Игры на развитие движений в раннем возрасте
картотека (младшая группа)

Конева Антонина Викторовна

Игры и упражнения для детей раннего возраста

“ПОЙМАЙ МЯЧ”

Цели: учить детей хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете: правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Материал: мяч надувной, веревка или леска для подвешивания мяча.

Методические рекомендации: мяч, привязанный к веревке, постепенно опускают и просят поймать двумя руками.

Усложнение: 1) мяч бросает взрослый к ребенку (ребенок ловит двумя руками); 2) мяч бросают справа, слева.

 

“МЫ ПОПЛЯШЕМ”

Цели: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя до игрушек, направление движения в пространстве; учить захватывать погремушку, султанчик во время пляски, длительно удерживать его в руке, подражать действиям взрослого.

Материал: погремушки, султанчики, флажки, разные по величине, форме, объему.

 

“ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ

Цели: учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

Материал: мелкие предметы (пуговицы, мозаика, игрушки мелкие), сосуд прозрачный, поднос.

Методические рекомендации: взрослый показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание ребенка, что второй рукой он держит сосуд.

Усложнение: правой и левой рукой поочередно.

 

“ПРОКАТИ ШАРИКИ”

Цели: развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Материал: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.

 

“ПРОКАТИ ШАРИК В ВОРОТЦА”

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Материал: по 4 шара на каждого ребенка; по величине: большие и маленькие.

Методические рекомендации: взрослый вначале показывает, как брать щепотью и класть. Затем показывает, как нужно ловить движущийся предмет.

Усложнение: увеличить темп игры с целью развития быстроты реакции. Каждый ребенок прокатывает по 2-3 шарика.

 

“ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ”

Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру, развивать ощущения собственных движений; развивать мелкие движения рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук).

Методические рекомендации: взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям.“Ладушки-ладушки!

 Где были? – У бабушки!

 Ладушки-ладошки

 Звонкие хлопошки!

 Где вы бывали?

 Что вы видали? Рылись мы в песочке,

 Пекли пирожочки.

 Вот-так, вот-так

 Пекли пирожочки.”

 

“БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ”

Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому; продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Методические рекомендации: взрослый показывает движения рук: обе руки ставим на кончики пальцев на стол и начинаем поочередно передвигать пальцами по столу (попеременные движения указательным и средним пальцами каждой руки по столу). Если “большие ноги”, то передвигаем медленно и сопровождаем словами: “Большие ноги шли по дороге”. Если говорим быстрее – “маленькие ножки бежали по дорожке” (пальцы двигаются быстрее).

 

“СОРОКА-СОРОКА”

Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения; формировать зрительно-двигательную координацию.

Методические рекомендации: взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

“Сорока-сорока

 Кашку варила,

 Деток кормила.

 Этому дала (по очереди загибаем: мизинец),

 Этому дала (безымянный),

 Этому дала (средний),

 Этому дала (указательный),

 Этому дала (большой).”

 

“УМОЙ ЗАЙКЕ ГЛАЗКИ”

 (мишке или т.п.)

Цели: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

“Водичка, водичка!

 Умой зайке личико,

 Умой зайке глазки (совершает воображаемые действия – “умывается”),

 Умой зайке ротик,

 Умой зайке носик,

 Умой зайке хвостик!

 И поехал зайка к ребятишкам в гости.

 

“ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ”

Цели: учить детей выделять каждый палец отдельно, выполняя определенные действия. Развивать мелкие движения пальцев. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).

Методические рекомендации: взрослый показывает свои руки и говорит: “Пальчики любят гулять по дорожке”. Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке, показывает, как “топает пальчик по дорожке”, а затем “прыгает по кочкам”. Ребенок выполняет сам после показа взрослого. Взрослый сопровождает словами движения пальцев ребенка:

“Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ;

 И попрыгал он немножко прыг-прыг, прыг-прыг;

 Топал долго топ-топ, топ-топ;

 И упал на кочку оп-опп!”

Усложнение: упражнение выполняется поочередно пальцами правой и левой руки. Ребенок повторяет слова “топ-топ”, “прыг-прыг”, “оп-опп”.

 

“ЗДРАВСТВУЙ, ПАЛЬЧИК”

Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Развивать ощущения собственных движений.

Материал: лист чистой бумаги, карандаш.

