Взаимодействие с семьёй в рамках организации работы по оздоровительной модели "По ступенькам к здоровью"
статья (старшая группа)

Тодораш Любовь Анатольевна

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьёй в рамках организации работы по оздоровительной  модели  "По ступенькам к здоровью"

Тодораш Любовь Анатольевна

МАДОУ"Детский сад  №250 г. Челябинска"

          Дошкольное детство исключительно важный период, так как именно в это время у ребёнка закладываются основы физического и психического развития и здоровья.  Из - за распространенности острых и хронических заболеваний у детей, посещающих дошкольные образовательные организации, сохраняется необходимость поиска  инновационных "здоровьесберегающих"  технологий, новых методов и приёмов.

Согласна с мнением коллег, что "здоровьесберегающая " технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и воспитания.          Охрана и укрепление здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни на современном этапе является первостепенной задачей дошкольных образовательных учреждений.

Работа по оздоровлению детей в детской организации - основная тема в  системе дошкольного образования. И поэтому всё чаще дошкольные организации используют формы и методы работы с учётом профилактических, оздоровительно- развивающих мероприятий.

 Каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается роли движений для физического и психического развития то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей.

Я понимаю, что мне трудно кого - либо удивить. И тем не мнение, расскажу про необычное явление в обычной жизни.

Каждое поколение стремиться усвоить мудрость накопленную человеком, просеянную через сито времени. Но мудрость не постулат, а пропущенное через сознание отношение к жизни, к окружающей среде, своёму здоровью. Главное обрести духовность посредством общения с природой. Хочется верить. что мудрость древних учителей откроется нашим детям, и они поймут, что только в гармонии с природой, а значит и с самим собою можно осознать себя человеком, способным приумножать добро.

 И именно в наших силах, педагоги, родители донести до детей эстетическую, оздоровительную значимость, привить позитивное отношение к окружающему миру. Укреплять и сохранять важный дар - здоровье детей.

 Важной составной для развития личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закалённость, ловкость, сила, выносливость.  И воспитание этих качеств начинается с дошкольного возраста.

 Одной из основных биологических потребностей человеческого организма, которая дарует человеку сама жизнь и обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям его существования, способствует сохранению и укреплению здоровья является  двигательная активность.

Свой важный вклад в поддержание оптимального двигательного режима дошкольников  призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, подвижная игра. Игры и упражнения с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошколятами: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные способности, нравственные качества.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем.

Подвижная деятельность влияет не только на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц психики: памяти; воображения; восприятия; наглядно-образного и логического мышления; произвольного внимания. Вместе с тем задачи, решаемые средствами подвижных и спортивных игр, сводятся не только к повышению объема и разнообразия форм двигательной активности, но и к обретению детьми утраченной, но все еще крайне необходимой игровой среды.

Использование игровой двигательной активности - подвижных, оздоровительных игр и игровых упражнений, игр спортивного характера и других здоровьесберегающих технологий должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности дошкольников, совершенствования их физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышения психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма.

Ограничение двигательной активности в семье, в детском саду противоречит биологическим потребностям детского организма и снижает его энергетический фонд, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям) и приводит к снижению темпа психического развития.

 Полностью поддерживаю коллег практиков, что семья и детский сад составляют для современного дошкольника микро среду - образовательное, оздоровительное   пространство. Но существует проблема взаимодействия дошкольной организации с семьёй в вопросах здоровья сбережения детей.

 Для поисков путей решения возникла идея разработать оздоровительную модель:

" По ступенькам к здоровью"(короткий анонс )

Шаги

1

Цель

Укрепление здоровья детей.  Формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

2

Задачи

  1. Повышение эффективности взаимодействия педагогов детского сада и семьи в организации и проведении работы по сохранению и укреплению здоровья детей
  2. Повышение уровня компетенции родителей по направлению "здоровьесберегающие технологии"
  3. Закрепление представлений о методах оптимизации двигательной активности детей в семье
  4. Сформировать структурно - функциональную модель взаимодействия ДОУ и семьи.
  5. Знакомство с играми, упражнениями оздоровительно-коррекционной, профилактической направленности.

3

Участники

Воспитанники, родители(законные представители ) педагоги.

