ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ
статья

Аннотация: занятия спортивным туризмом представляют собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития детей. В процессе туристско-спортивной деятельности расширяется сфера общения дошкольников, происходит приобретение навыков социального воздействия, накопления положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Таким образом, огромную пользу от организованных туристических прогулок (походов) получают и дети, и взрослые. Эффективно развиваются физические качества, формируются двигательные навыки, наблюдается положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей, атмосфера взаимопонимания и сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_turistskoy_deyatelnosti.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ

Аннотация: занятия спортивным туризмом представляют собой эффективное средство физического оздоровления, воспитания и развития детей. В процессе туристско-спортивной деятельности расширяется сфера общения дошкольников, происходит приобретение навыков социального воздействия, накопления положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Таким образом, огромную пользу от организованных туристических прогулок (походов) получают и дети, и взрослые. Эффективно развиваются физические качества, формируются двигательные навыки, наблюдается положительная динамика темпов прироста физической подготовленности детей, атмосфера взаимопонимания и сотрудничества.

Ключевые слова: туризм; туристско-спортивная деятельность; геокэшенг; туристическо-краеведческая направленность; маршрут; здоровый образ жизни.

Мы живем в век информационных технологий, где большинство воспитанников знают, что такое планшет и компьютер. Умеют пользоваться различными гаджетами и играть в видеоигры, предпочитая их занятиям физкультурой и прогулкам на свежем воздухе.

Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка. Тем более если они проводятся на свежем воздухе. Особенно действительным в формировании здорового образа жизни у детей является личный пример родителей, педагогов. Опыт работы показал, что ребёнок, в семье которого ведётся здоровый образ жизни, более активен, физически развит[2].

Возникает необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Одним из таких является туризм, развитие, которого приобретает особую актуальность в последнее время. Занятия туризмом компенсирует так называемый двигательный дефицит движений[4]. Основной целью является формирование у детей дошкольного возраста начальных представлений и знаний о туризме, элементах спортивного ориентирования и геокэшенг.

Геокэшинг – это приключенческая игра, во время которой ведется поиск тайников. Основные правила игры – использование GPS устройства, но в ДОУ мы применяем адаптированную версию игры, т. е. поиск тайников ведётся по карте, схеме, плану, фото или описанию. Сюжет игры построен на решение ловкости и физической подготовки. Детям интересен поиск клада и возможность найти в нем какое-нибудь сокровище[3].

Для реализации природной активности, потребности в самоутверждении, предоставления ребенку уникальную возможность развиваться, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников приемы здорового образа жизни необходимо организовывать прогулки-походы в природное окружение. Продуманная педагогами интересно организованная двигательная деятельность детей на свежем воздухе, вне дошкольного учреждения, развивает интерес к занятиям физической культурой и спортом повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни, способствует совершенствованию всех функций организма, укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, опорно-двигательный аппарат, повышает сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды[1].

Одной из форм физкультурно-оздоровительной работы туристическо-краеведческой направленности является совместный, организованный туристический поход. Туристический поход – это форма разумного, полезного и приятного досуга, экологического воспитания, возможность общения с природой, знакомство с его растительным и животным миром, развитие эмоционально-эстетической и этической сферы личности ребенка. Походы стимулируют развитие наблюдательности у детей[4]. В экологических играх, которые проводятся на открытом воздухе, у дошкольников формируются обобщенные представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений в природе от изменений в неживой природе, расширяются знания о флоре и фауне, пополняются практические навыки правильного поведения в природе.

Таким образом, огромную пользу от туристических прогулок, походов получают не только дети, но и взрослые. Неоценимую, пожалуй, самую главную роль, не зависимо от сезона, в выходе на туристическую тропу, призваны сыграть подвижные игры спортивно-развлекательного характера с элементами эстафет, состязаний[5]. С применением полученных навыков, а также задания, направленные на познание родного края, воспитания патриотических чувств, заботливого отношения к природе. Каждому путешествию следует давать название, которое отражает его содержание. Во время походов необходимо отмечать наиболее интересные объекты, встречающиеся на пути, делать привалы, где можно отдохнуть и подкрепиться для восстановления сил и бодрости. Для закрепления полученных знаний и опыта во время туристических походов используются с детьми такие формы работы, как беседы, викторины, составление и разгадывание загадок и кроссвордов, интерактивные игры.

Список литературы

1. Бочарова, Н. И. Туристские прогулки в детском саду : пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – Москва : Аркти, 2004. – 114 с.

2. Завьялова, Т. П. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Туризм в детском саду : учебное пособие для вузов / Т. П. Завьялова. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 228 с.

3. Завьялова, Т. П. Туризм в детском саду : новые возможности, новые решения : учебно-методическое пособие / Т. П. Завьялова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2006. – 263 с.

4. Туризм в детском саду : учебно-методическое пособие / под редакцией С. В. Кузнецовой. – Москва : Обруч, 2013. – 207 с.

5. Чеменева, А. А Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок» / А. А. Чеменева, А. Ф. Мельникова, В. С. Волкова. – 2-е издание. – Москва : Русское слово, 2007. – 79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика организации физкультурно-оздоровительной деятельности в младших дошкольных группах ДОУ в рамках ФГОС ДО.

В систему физкультурно-оздоровительной работы, проводимой мною  в младшей  дошкольной группе  включены следующие мероприятия: утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика после ...

Фестиваль педагогических проектов по формированию основ национальной культуры дошкольника в рамках реализации УМК к обучению детей двум языкам РТ и реализации ФГОС «Калейдоскоп педагогических идей» «Сказочник – Абдулла Алиш»

Знакомство  с народными  и авторскими сказками  воспринимается детьми с особой радостью и желанием. Татарские сказки знакомят детей с особенностями быта, обычаев, традиций татарского на...

Интеллект-карта "Деятельность сотрудников ДОУ по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми"

Содержит перечень основных задач сотрудников ДОУ по обеспечению физкультурно-оздоровительной работы с детьми....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ

данная статья посвящена вопросам взаимодействия ДОО и семьи как эффективного средства формирования основ валеологической культуры дошкольников, представлен анализ работ по теме, предложены формы работ...

Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)

Авторы: Михайлова Елена ВикторовнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №73 Фрунзенского района Медведева Елена ГеоргиевнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №62 Фрунзенского районаг. Санкт-ПетербургЦелевым ...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...