«Дворовые подвижные игры»
консультация (старшая группа)
Веселые дворовые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Русские дворовые подвижные игры имеют много вековую историю, они сохранились и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Игры нашего детства» | 47.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дворовые подвижные игры»
Во все времена люди отмечали важность игры для общего развития ребенка и необходимость применения ее в воспитании.
Подвижная игра — это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Подвижные дворовые игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Воспитание беззаботной любви к Родине является основным, ведущим принципом русской и советской педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Веселые дворовые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Русские дворовые подвижные игры имеют много вековую историю, они сохранились и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех дворовых подвижных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Такие игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Во всех коллективных играх решается единая задача - найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действуя в рамках установленных норм и правил. Упражняясь в играх с детства до преклонных лет, люди приучались преодолевать трудности и таким образом тренировали физическую силу, ловкость, воспитывали в себе волевые качества- всё то, что имеет большое значение в повседневной жизнедеятельности.
Значение дворовых игр в развитии личности:
1.Игра как развлечение - одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие.
2.Воспроизводство игровых традиций - своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием собственных детей и внуков, передача игровых традиций «по наследству».
Дворовые подвижные игры способствуют развитию двигательных способностей: быстроты, силы, ловкости, выносливости. Воспитывают чуткость к людям, учат детей общаться, помогают усвоить нормы и ценности культуры, расширяется процесс взаимодействия подрастающего поколения с окружающими людьми, дети учатся отстаивать свои интересы и своё место в социальной группе. В старшем дошкольном возрасте результативность определяется знанием дворовых подвижных игр и умением их организовать со сверстниками. В процессе обучения дети учатся называть дворовые подвижные игры, запоминать их содержание, правила, ориентироваться в способах выбора водящего, учатся ставить цель перед собой и товарищем, привлекать к игре сверстников, поддерживать интерес, регулировать физическую нагрузку, контролировать соответствие действий, играющих правилам игры, своевременно окончить игру.
Итак, дворовые подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Консультация для родителей
«Дворовых игр в субкультуре современных дошкольников».
В связи с утверждением и введением в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования в период модернизации дошкольного образования перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых подходов к организации воспитательно–образовательной деятельности детей в условиях дошкольного учреждения и использованию инновационных форм применения различных средств физического воспитания дошкольников.
Встала необходимость смены ориентиров образования с получения знаний и реализации воспитательных задач к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игры помогают детям легче овладевать знаниями, приобщает их к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям. А подвижная игра – естественный спутник в жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой. Радость движения легко и непринуждённо сочетается с познавательном развитием.
Анализ теории подвижной игры позволил представить ее обновленное содержание:
– подвижную игру необходимо рассматривать как двигательную деятельность, где раскрывается и репродуцируется в жизнь содержательный компонент образовательных областей: физическое развитие, социально–коммуникативное, познавательное, речевое развитие, художественно–эстетическое, что обеспечивает полноценное развитие личности детей;
– в процессе проведения подвижных игр акцент с умений и навыков выполнения физических упражнений переносится на формирование общей физической культуры, развитие качеств личности, обеспечивающих социальную успешность ребенка;
– решать поставленные задачи в процессе проведения игровых действий предлагается: максимально приближаясь к разумному "минимуму", т.е. включение подвижной игры в режим дня ребенка должно быть не за счёт перенасыщения ее количеством, а с учетом индивидуальных потребностей и особенностей ребенка в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности детей.
В научной литературе существует такой термин, как "детская субкультура". В широком смысле он включает в себя всё, что создано в человеческом обществе для детей и детьми. Это некоторое культурное обобщение социально–психологического опыта, накопленного в детском сообществе на протяжении длительного времени и передающегося из поколения в поколение.
Анализ работ известных педагогов позволяет выделить отдельные компоненты детской субкультуры:
– детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, страшилки);
– детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, перевёртыши); – словотворчество (придумывание своих слов, шифров);
– детское коллекционирование и собирательство, которое перерастает в процесс создания сокровищниц и секретиков; – дворовые игры.
Дворовые игры – это одна из разновидностей игр с правилами. Например, подвижные игры "Салочки", "Жмурки", а также игры, в основу которых положен сюжет "Казаки–разбойник", "Гуси лебеди".
Чем сегодня занимаются дети, выходя во двор? Это довольно стандартный набор способов времяпрепровождения, дошкольники в основном играют в песочнице, катаются на качелях, каруселях, горках, велосипедах. Хотя иногда и играют в классики, прятки, но набор этих игр ограничен. Поэтому мы пришли к мысли, что нужно вернуть дворовые игры в субкультуру современных детей, так как эти игры способствуют не только укреплению физического здоровья, но и развитию коммуникативных навыков, чувство локтя и других значимых качеств.
Ребята более старшего возраста являются носителями и хранителями дворовых игр. Их задача заключается в том, чтобы научить таким играм младших: при этом развиваются коммуникативные навыки, умение планировать свои действия, а также совершенствуется речь (объяснение младшим). Благодаря игровой ситуации раскрепощаются замкнутые и не общительные в обычной жизни ребята. При этом младшие играют на равнее со старшими. .
В последнее время исследователи в области физического воспитания, и мы педагоги большой интерес проявляем к проблеме дифференцированного подхода в процессе воспитания мальчиков и девочек. В своих работах они отмечают, что содержательная сторона самостоятельной двигательной активности девочек и мальчиков имеет свою специфику, объясняя это разными интересами детей разного пола. Так в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения, упражнения силового характера (бег, метание), которое исторически было прерогативой мужчин), лазание, борьба, спортивные игры ("Боевые петухи", "Борьба в квадратах", "Перетягивание каната", "Разрывные цепи" и другие силовые упражнения). Девочки предпочитают игры более спокойного характера: с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейки, "Зеркало", "Классики", упражнения с обручами, с мячом.).
На это следует обратить внимание и применять в практической деятельности. Можно отметить, что дворовая игра служит одним из средств профилактики социальной неуверенности ребенка, поскольку, играя он:
1) моделирует отношения в наглядно–действенной форме, начинает лучше в них ориентироваться;
2) преодолевает личностный эгоцентризм, начинает лучше осознавать себя, возрастают его уверенность в себе и способность действовать в коммуникативных ситуация;
3) имеет выход своей агрессивности, страхам, повышает свою эмоциональность и выравнивает импульсивность;
4) формирует реальные отношения сотрудничества со сверстниками, приобретает позитивный опыт совместных действий, а значит – развивает свою социальную уверенность;
5) осваивает новые способы поведения в проблемных ситуациях и усваивает их;
6) развивает свое "зеркальное Я", учится оценивать себя глазами других, а также поступки других людей, соотнося их со своими понятиями о нравственности и моральных нормах по- ведения и т.д. Таким образом, ребёнок проходя школу "дворовых игр" осваивает заложенные способы и формы взаимодействия, которые он в дальнейшем будет использовать в жизни: он учится ориентироваться в сфере человеческих отношений, понимать смысл и задачи человеческой деятельности. Всё это происходи в естественной и максимально доступной для детей игровой форме.
Консультации для родителей
«Дворовые игры с мячом»
Каждый ребенок с раннего детства знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются у всех народов мира и не случайно считаются самыми распространенными.
Дети очень любят играть с мячами, особенно яркими, прыгучими и ловкими. Однако многие родители уделяют мало времени играм с мячами, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.
Игры, игры-упражнения с мячом развивают координацию движений, укрепляют мышцы плечевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости.
В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры благотворно влияют на работоспособность ребенка. Игры с мячами различного веса и объема увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча, ребенок действует обеими руками – это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы. А систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности.
Особенно большое значение придается возникновению радостных эмоций. Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Если ваш ребенок замкнут, плохо вступает в контакт, не умеет дружить с другими детьми – ему очень полезно играть с мячом. В играх, которые проводятся в парах, команде, ребенок учится работать с партнером или партнерами.
Особое место занимают игры – соревнования, эстафеты с мячом, которые развивают чувство ответственности, умение достойно проигрывать. Ведь не только положительные эмоции, но и отрицательные эмоции побуждают к выполнению точных, слаженных действий.
Игры с мячом активизируют не только двигательную, психическую деятельность детей, но и умственную. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности.
Мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он, как магнит, притягивает к себе детей, надо как можно раньше дать ребенку мяч в руки, а не откладывать это до самой школы, надо научить ребенка общаться и играть с мячом.
К сожалению, многие родители не знают игр с мячом, соответственно не могут научить этому своих детей.
Если ваш ребенок совсем не владеет мячом, сделайте с ребенком несколько начальных упражнений:
- Покатать мяч по полу ладонью вправо – влево. Затем перекатывать мяч по полу из одной руки в другую.
- Мяч обычный дали нам, нам он очень нравится.
- Посмотрите, как легко мячик наш катается.
- Покрутить мяч вокруг своей оси по часовой и против часовой стрелки.
- Учим новую игру – мяч раскрутим на полу.
- Он кружится, как, волчок, если ощутит толчок.
- Толкнуть мяч так, чтобы он прокатился под столом или между ножками стула.
- Мяч наш ловок – посмотри, он уже в воротцах.
- Чтоб мячом туда попасть, надо побороться.
- Толкнуть мяч вперед и сбить им какой-либо предмет (кеглю, мяч, кубик).
- Мы должны мячом сейчас сбить предмет тяжелый.
- Постараться должен мяч – этот друг веселый.
- Подкинуть мяч вверх и поймать его. Затем, прежде чем поймать, надо успеть сделать хлопок в ладоши.
- Мяч летает высоко, осторожно брось его.
- Ловкость мы приобретаем – ловим мяч и вновь бросаем.
- Ударить мячом об пол и поймать. Затем отбивать мяч от пола.
- Мяч надутый, мяч пузатый, любят все его ребята.
- Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет.
- Перебрасывать мяч в парах с ударом об пол.
- Мяч о землю стукнем ловко, чтоб он к другу улетел.
- Друг поймал мяч со сноровкой и назад лететь велел.
- Метание малого мяча в вертикальную мишень.
- На стене у нас мишень, мяч кидать в неё не лень.
- Тот, кто метко попадает, зоркость глаз приобретает.
- Забрасывание мяча в горизонтальную цель (коробка, корзина).
- Вот корзина перед нами, а зачем – скажите сами.
- Будем мячик так бросать, чтоб в корзину попадать.
Когда упражнения с мячом сопровождаются стихами, ребенок вовлекается в нужную игру, движение ненавязчиво, в заданной форме.
Вспомните игры своего детства, научите своих детей играть в «Вышибалы», «Лапту», «Съедобное – несъедобное», да просто погоняйте мяч на лужайке в футбол или в хоккей на траве с друзьями, соседями, устройте веселые соревнования с теннисными мячиками, воздушными шарами.
Стоит только захотеть и у вас все получится. А в подарок вы получите море удовольствия и позитива!
Консультация для родителей
«Игры нашего детства».
Игра - способствует развитию личностных качеств ребёнка, он учиться правильно себя вести в различных бытовых ситуациях, узнаёт нормы поведения в них. В процессе использования разного вида игр развивается речь, расширяется кругозор, воспитывается интерес и уважение к труду, закрепляются знания. А подвижные игры еще и активизируют двигательные навыки, не зря малышей всегда привлекают рассказы о детстве их родителей. Им интересно узнать, во что играли мама и папа, бабушка и дедушка. Какие-то детские игры запомнились на всю жизнь, а другие забылись. Современные дети не знают, что такое детские игры во дворе. Любимым нам дворовым играм они предпочитают приложения и гаджеты.
Чтобы возродить любимые игры, вернуть детей во дворы, оторвать их от компьютеров и игровых залов нужно научить их играть. Давайте вспомним самые распространенные и лучшие игры советских детей.
"Вышибалы" Игровое поле длиной 8-10 метров очерчено с двух сторон линиями, за которыми стоят вышибалы (водящие). Задача водящих – выбить мячом игроков с поля, мяч подается поочерёдно от одного вышибалы к другому. При этом из рук вышибалы может быть поймана «свечка», что означает либо возможность остаться в круге, либо возврат одного из выбитых игроков на поле.
«Прятки».
Пока водящий у стены, дерева, двери или забора (место для застукивания) с закрытыми глазами считает до 50, все прячутся. Как только досчитал, произносит: «Раз- два- три – четыре - пять, я иду искать. Кто не спрятался — я не виноват!» Во время поиска, если водящий замечает кого-то, бежит обратно к месту застукивания, стучит и громко кричит: «Туки-туки (имя) застукан». Водящий должен всех застукать, а те, кто спрятался, — вовремя заметить, что его нашли, и попытаться добежать к месту первым и простучать: «Туки-туки сам за себя». Тот, кто успевает раньше водящего, считается незастуканным и ждет, пока найдут остальных. Кого застукалили первым — становится водящим в следующей игре.
«Горячая картошка».
Все игроки становятся в круг, перебрасывают друг другу или отбивают мяч. Если кто-то мяч не отбил, садится на корточки в центр круга. Все, кто сидит в кругу, стараются поймать мяч, но при этом нельзя вставать в полный рост. Если мяч поймали, то все «картошины» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.
Если дети помладше, то мяч можно не отбивать, а ловить и быстро-быстро перекидывать следующему игроку.
«Светофор».
Для этой игры нужно надеть на себя как можно больше разноцветных одежек. На площадке мелом рисуется дорога, и игроки выстраиваются все на одной линии. Игрок-Светофор становится спиной ко всем игрокам посередине дороги и загадывает любой цвет. Если на игроке есть названный цвет, Светофор берет его за руку и переводит через дорогу. Если же цвета нет на одежде, заколках, обуви, то нужно быстро перебежать на другую сторону дороги, чтобы Светофор не успел поймать нарушителя. Тот, до кого он дотрагивался, сам становится Светофором.
«Цепи-цепи кованы».
Игроки делятся на две команды, взявшись за руки, становятся шеренгами друг напротив друга. Расстояние — около 10-15 метров.
Одна команда кричит другой хором: «Цепи-цепи кованы, раскуйте нас!» Команда напротив спрашивает: «Кто из нас?»
Первая команда называют имя игрока из команды противников. Выбранный, пытается с разбегу разорвать живую цепь. Если удается разорвать цепь, игрок возвращается в свою команду и забирает с собой одного из двух «расцепленных» товарищей. Если же нет — игрок становился в команду как раз между «звеньями», которые пытался разорвать.
«Резиночка».
Ни одна игра во дворе не пользовалась такой популярностью у девчонок, как резиночка. Прыгали в нее весь день напролет. Для игры нужна та самая резиночка длиной не меньше 4 метров. Ее нужно завязать в круг, два человека встают в него, ноги поставив на ширине плеч. Остальные прыгают через две натянутые резинки.
Как прыгать? В этой игре много сложных и очень простых элементов. Наверняка мама знает и помнит, как это делать. Самые простые:
1) начинаем прыгать на двух ногах, запрыгиваем в середину и выпрыгиваем.
2) Ноги ставим по обе стороны одной резинки, одним прыжком перепрыгиваем так, чтобы вторая резинка оказалась в такой же позиции, выпрыгиваем.
3) Запрыгиваем в середину двумя ногами, затем выпрыгиваем двумя ногами из резинок, снова с середину, выпрыгиваем.
Упражнения выполняются по порядку на разных уровнях. 1-й — резинка находится на уровне щиколоток, 2-й — на уровне колен, и высший пилотаж 3-й и 4-й уровни — резинка на уровне бедер и пояса.
Переход хода: когда прыгающий ошибается, сбивается, цепляется за резинку, наступает на резинку. Продолжают прыгать всегда с того места, где сбились. Если играют парами, то если один сбился, его может выручить партнер. Но если и он сбился, то пары меняются местами.
"Шаги"
Чертится мелом на асфальте или палочкой на земле круг такого размера, чтобы все участники игры могли в нём поместиться. Выбирается считалкой водящий. Все становятся в круг, и водящий бросает мяч вверх, как можно выше и бежит дальше от круга, причём в любую сторону. Тот из игроков, кто сумел поймать мяч, должен остановить бег ведущего криком «Стоп!». После того как ведущий остановился, игрок с мячом оценивает расстояние до водящего и назначает количество шагов. Шаги могут быть самые разнообразные и в разном количестве, например «два гиганта и пять лилипутов» или просто «семь зонтиков». Если игроку после выполнения назначенных шагов удаётся дотронуться рукой до водящего, то он сам становится им. Условие: ложиться на землю, чтобы дотянуться до игрока – нельзя. Шаги бывают: гигантские – самые большие и в прыжке, лилипуты – шагаем на половину ступни, ниточка – при ходьбе приставляем пятку одной ноги к носку другой, утята – ходьба вприсядку, зонтики – прыжок с поворотом на 180 градусов, зайчик – прыжок вперёд, ноги вместе.
«Съедобное-несъедобное» Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг. Игроки встают за последнюю черту и водящий бросает им поочерёдно мяч, называя различные предметы. Если звучит «съедобное» слово игрок должен поймать мяч, «несъедобное» - пропустить или отбросить, при соответствии действий игрока названному слову игрок переходит к следующей черте. Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту
«Я знаю пять имён» От земли отбивают мяч, при каждом ударе произнося: «Я знаю пять имён девочек (мальчиков, названий цветов, птиц и так до бесконечности). Например: «Маша – раз, Таня – два, Катя – три, Соня – четыре, Ира – пять». Если игрок ошибается или делает долгую паузу, мяч переходит к другому игрок. Когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался, при этом заранее лучше договориться в каком порядке будут называться предметы.
«Тише едешь – дальше будешь» Водящий становится на одной стороне игрового поля, игроки в другом её конце. Водящий отворачивается и произносит: «Тише едешь – дальше будешь, стоп!» и оборачивается. Игроки, которые в этот момент бегут к водящему, должны замереть. Тот, кто не успел вовремя остановиться, возвращается к стартовой черте. Победитель, первый достигший водящего, сам становится водящим.
«Колечко»
Обычно в «Колечко» играли девочки. Во всяком случае, увлеченной этой игрой мальчишек было очень мало.
Играющие садились в ряд и складывали перед собой руки «лодочкой», закрывая большими пальцами образовываемое ими пространство. У водящего в ладонях (ладони сложены так же) какой-нибудь предмет: монетка, колечко и т.д.
Смысл игры: водящему необходимо незаметно вложить в руки одного из участников этот предмет. Участник же, которому был вложен предмет, должен не подать вида, и выскочить из ряда сразу после слов водящего «Колечко, колечко выйди на крылечко!». У остальных участников задача – угадать, кто счастливчик и не выпустить его. Если игроку не удавалось вырваться, то водящий оставался прежним.
Игра была своеобразным выражением симпатии и дружбы.
«Ручеек»
Играть можно было практически в любом месте: на поле, во дворе, в детском саду, в школе…
Количество играющих должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает в конец. Освободившийся игрок становится водящим.
Прелесть игры заключалась в том, что в процессе водящих становилось все больше, а коридор все длиннее. Каждый хотел побыстрее стать «водой», чтобы самому выбрать себе пару. Игра позволяла выбрать в «пару» себе свою тайную симпатию, не выдав себя.
«Бабушка, распутай нитки!».
Выбираем ведущего. Он отворачивается. Команда становится в круг, и все участники берутся за руки. Все сплетаются в клубок, некую запутанную массу. Главное условие – не разрывать руки. Запутавшись, игроки вызывают ведущего: «Бабушка, распутай нитки!». Ведущий распутывает всех участников, не разрывая руки. Если кто-то отпустил ладошку, становится на место ведущего.
Консультация для родителей
«Детские игры во дворе»
Многие родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы дети росли здоровыми, меньше болели, стремились вести здоровый образ жизни. Поэтому они стремятся проводить с детьми свободное время, организовывая активный семейный отдых.
Но для организации активного отдыха родителям нужно знать подвижные игры, познакомиться с содержанием и правилами их проведения.
Место для игр выбирают в стороне от проезжей части, чтобы исключить неожиданное появление машины вблизи играющих. Очень хорошо использовать травяную или плотно утрамбованную земляную полянку, игровые и спортивные площадки в парках. В зимнее время хорошо ограничить площадки снежными валиками. Наиболее удачны площадки, имеющие физкультурное оборудование.
Дети, особенно младшего возраста, играя, нуждаются в помощи взрослых. Малышу легче овладеть движениями, играя со взрослым, который учит его ловить и бросать мяч, пролезать через обруч и т.п. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, степень двигательной активности, уровень двигательных умений.
Во дворах дети нередко объединяются по разному возрасту: живущие в одном подъезде, часто встречающиеся, вместе посещающие детский сад. В таких объединениях более старшие ребята на основании собственного опыта знают правила многих игр, умеют использовать оборудование детской площадки, а за ними так пытаются делать и малыши. Это обогащает всех детей: младшие перенимают игровой опыт старших, усваивают правила, двигательные умения. Дети постарше привыкают заботиться о младших, предостерегать от опасностей.
Чаще всего дети играют в «магазин», «детский сад», «больницу», «стройку». В этих играх отражается уровень знаний об окружающем мире, их интересы. Сюжеты этих игр можно успешно дополнять действиями в целях физической нагрузки, логически связанной с тематикой игры: пролезть под дугой перед входом в детский сад, перешагнуть через палочку перед магазином и т.п. Особенно привлекательны для детей подвижные игры с большой физической и эмоциональной нагрузкой, элементами соревнования (бег наперегонки, длительными прыжками и пр.) Такая деятельность должна находиться под контролем взрослых. Следует помнить, что вызываемые в процессе игры физические напряжения не должны превышать реальных возможностей дошкольников, физическая нагрузка должна соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребенка.
Разыгравшихся детей иногда трудно остановить. Требования взрослого остановить игру часто вызывает негативную ответную реакцию. Ребенок капризничает, не подчиняется, у него пропадает жизнерадостное настроение. Чтобы такое состояние не наступило, родители должны следить за самочувствием ребенка, вовремя переключить на другую, более спокойную деятельность.
Однако, не нужна и другая крайность – постоянное вмешательство в игровую деятельность детей. Надо приучать их к самостоятельности, воспитывать умения совместно организовывать совместные игры, договариваться о правилах, месте игры, знакомить с играми, в которых участвуют несколько человек, причем каждый действует активно, выполняя какую – либо роль.
У детей разного возраста пользуются успехом игры – упражнения с индивидуальными физкультурными пособиями: обручами, мячами разных размеров. Старшие дошкольники, имеющие определенный двигательный опыт, самостоятельно играют, организуют соревнования, а малышам способы действий должны показать взрослые, первое время поиграть с ними.
ИГРЫ С ОБРУЧЕМ.
Догони обруч. Обруч поставить на землю ободом, энергично оттолкнуть и догнать.
Пролезь в обруч. Движения выполнять разными способами: сверху, снизу, боком, поставив на землю.
Не опоздай. Обручи разложены на земле по кругу. Одного не хватает. Дети бегут по кругу, меняя положение рук или способ бега. По сигналу быстро встают в обручи. Оставшиеся без места считаются проигравшими.
ИГРЫ С МЯЧОМ.
Лови – бросай. Дети стоят по кругу, взрослый в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть не давай». Расстояние постепенно увеличивается до 1 – 2 метров.