4

Адресат

Педагоги детских садов

5

Ожидание

  1. Результативность мероприятий по профилактики заболеваний
  2. Снижения уровня заболеваемости дошкольников
  3. Повышение уровня компетенции по направлению: здоровьесбережение
  4. Овладение навыками  самооздоровления:  персоналом,  родительской общественностью, детьми.

Для формирования основ здорового образа жизни, направленности на укрепление здоровья ребёнка,  его физического и психического развития,  эмоционального благополучия  и формирования основ базовой культуры личности, необходимо поставить  ряд задач:

  1. Оздоровительные: охранять  жизнь и укреплять здоровье детей, улучшать их физическое развитие; функционально  совершенствовать и повышать работоспособность организма ребёнка; закаливать детский организм.
  2. Образовательные: формировать двигательные умения и  навыки; физические качества;  навык правильной осанки;  навыки личной  и общественной гигиены; помочь детям овладеть специальными знаниями по физическому воспитанию.
  3. Воспитательные: воспитывать у детей привычку к строгому соблюдению режима;  интереса к физическим упражнениям;  потребности  к ежедневным занятиям  физическими упражнениями; осуществление умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания во время занятий.

Шаги

Средства физического развития

Физические упражнения

Утренняя гимнастика

Подвижные игры

Спортивные игры

Спортивные упражнения

Простейший туризм

Эколого- природные факторы

Солнце

Воздух

Вода

Психолого - гигиенические факторы

Режим

Гигиена

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как первые шесть лет. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Шаги

Методы физического развития

Наглядные

Показ физических упражнений

Использование наглядных пособий

Имитация

Зрительные ориентиры

Звуковые ориентиры

Помощь

Словесные

Название действия

Описание

Объяснение

Пояснение

Указания

Команды

Распоряжения

Вопросы к детям

Беседа

Практические

Повторение

Проведение

Шаги

Двигательная активность

Виды

Движения во время бодрствования

Подвижные игры

Движения под музыку

Утренняя гимнастика

Гимнастика после сна

Физиологические задачи

Воспитательные задачи

Удовлетворение органической потребности в движении

Воспитание свободы движения. ловкости, смелости, гибкости

Условия

Наличие пространства для движения

Оптимальные гигиенические условия

Благодаря комплексному подходу к организации образовательного процесса, включающего в себя интеграцию образовательной деятельности и здоровьесберегающих технологий, можно сохранить и укрепить здоровье детей.

Разумное использование игровой двигательной активности должно стать инструментом снижения негативных последствий  перегрузки, увеличения уровня двигательной активности дошкольников, совершенствования их физических возможностей, повышения адаптационных резервов организма.

План

мероприятий по улучшению состояния здоровья

воспитанников, просвещенности педагогов и родителей.

Ступеньки

Мероприятия

Оздоровительные

Сезонная профилактика инфекций верхних дыхательных путей и простудных заболеваний/ ОРВИ, ангина,  тонзиллит,  отит хронический бронхит, пневмония/

Санпросвет работа среди родителей, педагогов

Профилактика гриппа

Профилактика ОКИ

Профилактика гельминтов

Профилактика инфекционных заболеваний

Профилактика педикулёза

Технология "Зожик"

Выпуск санитарного бюллетеня.

по эпид ситуации

организации режима дня

физическое и гигиеническое воспитание детей

Работа с родительской общественностью:

доводить до сведения родителей  вопросы здоровья, физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников

информационная работа с родителями  детей состоящих на "Д" учете, и за ЧБД

соблюдение рекомендаций  по основным требованиям к детской одежде и обуви

Спортивные праздники:

Папа,мама я спортивная семья

А ну-ка мамочки!

Рыцарский турнир

Ледяная эстафета

Недели Здоровья:

 Золотая осень

Мы мороза не боимся!

