Мастер-класс «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ .
материал
Мастер-класс : «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ ".
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование тренажёров в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ в условиях комбинированной группы через взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя».
Актуальность:
- Трудности в организации фронтальных форм коррекционно-развивающей работы по реализации АОП наряду с реализацией основной программы ДОУ, что значительно сокращает объем помощи направленной на коррекцию речи.
- В компенсирующих группах число воспитанников не сокращено, что осложняет организацию воспитателем индивидуального подхода.
- Предметно-пространственная среда комбинированной группы по сравнению с группой компенсирующей направленности меньше ориентирована на коррекцию речи детей с ОНР.
- Родителей воспитанников с тяжелыми речевыми нарушениями отказались от перевода их в ДОУ, реализующие программы, направленные на коррекцию речи детей. Этот факт показывает их недостаточную заинтересованность в оказании детям максимальной помощи, что в дальнейшем проявляется в трудностях привлечения их в процесс коррекции по закреплению сформированных навыков.
Исходя из вышеперечисленных проблем, в начале этого совместно с учителем-логопедом, было решено изыскать возможности и ресурсы, которые можно привлечь в работу с целью более эффективной реализации АОП.
Для этого нами были привлечены такие дополнительные ресурсы в организации различных видов деятельности детей в течение всего дня пребывания ребенка в ДОУ, как: режимные моменты, прогулка, беседы в кругу, чтение художественной литературы, игровая деятельность вне занятий, занятия по основной программе ДОУ, помощь детей с нормой в развитии речи. Помимо оборудования речевых уголков в группе были размещены речевые тренажеры, зрительные стимуляторы -«напоминалки», приобретены и оформлены настольные речевые игры.
У детей с ОНР третьего уровня автоматизация звуков затруднена, и самоконтроль за произношением формируется достаточно долго. С этой целью логопедом было предложено использовать зрительные стимуляторы - «напоминалки». Мы их разместили в различных помещениях группы. Их задача напоминать ребенку отрабатываемые в речи звуки и стимулировать его на правильное употребление фонем в самостоятельной речи. Так, в умывальной комнате возле крана размещена буква С («водичка льется»), на окне буква Ш («ветерок шумит»), на полу островок буквы Р.
Хорошим подспорьем в нашей работе по формированию грамматического строя речи являются «речевые тренажеры». Они размещены на стенах групповой комнаты на уровне глаз детей. Наша задача, чтобы в течение дня ребенок выполнил задания на всех тренажерах. Задания на тренажерах дети выполняют в парах с помощью товарищей с нормой в речевом развитии. В начале учебного года нами была проведена работа по выбору товарища для каждого ребенка, оговорены и усвоены правила оказания помощи («подсказывай, а не указывай», «радуйся успехам, а не неудачам», «будь вежлив», «не перебивай» и т.д.).
- Тренажер «Волшебные круги» направлен на тренировку в согласовании существительных с числительными от 1 до 8. Ребенок раскручивает круги и по картинке и цифре, на которые указыает стрелки составляют словосочетание («шесть коров») р.п ед ч до 5 .после мн.ч .
- Тренажер «Большой – маленький» тренирует в образовании уменьшительно-ласкательных существительных.
- Тренажер «Много звезд» -направлен на упражнение в склонении существительных в родительном падеже множественного числа.
- Тренажер «Предлоги» упражняет в образовании словосочетаний, расширение их до предложений по двум картинкам с использованием предлога с опорой на его символичное изображение.
- Тренажер «Какой? Какая? Какие?» помогает в подборе прилагательных к существительным .Работая с этим тренажёром ребёнок подбирает вопрос к предмету, опираясь на вопрос и ориентиры :видим, ощущаем, осязаем подбирает прилагательное( & арбуз-какой, круглый, полосатый, сладкий, гладкий)
Картинки по мере отработки навыка согласования и с данными словами обновляются .
Преимущества применения данных тренажеров:
- Их мобильность;
- Возможность быстрой смены заданий;
- Доступность (на виду, могут использоваться в любое свободное время);
- Формирование самостоятельности и инициативы детей;
- Формирование дружеских и товарищеских отношений (взаимопомощь, поддержка).
Результат:
Используемые нами новые приемы в работе значительно расширили объем оказываемой детям коррекционной помощи, качественно обогатили предметно-пространственную среду группы. Это, в свою очередь, положительно сказалось на развитии речевых навыков детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультипликация как средство повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей в условиях логопункта
Статья в сборнике методических материалов "Традиционные и инновационные технологии в образовании детей с ОВЗ" - СПб.: ЛОИРО, 2017....
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОО как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а также внедрение современных подхо...
Мастер - класс «Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми с речевыми нарушениями»
Мастер - класс для педагогов....
Мастер-класс : «Использование эффективных подходов в коррекции речевых нарушений у детей ОВЗ ".
Использование тренажёров в развитии речи детей ОВЗ старшего возраста....
Комплексный подход к коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частич...
«Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления...