Оздоровительный проект для детей 6-7 лет "Такие разные мячи"
проект (подготовительная группа)

Акиньшина Наталья Анатольевна

Оздоровительный групповой проект "Такие разные мячи" для детей 6-7 лет, проводится совместно с инструктором по физической культуре. В спортивном зале и в группе есть много мячей и все они разные. Часто у детей возникают вопросы, на которые необходимо ответить: "Когда появился мяч? Чем они отличаются друг от друга? Что у них общего? Чем они похожи? Для чего они нужны? В какие игры можно с ними играть?" Это и дало основание для проведения данного проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №138»

Проект на тему:

«Такие разные мячи»

Автор проекта: Акиньшина Наталья Анатольевна, воспитатель;

Ахметова Ирина Сергеевна, инструктор по физической культуре.

Паспорт проекта

Проект по теме: «Такие разные мячи».

Автор проекта: воспитатель, инструктор по физической культуре.

Сроки проведения:

Вид проекта: оздоровительный

Тип проекта: групповой

Форма проведения: познавательно – игровая.

Участники проекта: воспитанники группы № 9

Возраст детей: 6-7 лет.

НАШ ДЕВИЗ: «Мяч помощник нам в игре, ты бери его везде!!!»

Описание проекта

Актуальность:

Современные психологи связывают игровые упражнения с мячом с развитием речи и мелкой моторики пальцев рук. Мяч для ребенка является с первых лет жизни предметом увлечения. Игры с мячом развивают ребенка не только эмоционально, но и физически. Для выбора темы проектной деятельности послужило то, как игры с мячом воздействуют на его развитие.

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства.

Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически. Игры с мячом важны и для развития руки малыша.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка.

Движения рук способствует также развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области кары головного мозга, "отвечающие" за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук, расположены в одном поле, т.е. непосредственной близости друг от друга. Дети, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия (бросание, катание, бег за мячом и др.), получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке.

Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гиперактивных детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Можно только удивляться, замечая какое разнообразие впечатлений и действий может давать ребёнку обычный мяч! Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия в действительности оказываются исключительно полезны. Развивают наблюдательность, концентрацию внимания, чувства, движение и даже мышление. И зачастую, ребёнок самостоятельно подмечает и отыскивает многообразные тайны и сюрпризы. А это как раз и есть столь желанная для родителей самостоятельность и волевая активность.

Однако, хотя данные факты научно доказаны и общеизвестны порой не все родители о них знают и применяют в деятельности. Данный факт способствовал обоснованию проблемы выбора темы для проектной деятельности.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Цель:

  • познакомить детей и родителей с историей мяча, его разновидностях, многообразии игр с ним, научить применять полученные знания в разных ситуациях.

Задачи:

  • создать условия для двигательной активности детей через проведение подвижных игр с мячом;
  • познакомить детей с историей возникновения мяча, его разновидностями;
  • познакомить детей с применением и свойствами мячей;
  • обогащать словарь детей;
  • повысить двигательную активность детей через проведение подвижных игр и упражнений с мячом;
  • поддерживать интерес детей к занятиям физическими упражнениями и спортом;
  • заинтересовать и вовлечь родителей в организацию работы с детьми в подвижных играх и по совершенствованию двигательных навыков детей;
  • активизировать роль семьи в физическом воспитании дошкольников.

Проблема

В спортивном зале и в группе есть много мячей и все они разные. Часто у детей возникают вопросы, на которые необходимо ответить: "Когда появился мяч? Чем они отличаются друг от друга? Что у них общего? Чем они похожи? Для чего они нужны? В какие игры можно с ними играть?"

Что мы знаем о мячах?

Что хотим узнать?

Где можно получить информацию?

  • Какой мяч? (цвет, форма, величина).
  • Как играть с мячом? (бросать, ловить, перекатывать…)
  • Из чего состоит мяч? (качество, свойства).
  • Какие существуют игры с мячом?
  • Как изготовить мяч своими руками?
  • Спросить у взрослых? (родители, педагоги).
  • Прочитать в литературе.
  • Узнать в интернете.
  • Из средств массовой информации.

Этапы реализации:

  • подготовительный;
  • основной;
  • заключительный.

Ожидаемые результаты

В результате работы над проектом дети познакомятся с различными видами мячей, с их свойствами, применением и назначением, у детей повысятся навыки владения игры в мяч, расширится активный словарь новыми понятиями, словами. Со стороны педагогов предполагается совершенствование работы по укреплению здоровья, развитию движений, физическому и интеллектуальному развитию детей. Активизируется роль семьи в физическом воспитании дошкольников.

План реализации проекта

Содержание

I. Подготови-

тельный этап

  • определение участников проекта;
  • определение проблемы;
  • постановка цели и задач;
  • подбор и оформление демонстрационного материала для детей, подбор научной литературы

II. Основной

Работа инструктора по физической культуре:

  • создание презентации «История мяча»;
  • создание картотеки «Игры с мячом»;
  • мини-музей мячей;
  • Консультация для родителей «Мяч в жизни дошкольника»;
  • подбор иллюстраций «Какие бывают мячи;
  • беседа с детьми «Игры, в которые я играю дома»;
  • пополнить физкультурный уголок атрибутами к п/играм с мячом;
  • пополнить литературный уголок литературой по данной теме;
  • Подвижные и дидактические игры.

Работа с детьми:

  • чтение произведений писателей и поэтов:
  • А. Барто «Петя на футболе»;
  • С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч»;
  • заучивание стихов, разгадывание и составление загадок о мяче;
  • составление описательного по картинке рассказа «Я играю с мячом»;
  • знакомство детей с мячом посредством презентации «История мяча»;
  • НОД по изготовлению мяча из бросового материала,
  • НОД по ознакомлению с окружающим:
  • «Из чего сделан мяч»,
  • «Спортивные игры с мячом»;
  • НОД по физической культуре (использование разных видов мячей в ОРУ, ОВД, п/и);
  • подвижные игры и физические упражнения с мячом в свободной деятельности детей;
  • утренняя гимнастика с использование разных видов мячей (большой, малый);
  • использование фитбол-гимнастики;
  • дыхательная гимнастика
  • «Задуй мяч в ворота»,
  • «Чей мяч дальше»;
  • физкультурный досуг «Мой веселый звонкий мяч»;
  • физкультминутки
  • «Мяч подскакивает вверх»,
  • «Мой веселый звонкий мяч»,
  • «Мячики»;
  • НОД по рисованию «Я играю с мячом»;
  • дидактические игры «Спортивное лото»,
  • настольная игра «Хоккей с мячом»;
  • экспериментирование с мячом:
  • «Какие мячи тонут»,
  • «Какой мяч полетит дальше»;
  • просмотр мультфильмов вместе с детьми
  • «Как звери в футбол играли»,
  • «Как утенок-музыкант стал футболистом», «Необыкновенный матч»,
  • «Смешарики»

Работа с родителями:

  • консультация для родителей «Игры с мячом»;
  • составление фотоальбома на тему «Как я играю дома с мячом»

III. Заключи-

тельный

Презентация проекта:

  • выставка "Эти разные мячи",
  • викторина "Такие разные мячи",
  • мультимедийная презентация проекта,

Итог проекта

Реализуя проект, дети получили новые знания о разнообразии мячей, их назначении, познакомились с разнообразными играми с мячом, а в некоторые научились играть; у них повысился интерес к играм с мячом в детском саду и дома; обогатился их словарь, расширился кругозор; они получили навыки взаимодействия друг с другом, со взрослыми.

Родители, принимая участие в проекте, повысили свой педагогический опыт в использовании привычной игрушки для укрепления здоровья. Педагоги повысили свое педагогическое мастерство.

Приложение к проекту.

Спортивное развлечение для старших дошкольников

«Такие разные мячи»

Данный сценарий тематического дня в детском саду предусматривает изучение разных видов спорта и разнообразную деятельность с мячом в соответствии с интересами и потребностями, с учетом возраста детей, их особенностями, состоянием здоровья.

Цель: дать детям знания о важном значении мяча в разных видах развивающих и спортивных игр.

Задачи:
Обучающие задачи:

1. Формировать первоначальные представления о спортивных играх и упражнениях.

2. Закреплять умения осознанного выполнения всех видов упражнений.

Развивающие задачи:

1. Развитие физических качеств: координацию, выносливость, быстроту реакции, скорость, ловкость.

2. Развивать самостоятельность в организации подвижных игр с элементами спортивных игр.

Воспитательные задачи:

1. Формировать устойчивый интерес к занятиям физкультурой и спортом.

2. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.

Оборудование: корзины с мячами разного назначения (волейбольный, баскетбольный, футбольный, детские резиновые мячи, клюшки хоккейные), веревка спортивная, волейбольная сетка, ориентиры, обруч, гимнастические дуги.

Дети, подготовительной группы, заходят в зал под маршевую музыку, строятся по сторонам зала.

Входит инструктор по физкультуре с мячом.

Инструктор по физкультуре: - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас веселый праздник. А кто мне скажет, чей сегодня праздник, кто догадается? Правильно, праздник мяча.

Мой веселый звонкий мячик,

Ты куда так быстро скачешь?

Мы возьмем тебя с собой,

Поиграть хотим с тобой!

- Акто знает, какие бывают мячи? Да, мячи бывают резиновые, пластмассовые, кожаные, мягкие. А по видам спорта: футбольные, баскетбольные, волейбольные, мяч для хоккея на траве и т.д.

Музыкальная разминка. (Замри-отомри)

Вместе поиграем,

Мячик перебросим, потом его поймаем.

Дети подготовительной группы строятся в 2 шеренги и перебрасывают друг другу мячи из-за головы.

Инструктор по физкультуре

- Мы поиграли с вами с резиновыми мячами. А этот мяч (показывает футбольный мяч) для чего? В футбол очень любят играть мальчики.

Игра «Футбол крабов» (дети садятся на пол, упор на руки сзади, и приподнимая таз, передвигаются по залу). Играют обе группы: 2-е ворот, на воротах вратари, остальные 5 человек, стараются забить гол противнику.

Инструктор по физкультуре:

- А этим мячом во что играют? Правильно, в баскетбол!

Бросают мяч в кольцо. Вот так. (Инструктор показывает, как надо забрасывать мяч в кольцо). Сейчас мы с вами превратимся в юных баскетболистов и сыграем в игру:

Эстафета: «ПОПАДИ В КОЛЬЦО».

Дети строятся в две команды, по сигналу они ведут мяч змейкой до конца зала, забрасывают мяч в кольцо, обратно возвращаются бегом, выигрывает та команда, которая быстрее выполнит эстафету.

Инструктор по физкультуре

- А этот мяч для игры в волейбол. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Детский волейбол»

Дети делятся на две команды, встают по обе стороны от сетки и по команде перебрасывают мячи на сторону противника. По команде «Стоп» выигрывает та команда, на стороне которой осталось меньше мячей.

Инструктор по физкультуре

- А этот мяч для игры в хоккей на траве. И сейчас мы с вами превратимся в настоящих хоккеистов.

Эстафета: «Шайбу!»

Дети строятся в две команды, по сигналу они ведут клюшкой мяч змейкой до конца зала, забрасывают мяч точно в ворота, обратно возвращаются бегом, выигрывает та команда, которая быстрее выполнит эстафету.

Инструктор по физкультуре

Ребята, а у меня есть еще одна интересная игра, называется она «Вышибалы»

Правила игры

На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать. Задача вышибал — попасть в игроков мячом. Задача игроков — уворачиваться и ловить мяч. Тот, в кого попал мяч, считается выбывшим и покидает игровое поле. Если мяч сначала ударился о землю, а потом попал в игрока, данный удар не считается результативным («От земли зайца не убьёшь!»). Когда на поле остается последний игрок, его задача увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если ему это удалось, игра считается выигранной.

Беседа на тему: «Разные мячи».

Задачи:
- Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, с особенностями мячей, предназначенных для спортивных игр.
- Познакомить с происхождением слова «мяч».
- Уточнить знания детей о правилах безопасности при игре с мячом.
- Воспитывать потребность ребенка получать новую информацию о знакомых предметах.

