Методический приём для развития дыхания детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Артемьева И.А.

развитие дыхания детей посредством тренажёров для дыхания, сделанными своими руками

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методический приём для развития дыхания детей

дошкольного возраста».

Почему так важно развивать дыхательную систему  у детей?

Не для кого не секрет, что в результате выполнения дыхательных  упражнений каждая клеточка организма ребёнка насыщается кислородом; ребёнок учится управлять своим дыханием; улучшается работа головного мозга, сердца, нервной системы, дыхательной и пищеварительной систем, укрепляется общее состояние здоровья.

Существует очень много интересных упражнений и дидактических пособий, для  развития дыхания детей дошкольного возраста.

За время своей работы я систематизировала свой опыт.

 В своей работе,  я  использую  не только  дыхательную гимнастику, но и пособия (тренажёры),  сделанные мной и родителями моих воспитанников, которые включаю в различные виды детской деятельности, и  в различные режимные моменты: как часть физкультурного занятия, занятия по развитию речи (в выполнении звуковых дыхательных упражнений), познавательному развитию, в утренней гимнастике, в гимнастике пробуждения (после дневного сна), на прогулке, в игровой деятельности, и как самостоятельные игры - упражнения с различными атрибутами, игрушками – тренажёрами.     

  На протяжении всего времени пребывания ребёнка в детском саду, начиная с 2-х до 7 летнего возраста, я на каждой ступени возрастного развития детей (выделила для себя 4 этапа, так как групп у нас 4),  провожу определённую работу.

1 этап – это работа с  детьми до 3 лет, здесь важно научить ребёнка правильно дышать, я провожу  забавное для детей  упражнение «Воздушный шарик ». Ребёнок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает; мы  играем  на дудочке и начинаем использовать тренажёры.

2 этап – работа с детьми 3-4 лет. Продолжая  развивать дыхательную систему и учитывая чему научился малыш, я использую другие  упражнения , например, «Часики». Ребёнок стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребёнок размахивает прямыми руками назад и  вперёд, говоря: «Тик-так». Или «Паровозик». Ребёнок изображает паровоз. Для этого, он идёт, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу». Упражнения сопровождаются музыкой,  и  также использую другие дидактические пособия.

3 этап – работа с детьми 4-6 лет. Здесь я расширяю значимость дыхательной гимнастики для использования   в приобретении  навыков чтения. Конечно же  продолжаю работать с дидактическими пособиями и тренажёрами,  выбор которого осуществляют дети сами,  а под музыку дети стараются выдерживать ритм. Произносят звуки на выдохе. Чем длиннее будет выдох, тем проще будет ребёнку освоить чтение  слогов в будущем. 

Дети очень любят выполнять  упражнение  «Гусеница». Ребёнок садится за стол, берёт в руки карандаш и рисует гусеницу без ножек. Затем делает вдох и выдох. Пока выдыхает, рисует одну ножку. Чем длиннее выдох, тем длиннее ножки у гусеницы. Также можно рисовать ножки гусеницы дыханием на стекле. «Картинки на стекле»

Ребёнок делает глубокий вдох и дует на стекло (зеркало). Затем рисует себя или другие предметы.

4 этап – работа с детьми 6-7 лет. Это возраст подготовительной к школе группы, где дети уже многому научились: правильно делать вдох и выдох,  на длительном  выдохе  легко произносят слоги. Их дыхательные упражнения уже  состоят из несколько стихотворных строк.

«Ветер»

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком делает соответствующие каждой строчке движения.

Я ветер сильный, я лечу, лечу, куда хочу ( вдох через нос).

Хочу – налево посвищу (поворачивают голову налево, губы трубочкой и дуют),

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох),

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой),

И в облака (опускают голову, подбородком коснувшись груди, спокойный выдох через рот),

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

 Тренажёры я продолжаю использовать, но уже более сложные и требующие внимания   и ориентации в пространстве.

Более подробно мне бы хотелось остановиться на тренажёрах.

Для чего они необходимы?

Тренажёры для дыхания в игровой форме помогут ребёнку достичь укрепление дыхательных мышц, стимуляция работы верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечение вентиляции лёгких,

плавного вдоха, быстрее освоить «трудные» звуки и развить речевое дыхание.

Тренажёры для дыхательных упражнений можно сделать своими руками.

  я хочу вас познакомить с  тренажёрами, которые  регулярно использую.


Тренажёр «Радужная вертушка» (фото)

 «Петушок» (фото)

Пособие можно использовать не только для развития дыхательной функции, но и для формирования мелкой моторики рук, автоматизации звуков, совершенствования грамматического строя речи и т. д.

«Метелица» (фото)

«Забавные фрукты» (фото) - суть игры заключается в том, чтобы дети, подув на шарик, попали в  ворота. Роль шарика может выполнять фантик, кусочек ваты, смятая бумажка.

«Расчисти дорожку»(фото) - Очень любят наши дети соревноваться и преодолевать трудности в играх, заданиях. Вот и  решила придумать такую игру, в которой дети не только научились бы правильно дышать, но и могли бы соревноваться. Условия игры мы придумываем с детьми вместе, и они каждый раз могут быть совершенно разными. 

«Колобок»(фото) - Задача ребёнка подуть на шарик через трубочку с такой силой, чтобы "Колобок" не очутился за пределами тропинки ("там его может съесть лиса"). Но сложность заключается в том, что дорожка, по которой катится шарик, изгибается в разные стороны. В результате ребёнок учится распределять силу выдоха, что в дальнейшем поможет ему произносить разные звуки взрывного или длительного плавного характера.

«Футбол» (фото) - суть данного упражнения заключается в том, чтобы забить сильной струёй воздуха, направляемой через  трубочку, лёгкий мяч или комочек ваты в ворота.

Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи, изготовить тренажёры. 

И сейчас  я перехожу к практической части своего мастер – класса

и предлагаю   изготовить простые, но в тоже время интересные тренажёры для дыхательной гимнастики.

Прошу  участников мастер – класса занять места за столами по 2 чел..  Перед вами находятся материалы и буклет, в котором описан порядок изготовления тренажёра  и  ваши дальнейшие действия.

 Прошу Вас приступить к работе.

1 стол – тренажёр для младшей группы «Сдуй бабочку с цветка»

2 стол – тренажёр для средней группы «Слон»

3 стол – тренажёр для старшей группы  «Кит дышит»

А пока участники работают, я предлагаю  всем присутствующим  посмотреть ролик по изготовлению  более сложного тренажёра для подготовительной группы.

Интересная игрушка получается, и дети  с удовольствием начинают с ней играть. Иногда я приношу тренажёры в  виде  сюрприза, вот и сегодня хочу показать  их вам.

  (понесла жюри  на стол)

Уважаемые коллеги вам я приготовила  буклет о моём методическом приёме.

Уважаемые участники мастер – класса( я думаю вы уже готовы), продемонстрируйте пожалуйста ваши тренажёры и  скажите несколько слов. Спасибо!  (оставайтесь на местах.)

Мой методический приём по развитию  дыхания, я считаю, позволяет детям укрепить организм, служит  профилактикой простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей,  готовит дыхательный аппарат  к 

быстрому  освоению чтения слов из нескольких слогов, а в будущем

поможет  детям читать целые предложения.

 

Уважаемые педагоги, спасибо вам за ваш интерес к моему методическому приёму и активное участие в мастер-классе.  Надеюсь, он был для вас  полезен и интересен. 

Спасибо  за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию внимания детей дошкольного возраста

Рекомендации для педагогов,  также серия игр по развитию произвольного внимания у детей-дошкольников...

Методическая разработка: Технология развития у детей дошкольного возраста интереса к музыке и ее компонентам

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества." (с) В.А. Сухомлинский...

Методический семинар. Тема:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"

Методический семинар. Тема:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники" Краткое описание новой тенологии "Мнемотехника". Здесь можно найти ответ , почему мнемонические приемы пол...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В период дошкольного детства воображение ребенка развиваетсяпостепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта.Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнеереали...

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста 1 младшая группа

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста рекомендованы воспитателям для использования как на занятиях, так и в совместной деятельности в режимных моментах....

Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста 2 младшая группа

Методические рекомендации по развитию речи детей рекомендованы воспитателям для использования в совместной деятельности в виде НОД и в режимных моментах....

Игры и гимнастика на развитие дыхания детей дошкольного возраста.

Всем нам нравится мелодичная, плавная и красивая речь. Для ее формирования необходимо правильное речевое дыхание.  Помочь ребенку научиться произносить звуки правильно, регулировать громкост...