Мастер-класс «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ .
материал

Карпечина Оксана Константиновна

Мастер-класс : «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Использование тренажёров в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ в условиях комбинированной группы через взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя».

Актуальность:

  1. Трудности в организации фронтальных форм коррекционно-развивающей работы по реализации АОП  наряду с реализацией основной  программы  ДОУ,  что значительно сокращает объем  помощи направленной на коррекцию речи.
  2. В компенсирующих группах число воспитанников не сокращено, что осложняет организацию воспитателем индивидуального подхода.
  3. Предметно-пространственная среда комбинированной группы по сравнению с группой компенсирующей направленности меньше ориентирована на коррекцию речи детей с ОНР.
  4. Родителей воспитанников с тяжелыми речевыми нарушениями отказались от перевода их в ДОУ, реализующие программы, направленные на коррекцию речи детей. Этот факт  показывает их недостаточную заинтересованность в оказании детям максимальной помощи, что в дальнейшем  проявляется в трудностях   привлечения их в процесс коррекции по закреплению сформированных  навыков.

    Исходя из вышеперечисленных проблем, в начале этого совместно с учителем-логопедом,  было решено изыскать возможности  и ресурсы, которые можно привлечь в работу с целью более эффективной реализации АОП.

     Для этого нами были привлечены такие дополнительные ресурсы в  организации различных видов деятельности детей в течение всего дня пребывания ребенка в ДОУ, как: режимные моменты, прогулка, беседы в кругу, чтение художественной литературы, игровая деятельность вне занятий, занятия по основной  программе ДОУ, помощь  детей  с нормой в развитии речи. Помимо оборудования речевых уголков в группе были размещены речевые тренажеры, зрительные стимуляторы -«напоминалки»,  приобретены и оформлены настольные речевые игры.

   У  детей с ОНР третьего уровня автоматизация звуков затруднена, и самоконтроль за произношением формируется достаточно долго. С этой целью логопедом было предложено использовать зрительные стимуляторы - «напоминалки».  Мы их  разместили  в различных  помещениях группы.  Их  задача напоминать ребенку отрабатываемые в речи звуки и стимулировать его на правильное употребление фонем  в самостоятельной речи.  Так, в  умывальной комнате возле крана размещена буква  С («водичка льется»), на окне буква Ш («ветерок шумит»), на полу островок  буквы Р.

    Хорошим подспорьем в нашей работе по формированию  грамматического строя речи  являются  «речевые тренажеры». Они размещены на стенах групповой комнаты на уровне глаз детей. Наша задача, чтобы в течение дня ребенок выполнил  задания на всех  тренажерах. Задания на тренажерах дети выполняют в парах с помощью товарищей с нормой в речевом развитии. В начале учебного года нами была проведена работа по выбору товарища для каждого ребенка, оговорены и усвоены правила оказания помощи («подсказывай, а не указывай»,  «радуйся успехам, а не неудачам», «будь вежлив», «не перебивай» и т.д.).

  • Тренажер «Волшебные круги» направлен на тренировку в согласовании существительных с числительными от 1 до 8. Ребенок раскручивает круги и  по картинке и цифре, на которые указыает стрелки составляют словосочетание («шесть коров») р.п ед ч до 5 .после мн.ч .
  • Тренажер «Большой – маленький» тренирует в образовании уменьшительно-ласкательных существительных.
  • Тренажер «Много звезд» -направлен на упражнение в склонении существительных в родительном падеже множественного числа.
  • Тренажер «Предлоги» упражняет в образовании словосочетаний, расширение их до предложений по двум картинкам с использованием предлога с опорой на его  символичное  изображение.
  • Тренажер «Какой? Какая? Какие?»  помогает в подборе прилагательных  к существительным .Работая с этим тренажёром ребёнок подбирает вопрос к предмету, опираясь  на вопрос и ориентиры :видим, ощущаем, осязаем подбирает прилагательное( & арбуз-какой, круглый, полосатый, сладкий, гладкий)

Картинки по мере отработки навыка согласования и с данными словами  обновляются .

        Преимущества применения данных тренажеров:

  • Их мобильность;
  • Возможность быстрой смены заданий;
  • Доступность (на виду, могут использоваться в любое свободное время);
  • Формирование самостоятельности и инициативы детей;
  • Формирование дружеских и товарищеских отношений (взаимопомощь, поддержка).

Результат:

      Используемые нами новые приемы в работе значительно расширили объем оказываемой детям коррекционной помощи, качественно обогатили предметно-пространственную среду группы. Это, в свою очередь, положительно сказалось на  развитии речевых навыков детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультипликация как средство повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей в условиях логопункта

Статья в сборнике методических материалов "Традиционные и инновационные технологии в образовании детей с ОВЗ" - СПб.: ЛОИРО, 2017....

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подхо...

Мастер-класс : «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ ".

Использование тренажёров в развитии речи детей ОВЗ старшего возраста....

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частич...

«Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления...