Картотека Кавказских подвижных игр для детей дошкольного возраста.
картотека

Картотека формирует у детей чувство толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kavkazskih_igr.docx306.26 КБ

Предварительный просмотр:

                      Картотека

            Кавказских

       Подвижных игр

для детей 

дошкольного

возраста

Цель: Формировать у детей чувство толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.

    ДАГЕСТАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

                          https://www.ksiegarniarosyjska.pl/31247-thickbox_default/komplekt-vyrubnykh-mini-plakatov-kostyumy-narodov-rossii-10-shtuk.jpg

                            Карточка№ 1.

                         «Бег к реке.»

На расстоянии 10-15м от реки чертится линия, вдоль которой выстраиваются играющие. По сигналу водящего игроки бегут к реке, достают со дна его камень водящему. Водящий определяет первые три места. Игра продолжается.

Правила:

1. Водящий может сокращать или удлинять дистанцию, давать различные задания.

 2. Игроки во время бега не должны мешать друг другу.

Карточка№ 2.

«Достань шапку»

Игроки делятся на две команды. На расстоянии 10-15м находятся шапки. Играющие в обеих командах становятся парами и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т.д., например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, вторые пары продвигаются на четвереньках, третьи пары идут на пятках, четвертые- полу приседают, пятые пары продвигаются, глубоко приседая.

Правила:

1. Взять шапку имеет только та пара, которая дошла первой.

2. Побеждает команда, набравшая больше шапок. 3. При повторении игры лучше поменять виды движений.

   

Карточка№ 3.

«Надень папаху»

Мальчик-джигит сидит на стуле. На 8-12 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают в слух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего назначаются другие дети.

Правила:

1. Водящий не должен подсматривать.

2. Играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.

                            Карточка№ 4.

                       «Палочка-стукалочка»

Цику - ция

Играющие до 12 человек образуют круг, в руках каждого маленькие палочки длиной 10см. Для игры нужна еще одна большая палка длиной 50см. Водящего выбирают с помощью считалки. Водящий закрывает глаза, считает до 10, остальные в это время прячутся. Прежде чем спрятаться, игроки кладут длинную палку одним концом на камень, другим на землю. На конец палки, лежащий на земле, аккуратно кладут маленькие палочки. Сосчитав до 10, водящий открывает глаза и ищет спрятавшихся. Каждый из играющих стремиться незаметно добежать до палки первым и стукнуть по ее концу, лежащему на камне, так чтобы в воздух взлетели маленькие палочки. Водящий стремиться помешать игрокам сделать это. Если же кому-то из игроков удается стукнуть по палке и рассыпать маленькие палочки, то водящий опять закрывает глаза. Ели же водящему удается выиграть, то им становится игрок, найденный первым.

Правила:

1. Чтобы никто не тронул палочки, водящий, найдя кого-либо из спрятавшихся, быстро подбегает к длинной палке и громко называет имя найденного.

2. Обнаруженный игрок останавливается и больше не прячется.

                         

                         

Карточка№ 5.

                          «Подними платок»

Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют лезгинку. С окончанием каждый участник игры старается первым поднять платок.

Правила:

1.Нельзя тянуться за платком.

2. Запрещается выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.

                               

Карточка№ 6.

                        «Слепой медведь»

Играющие свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока 2 палочки: одна гладкая, другая с зубцами. Игроки выбирают водящего – медведя, которому завязывают глаза. Они водя гладкой палочкой по палочке с зубцами, возникает звук. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих, тот кого медведь запятнает, становится водящим.

Правила:

1. Водящий не должен подглядывать.

2. Игрокам не разрешается убегать за линию.

3. Если медведь долго не может никого запятнать, надо менять водящего.

                       

                  КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЕ

НАРОДНЫЕ ИГРЫ

http://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/07/kartinki_nacionalnyy_kostyum_osetiny_14_22115842.jpg

                           Карточка№ 7.

«Журавли- журавли»

В игре вожак журавлиной стаи, которого выбирают считалкой, говорит следующие слова: «Журавли-журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает «Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой». Участники игры быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все учащает шаги по темпу песни. «Журавли-журавли, извивайтесь, как змея». «Журавлиная» вереница начинает делать плавные зигзаги. Вожак дальше поет: «Змея сворачивается в кольцо», «Змея выпрямляется» и т.д.

Правила:

 1. Упражнения выполняются во всевозрастающем темпе, переходящим в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится.

2. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

                          Карточка№ 8. 

                   «Повелитель лунки»

Кладут мяч в лунку, которую выкапывают в центре площадки. Повелитель лунки садится на расстоянии 3-6м в стороне от играющих. Игроки становятся вокруг мяча (в радиусе 2-4м) на равном расстоянии друг от друга и от мяча. Когда все готовы, повелитель выкрикивает имя одного из игроков. Тот должен быстро схватить мяч и осалить одного из убегающих, кидая мяч с места (или догоняя игрока). Осаленные выходят из игры. Если названный повелителем игрок промахнулся, то он сам выходит из игры. Остальные снова занимают места по кругу, и игра продолжается. Побеждает тот, кто продержится дольше всех. В следующий раз он становится повелителем лунки.

Правила:

 1. До начала игры ее участники договариваются, как будут салить: с места, или догоняя убегающих.

 2.Нельзя убегать за условленную территорию.     3. Салить игрока можно только прямым попаданием мяча, а не с отскока.

                         Карточка№ 9.

                             «Волчок»

Цель: развивать чувство равновесия, ловкость, координацию движений, глазомер, укреплять мускулатуру кистей рук.

Ход игры: чтобы привести волчок в движение, его кладут на ладонь левой руки, указательным пальцем правой руки его быстро крутят вправо и во вращающемся положении бросают на лёд. Затем его гоняют небольшим кнутом из конопляного волокна. При этом дети 6–ти лет и старше не редко устраивают состязания: чей волчок вращаясь дольше простоит, чей дольше прокрутится по непротоптанному снегу, кто дальше прогонит свой волчок одним ударом, у кого он перепрыгнет через канаву, через бревно и т.д.

                             Карточка№ 10.

                         «Подними платок»

Цель: развивать слуховое восприятие, быстроту реакции, внимание, сообразительность, ловкость.

Ход игры: игроки становятся в круг, в центре него кладут платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

                         

                             Карточка№ 11.

« Зэкъуэт»

(стать друг за другом)

Цель: развивать ловкость, смекалку, бег, двигательную активность, внимание.

Ход игры: перед началом игры ребята по жребию определяют двух ведущих – «лису», которая должна убегать и «охотника», обязанного догонять её. Когда известны ведущие, остальные берутся за руки и образовывают большой круг. Затем они опускают руки, чтобы «лиса» могла быстро проскочить между стоящими игроками в момент опасности, то есть в том случае, если «охотник» догонял «лису» и ей угрожало быть «раненой». В этом случае, бегающая вокруг игроков и преследуемая «охотником», «лиса» могла заскочить в круг и стать впереди любого игрока. Тогда «охотник» преследовал не её, а того, чьё место заняла «лиса». Если «охотнику» удавалось «ранить» «лису» до того, пока она не вставала впереди кого – либо, «охотник» и «лиса» менялись местами.

                         Карточка№ 12.

                          «Под буркой»

Цель: развивать внимание, ловкость, умение изворачиваться от ловишки, отрабатывать навыки бега.

Ход игры: играющие делятся на 2 команды по 5 – 8 человек. Старший садится на землю, укрывшись буркой, а игроки этой команды располагаются вокруг, охраняя его. Другая команда, водящая, отходит от них на 20 – 30 м. По указанию старшего от водящих к соперникам идут 2 игрока. Увидев их, охрана спрашивает «Кто идёт?». Если идущие не отвечают, то вопрос задаётся повторно с целью заставить их говорить. Не доходя 2 – 3 м. до бурки, ходоки останавливаются и по очереди отвечают: «Гости». «Если гости – проходите. Добро пожаловать!» - говорит старший под буркой. Продвигаясь ближе к бурке, пришедшие говорят: «Мы не гости, мы медведь и волк». После этого старший, не снимая бурки, пытается угадать, кто подошёл, и говорит с возмущением: «Так вы не гости, вы обманщики! Медведь – это…(имя игрока), а волк…(имя игрока)». Если пришедших узнали, они сразу убегают, а охрана их догоняет. Кого охрана осалит, тот становится пленником старшего. Далее водящая команда может посылать ещё двух игроков к бурке. Когда старший под буркой ошибается, то двое пришедших спокойно забирают 2 игроков из его охраны и возвращаются к своим. если угадывается имя только одного пришедшего, охрана устремляется за ним с целью его пленить, а другой (неузнанный) забирает с собой одного из охранников. Отгаданного охрана преследует до тех пор, пока он не добежит до своей команды, которая, став в круг, имитирует крепость с одними воротами, образованными при помощи поднятых рук.

                           Карточка№ 13.

                           «Дэ къегъэжэк»

                         (катание орехов)

Цель: развивать внимание, ловкость.

Ход игры: посередине помещения устраивают наклонную плоскость из досок шириной 50 – 60 см. Все играющие по очереди скатывали по одному ореху с плоскости. Если чей – либо орех, скатываясь, задевал какой – ни будь орех, лежавший на полу, то он выиграл его и имел право повторить бросок.

