Здоровьсберегающие технологии в работе учителя-дефектолога
консультация
Целью здоровьесберегающих технологий является нормализация психического и физического сoстояния ребёнка, а также увеличение резервов его здоровья и, как следствие, легкая степень адаптации к нагрузкам.
Роль учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста. Необходимо сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский
Школа – очень серьёзный, переломный этап в жизни ребёнка. Привычная детская беззаботность сменяется ограничениями и необходимостью выполнять множество требований. Отныне ребенок должен систематически работать, соблюдать режим и предписания школьной жизни. Ребёнок, привычный играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко уменьшается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Ребёнку нужно привыкнуть к новому коллективу, требованиям учителя, необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей с ОВЗ это большой труд. Нагрузки на детский организм огромны, поэтому для получения высоких результатов в учебно-воспитательном процессе важную роль играет систематическое применение здоровьесберегающих технологий.
Вопрос о том, нужно ли учить ребенка до школы, давно потерял свою актуальность. Рост информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем детей и ростом школьных проблем заставляют школу и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе и хотя бы частично разгрузила его на первых, самых сложных этапах обучения. Подготовка детей к школе в детском саду позволит предупредить многие трудности в обучении, значительно сгладить процесс адаптации к школе.
Всем прекрасно известна истина: здоровье – одна из главных ценностей в жизни каждого человека. Здоровье дарит нам хорошее самочувствие, а вслед за ним успехи и достижения, удачу и счастье.
«Здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Главным критерием результативности здоровье сберегающих педагогических технологий является их влияние на развитие личности ребенка, увеличения резервов его здоровья и, как следствие, легкая степень адаптации к школьным нагрузкам.
Целью здоровьесберегающих технологий является нормализация психического и физического сoстояния ребёнка, а также увеличение резервов его здоровья и, как следствие, легкая степень адаптации к нагрузкам.
У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья нарушено большинство компонентов моторного и речевого развития. В коррекционно-образовательной работе большое внимание, уделяется здоровьесберегающим технологиям. Наша специфика работы здоровье сберегающих технологий предполагает учитывать индивидуальные особенности развития каждого ребёнка. Разработка индивидуального сопровождения с учётом его психофизических особенностей, что позволяет эффективно решать проблемы развития детей, несмотря на разнообразие встречающихся нарушений.
Роль учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста. Необходимо сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
В работе с детьми с ОВЗ можно выделить следующие факторы, положительно влияющие на здоровье детей:
- двигательная активность;
- психологическое здоровье и комфорт ребёнка;
- правильно организованный характер процесса обучения.
В своей работе учителя-дефектолога для достижения целей здоровьесбережения я использую следующие средства и технологии:
- Организация режима пребывания обучающегося на индивидуальном занятии. Кабинет учителя-дефектолога укомплектован всем необходимым оборудованием для осуществления коррекционно-образовательной работы и соблюдения здоровьесберегающего режима. Для создания атмосферы уюта кабинет оформлен в спокойных тонах, с рациональным освещением. Оборудование соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Перед каждым занятием организуется проветривание кабинета.
- Создание охранительного режима. В целях обеспечения психологической безопасности обучающихся во время их пребывания на занятии, создания комфортных условий коррекционно-образовательного процесса, профилактики возникновения у детей психоэмоционального напряжения учителем-дефектологом организуются условия для реализации охранительного режима:
- общение педагога и ребёнка на занятиях проходит на фоне положительных эмоций;
- инициатива и успехи ребёнка активно поощряются: «Какой ты молодец!», «Умница! Ты всё сделал правильно!», «У тебя так хорошо получается!» и т.д. Похвала подкрепляется улыбкой, радостью, эмоциями, мимикой, аплодисментами, поглаживанием по голове и т.д.
- Профилактика нарушений осанки. Во время занятия педагог осуществляет контроль за правильной осанкой обучающегося.
- Смена динамических поз и физкультминутки. В целях снятия напряжения и статической нагрузки, а также для предотвращения нарастания утомления на индивидуальных и подгрупповых занятиях учителя-дефектолога организуется смена динамических поз. Для этих целей используются подвижные игры и физкультминутки. Физкультминутки помогают поднять эмоциональный заряд, улучшить настроение, снять напряжение, размять мышцы. Так же физкультминутки развивают крупную и элементы мелкой моторики, улучшают вестибулярное и проприоцептивное восприятие и координацию. Для реализации этих целей используются различные методики, например методики Н.Г. Коноваловой, В.И. Ковалько, И.Е. Авериной.
- Пальчиковая гимнастика. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений. В целях развития мелкой моторики рук, кистевого и пальцевого праксиса используется пальчиковая гимнастика. Для реализации этих целей используются различные методики, например методики Т.А. Ткаченко, Т.Ю. Бардышевой, Т.Н. Щербаковой и других.
- Дыхательная гимнастика. Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от физиологического тем, что это управляемый, осознанный процесс. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, выдох гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза, а затем – длинный выдох. Количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, помогают снять физическое и эмоциональное напряжение. Так же дыхательная гимнастика способствует снижению эмоционального напряжения и перевозбуждения у детей с РАС и СДВГ, помогает в релаксации детям с заиканием.