Методические рекомендации: взрослый показывает, как пальчики умеют здороваться: локти на столе, нижние части ладоней сомкнуты, пальчики будут здороваться, начиная с большого пальца, при этом говорить: “Здравствуй, пальчик!”. Большой палец поздоровался с большим пальчиком (кончики пальцев соприкасаются); указательный поздоровался с указательным пальчиком: “Здравствуй, пальчик!”; и так до мизинчика. Когда все пальцы поздороваются, взрослый показывает, как здороваются ладошки. Ладошки надо соединить “в замочек”.

Усложнение: 1. Взрослый обводит карандашом ладонь ребенка и показывает, что на листе бумаги получились его пальчики: “Вот указательный, вот мизинчик и т.д.”. Взрослый предлагает ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками (приложить свои пальцы к изображению). 2.Пальчики ребенка “здороваются” с пальцами взрослого.

 

“ПЕРЧАТКИ”

Цель: учить ребенка выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: детские перчатки с вышитыми мордочками животных на концах пальцев; перчатки, вышитые с лицами дедушки, бабушки, мамы, папы и “я”.

Методические рекомендации: взрослый одевает перчатки ребенку, рассматривает вместе с ним, предлагает поздороваться пальчиками с “гостями”, которые пришли к детям в гости.

 

“ВАРИМ КАШУ”

Цели: учить ребенка захватывать предметы пальцами, удерживая ложку и совершать вращательные движения кистью руки. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: кукла, мишка, деревянная ложка (маленькая), детская посуда, горох.

Методические рекомендации: взрослый говорит: “К нам в гости пришли кукла Катя и мишка. Мы их угостим кашей”. Педагог показывает, как ложкой набираем горох и насыпаем в кастрюлю, но горох “нечаянно” рассыпаем на стол. Предлагаем собрать горох (щепотью). Педагог показывает, как правильно собирать горох (щепотью). Ребенок собирает по горошине. Затем взрослый показывает движения размешивания “каши” ложкой (ребенок повторяет).

 

“ПОИГРАЕМ С КОТЁНКОМ”

Цели: учить ребенка выполнять действия – наматывать нитку на клубок, удерживать клубок в одной руке. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: клубок, игрушка-котенок (на конце нитки привязана игрушка).

Методические рекомендации: взрослый предлагает поиграть с котенком, распускает нитки и просит наматывать нитку на клубок (вначале идет показ, как надо наматывать нитку, а затем ребенок выполняет сам). При этом педагог обращает внимание на приближающуюся игрушку.

 

“НАРИСУЕМ КЛУБОК ДЛЯ КОТЁНКА”

Цели: учить ребенка правильно держать карандаш. Учить рисовать, не выходя за лист бумаги. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: 2 листа бумаги – один с котёнком (изображением котёнка), другой чистый.

Методические рекомендации: взрослый рассматривает котенка вместе с ребенком и говорит: “Котенок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!”. Вначале показ взрослого, как рисовать, затем ребенок выполняет самостоятельно упражнение.

 

“ДЕЛАЙ КАК Я”

Цели: учить выполнять воображаемые действия (вместе с взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев.

“Мы руки поднимаем,

 Мы руки опускаем.

 И кружимся потом”

“Мы топаем ногами,

 Мы хлопаем руками,

 Киваем головой”

“Руки спрятали за голову,

 Положили на плечи.

 Спрятали за спину,

 Положили на живот”

“Ладошки вниз,

 Ладошки вверх,

 А потом на бочок

 И сжимаем в кулачок,

 Постучали”.

Методические рекомендации: взрослый читает текст, побуждая ребенка выполнять движения соответственно со стихотворным текстом. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка.

 

“МОЛОТОК”

Цель: развивать моторику руки.

“Кулачок как молоток

 Мы сожмем его разок

 Тук-тук-тук!”

Методические рекомендации: ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом.

 

“КТО БЫСТРЕЕ ПЕРЕНЕСЁТ ЯГОДКИ”

Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: ёмкости - 2 штуки, ложка глубокая – 2 штуки, ягоды сушеные.

Методические рекомендации: взрослый показывает, как надо набирать ягодки в глубокую ложку и переносить в другую емкость.

Усложнение: “кто быстрее перенесет ягоды”.

 

“ПЕРЕНЕСЁМ ГОРОХ”

Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: ёмкости для гороха – 2 штуки, ложка глубокая.

 

“ПОГЛАДИМ ПЛАТОЧКИ”

Цели: развивать моторику обеих рук. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: бумага цветная.

