использование нестандартного оборудования
методическая разработка (старшая группа)

Дошкольники приучаются применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности. У них пробуждается интерес к спортивным играм, занятиям, расширяются представления о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

Предлагаю несколько примеров нестандартного оборудования, которое мы используем в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_zaryadka.docx47.69 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

1. Формировать понимание необходимости заботится о своём здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни

2. Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию

3. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

В детском саду используются следующие эффективные здоровьесберегающие технологии:

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- физкультминутки;

- бодрящая гимнастика после сна;

- профилактика и коррекция плоскостопия;

- гимнастика для глаз (профилактика нарушения зрения);

- утренняя гимнастика (разные варианты);

- артикуляционная гимнастика;

- подвижные игры;

- досуги и развлечения;

- дни здоровья.

Все формы оздоровления носят развивающий характер, способствуют формированию здорового образа жизни детей, воспитывают бережное отношение к своему организму, обеспечивают своевременное развитие жизненно необходимых двигательных навыков, способностей, а так же психических и физических качеств ребенка.

Реализуя здоровьесберегающие технологи, в работе с детьми мы применяем нестандартное оборудование, изготовленное своими руками.

С применением нестандартного оборудования решаем задачи

физического развития,которые позволяют:

1. повышать интерес детей к выполнению основных видов движений и участие в играх;

2. способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;

3. чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы,

стимулируя желание детей заниматься двигательной деятельностью;

4. повысить моторную плотность физкультурных занятий;

5. уточнять представления о форме предметов, положений частей, их

относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;

6. развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

При использовании нестандартного оборудования происходит обогащение знаний о мире предметов и их многофункциональности, развиваются умения ориентироваться в пространстве. Дошкольники приучаются применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности. У них пробуждается интерес к спортивным играм, занятиям, расширяются представления о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.

Предлагаю несколько примеров нестандартного оборудования, которое мы используем в своей работе.

Дорожка здоровья.

Цель: развитие внимания, координации движений, массаж стоп, разные виды ходьбы, профилактика плоскостопия, профилактика опорно-двигательного аппарата.

Перчатки - массажеры.

Цель: массаж спины, рук, ног, головы ребенка; развитие мелкой моторики, улучшение эмоционального настроя.

«Ловишки»

Цель: развитие ловкости рук, координации движений.

В дыхательной гимнастике используем «волшебные бутылочки»

Цель: развитие сильной направленной воздушной струи.

Упражнение «Снегопад» - дети дуют в одноразовые трубочки, пытаясь силой ветра поднять снежинки (пенопласт) в воздух.

«Султанчики»

Цель: развитие сильной направленной воздушной струи, мелкой моторики, координации движений кисти.

С ними можно работать в трех направлениях:

1. Развитие сильной направленной воздушной струи – дети дуют на дождик.

2. Развитие мелкой моторики – прокатывание основания (карандаша) «султанчика» между ладоней (до кончиков пальцев).

3. Синхронное или асинхронное вращение кистей с султанчиками в руках.

«Дружное полотно»

Цель: развитие координации движений, умения работать в команде.

Дети берут полотно (каждый игрок берет за свой угол, в середине полотна лежит мяч, а в каждом углу полотна свое отверстие. Детям необходимо выбрать цель, куда закатывать мяч и реализовать ее, сделать так, чтобы мяч угодил в нужную лунку.

«Моталочки»

Моталочка - это две небольшие палочки, которые между собой соединены веревочкой.

Цель: развитие ловкости рук, координации движений; умения работать на скорость.

Два игрока берут в руки моталочку (один ребенок держится за одну палочку, второй –за другую: в середине веревочки есть метка-узелок, по сигналу начинают накручивать веревочку (каждый на свою палочку). Кто первый придет к середине, тот победил.

Задачи: 

  Обеспечить дошкольникам возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни  (ЗОЖ);

Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Подобрать и систематизировать материал по физкультурно – оздоровительной работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Создать нетрадиционные пособия для профилактики плоскостопия, нарушения осанки у детей и т. д.

