Проект по аква-терапии во 2 ранней группе
методическая разработка

Смокинэ Наталья Георгиевна

"Аква-терапия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_akvaterapii_smokine_n.g.docx63.71 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад № 116»

Г. Сыктывкар, ул. Петрозаводская д. 34

Педагогический проект по арт-терапии

                                                АКВА – ТЕРАПИЯ

                                  для детей  второй ранней группы

                            Вид проекта: познавательно- исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный

         Участники проекта: дети второй ранней группы,

воспитатели, родители.

АВТОР ПРОЕКТА: Смокинэ Наталья Георгиевна

воспитатель второй ранней группы № 2

г. Сыктывкар

2020

Актуальность проблемы.

«Воде была дана волшебная сила стать соком жизни на земле».

Леонардо да Винчи.

Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Ребенок получает от них массу полезных впечатлений. Вода для детей – это полезное лекарство. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Особенно это важно для самых маленьких детей в период адаптации.

Аква-терапия это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, с применением воды. Игра с водой — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Приемы аква-терапии активно используются нами в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, задержку психомоторного развития и легкую степень интеллектуальной недостаточности. Игры-занятия с водой проводятся нами в качестве дополнительного методического приема.

Проблема: увеличение количества детей с проблемами эмоционально-волевой сферы связанной с адаптацией

Цель проекта: Обеспечение сохранения психоэмоционального здоровья детей раннего возраста в период адаптации средствами аква-терапии.

Задачи:

1.Стабилизация эмоционального фона и снятие психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивности, гармонизации отношений с окружающими в период адаптации к детскому саду.

2. Развивать любознательность детей раннего возраста в процессе игр с водой.

 3. Создать условия для успешной адаптации детей раннего возраста в период адаптации.

4. Способствовать концентрации внимания, развитию логики и речи.

5. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.

6.Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания воспитателя

7.Создавать условия для продуктивной досуговой деятельности, для удовлетворения потребности у воспитанников в творческой самореализации, выражении своих мыслей, чувств.

Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.

Направление: познавательно- исследовательское, здоровьесберегающее

Образовательная область: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое.

Продукт проекта:

- Оформление стенгазеты (фотоколлаж) «Теперь мы знаем, что такое вода!»

Данный проект разработан для детей раннего и младшего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет).

Аква-терапия проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребёнком ставятся определенные задачи.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

- Формирование проблемы

- Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.

- Обогатить эколого- развивающую среду в группе, центр воды и песка необходимым материалом и инвентарем для проведения игр с водой.

- Составить картотеку игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.

- Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, панно (вода в природных явлениях, где в природе есть вода, как человек использует воду, кто живет в море, на болоте), оформить альбом «Стихи и потешки о воде»,

2 этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и форм по формированию представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.

Содержание работы в процессе реализации проекта

Познавательно – речевое развитие:

Беседы: «Какую роль играет вода в жизни человека?»;

 «Какую роль играет вода в жизни животных, рыб и птиц?»;

«Что мы знаем о воде»;

«В гостях у капельки».

Поисковая деятельность:

«У воды нет запаха и вкуса», «Вода умеет впитываться», «Вода бывает холодная, теплая, горячая», «Что растворяется в воде?», «Лѐд– это вода», «Снег – это вода», «Иней– это вода»

Эксперименты и опыты:

«Превращение снега в воду», «Цветные льдинки», «Тонет – не тонет», «Как растения пьют воду», «Воду можно окрасить в другой цвет или сделать грязной»

Практическая деятельность и трудовые поручения:

Наблюдения на прогулке за облаками, осенним небом, дождем, первым снегом, льдом, инеем, снегопадом.

Работа в уголке природы: полив комнатных растений, помощь воспитателю (мытье поддонов для цветов, мытье игрушек, стирка кукольного белья)

Дид. игры: «Купание куклы», «Стирка кукольного белья», «Снежинка в гостях у ребят», «Где спряталась рыбка?»

Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей», «Мы капитаны», «Уточки плавают»; «Ловись, рыбка!»

Игры в центре песка и воды: «Пирожки для куклы Кати», «Строим башню»

Заучивание потешки «Водичка, водичка…», чтение сказки «Заюшкина избушка», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», чтение стихов о воде.