Кто дальше? Дети бросают мяч, находясь на линии. Побеждает тот, чей мяч улетит дальше.
Кто скорее дойдет? Играющие, ударяя мячом о землю, продвигаются вперед шагом или бегом.
Выигрывает тот, кто раньше дойдет до противоположной стороны, не уронив мяча.
Попади в ворота. Дети распределяются парами и встают на расстоянии 4-6 шагов друг от друга. Между каждой парой устанавливаются ворота из кубиков, кеглей. Каждая пара катает мяч через эти ворота.
Подбрось – поймай. Играющие распределяются по парам. Один подбрасывает и ловит мяч, другой считает, сколько раз удалось его бросить и поймать. Потом играющие меняются ролями.
ИГРЫ – ЭСТАФЕТЫ.
Детям можно предложить интересные игры – эстафеты. Для этого сначала нужно распределиться на команды, выбрать капитанов. Команды выстраиваются параллельные колонны, перед стартовой линией. От этой линии на расстоянии 10 – 12 метров проводится вторая линия. Содержание игр – эстафет зависит от возрастных возможностей, уровня подготовки детей, наличия спортивного инвентаря.
ИГРЫ ПОД НАВЕСОМ.
В ненастную погоду хорошо организовать игры по навесом. Это поможет продлить время пребывания детей на воздухе, закалит организм, приучит самостоятельно организовывать игры на небольшом пространстве. Для этого пригодны игры малой подвижности. Это игры типа «Повтори за мной», «Угадай, кто ушел?», «Угадай, что делали?», «Что изменилось?», «Море волнуется».
Анкета
Уважаемые родители!
Дворовая игра -это один из способов познания мира!
Это возможность стать Вам и Вашему ребенку ближе друг к другу.
Ответьте на вопросы анкеты, это поможет нам обогатить игровой опыт ваших детей.
- Были ли Вы в детстве участником какого-либо дворового игрового сообщества?
________________________________________________________
- В какие игры Вы любите играть?
_________________________________________________________
- Каким играм Вас научили ваши родители?
__________________________________________________________
- Каким играм вас научили ваши бабушки и дедушки?
__________________________________________________________
- Каким играм Вас научили ваши сверстники и старшие друзья
__________________________________________________________
- Каким играм научили Вы своего ребенка?
___________________________________________________________
- Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок больше играл и был участником дворового сообщества?
___________________________________________________________
- Хотели бы Вы принять участие в детско-родительском празднике «День дворовой игры?»
___________________________________________________________
- Опишите правила вашей любимой дворовой игры
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Круглый стол «Как играли в детстве мы, как играют наши дети…».
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "
Игра - это способ познания окружающего мира. Игра увлекает детей и делает их жизнь разнообразнее, богаче. В игре формируются все стороны личности ребенка. Особенно в тех играх, которые создаются самими детьми, дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Играя, он познает мир, учится общаться и совершенствует физические, интеллектуальные и волевые навыки. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Ребенок новичок, все для него полно новизны, в игре он делает открытия того, что давно известно взрослым. В игре ребенок осваивает действительность. Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Подвижная игра - одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.....
Подвижные игры широко используются в детском саду, как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию. Они проводятся со всеми детьми одновременно на дневной, вечерней прогулках. Кроме того, дети могут играть, объединяясь в небольшие группы утром, в перерывах между занятиями, на дневной и вечерней прогулках.
Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные.
Сюжетные имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движение и повадки птиц и животных).
Бессюжетные («Ловишки», «Перебежки») не имеют сюжета и образов, но сходны с сюжетными наличием правил и ролей.
К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей).
Выбирать игры рекомендуется по временам года. Например, зимой «Два Мороза», «Снежные круги», а летом «Ловля обезьян», «Лягушки и цапля». В прохладную погоду лучше проводить такие игры, в которых все дети одновременно выполняют движения. В холодную, сырую погоду не следует планировать на участке игры с речитативом и пением (с целью охраны голосового аппарата). В жаркую погоду - спокойные игры и меньшей подвижности (от перегрева).
В течение года полезно повторять игры с усложнением правил и движений. При подборе игр на каждый день нужно учитывать время их проведения и место в режиме дня. Утром рекомендуются игры с физкультурными пособиями и игрушками (мячи, обручи, кольцебросс). В перерывах между занятиями полезны игры средней и малой подвижности. На прогулке рекомендуется проводить игры более подвижного характера. Желательно, чтобы их было две. Первая должна быть с большей нагрузкой, вторая – более спокойная. На вечерней прогулке полезно организовать игры большей и средней подвижности, в которых участвуют все дети одновременно.
Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, соблюдая национальные традицию.
В этих играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры - забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр?
Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и
« продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.
Вот одна из таких зазывалок:
Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.
Игра «Уголки»
А вот игра «Уголки». Она вырабатывает внимание, ловкость, чувство такта, здесь перебежки сопровождаются подпевкой. Подпевки имеют место в народных играх:
Мышка, мышка
Продай уголок
За шильце, за мыльце
За белое полотенце, за зеркальце!
После этих слов все играющие меняются уголками, а водящий старается занять освободившийся уголок. В эту игру мы с ребятами играем на веранде, чтобы иногда переждать непогоду.
Игра «Башмачки»
А вот игра «Башмачки» развивает у детей аккуратность, быстро и правильно обуваться, (часто малыши неправильно надевают обувь). Суть игры состоит в том, что дети снимают свою обувь и составляют с другой обувью, чтобы не очень легко было отыскивать пару. Затем все вместе проговаривают текст;
Вот сидит малыш
До чего же хорош
До чего же хорош -
Ну, а ножки то босы!
Раз, два, три,
К башмакам беги!
Игра считалась законченной, когда все дети находили и аккуратно надевали свою обувь.
Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила, как это видно в игре «Золотые ворота»
Игра «Золотые ворота»
Проходите детвора
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз - прощается
Второй – запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
Начиная со средней группы, мы привлекаем детей к сложным хороводным играм, таким как «Ручеек», «Бояре». Эти игры хороши тем, что в них нет явного ведущего. Руководство игрой воспитателем остается практически незаметным для детей.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Загадки по теме «Дворовые игры»
От водящего беги,
1.И по сторонам гляди.
Если друг кричит: «Чай, чай!»
То скорее выручай.
(Кодунчики)
2.На команды мы разбились,
Вправо, лево разошлись.
Вышибай кто в середине,
Целься лучше - победишь!
(Вышибалы)
3.Бросим мячик прямо в небо,
Имя громко назовём.
А потом шагами меря,
Мы дистанцию пройдем.
(Штандер-швандер)
4.На команды разбивайся,
Крепче за руки держись.
Через цепи, чтоб прорваться,
Ты получше разбегись!
(Цепи-цепи)
5.Называет цвет водящий,
Нужно поле перейти.
Если цвет не подходящий,
Ты скорей беги, беги!
(Светафор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Укрепление здоровья дошкольника через подвижную игру" (в рамках проекта "Дворовые игры")
Здоровьесбережение и здоровьеукрепление – приоритетные задачи в дошкольном возрасте....
Сценарий развлечения "Дворовые подвижные игры в детском саду"
Играем в забытые игры "нашего двора", игры в которые играми наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Развиваем у детей старшего дошкольного возраста коммуникативные навыки, возраждаем народные т...
Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»
Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...
Роль дворовой подвижной игры в воспитании детей дошкольного возраста.
Игры для детей на улице, во дворе или как с ностальгией называют их нынешние взрослые «игры нашего двора» — пожалуй, самая многочисленная и самая интересная группа детских игр.Игры с...
«Приобщение детей к здоровому образу жизни и возрождение дворовых подвижных игр»
Консультация для родителей...
Приобщение детей к здоровому образу жизни и возрождение дворовых подвижных игр.
Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основной активной творческой жизни. Прекрасный мир дворовых игр знаком каждому взрослому не понаслышке....
Дворовые подвижные игры
Дворовые подвижные игры...