Формировать интерес к нестандартному оборудованию.

Приобщать педагогов и родителей к его изготовлению. Развивать творчество, фантазию при использовании нестандартного оборудования.

Мотивировать детей на двигательную активность, через использование нестандартного оборудования в самостоятельных видах деятельности.

Разработать и оформить в виде консультаций, папок – передвижек материал для родителей по  ЗОЖ.

Ожидаемый результат:

 Создание образовательной среды, формирование здоровой физически развитой, социально адаптированной, увлеченной спортом личности.

Сознательное использование знаний о ЗОЖ в жизни.

Снижение показателей по заболеваемости.

Положительная динамика показателей физического развития детей.

Формирование у родителей и детей осознанного отношения к своему здоровью.

«Здоровьесберегающие технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.

   Здоровьесбереющая технология в дошкольном образовательном направленная на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детский сад: детей, педагогов и родителей.

Профилактика искривления осанки

Упражнения на формирование мышечного корсета, выработка стереотипа правильной осанки.

Профилактика плоскостопия

Применение и использование общеразвивающих упражнений, укрепляющих мышцы и исправляющих форму стопы. Формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.

с корригирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;

Научить простым техникам самостоятельного снятия физического и эмоционального напряжения (пальчиковые игры, дыхательные упражнения, самомассаж);

Повысить двигательную активность;

Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.

Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения. Тактильные упражнения построены на пробуждении множества рецепторов, которые активизируют работу внутренних органов.

Социально-психологические технологии

Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.

  • Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
  • Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).

Цель нашей работы – воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: -Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей; -Формировать здоровьесберегающие навыки и привычки; -Побуждать желание и умение сочувствовать и сопереживать чужой боли; -Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни. В своей работе мы используем разнообразные методы и приёмы, здоровье сберегающие технологии, которые помогают заинтересовать детей в познании своего организма, в сохранении и укреплении своего здоровья.

Важное место в формировании ЗОЖ, является правильно подобранная предметно развивающая среда созданная в группах, которая способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника. Ведь организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Созданные в группах спортивные центры, которые включают в себя не только спортивный инвентарь, но и разного рода массажёры, грецкие орехи, шишки, тренажёры для развития дыхания (коктейльные трубочки, снежинки, пёрышки), коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья, дидактические игры, картотеки подвижных игр, считалок, альбом «Виды спорта», книги и иллюстрации, помогает детям снять агрессию, напряжение, негативные эмоции.

Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работа проводиться перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

нестандартное физкультурное оборудование обогащает развивающую среду • повышает интерес к занятиям • улучшает качество их выполнения • вносит элемент непредсказуемости и радостного открытия • обеспечивает активную деятельность детей в течении всего дня

.Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Цель, создание в дошкольном учреждении  целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.

Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.

В настоящее время многие дети переходят из  состояния физиологического напряжения в  состояние повышенной раздражительности и утомляемости, а значит нарушением сна, питания, сниженной работоспособностью. Я стараюсь  обеспечить условия для преобладания  положительных эмоций в ежедневном распорядке дня.

* создание  благоприятного психологического климата в группе в течении всего дня.

*организация уголка психологической разгрузки «уголок уединения», где дети смотрят альбомы с фотографиями развлечений, о природе, и т.д.

*использую беседы с детьми

*музыкотерапию

*проведение тематических досугов

*снижение утомляемости на занятиях достигаю за счёт  физ. минуток и  смены видов деятельности.

*появлению положительных эмоций  способствуют игры- драматизации, театрализованная деятельность.

*использую элементы  психогимнастики.

5.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое  внимание в дошкольном учреждении уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости.

Список литературы:

 

Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста( 3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002.

 Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. – М.,2006.

 Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б.Егорова. – М.,2004.

 Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

 Каралашвили Е.А.  Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.,2002.

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.

 Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.

Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.

 Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.

Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

 Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С.29 – 34. Фомина Н.А.

Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

 Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4.

Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.

Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-N1.-С.114-117.

Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист.-2005.-N4.-С.61-65.

Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-N2.-С.171-187.

«Здоровьесберегающая система ДОУ». Авторы – составители М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008

«Формы оздоровления детей 4 – 7 лет». Автор – составитель Е. И. Подольская. Волгоград. Издательство «Учитель» 2008

«Оздоровление детей в условиях детского сада».  Под редакцией Л. В. Кочетковой. Москва.  Издательство «ТЦ – Сфера» 2005

«Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ». Автор – составитель М. Н. Кузнецова. Москва. Издательство «Айрис – пресс» 2007

«Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». Авторы – составители Н. С. Голицына, И. М. Шумова. Москва. Издательство «Скрипторий 2003» 2008

«Учимся и оздоравливаемся». Авторы: А. и С. Сметанкины. Санкт – Петербург. ЗАО «Биосвязь» 2009

Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. М., 2007.

Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2007.

Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях / Под ред. В.И. Орла, С.Н. Агаджановой. СПб., 2008.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста / Сост. З.М. Зарипова, И.М. Хамитов. Н. Челны, 2003.

Азбука-Зарядка». Методы по формированию правильной осанки с помощью буквоупражнений Фросиных.

Пояснительная записка

На протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушениями телосложения и осанки.Главные причины: недостаточная двигательная активность, переутомляемость организма, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно – профилактическая работа, нарушение режима питания и отдыха в семье. Зачастую мы наблюдаем неправильные позы, которые ребенок принимает в положении сидя, стоя, лежа, при ходьбе, во время игры, во сне. Наблюдаются врожденные аномалии развития ребер, грудной клетки, позвоночника, нижних конечностей, которые вызывают нарушение осанки, приводят к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний. Изучив методикии программы по физическому воспитанию дошкольников напрашивается вывод: что предпочтение отдаётся интегрированным занятиям. Исходя из этого, возникла идея в разработке компилятивной программы «Азбука Зарядка» для оздоровления и обучения детей.

Программа «Азбука - Зарядка» направлена на всестороннее развитие личности в процессе физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и природных двигательных задатков, а так же ребёнок узнаёт много интересного об окружающем его мире, через художественную литературу, развитие речи, рисование, конструирование, ручной труд и. т. д.

Цель: Познание ребёнком букв и развитие двигательных способностей организма.

Задачи:

Всестороннее физическое совершенствование функций организма и укрепление здоровья детей;

Освоение разнообразных буквенных обозначений звуков речи;

Обучение упражнениям, укрепляющим мышцы спины, шеи, груди, живота;

Формирование правильной осанки;

Овладение детьми элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в обеспечении здоровой жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

Выполняются разные физические упражнения с использованием «Буквоупражнений» Фросиных«Телоупражнений» Фросиных«Игроупражнений» Фросиных«Карточек заданий».

На каждом физкультурном занятии предусматривается обязательное присутствие и участие двух педагогов — воспитателя и руководителя по физическому воспитанию.

Основная актуальность «Азбуки - Зарядки» обучение воспитанников, в решении проблемы здоровья детей, программа должна содержать знания о физическом здоровье человека, о растительном и животном мире, о воде, о поведении человека на улице, в общественных местах, дома, об уважительных качествах мальчиков и девочек, к взрослым, людям пожилого возраста.

Предлагаемая программа состоит из трёх разделов. В первом разделе «Азбука - Зарядка» в образовании детей дошкольного возраста, рассматриваются аспекты, составляющие содержание по формированию правильной осанки.

Второй раздел это работа с родителями по формированию здорового образа жизни, где показано, что здоровье человека зависит в целом от самого себя, а не от окружающей нас среды. Человек сам хозяин своего мира.

Третий раздел тематический план проведения занятий по программе «Азбука – Зарядка» по формированию правильной осанки через буквоупражнения.