Ход беседы:
Дети вместе с воспитателем заходят в группу, где разложены различные виды мячей.
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о мячах. А вы знаете, откуда взялся мяч? Каким он был? Кто придумал в него играть? Сегодня вы узнаете историю появления мяча.
Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек. Происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш».
В некоторых странах мяч не только любили, но и... уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. Небольшие мячи использовали для игр руками, а большими мячами играли ногами, в игры типа футбола.
В нашей стране мячи были разные. В давние времена дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Одна из забав: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка.
С тех пор изобрели много мячей! Тряпичных, войлочных, каменных, деревянных!.. Мячи набивали перьями, песком, фисташковыми зёрнами!.. Играть в них считали страшно полезным делом. Один врач всем больным вместо лекарств прописывал игру в мяч. Позже догадались надувать кожаный мяч воздухом.

«Правила безопасности во время игры в мяч».

Играть с мячами весело и интересно. Но даже от таких игр бывают неприятности, если забывать правила безопасности.

1. Не играйте с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов. Почему? Мяч может их разбить.
2. Не играйте с мячом возле проезжей части дороги. Почему? Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию. И конечно, ни в коем случае нельзя выбегать за мячом на дорогу!
3. Нельзя сидеть на мяче, прокалывать его. Почему? Это испортит мяч.


Для детских игр подойдут любые мячи. А вот для каждой спортивной игры существует свой мяч, особенный.
Воспитатель предлагает рассмотреть мячи. Показывает на футбольный мяч.
- А знаете ли вы для какой игры нужен этот мяч? (ответы детей)
Для игры в футбол.
-Давайте рассмотрим его.
-Какой он? (ответы детей)
-Посмотрите на него он состоит из шестигранников, сшитых между собой.
Футбольный мяч упругий, легко отскакивает от пола. «Мяч» - по-английски «бол», «ступня» - «фут». Сложишь «фут» и «бол» получается «ножной мяч». Мяч для футбола чёрно –белого цвета.
- Знаете, что это за мяч? (баскетбольный)
Он предназначен для игры в баскетбол. В этой игре мяч нужно забросить в высоко висящую корзину.
-Давайте рассмотрим его.
-Какой он? (ответы детей)
Баскетбольный мяч тяжёлый ,на его поверхности находятся шипы. А как вы думаете для чего эти шипы? Мячи для баскетбола коричневого цвета. Баскетбол своему возникновению обязан корзине из-под персиков. Именно её приспособил для первого на планете баскетбольного матча изобретатель этой игры американец. «Бол» - мяч надо было забросить в «баскет» - что в переводе с английского значит – корзина!
- А знаете ли вы, для какой игры нужен этот мяч? (ответы детей)
Для игры в теннис.
-Давайте рассмотрим этот мяч .-Какой он ?( ответы детей)
Он значительно меньше других мячей. На ощупь он ворсистый покрытый войлоком. Чтобы играть в теннис нужна ещё ракетка. Цвет мяча жёлтый.
Название игры – «теннис» происходит от французского слова . Оно обозначает – «держи! Данным выкриком игрок предупреждал соперника, чтобы он ждал подачу. Слово «ракетка» обозначает «ладонь».
-А ещё есть настольный теннис. Для него нужен стол с сеткой ,ракетка и лёгкие пластиковые шарики. По-другому он называется пинг-понг.
-Давайте рассмотрим. (ответы детей))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительный проект для детей раннего возраста "Мой веселый, звонкий мяч"

Цель проекта: развитие физических качеств детей, удовлетворение природной потребности в движении, активизация познавательных процессов детей....

Проект для детей с нарушениями речи "Школа мяча"

Этот проект создан для улучшения координационных способностей для дошкольников с нарушениями речи....

ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «Мы здоровые ребята-казачата!»

ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «Мы здоровые ребята-казачата!»...

Оздоровительный проект «Здоровые дети – счастливые родители!»

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования в качестве приоритетной задачи определяют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.В современном обще...

Проект для детей подготовительной группы "Эти разные мячи"

Научить детей использовать мяч в подвижных играх, играя дома и в детском саду....

Презентация для детей 5 -6 лет «Разные мячи» Кружок «Веселый мяч»

Цель этой презентации:- заинтересовать детей в использовании разных мячей в играх;- расширять знания детей о видах спорта с мячом;- узнавать и называть мяч изображеный на картинке....

Проект для детей подготовительной группы «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Проект для детей подготовительной группы«Мамы разные нужны, мамы всякие важны»...