Художественно – эстетическое развитие:

- Рисование водой (водные раскраски);

Физическое развитие:

Подвижные игры: Солнышко и дождик, «Снежки», «Земля и вода», «Ходят капельки по кругу», «Зонтики», «Я тучка, тучка, тучка…», «Тучка и капельки», «Рыбак и рыбки», пальчиковые игры - упражнения с водой.

Работа с родителями:

- Рекомендации по наблюдению за водой в природе.

- Показать детям в домашних условиях, где можно использовать воду. Что растворяется в воде?

- Рассказать о разных агрегатных состояниях воды в природе (лед, снег, иней)

- Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»

- Заучивание стихотворений и потешек о воде.

- Чтение художественной литературы: «Заюшкина-избушка», стихи А. Барто «Кораблик». «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе».

3 этап – заключительный

Оформление стенгазеты по итогам проекта: «Теперь мы знаем, что такое вода!

Учебно- тематический план

Временной период ранний возраст

Количество занятий

Количество занятий в месяц

4

Количество занятий в год

36

Занятия проводятся с детьми- 10-15 минут

План занятий по аква-терапии

Месяц

Тема занятия

Задачи

Оборудование

Сентябрь

1. Это вода!

2. Брызги – брызгалочки

3. Кап-кап водичка

  1. Вода - волшебница

(мокрое и сухое)

Дать детям представление о свойствах воды (прозрачная, мокрая, теплая, холодная), развивать любознательность. (приложение № 1)

Учить набирать воду и переносить в другой сосуд, не разливая ее, воспитывать опрятность, аккуратность.

Учить играть вместе, воспитывать опрятность, аккуратность.

Создавать положительную эмоциональную сферу.

(приложение №1 Беседа «Поможем кукле Маше»)

Тазик с водой, набор сосудов, флакончиков, игрушек.

Тазик с водой, разбрызгиватель для растений.

Тазик с водой, набор предметов для переливания.

Тазик с водой, материал. Кукла Маша, одежда для куклы.

Октябрь

1.Фонтанчики

2.Форма воды

3.Рыбки и уточки

4.Достань со дна камешки

Развивать мелкую моторику рук, закрепить умение играть со сверстниками.

Продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать познавательную активность, развивать интерес к играм с водой.

Закреплять знания детей о том, кто плавает в воде и над водой, доставить радость, воспитывать аккуратность в играх с водой. (приложение № 3)

Снятие психоэмоционального напряжения.

Тазики с водой, бутылочки с дырочками по всему периметру.

Тазик с водой, различные предметы, в которые можно переливать воду.

Тазик с водой, резиновая уточка, рыбки.

Тазик с водой, камешки.

Ноябрь

1.Перелей водичку

2.Вылови игрушку

3.Плавает – тонет

4. Мельница

Продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать познавательную активность.

(приложение № 5 Самодельный водопад)

Совершенствовать знания детей о воде, путем экспериментирования, развивать познавательный интерес, умение группировать предметы по общим признакам.

Развивать мелкую моторику пальцев; развивать точность движений (приложение № 5 Уточки плавают)

Создавать положительную эмоциональную сферу.

( приложение № 2)

Тазик с водой, стаканчики, баночки, для переливания воды.

Тазик с водой, набор игрушек (рыбки, кораблики).

Тазик с водой, предметы тяжелые (кубик, камешек) и легкие (листок, шишка).

Тазик с водой, мельница, чашечка.

Декабрь

1.Снег в воде

2.Капельки радуги

3.Вода — волшебница

(теплая - холодная)

4.Найди игрушку.

Познакомить с зависимостью изменений в природе от сезона, дать понятие, что снег – агрегатное состояние воды, т.е. вода, замерзает на холоде, воспитывать осторожность в обращении со льдом и снегом.

Закрепить понятие цвета (красный, жёлтый, зелёный); формировать у детей навык наблюдательности. (приложение № 6 Игры с водой)

Побуждать к экспериментированию, формировать познавательную активность.

(приложение № 5 Игра Горячо-холодно)

 

Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Развивать интерес к играм с водой

Тазик с водой, снег.

Тазик с водой, гуашь (красный, жёлтый, зелёный), прозрачные стаканчики для воды.

Тазики с теплой и холодной водой.

Тазик с водой, набор предметов.

Январь

1.Лёд и вода

2. Что плавает в воде?

3. Плывут кораблики

4. Кап – кап водичка

Продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать познавательную активность, развивать интерес к играм с водой. (приложение № 6 игры с водой)

Развивать зрительное восприятие,

побуждать детей отвечать на вопрос воспитателя.  Активизировать речь детей.

