Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Чуркина Лилия Сергеевна
Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx109.75 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя-логопеда с семьей по вопросам

сохранения и укрепления здоровья детей.

Положительный результат сохранения и укрепления здоровья дошкольников возможен при условии совместной работы сотрудников ДОУ и их родителей,   понимании  значимости и важности всех форм проводимой оздоровительной работы с детьми.

В своей работе я использую здоровьесберегающих технологий, они являются одним из важнейших средств коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Массаж, физминутки, релаксация, дыхательная, артикуляционная, зрительная и пальчиковая гимнастика являются неотъемлимой частью логопедической работы. Разнообразные методики позволяют укрепить здоровье детей, приобщить их к здоровому образу жизни, стабилизировать психоэмоциональный фон, чтобы они могли полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную деятельность. 

Главными воспитателями ребенка являются родители. Взаимодействуя с семьей провожу работу по пропаганде здорового образа жизни, помогаю осознать необходимость проведения мероприятий по укрепления здоровья детей и тем самым оказать помощь в преодолении речевых нарушений.

Информационно-аналитическая форма работы с семьей включает в себя опросы родителей,  анкетирование, которые позволяют выявить, что они делают для того, чтобы укрепить и сохранить здоровье детей с тяжелыми нарушениями речи. Очень полезны для ребенка игры с мячом, потому что при этом происходит повышение общего тонуса организма, развитие координированных движений рук, создается положительный настрой в процессе совместного времяпровождения семьи. Родителям предлагаю играть в такие речевые игры с мячом: «Доскажи словечко», «Назови последний звук», «Один – много», «Большой – маленький», которые   развивают у детей мышление, внимание, память, помогают закрепить речевые умения и навыки. 

Информационно-практическая форма работы  подразумевает проведение родительских собраний, тематических  консультаций оформление информационных стендов, буклетов, памяток.

При поступлении детей с нарушениями речи в логопедическую  группу в обязательном порядке провожу родительские собрания, на которых объясняю необходимость проведения с детьми артикуляционной гимнастики с целью укрепления мышечной системы, улучшения кровоснабжения и иннервации органов артикуляционного аппарата, что в дальнейшем облегчает для ребенка процесс устранения дефектов звукопроизношения.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, способствующая формированию речевого дыхания для овладения  правильным произношением и построением плавного, слитного речевого высказывания. Применяемые в логопедической работе упражнения дыхательной гимнастики, координируют и ритмизируют дыхательные движения, что в целом улучшает функциональную деятельность всех органов и систем организма,  является профилактикой простудных заболеваний.  

На родительских собраниях и практических консультациях  показываю, как в игровой форме дома можно провести с детьми артикуляционную и дыхательную гимнастику. Важно уточнить последовательность, дозировку и атрибутику этих игр (зеркало, воздушные шары, соломинки, ветрячки, игрушки для выработки целенаправленной воздушной струи). 
Информационный стенд в логопедическом уголке используется для того, чтобы рассказать родителям, каким образом можно укрепить здоровье детей и одновременно помочь в развитии речи детей. 

Общепризнано, что пальчиковая гимнастика, применяемая логопедом в непосредственно-образовательной деятельности  – одна из разновидностей технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Стихотворная форма проведения пальчиковых игр – это  инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, которые очень нравятся детям.
Picture background


С целью пропаганды логопедических знаний среди родителей, учитель-логопед  изготавливаю памятки и буклеты, которые несут в себе задачу консультирования. Небольшой объем материала для памятки, буклета позволяет познакомить родителей с проблемой, которая является для них актуальной в данный момент: «Как выполнять с детьми артикуляционную гимнастику»,  «Как развивать мелкую моторику рук у детей». Они могут взять буклет с собой и ознакомиться с его содержанием. Таким образом,   обращаю внимание родителей на типичные трудности детей с  нарушениями речи, специфические виды стимулирования детской речи, необходимость использования различных способов для их оздоровления. 

Проведение открытых занятий -  один из самых популярных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Физминутки в работе с детьми применяю при первых признаках проявления утомления, снижения работоспособности, потере интереса и внимания. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием работы с дошкольниками для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети любят выполнять физминутки, учатся проговаривать слова и согласовывать их с различными движениями. 

Дети в течение дня испытывают большие нагрузки на глаза. При проведении мастер-классов показываю  родителям, как правильно проводится гимнастика для глаз, чтобы они могли в домашних условиях использовать их для снятия зрительной усталости у детей после игры за компьютером или длительного просмотра мультфильмов. 

Для  сохранения и укрепления психического  здоровья детей с нарушениями речи, на своих занятиях использую такой оздоровительный прием, как релаксация. Этот комплекс расслабляющих упражнений позволяет снять эмоциональное возбуждение у детей, напряжение с мышц рук, ног, шеи, речевого аппарата. Для родителей провожу практическую  консультацию для того, чтобы они могли выполнять эти упражнения дома с детьми вечером и в выходные дни.  

Родители заинтересованы в устранении речевых нарушений у детей, сохранении и укреплении их здоровья, поэтому посещают родительские собрания. Взрослые надеются узнать различные игры и упражнения,  доступные для занятий  дома с детьми. 

В процессе взаимодействия с семьей создается атмосфера партнерских отношений, общности интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы учителя-логопеда «Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ»

Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка в условиях логопункта ДОУ...

Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи в сохранении и укреплении здоровья детей»

        Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере общественного и семейного дошкольного воспитания и образования. Эта ситуация касается к...

Формы взаимодействия детского сада и семьи в сохранении и укреплении здоровья детей.

Фундаментом здоровья взрослого человека является здоровье ребенка, от состояния которого будет зависеть выполнение им в дальнейшем присущих ему социальных задач, и, в конечном итоге, благополучие всег...

Консультация "Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей"

  Без совместной работы с родителями, хороших результатов никогда не добиться. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение рол...