ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ВАЛЬГУСА И ПЛОСКОСТОПИЯ
методическая разработка (старшая группа)

Кулешова Марина Алексеевна

В современное время вальгус и плоскостопие это самые распространенные проблемы у детей. Поэтому огромное значение  имеет организация профилактики и коррекции  плоско-вальгусной постановки стопы и нарушений опорно-двигательного аппарата, в условиях детского сада, где воспитанник находится ежедневно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kuleshova.docx244 КБ

Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ВАЛЬГУСА И ПЛОСКОСТОПИЯ

Кулешова Марина Алексеевна инструктор по физической культуре

МБДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»

e-mail: sheloock88@yandex.ru

Аннотация: В современное время вальгус и плоскостопие это самые распространенные проблемы у детей. Поэтому огромное значение  имеет организация профилактики и коррекции  плоско-вальгусной постановки стопы и нарушений опорно-двигательного аппарата, в условиях детского сада, где воспитанник находится ежедневно.

Ключевые слова: вальгус; осанка; плоскостопие; опорно-двигательный аппарат; скручивание; завал стопы вовнутрь; специализированные упражнения.

Здоровый ребенок — это великая ценность. Цель родителей -  вырастить его сильным, здоровым и умным и одна из главных задач медицинских работников и педагогов.

Главная задача: повысить жизненный  тонус и помочь ребенку набирать нужное количество двигательной активности.

В современное время вальгус и плоскостопие это самые распространенные проблемы у детей. Вальгус- это  внутренняя ротация бедер, завал пятки, стопы, скручивание. Поэтому огромное значение  имеет организация профилактики и коррекции  плоско-вальгусной постановки стопы и нарушений опорно-двигательного аппарата, в условиях детского сада, где воспитанник находится ежедневно.

Моя работа проводится в индивидуальном порядке. По специально разработанным упражнениям. Занятия начинаются с гимнастики мозга, называется «Кнопки мозга», (рис.1)затем упражнения без предметов для коррекции свода стопы и осанки. (рис.2) Далее упражнения усложняются: добавляются предметы, такие как платок, мяч большой и малый, ленты, (рис.3) с которыми ребенок успешно справляется.

Если заниматься одними стопами, то результата не будет. Стопа зависит от движения в тазобедренном суставе и поясничном отделе. Ведь вальгус до второй степени-  это не заболевание, это недоразвитие стопы и ее функции. Это изначально стопы  ребенка не до развились из- за малоподвижного образа жизни. Если недоразвились стопы и уплощение перешло в вальгус и плоскостопие, то исправить таким методом, чтобы стопы до развились- специфичными упражнениями. Эти упражнения также можно делать дома с родителями. Если ребенок старше 2х лет, то он должен проходить 5 тыс. шагов в день. Ходьба поможет закрепить результат тренировок.

Вальгус у детей - это явление распространенное. До 4х лет он может быть нормой. И главное для мамы - дать детской стопе свободу, чтобы она правильно развивалась: без ортообуви на улице; без тапочек дома; с опорой на разные поверхности.

Процесс формирования стопы происходит вплоть до 13-14 лет, в среднем в 7-9 лет свод стопы уже сформирован. Чтобы ему помочь сформироваться оптимально, нужно использовать, как правильную среду, так и правильные нагрузки с включением нервной системы.

До 7 лет от заболевания можно полностью избавиться, а до 13 лет – значительно улучшить состояние. Исправить вальгус можно только через возвращение ногам здоровой функции. Благодаря здоровому активному движению изменится форма ног и всего тела в целом.

Но многие родители, не зная о специализированных упражнениях,  совершают ошибки:

 1.Покупают ортопедическую обувь и думают, что нога исправится, а этого не происходит, так как обувь- это кусок опорно-двигательного аппарата, в ней не будет амплитуд движений.

2.Отдать ребенка в секцию спорта. Спорт- это сила, скорость. Каждый вид спорта имеет свои особенности, поэтому плоскостопие будет усугубляться. Для того чтобы исправить плоскостопие нужно делать специализированные упражнения для стоп, для тазобедренного сустава, мышечного баланса.

 Неправильная обувь, в которой ребенок проведет много времени, может испортить стопы, а исправить, увы, нет.

Исправляют только специальные упражнения:

-правильные : нацелены на укрепление глубокой мускулатуры и на выравнивание мышечного баланса;

-регулярные: заниматься нужно хотя бы 5 раз в неделю по 15-30мин.

Также, чтобы исправить вальгус и плоскостопие необходимы:

-Дыхательные упражнения. Диафрагма - главная мышца осанки. Чтобы ребенок расправил плечи, нужно расслабить диафрагму.

-Массажные техники миофасциальный релиз- расслабление мышц и фасций с помощью мяча или валика. Эта техника одновременно расслабляет фасции, мышцы и разминает триггерные точки – болезненные участки, которые приводят к болям в спине, голове, нарушению осанки. Мышцы становятся эластичными, уходит напряжение, увеличивается подвижность суставов.

-Упражнения на стабилизацию и баланс. Баланс – это способность тела удерживать равновесие. Если вальгус, сутулость –значит наружен баланс тела. Чтобы не было перекосов, а стопы не заваливались, нужно вернуть ребенка в нейтраль.

-Упражнения для укрепления отдельных мыщц и суставов.

Для  того чтобы исправить эту проблему, в нашем саду проводится коррекция и профилактика вальгуса и плоскостопия.

C:\Users\Кулешова МА\Desktop\IMG_20231025_130447.jpg 

«Рис.1 Кнопки мозга»

C:\Users\Кулешова МА\Desktop\IMG_20231025_130434.jpg

«Рис. 2 Упражнения без предметов»

C:\Users\Кулешова МА\Desktop\IMG_20231025_130350.jpg

«Рис.3 Упражнение с малым мячом»

Список литературы

  1. «Игры, которые лечат» А.С. Галанов, Москва Просвещение 2008г
  2. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки  В ДОУ» О.Н. Моргунова, Воронеж 2013г
  3. «Система занятий» по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Л.Ф. Асачева, О.В. Горбунова, Санкт-Петербург Детство- Пресс 2013г

Кулешова Марина Алексеевна, инструктор по физической культуре МБДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1», село Елань-Колено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплексный подход к коррекции речи с использованием АМО (активных методов обучения) в логопедической практике"

В своём докладе на Международной научно-практической конференции я  подробно раскрыла использование АМО. Системообразующим фактором в моей коррекционной деятельности является:- методически-г...

Использование метода сказкотерапии как эффективного социально-психологического ресурса в коррекции эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста с нарушением речи

Данная статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных  образовательных учреждений и рассматривает сказкотерапию как один из способов воздействия на негативное поведение ребе...

Игра- эффективный метод коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Иговая терапия является одним из эффективных методов коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста. Игровая деятельность- ведущая в данном возрасте, поэтому действенность этого метода в бо...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ С ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

У детей  с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей,  так и органов артикул...

Мастер-класс : «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ ".

Использование тренажёров в развитии речи детей ОВЗ старшего возраста....

Мастер-класс «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ .

Мастер-класс : «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ "....

10 основных упражнений для профилактики и коррекции вальгуса и плоскостопия.

В настоящее время вальгус и плоскостопие одна из частых проблем у детей....