Приложение № 5 Игра Достань ракушку)

Развивать дыхательную систему, любознательность,    побуждать к экспериментированию.

Создавать положительные эмоции.

Тазик с водой, лед, формочки для замораживания.

Тазик с водой, набор предметов разной массы.

Тазик с водой, кораблики.

Тазик с водой, набор предметов для переливания.

Февраль

1. Чем пахнет вода?

2.Перелей

3. Дуем в воду

4.Найди игрушку

Продолжать знакомить детей со свойствами воды   (запах), формировать познавательную активность, развивать интерес к играм с водой. (приложение № 6 Игры с водой)

Учить набирать воду и переносить в другой сосуд, не разливая ее, воспитывать опрятность, аккуратность. (приложение № 6 Игры с водой)

Развивать дыхательную систему, любознательность, побуждать к экспериментированию.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Тазик с водой, стаканчики для опыта, валерьянка.

Тазик с водой, стаканчики, баночки, для переливания воды.

Тазик с водой, легкий шарик.

Тазик с водой, набор игрушек.

март

1.Фантанчики

2.Попробуем воду?

3.Журчит водичка

4.Собери со дна камешки

Продолжать знакомить детей со свойствами воды (вкус), формировать познавательную активность, развивать интерес к играм с водой.

Развивать мелкую моторику рук, закрепить умение играть со сверстниками.

Снятие психоэмоционального напряжения,

развивать дыхательную систему, создавать положительные эмоции. (приложение № 2 Потешки)

Вызвать положительно-эмоциональный отклик на игры с водой. ( приложение №6 Игры с водой)

Тазики с водой, бутылочки с дырочками по всему периметру.

Тазик с водой, стаканчики для опыта, сахар, соль.

Тазик с водой, мельница, горка для переливания воды.

Тазик с водой, камешки.

Апрель

1.Грязная и чистая вода?

2.Волшебные флакончики

3.Что тонет в воде?

4.Решето

Продолжать знакомить детей со свойствами воды (грязная, чистая,) и предметов (тяжелые, легкие), формировать познавательную активность, развивать интерес к играм с водой. (приложение №6 Игры с водой Морские сокровища)

Совершенствовать знания детей о воде, путем экспериментирования, развивать познавательный интерес.

Учить детей аккуратно лить воду, не разливая на себя.

Вызвать положительно-эмоциональный отклик на игры с водой. (приложение №2 Потешки)

Тазик с водой, стаканчики для опыта, песок, краска, фильтр или смеситель.

Тазик с водой, разные флакончики.

Тазик с водой, набор предметов разной массы.

Тазик с водой, сито.

Май

1. Вода – волшебница

(закрепление)

2.Разноцветная вода

3.Перелей

4.Мельница

Закрепление знаний детей о свойствах воды, формировать познавательную активность.

Учить набирать воду и переносить в другой сосуд, не разливая ее, воспитывать опрятность, аккуратность.

Закрепить понятие цвета; формировать у детей навык наблюдательности.  (приложение №6 Игры с водой «Цветная вода» «Смешиваем краски»)

Активизировать речь детей, побуждать детей отвечать полным ответом на вопрос воспитателя.

(приложение № 2 Потешки)

Создавать положительную эмоциональную сферу.

(приложение № 2 Потешки; приложение № 6 Игры с водой)

Тазик с водой, стаканчики для опыта.

Тазик с водой, прозрачные стаканчики для воды, гуашь семи цветов.

Тазик с водой, стаканчики, баночки, для  переливания воды.

Тазик с водой, мельница, чашечка.

Список литературы:

1. Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».

2. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».

3. Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».

4. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.

5. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.- 216 с.

6. О. Соломенникова .Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.

7. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2010 год.

8. Материалы , собранные родителями (стихи, сказки, потешки о воде)

Приложение 1

Беседа «Что такое вода?»

Цель: способствовать формированию понимания детьми значения воды на земле.

Организационный момент

Ход беседы

Воспитатель.

Меня пьют,

Меня льют.

Всем нужна я.

Кто я такая?

Ребята, как вы думаете, что это? Это вода! Где можно увидеть воду? Как человек использует воду?

Ответы детей, их обсуждение и обобщение.

Без воды невозможна жизнь на Земле: без нее растения быстро бы высохли и погибли, животных и людей ожидала бы та же участь. Для рыб, некоторых растений и животных вода- это среда обитания.