Для реализации этих целей используются различные методики, например, методики Н.Г. Коноваловой, Л.В. Корниенко, А.Н. Стрельниковой и других, а также специальные инструменты, такие как вертушки, аэробол и другие.
- Зрительная гимнастика. Основной целью гимнастики для глаз для дошкольников является снятие напряжения с мышц и восстановление здоровой фокусировки. Зрительная гимнастика необходима для профилактики нарушений зрения. При этом улучшается концентрация зрения, повышается тонус мышц и нервов, улучшается кровообращение. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятие. Врачи рекомендуют зрительную гимнастику для повышения умственной выносливости, сохранения четкости видения, исключения спазма. Для реализации этих целей используются различные методики, например, методики Н.Г. Коноваловой, Э. С. Аветисова и других.
- Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс гимнастик: гимнастики мимико-артикуляторных мышц, гимнастики губ и щёк, гимнастики языка. Артикуляционная гимнастика – основа основ правильного звукопроизношения. Она необходима для активного развития органов речи, приобретения органами артикуляционного аппарата подвижности, гибкости и скоординированности движений; улучшения кровообращения и работы артикуляционных мышц. Для реализации этих целей используются методики Н.В. Нищевой, Т.А. Ткаченко, Т.А. Куликовской, О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьёвой и других. Инструкции по выполнению упражнений подаются дошкольникам в слухо-зрительном виде.
- Элементы Су-Джок терапии.
Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. На кистях рук имеются биологически активные точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными частями человеческого организма. Су-Джок терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений. Элементы Су-Джок терапии могут широко использоваться как педагогами, так и родителями благодаря ряду преимуществ:
- абсолютная безопасность;
- универсальность метода;
- простота применения.
Актуальность использования массажера Су-Джок в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-Джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Су-Джок терапия осуществляется с помощью следующих приёмов:
1. Массаж специальным шариком.
2. Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла.
Формы работы учителя-дефектолога с детьми при использовании Су-джок терапии:
1. Использование шариков Су-Джок при выполнении пальчиковой гимнастики. Различные комплексы пальчиковой гимнастики содержат множество упражнений с прокатыванием между ладоней различных предметов (карандаши, шарики из различных материалов и т.д.) Использование в таких упражнениях дополнительно шариков Су-Джок увеличивают площадь и эффективность воздействия массажа на кисти рук, таким образом усиливает эффективность гимнастики. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
2. Использование шариков Су-Джок при работе над лексико-грамматической стороной речи. На занятиях по развитию речи можно так же использовать элементы Су-Джок терапии: прокатывать шарик ладонью по столу и называть различные морфологические категории: множественное число, употребление существительных с числительными, употребление личных местоимений с глаголами и т.д. Так же можно использовать массажные кольца для запоминания названий пальцев руки (массировать каждый пальчик и проговаривать название; надевать кольца на все пальцы, затем снять одно, и назвать палец на котором нет кольца и т.д.).
Су-Джок терапия осуществляется по методике Пак Чже Ву.
- Элементы сказкотерапии. Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Часто у дошкольников с ОВЗ имеются трудности с социализацией и/или коммуникацией, что препятствует или ограничивает полноценное общение. Для того, чтобы помочь ребёнку, используется сказкотерапия, ведь именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Чтение сказок — один из важнейших педагогических, воспитательных моментов.
Цели сказкотерапии у детей:
- активизация в ребёнке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания;
- создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления;
- стимулирование творческого самовыражения;
- формирование позитивного отношения ребёнка к своему «Я»;
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
- развитие умения преодолевать трудности и страхи;
- выявление и поддержка творческих способностей;
- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Также сказкотерапия помогает развить речь, память, внимание, мышление, фантазию, воображение, умение слушать другого, умение познавать, умение сравнивать и сопоставлять, умение мыслить словами, связную речь, интерес к учебе, мимику лица и жесты, эстетические чувства, чувство юмора.
В сказкотерапии используются методы:
- Рассказывание сказки
- Рисование сказки
- Изготовление героев из различных материалов и с использованием разнообразных техник
- Театрализация
- Сочинение своей сказки
- Творческое изменение финала сказки
Для реализации целей сказкотерапии используются методики Н.А. Сакович, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Е.Л. Набойкиной, Л.Б. Фесюковой и других, так же используются различные материалы: перчаточные и пальчиковые куклы, сказки на шнурках, магнитные сказки и другие. И конечно различные хрестоматии для детей. Иллюстрируются сказки с помощью рисования, лепки, пластилинографии, аппликации, оригами и т.д.
- Работа с тактильным материалом. Игры для развития мелкой моторики. Работа с тактильным материалом в работе учителя-дефектолога направлена на развитие тактильного восприятия и мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ. Для этого в кабинете учителя-дефектолога создана развивающая предметно-пространственная среда, которая включает в себя соответствующие материалы, дидактические игры и пособия. В работе учителя-дефектолога используются сенсорные коробочки с различным наполнением: крупы, фасоль, песок, камушки марблс и т.д.; «волшебные мешочки» с фигурками фруктов, овощей, геометрическими фигурами и другими; «волшебный кубик» с фишками с различными тактильными поверхностями и т.д. Для развития мелкой моторики используются игры с прищепками, магнитными фишками, пазлы и мозаики, сортеры, шнуровки и т.д.
