формой  работы  с  такими  видами деятельности, как  физическая  культура, основы  безопасности  жизнедеятельности, валеология.
  3. Спортивные развлечения, праздники.
  4. Утренняя гимнастика.
  5. Оздоровительная  работа  в  бассейне -  занятия плаванием занимают особое место в физическом развитии, развитии и укреплении здоровья дошкольников. Плавание помогает сформировать физические качества и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде. Регулярные занятия плаванием  положительно влияют на закаливание детского организма, улучшается адаптация к водной среде. Вода  дает  сильный  оздоравливающий эффект. В своей работе мы используем элементы аквааэробики, синхронного плавания, гендерный  подход  в  обучении  плаванию  детей. Работает  секция  «Танцы  на  воде».

Так же  в  практику   работы  МДОУ была внедрена новая технология -гимнастика ДО-ИНЬ. Это комплексы движений для мышц и суставов с элементами самомассажа с ярко выраженным тонизирующим эффектом. Используется инструктором по ФК в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре со старшими дошкольниками [Гаврючина 2013].

Кроме того, в качестве дополнительного просветительского направления в области приобщения к здоровому образу жизни была внедрена оздоровительная технология «БОС-здоровье – учимся и оздоравливаемся».

Данная технология направлена на повышение сопротивляемости организма детей дошкольного возраста к простудным заболеваниям, улучшение психоэмоционального состояния ребенка, улучшение внимания и памяти, развитие необходимых для дальнейшего обучения функций, таких как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие,  зрительно-моторная координация.

Данная  технология  в  нашем  детском  саду используются частично,  в  коррекционных (логопедических) группах, так как в  них  маленькое  количество  детей, на  занятиях  с  учителем-логопедом  для  развития  речевого  дыхания и на  занятиях  по  физической  культуре. Приобретение дорогостоящего  оборудования  для  полноценного  использования  данной  технологии  в  настоящее  время  не  считается  возможным.

Внедрение в педагогический процесс занятий здоровья, планирование работы на неделю и включение в сетку занятий, представлено в таблице 4.

Таблица 4. - Сетка  занятий  на 2019-2020 учебный  год (старшая  группа)

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1. Занятие здоровья + социальный мир (1 неделя);

2. Физ-ра

1. Занятие здоровья +

обучение грамоте  (2 неделя);

2. Лепка/

аппликация

1. Занятие здоровья+ развитие  речи (4 неделя);

2. Музыка;

3. Бассейн

1. Занятие здоровья +математика (3 неделя)

2. Рисование

3. Музыка

1. Природа;

2. Конст.\

руч.труд;

3. Физ-ра (в);

Занятия  Здоровья   в  данной  группе проводились  1  раз  в  неделю  по  подгруппам  в  6 человек.  Длительность  таких  занятий  зависела  от  индивидуальных  психофизических  возможностей    ребенка  и  составляла  от  15  до  25  мин.  Длительность  устанавливалась  индивидуально для  каждого  совместно  с  педагогом – психологом и  медицинской  сестрой.      

Занятия  Здоровья  комплексно  вошли  в  такие  разделы  программы, как  «Познание» (ФЭМП)  и «Коммуникация». Занятия  планировались   педагогом   в  соответствии  с  темой  занятия  по  математике, обучению  грамоте, познавательному  развитию.  При  проведении  Занятий  Здоровья  не  только использовалась  данная  здоровьесберегающая  технология, но и  решались  программные задачи.   Инструкция  по  проведении  дыхательной  гимнастики  имеется  в  электронном  пособии  программно – методического  обеспечения.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Наряду  с  общеизвестными  технологиями,  такими  как:

  1. Физкульт-минутки;
  2. Подвижные и спортивные игры, командные и индивидуальные соревнования;
  3. Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики
  4. Бодрящая гимнастика, закаливание.
  5. Ритмопластика.
  6. Релаксация.

Коллектив нашего МДОУ приступил к использованию таких  технологий  как:

  1. Стретчинг(игровой)– специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов. Проводится музыкальным  руководителем, инструктором по физической культуре в основной и дополнительной образовательной деятельности по физическому развитию начиная со средней группы.
  2. Дыхательная гимнастика– специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка. Проводится во всех группах в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Кроме того, с 2017 года нами используются:

- элементы дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой;

- упражнения очистительного дыхания, составленные на основе древнекитайских оздоровительных систем, которые не только способствуют регуляции дыхательной функции организма, а также оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, снимают усталость;

- упражнения закаливающего носового дыхания, которые повышают устойчивость организма ребенка к перепадам температуры, инфекциям, недостатку кислорода.

  1. Комплексы оздоровительного танца Степ-Данс– система упражнений, включающая упражнения лечебной физкультуры,  упражнения направленные на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, суставная гимнастика, упражнения на степ-платформах и фитбол-мячах, танцевальные упражнения и ритмические танцы. Проводится инструктором по физической культуре в различных формах физкультурно-оздоровительной работы со старшими дошкольниками.

Планируя любую  здоровьесберегающию технологию, мы выделяем:

- время проведения в режиме дня;

- возраст детей;

- формы работы;

- особенности методики проведения.

Внедрение  и реализация  инновационных  здоровьесберегающих  технологий  происходит в тесной взаимосвязи всех структурных подразделений  дошкольного  учреждения.  Предлагаем  Вашему  вниманию модель управления образовательным процессом по реализации  здоровьесберегающих  технологий  в  нашем  дошкольном  учреждении.

Проверка эффективности проводимых  мероприятий осуществлялась также как и на этапе диагностики исходного уровня оценки здоровья детей и уровня их знаний о здоровье человека.

Цель контрольного этапа эксперимента была проверка эффективности использования здоровьесберегающих технологий для профилактики простудных заболеваний и повышению качества знаний о здоровье человека.

Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Нами был проведен статистический анализ посещаемости детей и пропусков по болезни, а именно выявление количества заболевших ОРВИ и гриппом в период с 7 октября 2019 года по 7 мая 2020 года  (табл.5).

Таблица 5. Показатели заболеваемости и посещаемости детей старшей и подготовительной групп МДОУ

Показатель

Мальчики

Девочки

Всего

Количество заболеваний простудного характера

16

13

29

Процент посещаемости

79,2%

87,8%

83, 5%

Опрос детей на тему «Здоровье человека» методом «Неоконченные предложения» приводился по тем же вопросам, что и на первом этапе исследования и оценивались по тем же критериям. Данные заносились в протокол беседы и обобщены в таблице 6.

Таблица 6. Итоговые результаты опроса

Показатель

Высокий

Средний

Низкий

Мальчики (кол-во чел)

3

5

2

Девочки (кол-во чел)

5

7

1

Всего (чел)

8

12

3

Приведенные количественные итоги опроса свидетельствуют о том, что в группе сократилось количество детей, имеющих низкий уровень владения валеологическими знаниями (с 8 чел. До 3), а, следовательно, и отношение их к здоровому образу жизни можно считать изменившимся в лучшую сторону. Интерес к здоровому образу жизни проявляют уже 8 ребят из 23.

Итоги проведенного исследования в сравнении с предыдущими результатами графически представлено на рисунке 3.

Рисунок 3. – Сравнение показателей констатирующего и контрольного экспериментов (До проведенных мероприятий и после их проведения)

Проанализировав динамику количественного состава заболеваний, мы заметили снижение числа заболеваний ОРВИ в исследуемой группе детей (у мальчиков - с 17 до 16, у девочек с 15 до 13 заболевших в период проведения эксперимента.

Мы считаем, что наметившаяся тенденция к уменьшению количества заболеваний простудного характера (в значительной степени за счет ОРВИ) и средней их продолжительности в исследуемой группе, позволяет судить о перспективности применения разработанного нами комплекса здоровьесберегающих мероприятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Виге Здоровье ребенка/Пер. с англ. Сапцина У.- М.: ООО «Издательство Лабиринт-Пресс», 2011.- 294с.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2013. – 205с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Управление индивидуальным поведением сотрудников. Повышение эффективности работы в творческих группах»

Исследование проблемы повышения эффективности работы в творческих группах.Актуальность проблемы.  На  современном этапе для реализации основной образовательной программы педагогический...

«Роль методической работы в повышении профессионального мастерства педагогов (самообразование, повышение квалификации и др.) »

В современных условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению  их квалификации, стремлению к образованию, самосовершенствова...

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК ФОРМА РАБОТЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В стватье изложен материал об организации спортивных игр и упражнений на свежем воздухе,для полноценного физического развития детей дошкольного возраста....

Опыт работы "Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки родителей к школьному обучению их детей".

В современных государственных документах (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29/12/12) заложена личностно-ориентированная парадигма образования: приоритетность социально ра...