Мы пьем воду, когда хотим пить. Но вода поступает в наш организм и вместе с различными продуктами: овощами, фруктами. Питьевая вода должна быть чистой и прозрачной. Лучше всего пить родниковую воду – она самая чистая.

Мы также используем воду для приготовления пищи, для того, чтобы помыться или постирать.

Но надо помнить, что из-за увеличения населения Земли питьевой воды становится все меньше и меньше, поэтому воду нужно экономить, не лить зазря и охранять от загрязнения.

Прочитать детям стихотворение:

Родник иссяк, родник ослаб,

А мы из крана кап-кап-кап.

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря-зря-зря!

А то пройдет немного лет,

И нет водицы- нет, нет, нет!

В конце беседы попросить детей ответить на следующие вопросы:

Для чего нужна вода?

Беседа о волшебнице воде.

Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состоянии воды.

Содержание:  Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой

Вы слыхали о воде?   Говорят, она везде!                                               

 В луже, в море, в океане    

 И в водопроводном кране.                                  

 Как сосулька, замерзает,                                                

 В лес туманом заползает.                                         

 На плите у вас кипит.                                                

 Паром чайника шипит,                                               

  Без нее вам не умыться,                                        

Не наесться, не напиться!                                        

Смею вам я доложить:                                                      

  Без воды нам не прожить!

- Где и какую, дети, вы сегодня видели воду? Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы). Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.    – А как же «рождается речка»? Хотите узнать? (приглашает к себе, кладет самую широкую и длинную голубую  полоску ткани.) На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.            – Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая полоска ткани превратится в главную речку, остальные в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды, но надо ее беречь, даже краны не оставлять открытыми.        


Беседа «Поможем кукле Маше»
Раздается стук в дверь.

Воспитатель: кто-то еще пришел к нам. Кто же это?

Появляется кукла Маша.

Воспитатель: Здравствуй, Маша. Что случилось? Почему ты такая расстроенная?

Маша «рассказывает», что она упала в лужу и испачкалась. Теперь она не сможет пойти в гости к Мише. Маша просит у нас помощи. Ребята, поможем Маше?

Воспитатель: вспомните, как же испачкалась Маша?

Дети: она упала в лужу.

Воспитатель: интересно, а откуда взялась лужа?

Дети: прошел дождь, на дороге появилась грязь и лужи.

Воспитатель: ребята, а где же прячется дождик?

Дети: в тучах.

Воспитатель: а давайте попробуем с вами сделать дождик, а Маша посмотрит.

Посмотрите, губки – это тучки, из которых скоро пойдет дождь. А тарелочки с водой – это озеро или море или речка, из которых тучка будет набирать в себя капельки. Возьмите в руки тучки. Какие они – легкие или тяжелые? (легкие) потому что пустые без капелек. А теперь опустите тучку в море, чтобы она впитала в себя всю водичку. Поднимите тучку вверх. Какая она теперь стала? (тяжелая). Вот наши тучки закрыли солнышко, пошел дождик. Ребята, а капельки какие?

Дети: теплые, холодные, маленькие, большие.

Воспитатель:  Осенью идут дожди. После таких дождей на земле много луж и грязи. Вот наша Маша и испачкалась. Давайте поможем Маше помыть руки. Вспомните с чего нужно начать, чтобы помыть руки.

Намочить руки водой, намылить руки, смыть мыло водой, вытереть руки полотенцем.

Воспитатель: а теперь вымоем Маше руки, следуя алгоритму. У нас есть тазики с водой. Потрогайте воду. Какая она? (теплая и холодная). Какой водой мы будем мыть руки Маше?

Дети: теплой, чтобы она не заболела.

Воспитатель моет куклу и приговаривает:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы губки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

Посмотрите, какая стала Маша чистая, красивая. Теперь она хочет с вами поиграть

Физминутка

Капля раз, капля два

Очень медленно сперва,

А потом, потом

Все бегом, бегом, бегом,

Мы зонты свои откроем

От дождя себя укроем.

Воспитатель: молодцы, ребята. А сейчас я хочу раскрыть вам и Маше один секрет. Как вы думаете, что получится, если в воду добавить мыло? Давайте попробуем это сделать. Вместе с воспитателем дети смешивают мыло с водой и получают мыльные пузыри.

Воспитатель: Маша благодарит вас за помощь и хорошее настроение. Давайте мы подарим Маше и ее другу Мише мыльные пузыри.

Если руки ваши в ваксе

Если на нос сели кляксы

Кто тогда наш первый друг?

Снимет грязь с лица и рук

Без чего не может мама

Не готовить, не стирать

Без чего мы скажем прямо

Человеку умирать

Чтобы лился дождик с неба

Чтоб росли колосья хлеба

Чтобы плыли корабли

Жить нельзя нам без воды.



Приложение 2

ПОТЕШКИ ПРО ВОДИЧКУ

От прозрачной водицы 
Всё улыбками искрится! 
От чистой-чистой водицы 
Веселей цветы и птицы! 
Танюша умывается, 
Солнцу улыбается! 

*** 
Водичка-водичка, 
Умой Анюте личико, 
Аня кушала кашку, 
Запачкала мордашку. 
Чтобы Анечка была 
Чистой, чистенькой всегда, 
Помоги, вода-водичка, 
Умыть Анюте личико. 

*** 
Ладушки, ладушки, 
Моем с мылом лапушки. 
Чистые ладошки, 
Вот вам хлеб и ложки. 

*** 
Теплою водою 
Чисто руки мою. 
Кусочек мыла я возьму 
И ладошки им потру. 

*** 
Мы проснулись-потянулись, 
Нежно маме улыбнулись, 
Сели на горшок с утра. 
Умываться уже пора! 
Прозрачная водичка 
На заспанное личико, 
Волшебный ручеёк из сказки 
Нам на носик и на глазки, 
А, водичка из кадушки 
На наши щёчки и на ушки, 
Вот и дождичек из лейки 
Нам на лобик и на шейку. 
Тёплый ливень с тучки 
Нам на маленькие ручки. 
Вот какой я стал чистюля! 
Поцелуй меня, мамуля! 

*** 
Саша, Настенька и Женька, 
Мойте ручки хорошенько. 
Не жалейте, дети, мыла. 
Я вам стол уже накрыла. 

*** 
Мыться нужно непременно 
Утром, вечером и днём, 
Перед каждою едой, 
После сна и перед сном. 

*** 
Ручки, Ваня, мой перед едой, 
Грязные ручки грозят бедой. 

*** 
Что такое чистым быть? 
Ручки чаще с мылом мыть, 
Грязь убрать из-под ногтей, 
Да подстричь их поскорей. 
Нужно умываться по утрам 
Да еще по вечерам. 

Чисто вымою я уши — 
Будут уши лучше слушать. 
Почему блестят глаза? 
С мылом умывался я. 

Мне нужна еще сноровка, 
Чтобы чистить зубки ловко. 
Любят волосы расческу, 
Хороша моя прическа. 

*** 
Чище мой ручки, воды не жалей. 
Будут ладошки снега белей. 

*** 
Я сегодня утром рано 
Умывалась из-под крана. 
Я сама теперь умею 
Вымыть личико и шею. 

*** 
Буль, буль, буль, карасики. 
Купаем Катю в тазике. 
Рядом с Катей лягушата, 
Рыбки, утка и утята. 

*** 
Кто тут будет купаться – куп-куп, 
В водичке плескаться – хлюп-хлюп? 
В ванну быстро прыгай – прыг-прыг, 
В ванне ножкой дрыгай – дрыг-дрыг! 
Будет мыло пениться, 
Вся грязь куда-то денется. 

*** 
Ах, водичка-вода! 
Будем чистыми всегда! 
Брызги — вправо, брызги — влево! 
Мокрым стало наше тело! 
Полотенчиком пушистым 
Вытремся мы очень быстро!!! 

*** 
С Настей мы пойдем купаться, 
Весело в воде плескаться, 
Будем брызгаться, резвиться, 
Будет Настя с мылом мыться. 
Мы помоем Насте ножки 
Нашей милой Насте-крошке, 
Чисто вымоем ручонки 
Нашей маленькой Настёнке, 
Моем личико и ротик, 
Моем спинку и животик — 
Стала Настя чистая, 
Кожа бархатистая 

*** 
Кран, Откройся! 
Нос, Умойся! 
Мойтесь Сразу, 
Оба Глаза! 
Мойтесь, Уши, 
Мойся, Шейка! 
Шейка, мойся 
Хорошенько! 
Мойся, Мойся, 
Обливайся! 
Грязь, Смывайся! 
Грязь, Смывайся!!! 

