проект " Веселые пальчики"
проект (младшая группа)

Баракова Елена Андреевна

проект по развитию мелкой моторики рук " Веселые пальчики" у детей младшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Общая информация

Наименование проекта

«Волшебные пальчики»

Вид проекта 

Оздоровительно-игровой 

Продолжительность проекта

Долгосрочный (Сентябрь 2022г. –май 2023г.)

Руководитель проекта

Баракова Елена Андреевна,

воспитатель МАДОУ « Детский сад № 11 Центр развития ребенка» г. Гусева Калининградской области

Участники проекта

Воспитанники младшей группы №9 «Полянка»;

Родители воспитанников (законные представители);

Воспитатели;

Музыкальный руководитель.

Форма работы

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

  1. Описание проекта

Актуальность проекта

Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении, и как писал И. П. Павлов: «…рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Исходя из этого, я определила цель своей работы: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего возраста в процессе пальчиковых игр

Поставила следующие задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

2. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:

1. Упражнение «Фонарики»,

2. Сжимание и разжимание кулачков,

3. Потирание кулачков,

4. Сминание бумаги в кулаке.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 45,3% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 54,7% - средний.

Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начнет говорить.

Если еще в дошкольном детстве большое внимание уделялось упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки, можно решить сразу две задачи:

  • во-первых, повлиять на общее интеллектуальное развитие ребенка,
  • во-вторых, не только совершенствовать ловкость и точность движений, но и улучшить внимание, память научиться, выработать усидчивость. Что является прекрасный стимул для развития творческих способностей, пробуждающих воображения и фантазию.

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.

Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Цель проекта

Развитие мелкой моторики рук, детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи проекта

Максимально использовать разные виды детской деятельности;

  • Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики;
  • Создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
  • Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие через стимуляцию мелкой моторики рук);
  • Сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений
  • Воспитывать умение работать в коллективе; привить нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувства товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук.
  • Формировать положительные эмоции.

           

                      Задачи для детей:

                    Физическое развитие

Развивать мелкую моторику рук;

Формировать умение согласовывать движение с речью;

Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

Познавательное развитие

Обучение детей пальчиковым играм в разных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и.т.д.);

Научить детей четко прoизносить слова пoтешек , скoрoговорoк и стихoтворений, сoчетая их с движениями;

Знакoмство детей с названием пальчикoв;

Развивать умение различать правую и левую руку.

Речевое развитии

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение;

 Формировать умение договаривать строки стихотворения;

Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов;

Обогащать словарный запас.

Художественно-эстетическое

Развивать чувства ритма и музыкального слуха;

Сoциально-коммуникативное развитие

Развивать общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;

       Задачи для родителей:

  • Работа с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта, индивидуальное и групповое консультирование по вопросам использование пальчиковых игр в работе с детьми дошкольного возраста).
  • Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
  • Развитие совместного творчества родителей и детей;
  • Изготовление атрибутов для развивающих игр из разнообразных подручных материалов;

           Задачи для педагогов:

  • Создание активной площадки для организации всех участников образовательного процесса;
  • Систематизация демонстративного материала;
  • Активизация двигательной активности детей;
  • Развитие творческого потенциала ребенка;
  • Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Ожидаемые результаты

  • Дети достигнут хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. У детей улучшится координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений.
  • Родители заинтересуются и активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.
  • Педагоги создадут активную площадку для организации всех участников образовательного процесса, систематизируют демонстративный материал, активизируют двигательную активность детей, продолжат развивать навыки сотрудничества детей младшего дошкольного возраста, пополнят РППС.

Используемое оборудование

Технические: компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, магнитофон.

  1. Реализация проекта

Подготовительный этап

Сентябрь 2022г.

Выбор темы. 

Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Знакомство сотрудников с содержанием проекта;

Сбор литературного материала;

Подбор материала для игр.

Подготовка наглядного материала:

письменных консультаций, стендов информации;

Основной этап

Сентябрь 2022г. - май 2023г.

       Деятельность детей:

Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук

                           Игровая деятельность

  • Пальчиковые игры и упражнения;
  • Пальчиковая гимнастика с использованием потешек, стихотворений
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
  • Игры с верёвочкой, шнуровки
  • Нанизывание бус, бисера
  • Дидактические игры и пособия с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, «липучками»).
  • Игры с предметами: пирамидки, матрешки, дидактические кубы, вкладыши.
  • Игры на наматывание: «Солнышко лучистое», «Разноцветные ленточки».
  • Игры с бытовыми предметами: прищепками, шнурками и т. д.
  • Собирание  конструкторов и мозаик, пазлов;

Продуктивная деятельность

  • Лепка, аппликация, рисование;
  • Раскрашивание ; работа с трафаретами;
  • Графические  упражнения, штриховки;
  • Игры с крупами, рисование и аппликации из круп.

                Познавательно-исследовательская

  • Конструирование из лего-конструктора;
  • Конструирование из природного материала;
  • Игры с природным материалом: шишками, семенами, камешками и т.д.

                Театральная деятельность

  • Показ разных видов театра (пальчиковые, рукавички)

Физкультурно-оздоровительная работа

  • Массаж пальчиков ладошек массажными мячиками, карандашами, шишками.
  • Физические упражнения: висы и лазание (на спортивном комплексе, лесенке).
  • Физкультминутки, динамические игры и упражнения.
  • Массаж  кистей рук и пальцев;

                        План мероприятий:

Сентябрь

  • Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
  • Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются!», «Мы - друзья!».
  •  «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика )
  • Массаж пальчиков грецким орехом.
  • Настольная игра «Мозаика».

Октябрь

  • Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
  • Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются!», «Мы - друзья!».
  •  «Помоги зверям найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зверей)
  • Массаж пальчиков грецким орехом.
  • Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Посуда».
  • Игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке» (учить закручивать и откручивать пробки «грибочки»).
  • Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
  • Пальчиковая гимнастика «Овощи-фрукты», «Ягодки»
  • Штриховка «Овощи».
  • Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
  • Пальчиковая гимнастика «Семья», «Игрушки»
  •  Штриховка «Фрукты».
  • Дидактическая игра «Попробуй расстегни»

Ноябрь

.

  • Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).
  • Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Зима».
  • Разбери пуговицы по цвету.
  • Массаж пальчиков грецким орехом.
  • Пальчиковая гимнастика «Рыбка», «Птицы».
  • «Собери бусы».
  • Массаж пальчиков карандашами  (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
  • Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль, горох).
  • Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать», «Части тела».
  • Разберем счетные палочки по цвету.
  • Игра «Оденем и разденем кукол».

Декабрь.

  • 1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики».
  • Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки», «Новогодний праздник»
  • Шнуровка «Пришей пуговицу».
  • Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
  • Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили», «Мебель».
  • Массаж пальчиков грецким орехом.
  • Поможем Золушке разобрать крупу (фасоль и горох).
  • Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой.
  • Пальчиковая гимнастика «Котик», «Стирка».
  • Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок».
  • Игра «Выкладывание простых узоров из веревочки (по карточкам образцам).

Январь.

  • Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
  • Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Надо, надо нам помыться».
  • Игра «Застегни и растегни » (панно «Веселый ёжик»).
  • Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
  • Пальчиковая гимнастика «Лужок», «За грибами».
  • Шнуровка «Яблоня». «Собери бусы».
  • Игры с прищепками «Елочка», «Разложи по цвету»

  • Массаж пальчиков «Катаем

карандашики»

  • Игра «Найди ,что спряталось в фасоли».
  • Выкладывание фигурок животных из геометрических фигур.
  • Рисование «Дорисуй ежику колючки»

Февраль.

  • Массаж пальчиков грецким орехом.
  • Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Армия»
  • Мягкие пазлы «Бабочка, улитка, слоник».
  • Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).
  • Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Профессии».
  • Игры с пробками (движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах).
  • Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Шарик».
  • Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).
  • «Выложи по контуру» (выкладывать по контуру рисунка фасолью, горохом, рисом).
  • Игра «Шаловливый котенок» (сматывание ниток в клубок )
  • Игры с водой «Достань, что скажу»

Март.

.

  • Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.
  • Пальчиковая гимнастика «Мамин день», «Наши мамы».
  • Шнуровки «Укрась платье», «Укрась рукавичку».
  • Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).
  • Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу», «Весна».
  • Штриховка «Цветы для мамы».
  • Развесь белье на веревку (закрепляем платочки на веревке прищепками).
  • Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
  • Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветы распускают лепестки», «Мебель».
  •  Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
  • Игры с прищепками «солнышко»«ежик»«морковка»

«цветок»«тучка».

Апрель.

  • Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.
  • Пальчиковая гимнастика «Фрукты-овощи», «Космос».
  • Составление контуров  предметов (например дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
  • Массаж пальчиков - катание деревянных палочек по столу.
  • Пальчиковая гимнастика «Сапожник», «Кораблик».
  • Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
  • Пальчиковая гимнастика «Семья», «Муха строит новый дом».
  • Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
  •  Панно «Теремок» Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
  • Конструирование из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

Май.

  • Массаж пальчиков грецким орехом.
  • Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте!», «Репка».
  • «Бусы для мамы» нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – леску.
  • Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.
  • Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики», «Птицы».
  • Стирание ластиком нарисованных предметов.
  • Пальчиковая гимнастика «Замок», «Насекомые».
  • «Самый ловкий».  Доставание бусинок ложкой из стакана.
  • Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

         Деятельность родителей

  • Изготовление «сухого бассейна» из пробок;
  • Изготовление игр – шнуровок и модулей с пробками;
  • Изготовление игр для развития мелкой моторики рук;
  • Изготовление родителями пальчикового театра;
  • Повторение с детьми любимых пальчиковых игр;
  • Семинары – практикумы для родителей

               

Заключительный этап (продукт проекта)

Май 2023г.

Вывод

Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Оформление проектной деятельности;

Подведение итогов по теме проектной деятельности.

Для детей: 

  • Оформление уголка «Волшебные пальчики» (творческие работы детей и родителей по теме проекта);
  • Оформление выставки игр, созданных родителями совместно с детьми «Волшебные пальчики»;

Для родителей:

  • Фотовыставка «Игралочка»;
  • Презентация на родительском собрании по итогам проекта «Волшебные пальчики»;
  • Выставка игр (совместное творчество родителей и детей) «Игралочка»;
  • Оформление уголка для родителей по теме проекта;

Для педагогов:

  • Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта;
  • Создание картотеки пальчиковых игр;
  • Выставка игр  совместное творчество родителей и детей ,и игры производственного изготовления) «Игралочка»;
  • Презентация опыта для сотрудников детского сада

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.


Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
  • проделанная работа способствовала снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дала ощутить детям радость телесного контакта. 
  • отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в новые игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук; 
  • возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память.
  • Повысился уровень развития мелкой моторики рук, улучшилась координация движений;
  •  У детей наблюдается интерес к пальчиковым играм;

Новые игры, изготовленные для развития мелкой моторики рук, детей очень заинтересовали. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях и использовать большинство окружающих их предметов для развития мелкой моторики рук своих детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательский проект «Веселые пальчики»

Актуальность. В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова – Фомина и др.) доказано, что на становлении детской речи положительно сказывается развитие мелко...

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Проект «Веселые пальчики»

«Влияние изобразительной деятельности и пальчиковых игр на развитие детей третьего года жизни» Осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию у детей третьего года жизни а...

Проект «Веселые пальчики»

Проект«Веселые пальчики»  Возраст детейСтарший дошкольный возраст 5-7 лет  Вид проектаПрактико-ориентированный  Сроки проектаДолгосрочный –  один год...

2010-2011 Проект "Веселые пальчики" в первой младшей группе

Продолжительность проекта:4 неделиУчастники проекта:дети, воспитатели, родителиВозраст детей:2 - 3 годаИнтеграция областей:·        Социализация·...

2013-2014 Дидактический материал к проекту "Веселые пальчики"

Содержание дидактического материала к проекту "Веселые пальчики"Лабиринты;Массаж рук с помощью подручных предметов;Упражнения пальчиковой гимнастики;Художественное творчество;Проведение д/иг...

2013-2014 Консультация для родителей к проекту "Веселые пальчики"

Консультация для родителей к проекту "Веселые пальчики"...