Создание условий для использования в работе с дошкольниками здоровьесберегающих технологий в ДОУ
методическая разработка

Тынкачева Марина Николаевна

        Одно из приоритетных направлений деятельности ДОУ – сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем формирования у них сознательного отношения к собственному здоровью. В настоящее время педагоги интенсивно внедряют в работу инновационные здоровьесберегающие технологии. Поэтому основная задача дошкольного учреждения выбрать такие методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

        Жизнь и здоровье подрастающего поколения являются социальной ценностью. Здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения является важнейшим условием для физического потенциала, формирования ценностей здорового и безопасного образа жизни воспитанников.

         Цель применения здоровьесберегающих технологий:

        Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

        Задачи:

1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.

2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

3. Создать оптимальные условия для психического и физического развития дошкольников. 

         Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.     Созданию благоприятных условий для саморазвития и самовыражения детей, сохранения и укрепления здоровья способствует образовательная среда нашего детского сада, которая состоит из следующих компонентов: взаимодействие участников педагогического процесса, предметно-пространственная развивающая среда и освоение содержания основной образовательной программы. Все они выступают в единстве и взаимосвязаны.

            С этой целью в группе создана предметно-развивающая среда, которая обеспечивает не только разные виды активности, но и лежит в основе их двигательной активности.

           В своей работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие мероприятия:

   - Пальчиковая гимнастика используется в непосредственно образовательной деятельности с целью снятия мышечного напряжения. В педагогической деятельности широко применяются игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук. С этой целью в группе создан центр игр с нетрадиционным материалом. В совместной деятельности с детьми выполняем упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками для развития мелких мышц кисти.

  -  Зрительная гимнастика повышает способность глаз к точной фокусировке на различных расстояниях, вызывает активную циркуляцию крови, стимулирует нервные окончания и дает отдых утомленному зрению. Используется, для снятия напряжения органов зрения применяется в различных видах деятельности.

    -  Релаксация — применяется во всех видах деятельности, позволяет успокоить ребенка, снять мышечное напряжение, развивает воображение, улучшает самочувствие и повышает жизненные силы.

   - Песочная терапия, благодаря которой у детей развивается кругозор, речь, совершенствуется координация движений, моторика пальцев и улучшается самочувствие детей.

  - Динамические паузы, развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизирует весь организм.

   - Точечный массаж— биологически активных зон используется в течении дня, для профилактики простудных заболеваний.

      - Гимнастика после дневного сна— направлен на сохранение и стимулирование здоровья ребенка.

      -  Гимнастика на стоп-ковриках — активизирует подошву ног, стимулирует нервную систему, усиливает кровоснабжение во время деятельности всех видов.

      - Су-Джок-терапия, использование способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

            В совместной деятельности с детьми используем «эмоциональные разминки». Под специально подобранную музыку выполняю с детьми упражнения такие как, потянуться как кошка; поваляться как неваляшка; позевать, открывая рот до ушей; поползать как змея без помощи рук и т. д.    Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка.

  Все эти здоровьесберегающие технологии способствуют формированию психологической комфортной ситуации развития для детей, обеспечивают их эмоциональное благополучие, снимают напряжение во время непосредственно образовательной деятельности.

   Технологии обучения здоровому образу жизни:

  1. НОД в спортивном зале с использованием спортивного оборудования;
  2. утренняя гимнастика;
  3. занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни;
  4. проблемно-игровые ситуации, коммуникативные, подвижные, спортивные игры и др.;
  5. физкультурные досуги и праздники.

 Результатами образовательной деятельности предусматривается: «знакомство со строением своего тела, гигиеническими навыками по его уходу; принадлежность к определенному полу; продуктами питания; основными показателями собственного здоровья, ценностью здоровья для человека.

          Умения выполнять основные движения и гимнастические упражнения; применять полученные знания, умения и навыки по сохранению здоровья, не нанося вред, как собственному здоровью, так и здоровью других людей.     Соблюдение правил безопасности.

           Здоровьесберегающие технологии способствует формированию представлений о здоровом образе жизни, воспитанию бережного отношения к своему организму, обеспечивают своевременное развитие жизненно необходимых двигательных навыков, способностей, а также психических и физических качеств ребенка.

            Использование всех вышеприведенных оздоровительных приемов осуществляется с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, а также состояния здоровья.

            В своей работе используем современный подход к системе оздоровления и развития детей, путем внедрения в педагогическую деятельность игровую квест-технологию. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей. Для профессионально компетентного педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра — эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные воспитательные и развивающие задачи. Квест — это игры, в которых детям-игрокам необходимо выполнять задания, искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки они обеспечивают участникам релаксацию, снимают нервную нагрузку, способствуют переключению внимания и помогают решать конфликты. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения и навыки детей.

           Широко применяем социо-игровую технологию с целью развития у детей коммуникативных навыков, что активизирует развитие детей в игровом общении со сверстниками. Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Применение в педагогической деятельности «социо-игровых» технологий способствует усвоению детьми активных форм жизнедеятельности, в познании и утверждении их собственной личности: формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия; обеспечение душевного благополучия; коррекция импульсивного поведения, все то, что мы хотели бы видеть в детях на период их перехода в школу.

           В результате использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе у воспитанников нашей группы имеется положительный результат уровня заболеваемости. О чём свидетельствует анализ динамики количества дней пребывания воспитанников в детском саду. Благодаря компетентному подходу педагога такие игры являются всесторонней подготовкой ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития.

           Для создания положительно-эмоционального состояния, профилактике негативных переживаний в группе создан центр уединения. В нем находится мягкая мебель, столик с альбомом фотографий членов семьи. Создавая ППРС, учитываем возраст детей, интересы, а также основные принципы организации в соответствии с ФГОС ДО.

             Таким образом, здоровьесберегающая технология направлена на сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, способствует снижению заболеваемости и формированию у детей стойкой мотивации на здоровый образ жизни, приводит к укреплению здоровья и облегчает адаптацию ребенка к школьным нагрузкам.  

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для использования в работе с дошкольниками здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Тынкачева М.Н.

воспитатель МАДОУ /д/с № 37

ГО Богданович

     
        Одно из приоритетных направлений деятельности ДОУ – сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем формирования у них сознательного отношения к собственному здоровью. В настоящее время педагоги интенсивно внедряют в работу инновационные здоровьесберегающие технологии. Поэтому основная задача дошкольного учреждения выбрать такие методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

        Жизнь и здоровье подрастающего поколения являются социальной ценностью. Здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения является важнейшим условием для физического потенциала, формирования ценностей здорового и безопасного образа жизни воспитанников.

         Цель применения здоровьесберегающих технологий:

        Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

        Задачи:

1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.

2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

3. Создать оптимальные условия для психического и физического развития дошкольников. 

         Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.     Созданию благоприятных условий для саморазвития и самовыражения детей, сохранения и укрепления здоровья способствует образовательная среда нашего детского сада, которая состоит из следующих компонентов: взаимодействие участников педагогического процесса, предметно-пространственная развивающая среда и освоение содержания основной образовательной программы. Все они выступают в единстве и взаимосвязаны.

            С этой целью в группе создана предметно-развивающая среда, которая обеспечивает не только разные виды активности, но и лежит в основе их двигательной активности.

           В своей работе с детьми применяю следующие здоровьесберегающие мероприятия:

   - Пальчиковая гимнастика используется в непосредственно образовательной деятельности с целью снятия мышечного напряжения. В педагогической деятельности широко применяются игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук. С этой целью в группе создан центр игр с нетрадиционным материалом. В совместной деятельности с детьми выполняем упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками для развития мелких мышц кисти.

  -  Зрительная гимнастика повышает способность глаз к точной фокусировке на различных расстояниях, вызывает активную циркуляцию крови, стимулирует нервные окончания и дает отдых утомленному зрению. Используется, для снятия напряжения органов зрения применяется в различных видах деятельности.

    -  Релаксация — применяется во всех видах деятельности, позволяет успокоить ребенка, снять мышечное напряжение, развивает воображение, улучшает самочувствие и повышает жизненные силы.

   - Песочная терапия, благодаря которой у детей развивается кругозор, речь, совершенствуется координация движений, моторика пальцев и улучшается самочувствие детей.

  - Динамические паузы, развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизирует весь организм.

   - Точечный массаж— биологически активных зон используется в течении дня, для профилактики простудных заболеваний.