*** 
Чистим-чистим трубочиста — 
чисто-чисто, чисто-чисто. 
Будет-будет трубочист 
чист-чист, чист-чист. 

*** 
Зеркало любит 
Чистые лица. 
Зеркало скажет: 
— Надо умыться. 
Зеркало охнет: 
— Где же гребенка? 
Что же она 
Не причешет ребенка? 
Зеркало даже 
Темнеет от страха, 
Если в него 
Поглядится неряха!

*** 
Ай, ладушки-лады 
Мы не боимся воды, 
Мы чисто умываемся, 
И маме улыбаемся. 

Знаем-знаем, да-да-да 
Где ты спряталась, вода! 
Выходи, беги водица, 
Настенька пришла умыться! 

Лейся, лейся на ладошку 
Понемножку, понемножку. 
Вода-водичка лей- посмелей, 

Насте умываться веселей! 
*** 
Водичка, водичка, 
Умой Кате личико, 
Чтобы Катины глазки заблестели, 
Чтобы Катины щёчки порозовели, 
Чтобы Катины губки улыбались, 
Чтобы Катины зубки кусались. 

*** 
Зайчишки, зайчата, 
Мылись вы, ребята? 
Мыли лапки? Мыли! 
Мыли ушки? Мыли! 
Мыли хвостик? Мыли! 
И теперь вы чистые 
Зайчата пушистые.

Вода везде - вода в стакане.

И в чайнике, и просто в кране.

Когда водички вовсе нет – то не сваришь ты обед.

Не могут рыбы без воды.

Я не могу. Не можешь ты.

Давайте все вместе водичку беречь.

И каждую капельку дружно стеречь.

загадки.

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь - вода в руке.

(Ответ: Снежинки)

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -.

(Дождь)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет —

Гвоздь упадет.

(Сосулька)

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облако)

Приложение 3

Все игры проводятся под малые формы фольклора

«Поглаживание поверхности воды», «Пригоршня», - мытье рук от локтей к запястьям в прохладной воде, просмотр видеозаписей движения воды (рек, водопад).

«Где же наши ручки?» — опустить руки в теплую воду и вынуть;

«Релаксационные минутки»  

Приложение 4

"Рыбки"
     Дети сидят и смотрят на панно «Рыбы в море». «Море волнуется, море волнуется. Очень уж хочется с небом сразиться. Рыбки плывут все и без остановки. Глазки закрой и следом плыви. Глазки открой и эту же рыбку найди».

   "Дождик"
     Дети лежат на ковре, на животе с начала с открытыми глазами. «Дождик – кап-кап по крыше. Вот уже его не слышно. Глазки закрываются, с солнышком встречаются. Вижу солнце вдалеке и кораблик на реке. Дождик вдруг полил рекой, зонтик я открыл большой. Дождик убегает, глазки открываю».

 "Дружные дети"
     Дети лежат на ковре. «Дружные дети в нашем саду, очень я их успокоить хочу. Глазки закройте друзья и представьте. Озеро, лебеди, небо прекрасное. Ну а теперь вы представьте волну. Вот окатить ею вас я хочу. Страшно? Нисколько. Еще полежите. Ну, а теперь все дружно глаза отворите».

Наблюдение в уголке природы за «Фонтанчиком», «Лавовой» лампой, слушание шумов воды.

«Игры с заводными игрушками»

 Приложение 5

Игра «Самодельный водопад»

Цель: развитие мелкой моторики.

Содержание.

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание дети, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Игра «Уточки плавают»

Цель: дать представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».

Содержание.

Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно!

А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям. Была одна уточка, а теперь сколько?

После   воспитатель   предлагает   вынуть   игрушки   изводы и        отереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими.

Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

Игра «Горячо-холодно»

Цель: дать представление о холодной, теплой и горячей воде.

Содержание.

Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг стола. Воспитатель ставит таз или ванну и говорит детям, что сейчас кукла Таня будет купаться. Наливает холодную воду и опускает куклу. Кукла «выскакивает». Она не хочет купаться. Почему? Вода холодная. Дети подходят и трогают воду рукой.

Я подолью горячей воды, она станет теплая. Дети убеждаются, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.

Активизация словаря: холодная, теплая, горячая.

Игра «Достань ракушку»(«Достань камешек»)

Цель: развитие внимания, координация движений.

Содержание.

На дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может помочь малышу.

«Игры с водой»

 Приложение 6

Игра «Тонет - не тонет»

Цель: знакомство со свойствами воды и предметов.

Содержание. Дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет.

Игра «Бульбочки»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Содержание.

Дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек».

Игра «Пенный замок»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку - это "принц, который живет в пенном замке.

Игра «Праздник на воде»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Содержание.

Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей - в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.

Игра «Нырки»

Цель:        развитие        тактильной        чувствительности,        зрительного        восприятия, образного мышления, произвольности.

Содержание.

Дети погружают в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из воды.

Игра «Разноцветный лед»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Содержание.

Можно        приготовить        разноцветный        лед,        добавив        в        воду        краски.        Или порисовать краской на большом куске льда.

Игра «Льдинки»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Содержание.

Заранее приготовить лед. На занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: "Смотри, как водичка замерзла - стала холодная и твердая". Погрейте кусок льда в ладошке: "Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая - давай зажмем в ладошке. Смотри, водичка капает - это лед тает и снова превращается в воду".

Игра «Тает льдинка»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Содержание.

 В стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры.

А когда ребенок будет пить горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы "чай быстрее остыл". Также можно охладить сок для мишки, мишка пьет и приговаривает: "Ах, какой холодненький сок!"

Игра «Веселые кораблики»

Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.

Содержание.

дети запускают в воду (минибассейн) разные предметы- лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки.

Ловля рыбок из воды. Беседа с детьми на тему «Прозрачная вода»

Плавниками водят рыбы, воду чистую мутят.

Пообедают – спасибо никогда не говорят.

Так живут они веками и куда ни бросишь взгляд, —

Рыбы только плавниками благодарно шевелят.

Почему такие рыбы? Да во рту у них вода!

И они сказать спасибо не сумеют никогда.

Игра «Плыви, кораблик! »

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).

Игра «Мыльные пузыри»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не "поймают" все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются - это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении.

Игра «Озеро»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Наполните большой таз водой: теперь это "озеро", в котором плавают рыбки или уточки: "Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки -маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке" и т.д.

Игра «Море»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики: "Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик - давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше" и т.д.

Игра «Фонтан»

Цель: получение терапевтического        эффекта, эмоциональная        разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится "фонтан". Обычно этот эффект приводит детей в восторг: "Пш-ш- ш! Какой фонтан получился - ура!" Подставьте пальчик под струю "фонтана", побудите ребенка повторить действие забавами.

Игра «Бассейн»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Наполнив таз водой, организуйте игру в "бассейн", где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: "Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!"

Игра «Переливание воды»

Цель: получение терапевтического        эффекта, эмоциональная        разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: "Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь - полная". Можно переливать воду из одной посуды в другую.

Игра «Открывай - закрывай»

Цель: получение терапевтического        эффекта, эмоциональная        разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: пластиковая бутылка, водопроводный кран.

Содержание.

Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: "Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: "Лена (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай».

Игра «Цветная вода»

Цель:        установление контакта        с        ребенком,        снятие психоэмоционального напряжения

Оборудование: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым), вода.

Содержание.

Вариант 1.

Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент "волшебства": "Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!" Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится.

Вариант 2.

Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (разным детям требуется для этого разное время и число повторений), можно приступать к расширению игры. Возможный вариант развития игры - организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Так, если ребенку нравится игра, скорее всего он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию - предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол, попросите ребенка вытереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими. В начале такой работы действуете вместе с ребенком: "Давай откроем кран. А где наша бугылка? Вот она, нальем в нее водичку - ух какая тяжелая теперь бутылка, понесем ее вместе. Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль-течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо" и т.д. Когда же ребенок достаточно освоится в этой игре и четко усвоит некоторые несложные действия, предоставляйте ему все больше самостоятельности при выполнении заданий.

Игра «Смешиваем краски»

Цель:        установление контакта        с        ребенком,        снятие психоэмоционального напряжения.

Содержание.

Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого - зеленый, из красного и синего - фиолетовый.

Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.

Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски

- вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона.

Игра «Купание кукол»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: "А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?" и т.д.

Игра «Мытье посуды»

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Содержание.

Вымойте посуду после кукольного "обеда", используя губку и средство для мытья посуды: "Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую - тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!"

Игра «Морские сокровища»

Цель: развитие внимания, координация движений.

Содержание.

Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»- камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.