На основе данных медико-психологической диагностики в программе впервые систематизированы средства и методынаправленные на то, чтобы каждый ребенок нашел себя в движениях, соответствующих его двигательным задаткам и интересам, что поможет ему на протяжении всей жизни самостоятельно и с чувством удовлетворения поддерживать свое здоровье и психологическое равновесие. С целью обеспечения взаимосвязи физического развития разработаны физкультурно - познавательные занятия для детей 4-5 лет, 5-6 лет и с 6 – 7лет.

Для достижения указанной цели перед программой поставлены следующие

Задачи:

снижение заболеваемости;

сформированности правильной осанки;

развитие творческих способностей, внимания, воображения;

сформированности навыков правильного дыхания;

повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;

приобщение детей к здоровому образу жизни.

Перспективный план занятий

по программе «Азбука – Зарядка» по формированию правильной осанки через буквоупражнения с детьми дошкольного возраста

Первый год обучения

Месяц Неделя Тема:

Сентябрь 1 неделя «Знакомство с программой «Азбука - Зарядка»»

2 неделя «Предметы и их представление»

3 неделя «Звуки и буквы»

4 неделя «Обозначения и показ»

Октябрь 1 неделя «О звучании и звуках»

2 неделя «О звукосочетаниях и созвучиях»

3 неделя «О словах»

4 неделя «О речи и высказываниях»

Ноябрь 1 неделя каникулы

2 неделя «О буквах»

3 неделя «О телобуквах Буквоупражнениях»

4 неделя О письме и чтении.

Декабрь 1 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «А»

2 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «О»;

3 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «У»;

4 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Ы»;

Январь 1-2 неделя каникулы

3 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Э»;

4 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Л»;

Февраль 1 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «М»

2 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Н»;

3 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Р»;

4 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Ю»;

Март 1 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Е»

2 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Ё»

3 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «И»;

4 неделя каникулы

Апрель 1 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Й»;

2 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Г»;

3 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Д»;

4 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «В»

Май 1 неделя Беседа «Птицы наши друзья».

2 неделя Развлечение «Сохрани мир».

3 неделя каникулы

4 неделя каникулы

Перспективное планирование к программе «Азбука — Зарядка»

Приложение №1

Первый год обучения

Октябрь 1 неделя «О звучании и звуках»

2 неделя «О звукосочетаниях и созвучиях»

3 неделя «О словах»

4 неделя «О речи и высказываниях»

Ноябрь 1 неделя каникулы

2 неделя «О буквах»

3 неделя «О телобуквах Буквоупражнениях»

4 неделя О письме и чтении.

Приложение №2

Декабрь 1 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «А»

2 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «О»;

3 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «У»;

4 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Ы»;

Январь 1-2 неделя каникулы

3 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Э»;

4 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Л»;

Февраль 1 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «М»

2 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Н»;

3 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Р»;

4 неделя «Обучение ТЕЛОбуквой «Ю»;

Литература:

1. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. - 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208с.

2. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. Расти здоровым. - СПб.: Акцидент, 1995. – 40с.

3. Махнева М. Д. Воспитание здорового ребенка. - М.: «Аркти», 1999.-45с.

4. Фросины В. Н, П. В, Т. В, Х. В. Малыш отражает мир. - Березовский, 2000. – 32с.

5. Фросины В. Н, П. В, Т. В, Х. В. Тело человека. - Сант-Петербург 2001. – 24с

6. Фросины В. Н, П. В, Т. В, Х. В, Букво упражнение. - Сант-Петербург 2001. – 24с.

7. Фросины В. Н, П. В, Т. В, Х. В, Памятка здравника, - Сант-Петербург 2004. – 16с.

Целью первой части пособия "Тело человека" является познание ребенком своего тела и воспитание бережного отношения к нему.Цель достигается во взаимосвязи с решением задач:

1. Получение первичных сведений о видимых и прощупываемых частях тела человека.

2. Усвоение правильного звуковыделения и речи алфавита и чтения.

3. Улучшение управления движениями пальцев рук.

4. Форма хорошей осанки.

Вторая часть пособия Букво - Упражнение.

Это познавательное напрягающее мышцы и связки физическое упражнение, в котором возникает обозначение телом соответствующего звука или звукосочетания.

Третья часть пособия "Малыш открывай мир" - это познание детьми предметов природы и развитие их двигательных способностей (подвижности).

Дети получают первичные сведения о представителях основных классов животных и обучаются упражнениям укрепляющим мышцы живота. у детей формируется бережное отношение к предметам природы.

"ИГРОупражнения" - четвертая книга РАЗ.

Это отличное средство для увлекательных подражательных игр детей и познания или особенностей поведения животных.

Анализ эффективности этих игр и упражнений:

1. Помогает размять крупные мышцы спины, а мягкие поглаживания способствуют расслабленности, снятию страха, напряженности, недоверия.

2. Доставляет детям удовольствие и способствует конструктивному "сбросу" агрессии, снятию излишнего напряжения в ногах и теле, учит гибкости, повышает самооценку и пробуждает веру в себя, в свою способность дать отпор противнику в случае необходимости.

3. Развивает моторику пальцев, координацию движений и тонкие тактильные ощущения.

4. Позволяет укрепить мышцы спины и шеи, увеличить гибкость позвоночника.

5. Развиваются координация движений и способность гибко подстраиваться под другого человека. Если ходить по фасоли или камушкам то дополнительно массируются ступни.

6. Постукивания по грудной кости стимулируют вилочковую железу вызывая прилив сил и энергии.

Закаливание носоглотки

1. Полоскание горла прохладной водой (после каждого приема пищи).

2. Игра «Пускаем пузыри» (трубочки и стаканчики с кипяченой водой прохладной водой).

3. Поиграем с дудочками (надуваем).

Разнообразные медицинские, социологические, демографические исследования, показывают устойчивую тенденцию к ухудшению физического и психического здоровья детей, не только в Российском масштабе, но и в частности нашем крае, нашем городе. Значительно увеличилось число показателей в нарушении иммунитета. Ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы, органов дыхания, нервной системы.

В связи с этим, поставили, изучить проблему формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физкультурно-оздоровительной работы: народные подвижные игры, игровые подражательные действия, использование дыхательной гимнастики, игровой массаж, закаливающие процедуры, утренняя гимнастика и сами физкультурные занятия.

I. Изучение современных здоровьесберегающих технологий.

За основу взяли «Развивающую педагогику оздоровления» Кудрявцева В. Т. Егорова Б. Б.

Почему это пособие?

Потому что «здоровый ребенок» рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, т. е. формирование у ребенка отношения к собственному телу, как к гармонически целому. Мышление является неотъемлемым посредником этого единства. Работая над данным пособием выделили черты,которые характеризуют это направление в общем и целом:

• В его центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.

• Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

• Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Иными словами, «охрана здоровья» утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.

• Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами. Эффективность применения последних возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.

• Ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.

• Основным направлением развивающей педагогики оздоровления является формирование двигательного воображения и осмысленной моторики.

Это значит «здоровый ребенок» сам строит для себя здоровое тело.

Только с учетом здоровой психологической целостности можно развивать здоровье и формировать у детей правильное отношение к собственному телу, как к гармоничному целому.

При этом активно используются нетрадиционные формы оздоровления:

• Игры, драматизации с медитативной и релаксационной ориентацией;

• Дыхательная гимнастика;

• Звуковая гимнастика;

• Гимнастика для глаз, лица, осанки;

• Точечный массаж.

Изучая методическое пособие, поняли, что применение нетрадиционных методов оздоровления эффективно в том случае, если влияние на организм ребенка носит опосредованный характер (протекает в форме развития детского воображения).

У детей возникает осмысленное переживание ценности здорового тела.Например: имитируя позу «кошечки», ребенок естественно преображается в движении-динамике, а не статике. Не надо ему объяснять, какие мышцы расслабить. В этот момент «включается» все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах. В позе «кошечки» ребенок чувствует себя комфортно и непринужденно – именно в такой позе он находился в материнской утробе.