Методические рекомендации: взрослый предлагает ребенку скомкать лист бумаги – “платочки” (стираем платочки). Нагрузка дается попеременно на каждую руку. Затем предлагает “погладить платочки”. Дети выполняют упражнение сгибательными и разгибательными движениями кистей рук.

 

ПОЙМАЙ ПУЗЫРЬКИ”

Цели: развивать моторику руки. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: таз с холодной или теплой водой, соломка для коктейля; ребенок сам дует в воду через соломку, другой ребенок ловит “пузыри”.

Методические рекомендации: упражнение проводится в тазике с водой. Взрослый через трубочку для коктейля дует в воду, появляются “пузыри”. Затем предлагает опустить кисти рук в воду и поймать “пузыри” обеими руками поочередно, сжимая пальцы в кулак, затем стряхивать водичку энергичным движением, раскрывая ладонь над тазиком.

Усложнение: таз с холодной и горячей (теплой) водой.

 

“НАРИСУЙ ЗАЙКУ, МЯЧИК, САМОЛЁТ”

Цели: развивать моторику руки, выполняя контур знакомых предметов при помощи карандаша. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Методические рекомендации: взрослый показывает шаблон знакомого предмета, ребенок называет, что изображено на шаблоне, если ребенок затрудняется, показать картинку этого шаблона (предмета). Далее ребенок обводит карандашом по шаблону.

 

“СПРЯЧЬ ШАРИК В ЛАДОШКАХ”

Цели: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов. Продолжать развивать сгибательные и разгибательные движения пальцев.

Материал: шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.

Методические рекомендации: взрослый кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает сам, как спрятать шарик в ладошке (маленький). Затем ребенок выполняет самостоятельно.

Усложнение: ребенок делает сам выбор шариков.

 

“ВАГОНЧИКИ ПОЕХАЛИ”

Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений.

Методические рекомендации: взрослый сжимает руки в кулак, ставит их на стол и говорит: “Слушайте, поезд пошел”. Начинает медленно постукивать по столу, сопровождая каждый удар словом “тук”, и предлагает детям выполнить вместе с ним те же движения “вагончики поехали”. Постепенно взрослый ускоряет темп постукивания и проговаривания, побуждая детей делать то же.

 “НАДУЕМ ШАРИК” , “ШАРИК СДУВАЕТСЯ”

Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движения. Продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять одновременно двумя руками.

Методические рекомендации: ребенок соединяет пальцы обеих рук (пальцы здороваются) и при этом начинает дуть в получившееся отверстие между пальцами. Пальцы выпрямляются, как бы имитируют надутый шарик, но пальцы не разъединяются. Получается большой круглый шарик. Затем дети произносят “ссссс-сс”, и шарик сдувается (то есть пальцы, которые имитировали круглый шар; спускаем, но не разъединяем), и опять пальцы возвращаются в исходное положение.

 

“ЛОШАДКА”

Цели: развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное отношение к игре.

“По дороге скользкой, гладкой

 Скачет быстрая лошадка.

 Чок-чок, чок –

 Скачет быстрый табунок”

Методические рекомендации: взрослый показывает движения пальцев (указательным и средним) - движение лошадки по столу, при этом дети выполняют артикуляционное упражнение “скачет лошадка”.

Усложнение: показ “скачущей лошадки” по столу сопровождают выполнением артикуляционного упражнения “скачет лошадка”.

 

“ГУСИ”

Цель: продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре.

Методические рекомендации: взрослый говорит, что сегодня в гости к детям придут не лошадка, а гуси. Он сжимает все четыре пальца вместе, а большой прижимает к ним снизу, резко сгибая кисть вниз “Га-га-га, где мои гусята?” - говорит он и помогает детям сделать гусят одной рукой. Гусята гуляют с мамой, она зовет их: “Гуси-гуси!”. Дети отвечают: “Га-га-га”. – “Есть хотите?” - продолжает педагог. Дети отвечают: “Да-да-да”.

 Усложнение: ребенок выполняет движения двух гусят.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для детей раннего возраста

“ПОЙМАЙ МЯЧ”

Цели: учить детей хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете: правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Материал: мяч надувной, веревка или леска для подвешивания мяча.

Методические рекомендации: мяч, привязанный к веревке, постепенно опускают и просят поймать двумя руками.

Усложнение: 1) мяч бросает взрослый к ребенку (ребенок ловит двумя руками); 2) мяч бросают справа, слева.