Весна, весна – встретим здоровыми тебя

Любит лето детвора

Темы, вопросы обсуждаемые на родительских собраниях

 Режим дня в воспитании дошкольников

 Особенности питания детей дошкольного возраста

Здравствуй садик, я пришел!  (адаптация)

Особенности полового воспитания

Здоровье сберегающие технологии в практике

Здоровые зубы – здоровый желудок

Правила приема воздушных ванн

Берегите глаза

Сколиоз

Предупреждение детского травматизма

Гельминты/ профилактика гельминтов/

Консультации для родителей

 Вместе в детский сад, особенности адаптации

Современные нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

 Оздоровительный двигательный режим

дошкольников

Страна Неболейка – советы народной медицины

Формирование психологического здоровья дошкольников"

Как уберечь детей от простуды

Особенности питания детей дошкольного возраста

Роль семьи в воспитание здорового ребенка

Как уберечь ребенка от простуды

Основы правильного питания

Роль витаминов в детском питании

Лечение и профилактика энтеробиоза

Физкультурно - оздоровительные

Физические упражнения

Закаливание

Утренняя гимнастика с комплексом дыхательных упражнений

Физкультурные занятия

Профилактическая гимнастика (дыхательная, психологическая, звуковая, плоскостопие)

Подвижные и динамичные игры в режиме дня

Самостоятельная двигательная деятельность

"Уроки здоровья"

Логоритмика

Глазодвигательная гимнастика

Спортивные игры

Терренкур (дозированная ходьба)

Пешие прогулки

Физические минутки

Гимнастика после сна

/Иметь журнал по контролю,  за проведением закаливающих процедур, с указанием температуры воды и воздуха/

Босохождение

Обливание ног

Расширенное умывание

Воздушные ванны

Сухое растирание

Контрастные ванны для ног

Механические раздражающие оздоровительные

воздействия на кожу, нервную систему:

Ребристая дорожка

Массажные коврики

Пальчиковая гимнастика

Полоскание полости рта:отварами трав,солевым,содовым, чесночным растворами

Психологические

 Рисуночная терапия

Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики

Средние показатели физического  развития детей 3-6 лет /по Шебко В.Н./

Программа тестирования детей / по О.А. Сиротину, С.Б. Шармановой/

Оценка функционального состояния организма ребенка 3-7 лет / проба Мартинэ – Кушелевского/

Физическое  развитие дошкольников

/нормативы для оценки физического развития дошкольников" /по Г.А. Шорину 1985г.

Взаимодействие родителей и педагогов в формировании у детей здорового образа жизни сложный процесс. Его эффективность во многом зависит от организационно – педагогической культуры дошкольной организации, степени доверия к ней родителей, их удовлетворенностью пребыванием ребенка в ней.

Пути решения: Индивидуализация здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности педагогов и родителей.

Таким  образом,  огромное  значение  в  работе  с  родителями  имеет  заранее  продуманное  и  чётко  организованная система  сотрудничества.

Очевидно,  что  в  центре  внимания  и  родителей  и педагогов  -  это ребенок.  И  те  и  другие  идут  в  одном  направлении.  

А  именно, чтобы  ребёнку  было  интересно,  комфортно и самое главное, чтобы он был ЗДОРОВ!

Библиографический список

  1. Ахутина         Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально - ориентированный подход 2000
  2. Алябьева Е.А Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам
  3. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7)М: ВЛАДОС
  4. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка. москва
  5. Козлова  А.В. Работа ДОУ с семьёй
  6. Зверева О.Л.,  Кротова Т.В.  Родительские собрания в ДОУ
  7. Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей
  8. Варги А.Я., Столина В.В., методики  PARI  Шеффер Е. и Белла Р.  Изучение опросника родительского отношения.
  9. Козлова А.В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей, Творческий центр, Москва, 2005
  10. Свирская Л.В. Работа с семьей: необязательные инструкции, Линка-Пресс, Москва, 2007
  11. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2. 8.  Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК – ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ!» (В рамках организации работы по ЗОЖ.)

Цель: организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью....

Взаимодействие с семьёй воспитанников в коррекционной работе учителя-логопеда.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по взаимодействию  с родителями в коррекционном процессе в современных условиях....

"Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микрокл...

Инновационная форма взаимодействия с семьёй в рамках проекта «Выходной с родителями»

Актуальность.Семейный досуг в выходные дни. Данная проблема очень актуальна, в настоящее время родители часто не уделяют достаточное время на развитие интересов и потребностей ребенка; В федеральном г...

Активные формы взаимодействия педагога с родителями при организации работы по приобщению к здоровому образу жизни

Активные формы взаимодействия педагога с родителями при организации работы по приобщению к здоровому образу жизни...