Степ-аэробика «Веселые ступеньки» Возраст детей от 5 до 7 лет.
учебно-методическое пособие (средняя, старшая, подготовительная группа)

Качаева Наталья Иосифовна
Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота, которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений. Использование степ – платформ – это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Степ платформы 28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота, которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений.

Использование степ – платформ – это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы.

Степ - платформа является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.

Степ-аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения, способствует гармоничному развитию.

Упражнения для степ–аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре).

Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.

Один комплекс степ-аэробики, как полное занятие, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут изменяться и усложняться.

Степ-платформа используется разнообразно:

   - в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползание;

    - для подвижных игр;

    - для проведения эстафет;

    - для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений;

    - для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.

Начинать обучение лучше всего с показа и объяснения наиболее простых упражнений.

Постепенно усложняя комплекс, можно перейти к разучиванию более трудных движений, которые вовлекают в работу несколько суставов и групп мышц, частей тела.

Формы организации занятий:

        Основной формой организации деятельности является групповое   занятие.

        Для того, чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются подвижные игры, круговые тренировки, сюрпризные моменты и др.

В процессе реализации работы по степ-аэробике проводятся показательные выступления.

Структура занятия:

Части занятий                                      Длительность                                                Темп

Разминка (виды ходьбы, бег)              5  минут                                                           Умеренный

Основная  (аэробная)                        15 -   20 минут                         Выше – среднего, высокий        

Заключительная (дыхательные упражнения, игра) 5 минут            Умеренно -медленный

I этап - подготовительный (2 занятия)

        На этом этапе задача педагога состоит в том, чтобы создать общее представление о движениях, дать необходимые сведения о характере музыки и способах выполнения упражнений.

         Педагог под музыку демонстрирует перед детьми комплекс, обращает их внимание на связь нового движения с изученными ранее.

II этап - основной (8 занятий)

        Этот этап предполагает осмысленное выполнение детьми упражнений и понимание взаимосвязи музыки (темпа, выразительности) и движений. Педагог непрерывно наблюдает за выполнением детьми движений и исправляет индивидуально с каждым ребёнком допущенные ошибки.

        На этом этапе дети должны овладеть основными движениями под музыку с учётом темпа.

III этап - заключительный (2 занятия)

     Работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений. Дети выполняют комплекс самостоятельно.

Методические рекомендации:

•        Держать плечи развёрнутыми, грудь вперёд, ягодицы напряжёнными, колени расслабленными;

•        Избегать перенапряжения в коленных суставах;

•        Избегать излишнего прогиба спины;

•        Не делать наклон вперёд от бедра, наклоняться всем телом;

•        При подъёме или опускании со степ — платформы всегда использовать безопасный метод подъёма;

•        Стоя лицом к степу — платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;

•        Держать степ-платформу близко к телу при её переносе.

•        Одежда не должна сковывать движения и мешать своей излишней длиной или украшениями. Выбирать для спортивной одежды стрейтчевую и дышащую ткань.

•        Обувь – это самое важное. Нельзя приходить на занятия степ-аэробикой в носках, чешках и балетках. Подошва должна быть от 1 до 2,5 см с хорошей амортизацией на пятках и носках. В области носка подошва должна гнуться, чтобы обеспечить естественную свободу и работу стопы. Пятка – она должна быть жесткой. Чем выше кроссовок, тем лучше он фиксирует ногу. Для степ-аэробики этот фактор экстремально важен. Обувь обязательно должна быть дышащей и по размеру.

Игровые задания на степах

«Птички на ветке» - сидение на корточках на степе.

«Флюгер на крыше» - кружение в обе стороны на степе. Одна рука отведена в сторону.

«Самолет» - стоя на степе, ноги вместе руки в стороны на высоту плеч, руки – крылья самолета, который при полете делает наклон то вправо, то влево.

«Пингвины» - спрыгивание, запрыгивание на степ.

«Перебрось мяч» - парное упражнение. Перебрасывание мяча, стоя на степах.