                       

     ОСЕТИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

https://r1.mt.ru/r16/photoC604/20295316245-0/jpg/bp.jpeg

                     Карточка№ 14.

                 «Осетинские салки»

Цель: упражнять в беге; снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочению группы.

Держаться рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его.

Ведущий выбирается с помощью считалки:

Завтра с неба прилетит

Тетерев кавказский.

Если веришь – стой и жди,

А не веришь, выходи.

Ход игры: водящий преследует остальных играющих, и если коснется кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее: он должен бежать, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть, так он должен догнать и осалить кого- либо.

І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.

ІІ вариант: если играющих много, выбирают двух или трех ведущих.

Карточка№ 15.

                        «Барсы в пещерах»

Цель: упражнять в беге, развивать внимание, быстроту реакции на сигнал, развивать ориентировку в пространстве; создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя.

Бегая ребятам по площадке, необходимо слышать команду ведущего и занимать свободную «пещеру»

Оборудование и атрибуты: шапочки барсов.

Считалка:

У барсихи пять барсят.

Поиграть они хотят.

Черный, белый,

Рыжий, серый.

Полосатый - выходи.

Не упрямься –

И води.

Ход игры: все встают в круг, затем разбиваются по трое. Двое изображают пещеру, а третий – барса. Ведущий в центре круга. Он командует: «Барсы, выходите! ». «Барсы» должны выйти и бегать по всей площадке. Внезапно ведущий командует снова: «Барсы в пещеру! », и все должны занять ближайшие «пещеры», ведущий тоже. Кому «пещеры» не досталось, тот водит. Через несколько туров «барсы» и «пещеры» меняются ролями.

І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.

ІІ вариант: ведущий меняет команду на хлопки или другие сигналы.

ІІІ вариант: «барсы» меняются на других животных.

Карточка№ 16.

                 «Джигиты соревнуются»

Цель: поддерживать интерес к физическим упражнениям; учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие

Действовать по сигналу «старшего», проигравшим считается тот, кто хоть раз выйдет за черту круга. Если из круга выйдут оба игрока, приз никому не присуждается.

Оборудование и атрибуты: гимнастические палки, мел.

ІІ вариант:

Разделить на две команды с помощью счета на первый и второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – вторая команда или воспитатель раздает при пересчете опознавательные знаки.

Ход игры: на игровой площадке чертятся 4-6 кругов по 3 метра диаметром. Все участники делятся на две равные команды и выстраиваются в шеренгу на противоположных сторонах площадки лицом одна к другой. В каждой команде выбирается «Старший». «Старшие» посылают по одному игроку в каждый круг. Пары, находящиеся в кругах, получают по гимнастической палке. Оба игрока держат палку в руках, прижимая один её конец локтем. По сигналу игроки, нажимая на палку, стараются вытолкнуть друг друга из края.

І вариант: разбить всех детей на пары, раздав палки и определить в круги.

ІІІ вариант: поделить на три команды.

                      Карточка№ 17.

                     «Водопад и ветер»

Цель: в процессе игры развивать ловкость, быстроту, действовать по сигналу; сплочение группы, эмоциональное и мышечное

расслабление, создание атмосферы единства.

Четко выполнять команду водящего, тот, кто ошибётся в выполнении команды, должен выйти из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один – единственный игрок. Водящий выбирается с помощью жеребьевки.

Ход игры: для начала игры выбираем водящего. Остальные игроки становятся на некотором расстоянии от него. Когда водящий объявляет: «Водопад! » - игроки начинают приседать, когда же он говорит: «Ветер! » - все должны бежать в одну сторону по кругу. Водящий старается запутать игроков; он может произносить одно и тоже слово несколько раз подряд и делать ложные движения, не совпадающие с командой. При этом он должен зорко следить за игроками – тот, кто ошибётся, выходит из игры.

І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель

ІІ вариант: на сигнал «Водопад! » игроки выбирают ОВД по желанию (например, прыжки)

ІІІ вариант: на сигнал «Ветер! » - дети бегут врассыпную.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека по подвижным играм старший возраст

Картотека по подвижным играм старший возраст...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

Роль сенсорного развития детейдошкольного возраста с нарушением зрения и речи в ознакомлении с природой

Данный проект направлен на социализацию детей в обществе, предоставив слабовидящим максимальную возможность через все органы чувств познать природу, стать ее частью и сохранять по мере возможности ее ...

Картотека зимних подвижных игр в старшем дошкольном возрасте Подвижные игры малой подвижности «Снежная королева»

Картотека зимних подвижных игр в старшем дошкольном возрастеПодвижные игры малой подвижности«Снежная королева»Цель: формирование умения напрягать и расслаблятьпоочередно мышцы всего тела, ...