«Развитие движений детей раннего возраста с опорно-двигательной патологией».
статья (младшая группа) на тему

Шек Ирина Юрьевна

Движения – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – первые источники смелости, выносливости, решительности маленького ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие движений детей раннего возраста с опорно-двигательной патологией».

Движения – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – первые источники смелости, выносливости, решительности маленького ребенка.

Существует мнение, что «маленький ребенок все берет с пола». Чем раньше ребенок начинает ходить, тем быстрее развивается речь, память, внимание, мышление и т.д. Это особенно важно для детей раннего возраста имеющих физические отклонения.

Свою работу мы строим исходя из диагнозов детей и рекомендаций медиков, так как физические и возрастные возможности у всех разные. Особое место в нашей работе занимают различные игры.

Развлечь и позабавить малыша могут игры-забавы, игры-пляски с куклой, игры задания, включающие выполнения основных движений и общеразвивающих упражнений в занимательной форме: «Ладушки - ладушки»,  «Идут коза», «Топ-топ, хлоп-хлоп», «Большие ноги, маленькие ножки», «По ровненькой дорожке…», «Прятки» (с платочком), «Бычок» (и т.д.)

Действия постепенно усложняются.

У детей с опорно - двигательной патологией нарушены все функции движения, поэтому необходим подбор индивидуальных методов к каждому ребенку. Для этого мы разработали диагностические карты. Диагностика помогает ставить правильные задачи и подобрать каждому ребенку свою программу. Мы выделяем следующие:

Направления работы:

  • Развитие основных движений (выработка целенаправленных четких, полных движений).
  • Развитие ориентировки в пространстве (учить ощущать свое тело, его положение в пространстве, мышечную силу).

Задачи:

  1. Развитие зрительно – моторной координации, ориентировки в пространстве.
  2. Обучение самостоятельному выполнению двигательных упражнений, подражая взрослому.
  3. Формирование интереса к физическим упражнениям.

Формы работы:

  1. Занятия
  2.  Прогулка
  3.  Развлечения
  4.  Досуги

Большая часть физических упражнений усваивается в результате многократного повторения на основе подражания.

Занятия проходят в индивидуальной форме. Это самое эффективное средство активизации застенчивых, нерешительных детей. Общеразвивающие упражнения проводятся  большей частью с предметами (погремушки, платочки, и т.д.), а также, упражнения имитационного характера («Как мишка ходит», «Как прыгает зайка»).

Для профилактики плоскостопия используются:

 -    Ходьба по  ребристой доске, согнутой под углом.

  • Ходьба по веревке (канату).
  • Ходьба вдоль каната (пятки находятся на полу, а передний край стопы – на канате, передвижение осуществляется боковым шагом).

С большой осторожностью мы используем  прыжки.

В работе с детьми широко используем  игры подвижного характера как на занятиях, так и в другой совместной деятельности.

Развитие ползания осуществляется в специальных играх, например: «Доползи до погремушки» – здесь важно следить за координацией рук и ног ребенка, за правильным положением головы: при движении вперед правой ноги выноситься левая рука и голова слегка поворачивается налево.

Подвижные игры и упражнения проводятся также ежедневно на прогулке.

Для малышей важное значение имеет дозировка нагрузки, т.к. они быстро устают и могут потерять интерес к играм и упражнениям.

Подвижная игра в раннем возрасте еще не является по-настоящему совместной деятельностью. Каждый ребенок играет как бы сам по себе, добиваясь личного результата. Поэтому детям чаще предлагаем разнообразные игровые упражнения.

В своей работе необходимо использовать:

  • Картотеку подвижных игр и упражнений по годам (2-3 год жизни).
  • Комплексы упражнений (учитывающие возможности детей).
  • Картотеку «Речь с движением».
  • Картотеку физкультминуток.
  • Сезонные пособия (лужа, полянка, снег – и т.д.)

Широко используется сухой бассейн, который способствует развитию:

  • общей двигательной активности;
  • крупной и мелкой моторики;
  • координации движений;
  • равновесия.

В бассейне и происходит:

  • тактильная стимуляция, которая в свою очередь, способствует развитию интеллекта;
  • проприоцептивная стимуляция (проприорецепторы дают информацию о положении частей тела: рук, ног, о том, какие мышцы задействованы). Стимуляция проприорецепторов помогает ребенку учиться управлять своими движениями;
  • сенсорная стимуляция .

Мы считаем, что способствуя развитию движений детей раннего возраста сопорно- двигательной патологией могут быть достигнуты следующие результаты:

  • каждый ребенок станет двигаться достаточное время в период бодрствования;
  • со временем движения детей перестанут быть хаотичными, они будут хорошо ориентироваться в группе, на участке;
  • будет преобладать положительный эмоциональный настрой в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Развитие движений детей раннего возраста"

статья  предназначена для педагогов  и родителей . Без движения не может осуществляться ни один вид деятельности. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфе...

Инновационная деятельность инструктора по физической культуре - "Развитие речи детей раннего возраста через движения".

Инновационная деятельность инструктора по физической культуре - "Развитие речи детей раннего возраста через движения"....

Консультация для родителей «Развитие эмоциональности и образности восприятия музыки через движение детей раннего возраста»

Данная консультация помогает ребенку познакомиться с музыкой вместе с родителями и выполнять их  вместе дома. Учит слушать музыку и  выполнять движения правильно. И является хорошим помошник...

Развитие движений детей раннего возраста

ldquo;В гости к Мишутке” Задачи: •Повышать двигательную активность малышей. •Упражнять детей в ползании, в ходьбе, перешагивая предметы. •Формировать правильную осанку и ук...

Русский детский фольклор в развитии движений детей раннего возраста.

Русский детский фольклор в развитии движений детей раннего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....