Картотека пальчиковой гимнастики
картотека

Пальчиковые игры для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20  

Картотека

пальчиковой гимнастики

Подготовила воспитатель: Христенко А.М.

Химки , 2022 г.


Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красота и питанье,

Дружно дают под землёй корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка их округлить. На 2-ю строчку пальцы развести. На 3-ю ритмичное движение пальцами вместе – врозь. На 4-ю ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Пальчиковая гимнастика «Строим дом»

Молотком стучу, стучу,

Сто гвоздей заколочу.

Буду строить дом, дом,

Будем жить в нём, в нём.

На 1-ю строчку – постукивать кулачками правой руки по расправленной ладони левой руки. На 2-ю строчку – то же движение, но только сменить руки. На 3-ю строчку – ставить поочерёдно кулачок на кулачок. На 4-ю строчку – поднять ладони, соединить пальцы, изображая крышу дома.

 Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются  в  песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

Пальчиковая гимнастика «Жук»

На  лужайке  по  ромашкам

          Жук  летал  в  цветной  рубашке.

    Жу – жу – жу,  жу – жу – жу,

                                        Я  с  ромашками  дружу.

                                        Тихо  на  ветру  качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Сидя за столом, руки положить на стол ладонями вниз. Медленно сгибать и разгибать пальцы. Затем поднять руки вверх, развести пальцы веером, покачиваться из стороны в сторону, медленно наклониться вперёд.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»

На  моей  руке  пять  пальцев,

           Пять  хватальцев, пять  держальцев.

   Чтоб  строгать  и  чтоб  пилить,

Чтобы  брать  и  чтоб  дарить.

                                      Их  не  трудно  сосчитать:

Раз,  два,  три,  четыре,  пять.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счёт поочерёдно загибать пальчики на обеих руках.

Пальчиковая гимнастика «Цветки»

Наши  алые  цветки  распускают  лепестки.

Ветерок  чуть  дышит,  лепестки  колышет.

                           Наши  алые  цветки  закрывают  лепестки,

                           Головой  качают,  тихо  засыпаю.

Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо – влево;  медленно сжимать пальцы в кулачки, покачивать кулачки вперёд – назад.

Пальчиковая гимнастика «Плачет киска в коридоре»

1. Плачет киска в коридоре.                               Кулачками трём глаза.

2. У неё большое горе.                                    Качаем головой, поддерживая 

            щёки ладошками.

3. Злые люди бедной киске,                                Вытираем «лапками» вообра -

            жаемые слёзы.

4. Не дают украсть сосиски.                            Глаза прищурены, указательный

             палец на подбородке.

Пальчиковая гимнастика «Комар»

1. Прилетел комар к соседям.                       Трепещем «крылышками».

2. Укусил комар медведя.                             Указательным пальцем тычем

                                                                                    в кончик носа.

3. Мишка в злобе с топором,                                   Руки в боки, тяжело переступаем,

                                                                                    говорим медленно.

4. Побежал за комаром.                                            Бег на месте.

Пальчиковая гимнастика «Жаба »

1. Жаба тут, жаба там.                                 Показываем влево, затем вправо.

2. Дети, дети по домам.                           Грозим пальцем, интонация сердитая.

3. Жаба прыг, жаба скок                         На подчёркнутые слова хлопаем

                         в ладоши.

4. Дети, дети, наутёк!                              Машем ладошками от себя.

Дом  и  ворота

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

Соединить пальцы обеих рук под углом друг к другу. На вторую строчку – большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются. На третью строчку – ладони развести в стороны. На четвёртую – то же, что на первую.

Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом

Дятел

Тук – тук – тук,  тук – тук – тук,

Раздаётся чей – то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. На третью – соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево; на четвёртую – пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.

Строим  дом

Молотком стучу, стучу,

Сто гвоздей заколочу.

Буду строить дом, дом,

Будем жить в нём, в нём.

На первую строчку – постукивать кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки; на вторую – то же движение, но сменить руки; на третью – ставить поочерёдно кулачок на кулачок; на четвёртую – поднять ладони, соединить пальцы, изображая крышу дома.

Жук

На лужайке по ромашкам,

Жук летал в цветной рубашке;

Жу – жу – жу,  жу – жу – жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко кланяюсь.

Сидя за столом, руки положить на стол ладонями вниз. Медленно сгибать и разгибать пальцы. Затем поднять руки вверх, развести пальцы веером, покачиваться из стороны в сторону, медленно наклониться вперёд.

Лодочка

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву,

А по буйным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки – две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

Зарядка

Руки в стороны, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вверх, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разожми и на бочок.

Выполнять движения руками в соответствии с содержанием стихотворения.

В  гости  к  пальчику  большому

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный, и последний.

Сам мизинчик – малышок,

Постучался о порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

На первую строчку – выставить вверх большие пальцы, на вторую – соединить под углом кончики пальцев обеих рук. На третью – поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. На шестую – кулачки стучат друг о дружку. На последние строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

Знакомство  с  пальчиками

  1. Пять пальцев на руке твоей                                2. Палец второй -

          Назвать по имени сумей.                                        Указчик старательный,

          Первый палец – боковой –                                      Не зря называют его

          Называется  большой.                                             Указательный.

  1. Третий твой палец –                                             4. Палец четвёртый

             Как раз посредине,                                                   Зовут  безымянный.

           Поэтому  средний                                                    Неповоротливый он

 Дано ему имя.                                                           И упрямый.