- Упражнения для развития межполушарного взаимодействия и пространственного мышления направленны на: развитие межполушарных связей; синхронизацию работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания; развитие речи, мышления. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. В работе учителя-дефектолога используются следующие методики и приёмы: например, методики Давыдовой О.А., Жаворонковой Л.А., Семенович А.В., Трясоруковой Т.П., Шагиной Г.Е., Литинской К.В. и т.д., выполнение некоторых упражнений пальчиковой гимнастики одновременно обеими руками, выполнение обеими руками специальных упражнений, например, «Кулак-ребро-ладонь», использование межполушарных досок и трафаретов, выполнение различных действий с предметами обеими руками и т.д.
- Упражнения для регуляции процессов возбуждения и торможения у детей с ОВЗ. Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одна из актуальных проблем современной педагогики. Данной категории детей в силу различных причин свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем. У детей с ОВЗ отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. Особенно выделяются в этом аспекте дети с СДВГ, РАС и другими нарушениями эмоционально-волевой сферы. У таких детей наблюдаются тяжёлые нарушения саморегуляции и самоконтроля, нарушения регуляции процессов возбуждения и торможения. Из-за этого у детей страдают познавательные процессы, в особенности наблюдаются проблемы с концентрацией и переключением внимания. Для регуляции и уравновешивания процессов возбуждения и торможения можно использовать элементы дыхательной гимнастики, различные вертушки, а также элементы методики С.Е. Большаковой: музыкальные упражнения со сменой ритма (упражнения под музыку стой-иди (stop and go), упражнения под музыку с разным ритмом (поочерёдно быстро/медленно выполняются движения) сначала просто, затем с использованием предметов и дорожек, а так же упражнения со сменой действия (например, звучит музыка – ребёнок идёт «по лесу», затем включается волчий вой, педагог говорит «Волк!» и ребёнок садится на корточки). Постепенно упражнения усложняются. Используются упражнения с чередованием команд (стой, беги, иди, прыгай и т.д.), взаимодействия с разными предметами (дуй – мыльные пузыри, вертушка; рисуй – карандаши; стучи – барабан, молоточек; звени – колокольчик, бубен, погремушка и т.д.). Упражнения по методике С.Е. Большаковой используются так же для упорядочения моторной активности.
Помимо методики Большаковой С.Е., также можно использовать элементы методик Насоновой О.А., Наумкиной Е.С. и т.д.
- Использование компьютерных технологий. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием цифровых образовательных ресурсов. С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Информационные технологии позволяют разнообразить деятельность дошкольника, чтобы вызвать наибольший интерес к тому, что происходит на уроке, пробудить их активность. Для реализации целей здоровьесбережения используются следующие элементы компьютерных технологий:
- Онлайн варианты упражнений на дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику: например, ребёнок выбирает упражнение на экране раскручивая колесо, выбирая или переворачивая карточки.
- Интерактивные игры Мерсибо. В играх Мерсибо ребёнок может выполнять упражнения вместе с анимационным героем: например, выполнять пальчиковую гимнастику вместе с обезьянкой или весёлыми привидениями, физразминку вместе с паучком и т.д. Так же обычные упражнения на дыхательную или артикуляционную гимнастику могут превратиться в увлекательную игру – задуть свечи на торте, поднять в воздух вертолёт или сдуть вредителей с грядки. Так же интересно представлена работа с отражённой речью. Ребёнок с помощью компьютера может говорить как эльф, робот, великан или представить себе, что он в горах и послушать эхо.
- Видеоролики. Интернет – это кладезь различной полезной информации. В том числе, в нём можно найти ролики с выполнением различных упражнений из физразминки, в том числе анимационных. Ребёнку всегда интереснее выполнять упражнения с другими детьми или анимационными персонажами.
- И конечно же интернет и компьютерные технологии – это серьёзное подспорье для педагога для поиска и создания ярких и интересных материалов для занятий, в том числе и для здоровьесбережения.
Описанные приёмы позволяют добиться положительной динамики у дошкольников в формировании и развитии речи, внимания, памяти, мышления, развитии мелкой и общей моторики.
И закончить всё выше сказанное я хочу следующими словами:
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж. –Ж. Руссо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - дефектолога
Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно - гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми раннего возраста
В презентации кратко показаны здоровьесберегающие приемы, которые используют в своей работе учителя-дефектологи Дома ребенка с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Информациия об опыте работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Актуальность,новизна, принципы применения здоровьесберегающих технологий....
Использование компьютерных технологий в работе учителя-дефектолога
Презентация для выступления на педсовете...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога"
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога"...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога и учителя - логопеда с детьми с ОВЗ. Глобальное чтение.
Учитель-логопед/|дефектолог в своей работе использует проверенные временем методы, а современные образовательные технологии являются дополнением в его коррекционной деятельности.Использование современ...