«Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по логопедии

Авдюшева Елена Павловна

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Логосказки как эффективный метод в системе коррекции речевых нарушений

у детей дошкольного возраста»

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «забавой», достойной нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой.

На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.

К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари: «Сказка помогает воспитать ум, даёт ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями и может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображением». 

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.

Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии. Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.

Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:

- систематичность и последовательность,

- учет возрастных особенностей,

- учет индивидуальных особенностей,

- учет структуры дефекта,

- поэтапность коррекции речи.

Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка. Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные задачи:

– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;

- развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;

– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.

Существуют следующие виды логосказок:

1.  Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику);

2.  Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки);

3.  Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки);

4.  Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий);

5.  Сказки, способствующие формированию связной речи;

6.  Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).

Особое внимание у нас в ДОУ уделяется артикуляционным логосказкам. Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие.

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в форме НОД в режимные моменты, а также в ходе  образовательной деятельности игровой программы «Говоруша».  Данная  программа помогает облегчить подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность в игровой непринужденной форме потренировать артикуляционный аппарат, закрепить произношение того или иного звука и  т.д. Программа является частью Образовательной программы дошкольного образования, в части формируемой участниками образовательных отношений.

Основная цель программы: воспитание, становление и развитие нравственной, ответственной, творческой, инициативной личности, владеющей правильной литературной речью, развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Основной формой взаимодействия педагога с детьми по формированию звуковой культуры речи являются игровые программы. Которые  включают в себя различные игры, игровые упражнения и имеют очень широкий спектр задач.

Игровая программа «Говоруша» рассчитана на три года обучения и используется для обучения звукопроизношению детей среднего и старшего дошкольного возраста. На каждый возраст разработан перспективный план.  Для детей среднего возраста основным игровым приёмом в планировании являются  Логосказки.

Игровая программа «Говоруша» на средней группе проводится учителем - логопедом, на старшем дошкольном возрасте - воспитателями   групп,   в течение одного учебного года во вторую половину дня, один - два раза в неделю.  

Ожидаемые результаты:

У детей пятого года жизни:

- укрепляется артикуляционный и голосовой аппараты;

- более отчетливо произносятся слова и фразы, овладевают правильным произношением шипящих, сонорных звуков, отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя их слоговую структуру;

  • развивается способность узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук;
  • возрастает интерес к звуковой стороне слова, вслушиваются в слова, пытаются найти сходство в их звучании, играют со звуками;
  • различают понижение и повышение громкости голоса, замечают ускорение и замедление темпа речи, улавливают различные интонационные средства выразительности;

- расширяется активный словарь, развивается грамматически правильная связная речь.

  • детей шестого года жизни:
  • укрепляется артикуляционный и голосовой аппараты, вырабатывается четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба);
  • овладевают правильным произношением звуков (особенно группы шипящих и свистящих, сонорных), в четком, ясном произношении слов;
  • различают на слух и в произношении, звуки близкие по звучанию и произношению, правильно используют различную громкость голоса, интонацию;
  • обогащается, активизируется словарь, развивается грамматически правильная связная речь.
  • детей седьмого года жизни:
  • развиваются  и укрепляются артикуляционный и голосовой аппараты,

вырабатывается четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба);

  • правильно произносят все звуки родного языка, четко и внятно произносят слова и фразы; совершенствуется дикция;
  • изменяют в зависимости от содержания голос, темп речи, правильно пользуются интонационными средствами выразительности;
  • имеют хорошо развитый фонематический слух, владеют элементарными навыками звукового анализа слова;
  • свободно владеет родным языком.

Режим проведения педагогической диагностики единый: в начале учебного года (две недели сентября) и в конце учебного года (две недели мая). В начале учебного года проводится первичная педагогическая диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения воспитанника к этому времени, а также проблемы развития для решения, которых требуется помощь воспитателя.

Также логосказки проводятся во время индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Основные принципы в работе с логосказкой:

- от простого к сложному (начинать работу с простейшего);

- от индивидуальных занятий до групповых;

- рассказывание сказки от 1-го и 3-го лица, до рассказывания и придумывания сказки «по кругу».

Для проведения логосказок можно использовать как групповое помещение, так и музыкальный зал, где дети могут свободно двигаться, выполнять игровые  упражнения, закреплять навыки и умения, полученные в ходе совместной предварительной работы.

При  взаимодействии  с родителями (законными представителями) по вопросам формирования у дошкольников звуковой культуры речи используются следующие формы:

- информационно – аналитические (сбор, обработка и использование данных о наличии необходимых педагогических знаний по данной проблеме, запросах, потребностей родителей в педагогической информации, анкетирование, беседы с родителями и т. д.);

-        обеспечивающие педагогическую поддержку и повышение компетентности родителей в вопросах развития звуковой культуры речи дошкольников. Проведение родительских собраний с участием учителя-логопеда, организация индивидуальных консультаций, тетради по работе с детьми в домашних условиях;

- наглядно – информационные:  (папки-раскладушки, информационные стенды, выпуск газет, сайт детского сада и т.д.).

Темы консультаций для родителей: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Взаимосвязь логопеда и семьи»,  «Обогащаем словарь детей», «Весёлые игры со звуками», Логосказки: «Как Язычок встречал первый снег», «Зимние забавы с Язычком», «Необходимость развития речевого дыхания», «Что необходимо уметь к школе», и др.

Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная педагогами библиотечка авторских пособий, картотека дидактических игр по развитию звукопроизношения, картотека артикуляционной, речевой гимнастики и др.

Имеется методическая литература с логосказками для всех возрастных групп.

Также разработаны авторские логопедические сказки.  

Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.

По итогам проведенной работы с детьми выявлены следующие результаты:

высокий уровень -  10 детей (32%), средний уровень – 20 детей (62%), низкий уровень – 2 ребенка (6%).

Следовательно, наблюдается динамика в развитии всех сторон речи  детей путем использования элементов логосказки.

Литература:

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.

3. Ивановская  О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.

4. Созонова Н.Н., Куцина  Е.В., Хрушкова Н.Г.  Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010.

5. Костыгина В.Н. «Бу-бу-бу», журнал для самых-самых маленьких.  Издательский дом «Карапуз», 2008.

6. Костыгина В.Н. «Тру-ля-ля», журнал для самых-самых маленьких.  Издательский дом «Карапуз», 2001.

7. Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. Серия: «Большие книги знаний для самых маленьких». Издательство: Эксмодетство, 2019 г.

8. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н.  ТРА-ЛЯ-ЛЯ ДЛЯ ЯЗЫЧКА. Серия: «Школа раннего развития». Издательский дом «Карапуз», 2007.

9. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки — СПб.: КАРО, 2001.

10. Генинг М. Г., Герман М. А. «Сказки о языке» Воспитание у дошкольников правильной речи.

Интернет – ресурсы:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya

2. https://www.maam.ru/detskijsad

3. https://vk.com/

4. https://detstvo227.ru

5. https://ped-kopilka.ru

6. https://infourok.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Сложная структура речевой патологии  определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...

Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...

Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), ...