      - Гимнастика после дневного сна— направлен на сохранение и стимулирование здоровья ребенка.

      -  Гимнастика на стоп-ковриках — активизирует подошву ног, стимулирует нервную систему, усиливает кровоснабжение во время деятельности всех видов.

      - Су-Джок-терапия, использование способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

            В совместной деятельности с детьми используем «эмоциональные разминки». Под специально подобранную музыку выполняю с детьми упражнения такие как, потянуться как кошка; поваляться как неваляшка; позевать, открывая рот до ушей; поползать как змея без помощи рук и т. д.    Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка.

  Все эти здоровьесберегающие технологии способствуют формированию психологической комфортной ситуации развития для детей, обеспечивают их эмоциональное благополучие, снимают напряжение во время непосредственно образовательной деятельности.

   Технологии обучения здоровому образу жизни:

  1. НОД в спортивном зале с использованием спортивного оборудования;
  2. утренняя гимнастика;
  3. занятия по формированию представлений о здоровом образе жизни;
  4. проблемно-игровые ситуации, коммуникативные, подвижные, спортивные игры и др.;
  5. физкультурные досуги и праздники.

 Результатами образовательной деятельности предусматривается: «знакомство со строением своего тела, гигиеническими навыками по его уходу; принадлежность к определенному полу; продуктами питания; основными показателями собственного здоровья, ценностью здоровья для человека.

          Умения выполнять основные движения и гимнастические упражнения; применять полученные знания, умения и навыки по сохранению здоровья, не нанося вред, как собственному здоровью, так и здоровью других людей.     Соблюдение правил безопасности.

           Здоровьесберегающие технологии способствует формированию представлений о здоровом образе жизни, воспитанию бережного отношения к своему организму, обеспечивают своевременное развитие жизненно необходимых двигательных навыков, способностей, а также психических и физических качеств ребенка.

            Использование всех вышеприведенных оздоровительных приемов осуществляется с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, а также состояния здоровья.

            В своей работе используем современный подход к системе оздоровления и развития детей, путем внедрения в педагогическую деятельность игровую квест-технологию. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей. Для профессионально компетентного педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра — эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные воспитательные и развивающие задачи. Квест — это игры, в которых детям-игрокам необходимо выполнять задания, искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки они обеспечивают участникам релаксацию, снимают нервную нагрузку, способствуют переключению внимания и помогают решать конфликты. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения и навыки детей.

           Широко применяем социо-игровую технологию с целью развития у детей коммуникативных навыков, что активизирует развитие детей в игровом общении со сверстниками. Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Применение в педагогической деятельности «социо-игровых» технологий способствует усвоению детьми активных форм жизнедеятельности, в познании и утверждении их собственной личности: формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия; обеспечение душевного благополучия; коррекция импульсивного поведения, все то, что мы хотели бы видеть в детях на период их перехода в школу.

           В результате использования здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе у воспитанников нашей группы имеется положительный результат уровня заболеваемости. О чём свидетельствует анализ динамики количества дней пребывания воспитанников в детском саду. Благодаря компетентному подходу педагога такие игры являются всесторонней подготовкой ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития.

           Для создания положительно-эмоционального состояния, профилактике негативных переживаний в группе создан центр уединения. В нем находится мягкая мебель, столик с альбомом фотографий членов семьи. Создавая ППРС, учитываем возраст детей, интересы, а также основные принципы организации в соответствии с ФГОС ДО.

             Таким образом, здоровьесберегающая технология направлена на сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, способствует снижению заболеваемости и формированию у детей стойкой мотивации на здоровый образ жизни, приводит к укреплению здоровья и облегчает адаптацию ребенка к школьным нагрузкам.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом:"Создание условий и использование традиционных и нетрадиционных методов в физкультурно оздоровительной работе с детьми раннего возраста в ДОУ "

От жизнерадостности, бодрости здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

Использование инновационного оборудования при реализации здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС

В данной презентации предсталены некоторые игры и тренажоры при реализации здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС...

Создание условий для использования инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

        Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлен...

«Фитнес для дошколят-практическое назначение использования в работе с дошкольниками здоровьесберегающих компонентов».

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечн...

Выступление из опыта работы «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников»

Выступление из опыта работы «Создание условий в ДОУ по речевому развитию дошкольников»...