«Аист на крыше» - стойка на одной ноге с открытыми глазами.

«Стойкий оловянный солдатик» - стойка на степе на одной ноге, вторая согнута в колене, отведена назад.

«Стоп - кадр» - имитация фотографических изображений (варианты).

«Египетский шаг» - стоя на степе (по длине степа) – носок одной ноги касается пятки другой.

«Великан» - стоя на носочках на степе, потянуть руки вверх.

«Кран» - стоя на степе ноги на ширине плеч, руки к плечам, выдвинуты вперед. Поднять правую ногу, согнутую в колене, прикоснуться коленом к левому локтю, вернуться в и.п. то же – левой ногой.

«Стрекоза» - стоя на степе на носках, руки на поясе, локти назад.

Подвижные игры с использованием степов

«Пингвины на льдине»

Дети – «пингвины» бегают свободно по залу. Степы – «льдины» в произвольном порядке стоят на полу. Водящий ребенок – «охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на льдину, то есть встанет на степ, ловить его не разрешается.

«Уголки»

Дети – мышки находятся в своих домиках – уголках (стоят на степах). Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к одному из них и говорит:

«Мышка, мышка, продай мне свой уголок»

Ребенок отказывается, водящий идет к другому ребенку. В это время мышки меняются местами, а водящий старается занять освободившееся место. Если это удается, оставшийся без уголка, занимает его место в кругу. Если водящему не удается долго занять уголок, по сигналу «кошка!», все одновременно меняются местами. Мышкам нельзя долго сидеть в своем уголке до перебежки можно договориться с тем, с кем хочешь поменяться местами.

«Цирковые лошадки»

Круг из степов — это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошадки на учении»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, затем на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло», степов должно быть на 2—3 меньше количества детей). Игра повторяется 3 раза.

«Лиса и тушканчик»

Цель: формировать умение слушать команду водящего; развивать ловкость, быстроту реакции.

•        Выбирается один ребенок – «лиса», задача которого – переловить всех других детей – «тушканчиков». По команде: «День!» «тушканчики» спрыгивают со степов (выбегают из норок) прыгают, бегают по залу, кто куда хочет. По команде «Ночь!» - запрыгивают, встают на степ и замирают. «Лиса может съесть любого, кто пошевелился».

«Космонавты»

Цель:  развивать у детей внимание, ловкость, воображение. Упражнять в быстрой ориентировке в пространстве.

•        Степов «ракет» на один меньше, чем игроков. Все дети свободно маршируют по залу, проговаривая слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам,

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет.

После эти слов дети разбегаются и занимают «ракеты». Ребенок, оставшийся без степа, пропускает игру.

«Паук и мухи»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге.

•        В одном из углов зала обозначается обручем место, где живет «паук» (водящий). Остальные дети изображают мух, степы – домики мух. По сигналу играющие разбегаются по всему залу – мухи летают, жужжат. Паук в это время находится в своем домике. По сигналу «Паук!» мухи разбегаются по своим домикам и замирают. Паук выходит, смотрит. Того, кто пошевелится, паук отводит к себе в дом. Подсчитывают количество проигравших, выбирается другой водящий, и игра возобновляется.

«Лиса и куры»

Цель: развивать ловкость, быстроту; умение не сталкиваться.

•        Дети изображают кур. Один из играющих – петух, другой – лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По сигналу педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит «Ку–ка-ре-ку!». Куры убегают, взлетают на насест (степы). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест.

«Липкие пеньки»

Цель: формировать умение бегать  врассыпную, действовать по сигналу. Закреплять умение бросать мяч, стараясь попасть в играющих. Развивать ловкость, глазомер.

•        По залу расставлены степы («пеньки»). Дети стоят на них. Выбирается водящий, у него в руке мяч. После слов «Раз, два, три – лови!» игроки перебегают с пенька на пенек, а водящий бросает мячом в них. Если он попадает мячом в игрока находившегося на полу, то тот становится водящим. Долго стоять на пеньке нельзя – прилипнешь.

Основные правила техники выполнения на степ – платформе:

•        Выполнять шаги в центр степ — платформы;

•        Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;

•        Опускаясь со степ — платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степа — платформы;

•        Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;

•        Не подниматься и не опускаться со степ — платформы, стоя к ней спиной;

•        Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ — платформе ногами.

Музыка цвета

упражнения с разноцветными платками, стоя на степ-платформе:

"Мельница", "Зонтик", "Восьмерка", "Карусель".

Базовые шаги в степ - аэробике

Упражнение 1. Степ-тач

•        Приставной шаг, выполняемый на полу без степ-платформы. Легко сгибая ноги в коленях, выполняются пружинистые шаги из стороны в сторону, приставляя одну ногу к другой. Увеличьте темп шага в два раза. Затем снова снизьте темп и начните выполнять приставные шаги, не отрывая ног от пола - скользя по нему. Руки должны активно работать - они опущены вдоль тела, а при каждом шаге выпрямляем их перед собой. Упражнение выполняется в течение трех-пяти минут.

Вариант 1

•        Шаги "захлест" выполняются также без степа. В основе или пружинистые или скользящие шаги на ваш вкус или их чередование. Делается два приставных шага, а на третий пятку подтягивайте к ягодице.

Вариант 2

•        Похоже на предыдущее, только за двумя приставными шагами следует приведение колена к грудной клетке. Приставные шаги могут быть пружинистыми, а могут быть скользящими. Это зависит либо от личных предпочтений, либо от выбора музыки. Чем четче ритм, тем более пружинистыми могут быть шаги. Это упражнение также готовит мышцы бедер к дальнейшему выполнению высоких нагрузок.

Вариант 3

•        В основе упражнения лежит простой шаг. Выполняем два шага (по одному каждой ногой), делаем большой шаг в сторону, в этой позиции выполняется четыре основных шага, и снова боковой шаг другой ногой. В течении упражнения желательно увеличивать темп упражнения, причем шаг в сторону менять на прыжок вправо или влево. При некоторой тренированности время выполнения упражнения увеличивайте с пяти до десяти минут. Благодаря этому упражнению тренируется ловкость, координация движений.

Упражнение 2. Бейсик степ

•        Это основной шаг на степ-платформе, имитация ходьбы по лестнице. Делаем шаг на платформу правой ногой, приставляем к ней левую, затем спускаемся со степа, вначале правой, а затем левой ногой. Через 3-5 минуты ногу можно сменить. Необходимо добиться максимальной естественности, выполняя основной шаг, корпус не стоит наклонять назад, а колени выгибать. Упражнение желательно делать в максимально возможном темпе.

Вариант Бейсик-степа, в котором задействованы руки.

•        В исходном положении руки на поясе. Шаг левой ногой на степ, левая рука поднимается к левому плечу, во время шага правой ногой, к правому плечу поднимается правая рука. Спускаясь со степа, поочередно отпускаем руки на талию, вначале с левой ногой спускаем левую руку, а с правой - правую. Положение рук можно разнообразить. После того, как упражнение будет выполняться с легкостью, для усиления его можно взять в руки гантели.

Упражнение 3. Степ-ап

•        С помощью этого упражнения можно отдыхать, когда вы устанете, оно не является слишком интенсивным, поэтому его можно вставлять в качестве очередной связки после очередной активной порции движений. Сделайте шаг правой ногой, приставьте к ней на носок левую ногу, и сразу же верните ее на пол, вслед за ней спустите правую ногу. Выполнив упражнение в течение 3-5 минут, смените ногу. Во время движений следите, чтобы пятка не свисала со степа.

Упражнение 4. Шаг-колено

•        Делаем шаг правой ногой на степ, левую, сгибая в колене, необходимо подтянуть к животу. Корпус можно подать чуть вперед, нога должна быть направлен прямо, колено не стоит выворачивать наружу. Меняем ногу.

Упражнение 5. Шаг-бэк

•        Правой ногой делаем шаг на степ, а левую ногу отводим назад, используя напряжение ягодичной мышцы. Затем начинаем движения с другой ноги. Благодаря этому упражнению укрепляются ягодичные мышцы и задняя поверхность бедер.

Упражнение 6. Шаг-кик

•        Правой ногой делаем шаг на степ, левую выбрасываем перед собой, как будто выполняем удар. После цикла упражнений необходимо сменить ногу.

Упражнение 7. Шаг-кёл

•        Шагаем на степ правой ногой, а левую сгибаем в коленном суставе, пятку подтягивая к ягодице. Движения должны быть довольно энергичными, без пауз, замираний. Следующий цикл движений делаем с другой ноги.

Упражнение 8. Бейсик-овер

•        Делаем шаг на платформу с правой ноги, приставляем к ней левую, после этого спускаемся со степ-платформы с другой стороны, поворачиваемся снова лицом к платформе. Повторите упражнение, вернувшись в исходное положение. Спускаться со степа можно с помощью небольшого прыжка. Упражнение выполняется по 8-10 повторений.

Упражнение 9. Ви-степ

•        Делаем шаг правой ногой в верхний правый угол, а левой - в верхний левый угол, после чего возвращаем вначале правую ногу, затем левую в исходное положение. Движения ногами напоминают букву V. Через несколько минут выполнения упражнений, повторите его с другой ноги.

Упражнение 10. Мамбо

•        Наступаем на степ-платформу правой ногой, приставляем к ней левую - делаем точку, и сразу спускаем ее на пол, приставляем к ней правую (делаем точку), и снова шагаем правой ногой на степ и т.д. Поменяем ногу.

Планируемые результаты

Целенаправленная работа с использованием степ – платформ позволяет достичь следующих результатов:

•        развитость двигательных способностей детей и физических качеств: быстроты, силы, гибкости, подвижности в суставах, ловкости, координации движений и функции равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка;

•        сформированность навыков правильной осанки;

•        сформированность правильного  дыхания;

•        сформированность умений ритмически согласованно выполнять степ - шаги под музыку;

•        эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.

Литература:

1.        Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников // Дошкольное образование, 2008г.

2.        Кузина И. «Степ-аэробика не просто мода» // Обруч 2005г.

3.        Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009г.

4.        Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-7 лет. – М., 2012г.

5.        Раскатова Г.В., Белова Т.А. Использование степ-платформы в оздоровительной работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009, №7 С. 47-51

7.        Сгадова Ю.С. Степ- аэробика как здоровьесберегающая технология для старших дошкольников « Инструктор по физической культуре», №2,2018г.

8.        «Степ-данс» - шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика №1/01/11

9.        Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2, 2010г.

10.        Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе»: (Танцевально – игровая гимнастика для детей) Учебно-методическое пособие. – СП. Детство-пресс., 2000.

авторские технологии:

11.  Вареник Е. Н. // «Физкультурно – оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет»

 12. О. Н. Моргунова О. Н. // «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование степ-аэробики для развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста (презентация)

Задачи:1. Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;2. Повышать работоспособность и двигательную активность;3. Содействовать развитию и функциональному совершенствовани...

Степ-аэробика, как средство физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Степ-аэробика, как средство физического развития детей дошкольного возраста в условиях  детского садаПроживая на крайнем севере, остро чувствуется недостаток в движении в первую очередь из-за кли...

Программа по саморазвитию на тему: «Использование степ - аэробики для развития физических качеств детей дошкольного возраста»

Степ – платформа – это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы. Степ - платформа является мно...

Тема самообразования: «Использование современных технологий в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста по степ - аэробике «Вместе весело шагать»

Тема самообразования: «Использование современных технологий в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста по степ - аэробике «Вместе весело шагать»...

проект степ-аэробика "Вместе весело шагать"

Степ – аэробика - одна из форм проведения занятий по физической культуре, способствующая воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических ...

Рабочая программа по степ-аэробике "Вместе весело шагать"

Рабочая программа разработана в рамках реализации проекта "Вместе весело шагать", победителя в конкурсе социальных проектов "Лесосибирск- город возможностей" поддержанног...