Игра «Веселые зверушки»

Цель: развитие зрительной координации, знакомство со свойствами воды.

Содержание.

игры с механическими водными игрушками, наблюдение за траекторией движения.

Игра «Вода принимает форму»

Цель: дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

Содержание.

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра «Чистюли»

Цель: привитие элементарных трудовых навыков. Дать понятие о «грязном» и

«чистом».

Содержание.

Воспитатель приносит в тазу игрушки, предлагает засучит рукава.

В другой таз наливает теплую воду из ведра и каждому дает поручение: вымыть игрушку. Воспитатель вовлекает всю группу детей и разговаривая с ними, подсказывает, что и как мыть.

Затем тряпочкой каждый ребенок вытирает свою игрушку.

Игра «Попади в цель»

Цель: научить подбрасывать вверх мяч и ловить.

Вырабатывать меткость. Дать понятие о расстоянии «ближе» и «дальше».

Содержание.

Небольшая группа детей стоит или сидит полукругом на расстоянии 2, 5 метра от таза с водой. Воспитатель предлагает ребенку взять мяч из корзины, указывает как встать на расстоянии 1метр от таза, предлагает бросить в него мяч. Если мячик не попал в цель, предлагает бросить еще раз, но встать ближе. После 3-х мячей ребенок должен собрать их, положить в корзину и сесть на место.

Игра «Самодельный водопад»

Цель: развитие мелкой моторики.

Содержание.

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание дети, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

ДосугПутешествие капельки"

Цель: -

Совершенствовать знания детей о некоторых свойствах воды: течет, журчит.

- Закрепить знания детей по теме - где можно увидеть воду, зачем нужна вода человеку, животным, растениям.

формировать познавательную активность.

Стимулировать высказывания детей.

Организация детей:

Воспитатель приглашает детей встать в круг, предлагает поиграть.

1 - речевая игра «скажи ласково "

(Воспитатель по- очереди кидает детям мяч, называет слово, дети должны его изменить назвать " ласково". вода-водичка.)

2 - Сюрпризный момент.

Воспитатель:

Ребята, ой что утром было,

я же вам сказать забыла-

Только в садик я зашла,

ко мне капелька пришла(показывает капельку из картона)

- Дети, а что умеет делать капелька?

Капелька капает. Кап, кап, кап (хоровое проговаривание)

(воспитатель ударяет по металлофону).

большие капли капают- кап-кап-,

маленькие – кап-кап-кап-кап.

- Что делают капелькиКапельки капают.

Воспитатель продолжает рассказ:

Ну вот, ребята, пришла ко мне капелька и плачет бедная, грустит, а потом мне говорит:

Дети кран закрыть забыли,

и все мои подружки - капельки уплыли

И сказала я в ответ:

у нас таких детей здесь нет.

Мы воду попусту не льём,

мы водичку бережём.

Капелька заулыбалась

и у нас в саду осталась.

Игра.

 Воспитатель мама Тучка, а детки – Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им надо делать. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (взявшись за руки).  Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело (появляется Солнышко, танцует). Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять (Туча и Капельки уходят)

Физкультминутка «Дождь»

Капля - раз, капля - два, Хлопки руками на каждое слово.

Очень медленно сперва,

А потом всё сильней - Свободные движения пальчиками

Капай, капай, не жалей. Шаги на месте

Только нас не замочи, грозят пальчиком

И в окошко не стучи.

Стали капли поспевать, хлопки руками

Капля каплю догонять.

Кап-кап, кап-кап

Зонтики скорей раскроем, соединить руки над головой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по аква-терапии В 1-й младшей группе.

Перспективный планпо аква-терапииВ 1-й младшей группе....

Педагогический проект по экспериментированию во второй ранней группе "Волшебница-вода"

Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровь...

«Овощная корзинка» Проект для детей 1-ой ранней группы.

laquo;Овощная корзинка»Проект для детей 1-ой ранней группы...

проект "К нам пришла весна" ранняя группа, 2022г.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Воспитание бережного и заботливого о...

Конспект открытого подгруппового занятия для педагогов и родителей логопедической подготовительной к школе группы на тему «Трудные свистящие звуки» с использованием аква-терапии.

Цель данного занятия: уточнение и закрепление правильного произношения свистящих звуков С, Сь, З, Зь, Ц в словах. Занятие построено на чередовании различных коррекционных игр и упражнений для детей ст...