                                                       5. Совсем как в семье,

                 Братец младший – любимец.

 По счёту он пятый,

Зовётся  мизинец.

 

Пальчики  загорают.  Положи раздвинутые пальчики обеих рук на стол. Поочерёдно при назывании каждого из пальчиков приподнимай его.

Курочки.  Соедини все пальчики в щепотку. Постукивай ими по столу, имитируя движения курочки, клюющей зёрнышки.

Замочек.  Соедини пальчики обеих рук в замочек.

Моем  ручки.  Изображай движения, имитирующие мытьё рук.

Фонарики.  Поднять ладони вверх, пальцы развести в стороны. Показывать круговые движения кистями рук.

Паучки.  « Шагай » всеми пальчиками по столу, имитируя движения паучков.

Моя семья

Этот  пальчик – дедушка,

Этот  пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот  пальчик – я,

Вот  и  вся  моя  семья!

Поочерёдно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого, на последнюю строчку – показать ладони.

 

Наши ручки

Где же наши ручки,

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки.

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут наши ручки.

На первые три строчки – вытянуть руки вперёд, поворачивая кисти вперёд и наружу. На четвёртую строчку – спрятать ручки за спину. На последние четыре строчки – показывать различные движения руками (вращать кистями, помахивать пальчиками и т.д.).

Идёт коза рогатая

  1. Идёт коза рогатая,                         2. Кто каши не ест,

Идёт коза бодатая,                            Молока не пьёт,

Ножками  топ – топ!                         Того коза

Глазками  хлоп – хлоп!                        Забодает, забодает, забодает.

На первые две строчки – правой рукой изображать рога, вытянув вперёд указательный палец и мизинец. На третью строчку – кончиками пальцев обеих рук ударять по толу или по коленям. На четвёртую строчку – хлопать в ладоши.

Пальчик – мальчик

 - Пальчик – мальчик, где ты был?

 - С этим братцем в лес ходил,

 - С этим братцем щи варил,

 - С этим братцем кашу ел,

 - С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочерёдно соединять их с остальными пальцами.

Мы писали

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок,  прыг-скок,

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево – вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать кулачки. На третью строчку – «поскакать» пальчиками по столу. На четвёртую – указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить. На следующие две строчки – опять «поскакать» по столу. Затем лёгкие движения кистями рук вправо – влево. На девятую строчку – погрозить пальчиком. На последнюю – помахать пальцами обеих рук.

Пальчиковая гимнастика « Мыши водят хоровод »

Мышка

Мышка в норку пробралась,

На замочек заперлась.

В дырочку глядит –

 Кошка не бежит ?

На первую строчку – «шагать» двумя пальчиками по столу, изображая крадущиеся движения; на вторую – соединить пальцы («цепочки»); на третью – сделать колечко и посмотреть в него; на четвёртую – поднести правую руку ладонью вниз ко лбу и посмотреть из-под неё.

Зайчики

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто – то зайку напугал –

Зайка прыг – и ускакал.

На первую строчку – сложить руки на груди (лапки зайца); на вторую – руки на голове (уши зайца); на третью и четвёртую – гладить поочерёдно одной рукой другую; на пятую – скрестить руки перед грудью, потирать бока; на шестую – «скакать» всеми пальцами обеих рук по столу; на седьмую – ладони перед лицом; на восьмую – «скакать» пальцами по столу.

Капуста

Мы капусту рубим – рубим,

Мы капусту трём – трём,

Мы капусту солим – солим,

Мы капусту жмём – жмём.

На первую строчку – поочерёдные движения прямыми ладонями вверх – вниз, на вторую строчку – потирать кулачок о кулачок, на третью строчку – поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, на четвёртую строчку – сжимать и разжимать кулачки.

Замок

На дверях висит замок.

Кто его открыть не смог ?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили

И открыли !

На первую строчку – пальцы собрать в «замочек», на третью – постучать о стол «замочком». Затем покрутить «замочком» в воздухе, и на последнюю строчку – показать ладошки.

Пирожки

Я купила масло,

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу.

Пирожки пеку, пеку.

Всех друзей я в гости жду.

На первые четыре строчки загибать поочерёдно пальчики, перечисляя продукты; на пятую строчку – имитировать лепку пирожков; на шестую – ладони вперёд, имитировать движения, подзывающей гостей.

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красота и питанье,

Дружно дают под землёй корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их. На вторую строчку – развести пальчики. На третью – ритмичное движение пальцами вместе – врозь. На четвёртую – ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Пять пальцев

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счёт поочерёдно загибать пальчики на обеих руках.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке – систричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.

Туки – тук

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Туки – туки – туки – тук !

Туки – туки – туки – тук !

И постукивают, и похрюкивают:

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк !

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк !

Стучать ритмично (по слогам) пальчиками, имитируя печатание на машинке. Постучать кулачком.

Коза и козлёнок

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая.

За ней козлёночек бежит,

Колокольчиком звенит.

Указательный палец и мизинец изображают рога. На третью и четвёртую строчки – пальцы соединить в щепотку, опустить вниз и потрясти.

Цветки

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Медленно разгибать пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо – влево; медленно сжимать пальцы в кулачки, покачивать кулачки вперёд – назад.  

На лужок

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок!

Сгибать пальцы в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочерёдно.

Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

Загибать поочерёдно пальчики, начиная с мизинца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...