 

“МЫ ПОПЛЯШЕМ”

Цели: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя до игрушек, направление движения в пространстве; учить захватывать погремушку, султанчик во время пляски, длительно удерживать его в руке, подражать действиям взрослого.

Материал: погремушки, султанчики, флажки, разные по величине, форме, объему.

 

“ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ

Цели: учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

Материал: мелкие предметы (пуговицы, мозаика, игрушки мелкие), сосуд прозрачный, поднос.

Методические рекомендации: взрослый показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание ребенка, что второй рукой он держит сосуд.

Усложнение: правой и левой рукой поочередно.

 

“ПРОКАТИ ШАРИКИ”

Цели: развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Материал: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.

 

“ПРОКАТИ ШАРИК В ВОРОТЦА”

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Материал: по 4 шара на каждого ребенка; по величине: большие и маленькие.

Методические рекомендации: взрослый вначале показывает, как брать щепотью и класть. Затем показывает, как нужно ловить движущийся предмет.

Усложнение: увеличить темп игры с целью развития быстроты реакции. Каждый ребенок прокатывает по 2-3 шарика.

 

“ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ”

Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру, развивать ощущения собственных движений; развивать мелкие движения рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук).

Методические рекомендации: взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям.“Ладушки-ладушки!

 Где были? – У бабушки!

 Ладушки-ладошки

 Звонкие хлопошки!

 Где вы бывали?

 Что вы видали? Рылись мы в песочке,

 Пекли пирожочки.

 Вот-так, вот-так

 Пекли пирожочки.”

 

“БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ”

Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому; продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Методические рекомендации: взрослый показывает движения рук: обе руки ставим на кончики пальцев на стол и начинаем поочередно передвигать пальцами по столу (попеременные движения указательным и средним пальцами каждой руки по столу). Если “большие ноги”, то передвигаем медленно и сопровождаем словами: “Большие ноги шли по дороге”. Если говорим быстрее – “маленькие ножки бежали по дорожке” (пальцы двигаются быстрее).

 

“СОРОКА-СОРОКА”

Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения; формировать зрительно-двигательную координацию.

Методические рекомендации: взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

“Сорока-сорока

 Кашку варила,

 Деток кормила.

 Этому дала (по очереди загибаем: мизинец),

 Этому дала (безымянный),

 Этому дала (средний),

 Этому дала (указательный),

 Этому дала (большой).”

 

“УМОЙ ЗАЙКЕ ГЛАЗКИ”

 (мишке или т.п.)

Цели: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

“Водичка, водичка!

 Умой зайке личико,

 Умой зайке глазки (совершает воображаемые действия – “умывается”),

 Умой зайке ротик,

 Умой зайке носик,

 Умой зайке хвостик!

 И поехал зайка к ребятишкам в гости.

 

“ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ”

Цели: учить детей выделять каждый палец отдельно, выполняя определенные действия. Развивать мелкие движения пальцев. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).

Методические рекомендации: взрослый показывает свои руки и говорит: “Пальчики любят гулять по дорожке”. Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке, показывает, как “топает пальчик по дорожке”, а затем “прыгает по кочкам”. Ребенок выполняет сам после показа взрослого. Взрослый сопровождает словами движения пальцев ребенка:

“Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ;

 И попрыгал он немножко прыг-прыг, прыг-прыг;

 Топал долго топ-топ, топ-топ;

 И упал на кочку оп-опп!”

Усложнение: упражнение выполняется поочередно пальцами правой и левой руки. Ребенок повторяет слова “топ-топ”, “прыг-прыг”, “оп-опп”.

 

“ЗДРАВСТВУЙ, ПАЛЬЧИК”

Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Развивать ощущения собственных движений.

Материал: лист чистой бумаги, карандаш.

Методические рекомендации: взрослый показывает, как пальчики умеют здороваться: локти на столе, нижние части ладоней сомкнуты, пальчики будут здороваться, начиная с большого пальца, при этом говорить: “Здравствуй, пальчик!”. Большой палец поздоровался с большим пальчиком (кончики пальцев соприкасаются); указательный поздоровался с указательным пальчиком: “Здравствуй, пальчик!”; и так до мизинчика. Когда все пальцы поздороваются, взрослый показывает, как здороваются ладошки. Ладошки надо соединить “в замочек”.

Усложнение: 1. Взрослый обводит карандашом ладонь ребенка и показывает, что на листе бумаги получились его пальчики: “Вот указательный, вот мизинчик и т.д.”. Взрослый предлагает ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками (приложить свои пальцы к изображению). 2.Пальчики ребенка “здороваются” с пальцами взрослого.

 

“ПЕРЧАТКИ”

Цель: учить ребенка выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: детские перчатки с вышитыми мордочками животных на концах пальцев; перчатки, вышитые с лицами дедушки, бабушки, мамы, папы и “я”.

Методические рекомендации: взрослый одевает перчатки ребенку, рассматривает вместе с ним, предлагает поздороваться пальчиками с “гостями”, которые пришли к детям в гости.

 

“ВАРИМ КАШУ”

Цели: учить ребенка захватывать предметы пальцами, удерживая ложку и совершать вращательные движения кистью руки. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: кукла, мишка, деревянная ложка (маленькая), детская посуда, горох.

Методические рекомендации: взрослый говорит: “К нам в гости пришли кукла Катя и мишка. Мы их угостим кашей”. Педагог показывает, как ложкой набираем горох и насыпаем в кастрюлю, но горох “нечаянно” рассыпаем на стол. Предлагаем собрать горох (щепотью). Педагог показывает, как правильно собирать горох (щепотью). Ребенок собирает по горошине. Затем взрослый показывает движения размешивания “каши” ложкой (ребенок повторяет).

 

“ПОИГРАЕМ С КОТЁНКОМ”

Цели: учить ребенка выполнять действия – наматывать нитку на клубок, удерживать клубок в одной руке. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: клубок, игрушка-котенок (на конце нитки привязана игрушка).

Методические рекомендации: взрослый предлагает поиграть с котенком, распускает нитки и просит наматывать нитку на клубок (вначале идет показ, как надо наматывать нитку, а затем ребенок выполняет сам). При этом педагог обращает внимание на приближающуюся игрушку.

 

“НАРИСУЕМ КЛУБОК ДЛЯ КОТЁНКА”

Цели: учить ребенка правильно держать карандаш. Учить рисовать, не выходя за лист бумаги. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: 2 листа бумаги – один с котёнком (изображением котёнка), другой чистый.

Методические рекомендации: взрослый рассматривает котенка вместе с ребенком и говорит: “Котенок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!”. Вначале показ взрослого, как рисовать, затем ребенок выполняет самостоятельно упражнение.

 

“ДЕЛАЙ КАК Я”

Цели: учить выполнять воображаемые действия (вместе с взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев.

“Мы руки поднимаем,

 Мы руки опускаем.

 И кружимся потом”

“Мы топаем ногами,

 Мы хлопаем руками,

 Киваем головой”

“Руки спрятали за голову,

 Положили на плечи.

 Спрятали за спину,

 Положили на живот”

“Ладошки вниз,

 Ладошки вверх,

 А потом на бочок

 И сжимаем в кулачок,

 Постучали”.

Методические рекомендации: взрослый читает текст, побуждая ребенка выполнять движения соответственно со стихотворным текстом. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка.

 

“МОЛОТОК”

Цель: развивать моторику руки.

“Кулачок как молоток

 Мы сожмем его разок

 Тук-тук-тук!”

Методические рекомендации: ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом.

 

“КТО БЫСТРЕЕ ПЕРЕНЕСЁТ ЯГОДКИ”

Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: ёмкости - 2 штуки, ложка глубокая – 2 штуки, ягоды сушеные.

Методические рекомендации: взрослый показывает, как надо набирать ягодки в глубокую ложку и переносить в другую емкость.

Усложнение: “кто быстрее перенесет ягоды”.

 

“ПЕРЕНЕСЁМ ГОРОХ”

Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: ёмкости для гороха – 2 штуки, ложка глубокая.

 

“ПОГЛАДИМ ПЛАТОЧКИ”

Цели: развивать моторику обеих рук. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: бумага цветная.

Методические рекомендации: взрослый предлагает ребенку скомкать лист бумаги – “платочки” (стираем платочки). Нагрузка дается попеременно на каждую руку. Затем предлагает “погладить платочки”. Дети выполняют упражнение сгибательными и разгибательными движениями кистей рук.

 

ПОЙМАЙ ПУЗЫРЬКИ”

Цели: развивать моторику руки. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: таз с холодной или теплой водой, соломка для коктейля; ребенок сам дует в воду через соломку, другой ребенок ловит “пузыри”.

Методические рекомендации: упражнение проводится в тазике с водой. Взрослый через трубочку для коктейля дует в воду, появляются “пузыри”. Затем предлагает опустить кисти рук в воду и поймать “пузыри” обеими руками поочередно, сжимая пальцы в кулак, затем стряхивать водичку энергичным движением, раскрывая ладонь над тазиком.

Усложнение: таз с холодной и горячей (теплой) водой.

 

“НАРИСУЙ ЗАЙКУ, МЯЧИК, САМОЛЁТ”

Цели: развивать моторику руки, выполняя контур знакомых предметов при помощи карандаша. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Методические рекомендации: взрослый показывает шаблон знакомого предмета, ребенок называет, что изображено на шаблоне, если ребенок затрудняется, показать картинку этого шаблона (предмета). Далее ребенок обводит карандашом по шаблону.

 

“СПРЯЧЬ ШАРИК В ЛАДОШКАХ”

Цели: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов. Продолжать развивать сгибательные и разгибательные движения пальцев.

Материал: шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.

Методические рекомендации: взрослый кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает сам, как спрятать шарик в ладошке (маленький). Затем ребенок выполняет самостоятельно.

Усложнение: ребенок делает сам выбор шариков.

 

“ВАГОНЧИКИ ПОЕХАЛИ”

Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений.

Методические рекомендации: взрослый сжимает руки в кулак, ставит их на стол и говорит: “Слушайте, поезд пошел”. Начинает медленно постукивать по столу, сопровождая каждый удар словом “тук”, и предлагает детям выполнить вместе с ним те же движения “вагончики поехали”. Постепенно взрослый ускоряет темп постукивания и проговаривания, побуждая детей делать то же.

 “НАДУЕМ ШАРИК” , “ШАРИК СДУВАЕТСЯ”

Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движения. Продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять одновременно двумя руками.

Методические рекомендации: ребенок соединяет пальцы обеих рук (пальцы здороваются) и при этом начинает дуть в получившееся отверстие между пальцами. Пальцы выпрямляются, как бы имитируют надутый шарик, но пальцы не разъединяются. Получается большой круглый шарик. Затем дети произносят “ссссс-сс”, и шарик сдувается (то есть пальцы, которые имитировали круглый шар; спускаем, но не разъединяем), и опять пальцы возвращаются в исходное положение.

 

“ЛОШАДКА”

Цели: развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное отношение к игре.

“По дороге скользкой, гладкой

 Скачет быстрая лошадка.

 Чок-чок, чок –

 Скачет быстрый табунок”

Методические рекомендации: взрослый показывает движения пальцев (указательным и средним) - движение лошадки по столу, при этом дети выполняют артикуляционное упражнение “скачет лошадка”.

Усложнение: показ “скачущей лошадки” по столу сопровождают выполнением артикуляционного упражнения “скачет лошадка”.

 

“ГУСИ”

Цель: продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре.

Методические рекомендации: взрослый говорит, что сегодня в гости к детям придут не лошадка, а гуси. Он сжимает все четыре пальца вместе, а большой прижимает к ним снизу, резко сгибая кисть вниз “Га-га-га, где мои гусята?” - говорит он и помогает детям сделать гусят одной рукой. Гусята гуляют с мамой, она зовет их: “Гуси-гуси!”. Дети отвечают: “Га-га-га”. – “Есть хотите?” - продолжает педагог. Дети отвечают: “Да-да-да”.

 Усложнение: ребенок выполняет движения двух гусят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Развитие движений детей раннего возраста"

статья  предназначена для педагогов  и родителей . Без движения не может осуществляться ни один вид деятельности. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфе...

«Развитие движений детей раннего возраста с опорно-двигательной патологией».

Движения – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – первые источники смелости, выносливости, решительност...

Доклад к педагогическому совету "Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей" на тему: "Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста".

Игра и двигательная активность в дошкольном возрасте являются необходимым условием полноценного и гармоничного развития ребенка. В движении постигаются все тайны мира. Исследовательская деятельность р...

Семинар — практикум на тему: «Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста»

Семинар — практикум на тему: «Роль подвижной игры в развитии движений детей дошкольного возраста»...

Развитие движений детей раннего возраста

ldquo;В гости к Мишутке” Задачи: •Повышать двигательную активность малышей. •Упражнять детей в ползании, в ходьбе, перешагивая предметы. •Формировать правильную осанку и ук...

Русский детский фольклор в развитии движений детей раннего возраста.

Русский детский фольклор в развитии движений детей раннего возраста....