Изучая и работая с использованием «Развивающей педагогики оздоровления» В. Т. Кудрявцева, Б. Б.Егорова выделили для себя главные принципы:

• Принцип развития творческого воображения – внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения,можно добиться существенных результатов в профилактике и лечения ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечно-сосудистой системы и ЖКТ.

• Принцип формирования осмысленной моторики. Движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело.

• Принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;

• Принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Приведем примеры:

- В процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения типа «холодно-тепло», они при посредстве собственного воображения овладевают навыками произвольной терморегуляции организма. Например, воспитатель, указывая на недомогающего ребенка,обращается к детям«Ребята, а где горчичники? Давайте же поможем человеку». Дети, желающие помочь заболевшему товарищу, прикладывают свои ладошки к больным местам. И эти живые «горчичники» начинают «прогревать» намного эффективнее, чем настоящие – проявляется эффект эмоциональной отдачи.

- В массовой практике физкультурно-оздоровительной работы обычно игнорируются те тонкие смысловые ориентировки, которые определяют постановку у ребенка правильной осанки. Этап их формирования как бы «проскакивается», осанка «ставится» тренажно-механическим способом «в готовом виде». Взрослый постоянно подчеркивает, что сидеть прямо – значит сидеть красиво, но почему это так для детей остается далеко неочевидным, если приводит к тому, что она, не успев закрепиться, перерастает в патологическую.

Постановку осанки у ребенка должно предварять формирование ориентировки на позу, как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки.Это может быть сделано при помощи специальных игровых упражнений«Стоп-кадр» (имитация фотографических изображений«лошадка перед прыжком»«тяжелоатлет в рывке»«Скульптор и глина» (один ребенок создает «скульптуру» из первоначально неоформленной «глины», которую изображает другой ребенок, имитация и самостоятельное придумывание контрастных поз – «перевертышей» («собака на заборе»«кошка в мышиной норе»«пассажир в чемодане»«стояние на потолке») и др. Наряду с этим творчески –развивающим характером должны носить и собственно упражнения для формирования и коррекции осанки (напряжение и расслабление мышц спины с изображением движений разных животных – медведя, слона, бабочки, зайчика и т. д.).

Проводимая работа еще раз показывает, что обеспечение, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям ДОУ оздоровительных технологий. Эти технологии носят сугубо профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса воспитанников. Результаты работы убеждают, что в нашем ДОУ реализуется модель педагогики оздоровления, основанная на принципах здоровьесберегающей технологии. Все это позволяет говорить не только об охране или поддержании, а именно о развитии здоровья наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с использованием нестандартного оборудования

                           Спасём Винни-пуха...

Спортивное развлечение «Кабы не было зимы» с использованием нестандартного оборудования (для детей старшей группы) Инструктор по физич

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида № 66 «Журавушка» «Кабы не было зимы»спортивное развлечениес использованием нестандартного оборудования(...

использование нестандартного оборудования и элементов ЛФК на физкультурном занятии

Как правильно использовать нестандартное оборудование и элементы ЛФК на физкультурных занятиях...

Создание условий для физического развития детей через использование нестандартного оборудования

"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным: сделайте его крепким и здоровым!". Сохранение и укрепление здоровья ребенка- первооснова его полноценного развития....

Мастер класс "Здоровячок"( с использованием нестандартного оборудования)

Вашему вниманию представлена авторская разработка "Здоровячок"(с использованием нестандартного оборудования и нетрадиционных средств оздоровления детей)...

"Использование нестандартного оборудования в физическом развитии детей"

Нестандартное оборудование– это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним.   Можно без особых затрат обновить игровой инвен...

Использование нестандартного оборудования в коррекционно-оздоровительной работе с детьми с нарушением зрения

Предлагаю варианты нестандартного оборудования, которые  использую в работе для развития компенсаторых навыков детей....