«Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик»
методическая разработка (подготовительная группа)

Наталья Алексеевна Баранник

   Главное по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15  «Сказка»

Информационное выступление по теме:

«Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик»

Подготовила воспитатель:

Баранник Наталья Алексеевна

с.Дивное

2022 год

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности .

В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых  состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Под безопасным поведение следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранить индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психологический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

    Главное по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.

    Главная цель - формирование у детей  основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Она реализуется путем решения нескольких задач:

  • Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения. Формирование навыков и полезных привычек поведения, понимания и осознание опасных и безопасных действий;
  • Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
  • Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки.

    Воспитание навыков безопасности – непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.  

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное.

  • Как сберечь здоровье детей?
  • Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?
  • Как научиться общаться с друг другом?

  В соответствии с программным содержанием,  реализуются четыре основных направления программы:  

  1. Безопасность собственной жизни;
  2. Бережем свое здоровье;
  3. Безопасность на дорогах и улицах;
  4. Безопасный отдых на природе;

   Особую роль в формировании у  детей основ правил безопасного поведения  имеют современные средства:

  •  ИКТ – инновационные подходы в данном направлении  решают часть поставленных задач.
  •  Предметы рукотворного мира, создаваемые педагогами, детьми и родителями  
  •  Художественная литература-  являющаяся одновременно источником знаний, источником чувств.

   Для успешного освоения материала,  я создаю необходимые оптимальные условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности:  

  • Микроклимат в группе;
  • Пространственно-предметное окружение;
  • Игровую среду. 

Работу с детьми  по формированию основ безопасности  осуществляю через разные формы и методы организации деятельности.

Формы:

  • Самостоятельная деятельность детей – развивающие дидактические, настольно-печатные, подвижные  игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.
  • Совместную деятельность воспитателя и детей – экскурсии, развлечения, беседы, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, где дети получают теоретические и практические знания, умения и навыки правил поведения в экстремальных условиях в природе, быту, устанавливают причинно-следственные связи.
  • Непосредственно образовательная деятельность.  

 Методы:

  • Игровые
  • Практические
  • Наглядные
  • словесные

Планирую  работу  основываясь на следующих принципах:

  • Развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка.
  • Комплексно-тематического построения образовательного
  • процесса;
  •  Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями  и контингентом детей.
  • Единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки.
  • Соответствия планируемого содержания и формы организации детей возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики

А также использую совместные различные виды деятельности  с детьми:

  • Игровая
  • Предметная
  • Продуктивная
  • Трудовая
  • Наблюдение

 - Игровая и трудовая деятельность - отражает в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится  их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре.   С формированием  трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых.

-Коммуникативная деятельность - объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке

- Познавательно-исследовательская деятельность - манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями.

-  Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В окружающей обстановке дома и в детском саду ( в соответствии с возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения  с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож) электроприборы.

- Восприятие художественной литературы и фольклора - знакомя дошкольников с  художественными произведениями, я  обращаю внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека, выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения, проявлять взаимопомощь и взаимовыручку среди сверстников.    

- Здоровый образ жизни - обогащает социальный  опыт ребенка.   - Изобразительная деятельность, конструирование.

Позволяют детям сознательно отражать  окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.  

- Продуктивная деятельность позволяет ребенку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его.

   Особое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды в группе. В группе имеется уголок безопасности, который содержит материалы: художественную и познавательную литературу: «Правила поведения для малышей», «Чтобы не было беды», «Быть послушным хорошо»и т.д..  Каждый день провожу минутки безопасности

  При знакомстве детей с правилами безопасности я делаю  акцент на формирование у них определённой модели поведения:

  •  предвидеть опасность;
  • уметь принять меры во избежание опасности;
  • уметь обращаться за помощью к другим;
  •  уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Формула безопасности:

Безопасности формула есть:  

Надо видеть, предвидеть, учесть.

Но возможно - всё избежать.

А где надо -  на помощь позвать.

   Эффективность работы по формированию основ безопасного поведения в быту и на улице в большой степени зависит от положительного примера взрослых. Главное в формировании навыков безопасного поведения детей - это личный пример воспитателей и родителей.

Работа с родителями воспитанников: 

Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

  • Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.
  • Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в ДОУ. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

   Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между мной  и родителями нашей группы   достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Помимо консультаций, папок-передвижек, рекомендаций для родителей, нами было проведено родительское собрание на тему:  «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода и профилактики детского травматизма»

    Благодаря совместной работе педагогов и родителей дети становятся более внимательными и осторожными в быту, природе, на улицах города, познают основы поведения, безопасного для человека и окружающего мира.

Результат проделанной работы:

  • У детей закрепились знания об общепринятых нормах поведения, в природе  в социуме , на дорогах.
  • Дети узнали не только правила личной безопасности, но и могут их сформулировать, объяснить необходимость осмотрительного отношения к опасным ситуациям.
  • Данная работа востребована детьми и родителями.

Вывод: Работа с детьми   направлена на последовательность и систематичность получаемых знаний, применяя их в повседневной жизни на занятиях и  самостоятельной деятельности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

В материале раскрываются актуальные проблмы формирования основ безопасного поведения ребенка-дошкольника, принципы организации работы, создание условий в ДОУ для ознакомления детей с ОБЖ...

Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников

Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников...

«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО»

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего обра...

Проект "Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в природе в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"

Практико-ориентированный проект с целью формирования комплекса знаний у воспитанников о безопасном поведении в природе посредством взаимодействия с родителями детей....

"Формирование основ безопасного поведения младших дошкольников в игровой деятельности"

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Это проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще по тому, что каждый день, еж...

Семинар «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе взаимодействия взрослых и детей» «Акция – как форма работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма».

В настоящее время в нашем детском саду совершенствуются, обновляются формы и методы работы с детьми при обучении правилам безопасного поведения на дорогах.Мы отдаем предпочтение нетрадиционной форме к...

Выступление на методическом объединение по теме:Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик

laquo;Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам»  – Слайд № 2Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошко...