− «Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя ГПД»:
методическая разработка

− «Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя ГПД»:

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  "Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя ГПД".

    Здоровье – это один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав гражданина, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В числе оздоровительных мероприятий особое значение придаётся системе здравоохранительного образования. Образовательные учреждения, работающие с детьми младшего школьного возраста, должны формировать уровень здоровья будущего гражданина. Это очень важная и актуальная для нашего времени задача.

    Ответственными за реализацию здоровьесберегающей программы являются представители администрации школы, учителя, воспитатели групп продлённого дня, классные руководители, социальный педагог, психолог, медсестра и другие работники школы. Также привлекаются родители и социальные партнеры школы (поликлиника и др.).

    В осуществлении мер, направленных на сбережение и укрепление здоровья школьников, велика роль воспитателя в ГПД. Воспитатель группы продленного дня должен эффективно использовать средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе при работе с учащимися начальной школы, а особенно с первоклассниками, и активно вовлекать учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления. Таким образом, владея современными педагогическими знаниями, воспитатель планирует свою работу в тесном взаимодействии с учителями, учащимися и их родителями, с медицинскими работниками, учитывая приоритеты сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

    Программа здоровьесбережения школьника включает в себя:

1. Соблюдение режима дня.

2. Рациональное питание.

3. Оптимальная двигательная активность.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.

5. Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих.

6. Профилактика заболеваний, закаливание.

7. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.

8. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

    Отдых школьника должен быть активным. Нужно просто не мешать, а умело направлять их энергию в нужное русло.Активный отдых – это многоплановая деятельность учащихся. Активный отдых в группе продленного дня разнообразен (подвижные игры, физкультурно-оздоровительные занятия, физический труд, экскурсии, прогулки, свободная деятельность, ручной труд, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, ознакомление с окружающим миром, кружковая работа).

    Прогулка – это активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. Это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.

    Успешность проведения прогулок зависит от их правильной организации. Перед выходом на улицу необходимо провести с детьми короткую беседу о  теме и целях прогулки. Обучающиеся должны повторить, куда и зачем они отправляются, что будут делать и наблюдать на улице.

    Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей с нарушениями интеллекта. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

    Большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок. На этом участке должны быть места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

    На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы.

    Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.

    Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными учащимися. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

    Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

    Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

    Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.

  Структура прогулки включает:

1. Наблюдение за природой, погодными явлениями.

2. Коллективные игры.

3. Самостоятельную деятельность детей.

4. Индивидуальную работу с детьми.

    Важно соблюдать санитарно-гигиенические нормы, в том числе в кабинете, где проводит часть времени группа. Контроль освещенности помещения, соблюдение температурного режима, своевременная влажная уборка, проветривание, озеленение кабинета и рекреаций – необходимые условия сохранения детского здоровья. Дети охотно помогают, приучаются содержать в чистоте себя, свою одежду и свой второй дом, регулярно моют руки, пользуются сменной обувью, поливают цветы, вытирают пыль.

    Программа здоровьесбережения предполагает обеспечение учащихся знаниями о сущности здоровья человека, о факторах его укрепляющих и ослабляющих. Часть информации они получают на уроках, а в ГПД расширяется их познания в этой области. Например, в занимательной форме  воспитатель рассказывает о различных видах спорта и великих спортсменах, истории олимпийского движения, врачебных специальностях, лекарственных растениях, видах закаливания,  обучаем оказанию первой помощи.

    Не забываем и о профилактике заболеваний учащихся, их закаливании. Воспитатель внимательно следит за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде, в холодное время года у всех имеются шарфы, шапки, варежки, в сырую погоду необходима непромокаемая обувь. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание. Необходимым условием также является профилактика переутомления зрительной системы. Нужно проводить зарядку для глаз. Регулярно напоминать детям о необходимости сохранять правильную позу при выполнении домашних заданий.

 

Литература.

1. Азарных, Т.Д. Психическое здоровье (вопросы валеологии) [Текст]: Учеб. пособие / Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников. – М.: Воронеж : МОДЭК, 1999. – 112с.

2. Бутова, С.В. Оздоровительные упражнения на уроках [Текст] / С.В. Бутова // Начальная школа. – 2006. - №8. – С.98-100.

3. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы [Текст] / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004. – 294с. – ISBN5-94665-124-2.

4. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005. – 209 с.

5. Штрафметова, Е.В. Пути сохранения и укрепления здоровья обучающихся [Текст] / Е.В. Штрафметова // Завуч Начальной школы. – 2005. - №4. – С.109.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя

Педагогическая концепция по здоровьюсбереженю в ДОУ....

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России -первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависитего будущее процветание.Во всех существующих программах воспитания и...

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя по развитию речи детей с ОВЗ

В статье освещается вопрос  внедрения в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий . Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяе...

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ.

В статье раскрываются факторы здоровьесберегающей педагогической среды в дошкольном образовании, сущность здоровьесберегающих технологий: понятия, критерии, технологии, основные подходы к организации ...

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ

Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения. Ведь дошкольный возраст - это уникальный возраст для развития лично...

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДОУ.

Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей...

Работа по обобщению педагогического опыта воспитателя ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДУ»

В данной статье представлен материал по обощению опыта воспитателя Сидоровой И.В. по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в условиях ДУ....