Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в ДОУ
методическая разработка (младшая группа)

Круталевич Татьяна Геннадьевна

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, несмотря на все достижения современной медицины, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий в физкультурном — образовательном процессе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий  на занятиях в ДОУ

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, несмотря на все достижения современной медицины, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий в физкультурном — образовательном процессе ДОУ.

Здоровье дошкольника — это не только отсутствие болезней, но и физическое, социальное и психологическое благополучие ребёнка, а также его доброжелательные отношения с окружающими, с природой и с самим собой.

Забота о здоровье детей — одна из главных задач в моей работе. Поэтому использую в  своей деятельности здоровьесберегающие технологии.

К ним относятся технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры, утренняя гимнастика, гимнастика дыхательная, бодрящая гимнастика или гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, гимнастика для глаз, ритмопластика, релаксация, коррегируюшие и ортопедические упражнения.

Особую роль в оздоровлении детей играют технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия (НОД), занятия из серии «Здоровье»,  игровой массаж, самомасаж, физкультурные праздники и развлечения, закаливание. Их, я считаю основными.

Здоровьесберегающие технологии необходимы для того, чтобы у воспитанников дошкольных образовательных учреждений сформировалось правильное отношение к своему здоровью, они могли самостоятельно его сохранять, оберегать и поддерживать.

Отдельные приёмы этих технологий широко использую в разных формах проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми, и которые включают в себя:

Подвижные и спортивные игры — это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений. Используются как часть физкультурного занятия,  на физкультурно-оздоровительных мероприятиях, прогулках. Игры могут быть как малой и средней степени подвижности. Это наиболее комфортный для детей способ усвоения знаний и приобретения двигательных навыков.  Спортивные игры  — игры, которыми проводятся соревнования.

Дыхательная гимнастика — специальные упражнения, позволяющие восстановить дыхание,  укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребёнка. Может применяться как в заключительной части, так и внутри занятия.

Коррегирующие упражнения — используются упражнения, способствующие формированию правильной осанки и её коррекции.

Ортопедические упражнения —  включение в занятия упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия и формирования правильного свода стопы.

Гимнастика для глаз — применятся для снятия зрительного напряжения.

Ритмопластика — включение элементов гимнастики, хореографии, танцев и их музыкальное сопровождение. Ритмопластика способствует формированию разносторонне физически и творчески развитой личности.

Релаксация — необходима для отдыха и снижения двигательного беспокойства, душевного равновесия. Применяется в заключительной части занятия, но в случае перевозбуждения детей может применяться внутри занятия.

Пальчиковая гимнастика — тренировка тонких движений пальцев кисти рук. Применяется в заключительной части занятий или для переключения внимания, улучшает координацию движений и мелкую моторику.

Самомасаж — проводится во время разминки или в конце занятий. Способствует оздоровлению организма и благоприятно влияет на психику ребёнка.

Как средство коррекции поведения использую психогимнастику.

Здоровьесберегающие технологии сочетаю с технологией музыкального воздействия.

Каждая из указанных технологий имеет оздоровительную направленность.

Использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте способствует тому, что обучение и содержание происходит с лёгкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребёнка надолго.

Стараюсь применять эффективные формы работы по оздоровлению детей с использованием и нетрадиционных методов, и способов оздоровления детей: занятия — соревнования, занятия — викторины, развлечения, досуги, недели здоровья, занятия сюжетно — игровые, спортивно — музыкальные праздники и досуги с участием родителей.

Для реализации детьми своей потребности в двигательной активности созданы следующие условия: оборудованный спортивный зал, спортивная площадка для проведения физкультурных занятий на воздухе, уголок двигательной активности, составлена модель двигательного режима в группе, проводится комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: солнца, воздуха, воды, с учётом состояния здоровья детей и местных условий.

При проведении закаливающих процедур осуществляется дифференцированный подход к детям, учитываются их индивидуальные возможности. Созданы различные картотеки,  разработан план работы кружка  физкультурном — оздоровительной направленности «Ритмика», рассчитанный на два года обучения.

Семья — это среда, где формируется здоровье ребёнка. Именно родители обязаны заложить в сознании ребёнка основу постоянного стремления к здоровью. Задача педагога заключается в том, чтобы убедить родителей в важности физической готовности и приобщения его  к здоровому образу жизни. Консультации, рекомендации и беседы, тематические родительские собрания, семинары — практикумы, анкетирование;  информационные стенды и уголок здоровья;  дни открытых дверей; спортивные праздники, досуги, соревнования — неотъемлемая часть работы с родителями.

Комплексное применение здоровьесберегающих технологий  повышает результативность и эффективность физкультурном — образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.

Счастливый ребёнок — это здоровый ребёнок. Здоровье является условием гармоничного развития личности, её психического, духовно — нравственного, социального и физического совершенствования, а также становится залогом успешной и достойной жизни в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружке оздоровительно-речевой направленности «Речевичок-здоровячок» в работе с детьми с нарушением зрения Сценарий мастер-класса: занятие «Путешествие гномиков»

Представленный материал содержит сценарий занятия в кружке "Речевичок-здоровячок" с детьми среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. Заняти построено на используются здоровьесберегающих техно...

Конспект комплексного занятия с использованием здоровьесберегающей технологии и с использованием ИКТ "В гостях у Золотой рыбки"

Увлекательное путешествие в удивительный подводный мир, где обитают разнообразные морские животные....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...

Фотоматериалы открытого занятия для воспитателей на тему: " Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре"

12 апреля 2019 г. в ГБОУ Школа №2075 д/о №2,  прошло Открытое занятие для воспитателей " Использование здоровьесберегающих технологий" на занятиях по физической культуре с  подгото...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...