Перспективный план работы по формированию Здорового Образа Жизни (ЗОЖ) и культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 168.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»
Перспективный план работы по формированию
Здорового Образа Жизни (ЗОЖ) и культурно-гигиенических навыков
у детей старшего дошкольного возраста
Составила:
Родюкова Н.А
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ
Цель работы по здоровому образу жизни (ЗОЖ) для дошкольников — сформировать у детей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи:
-Воспитывать ценностное отношение к здоровью человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
-Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
-Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно гигиенических навыков, обогащать представления детей
о гигиенической культуре.
-Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
-Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
-Создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.
Задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков
-Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятность одежды, прически.
-Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании отворачиваться в сторону, прикрывать рот и нос носовым платком.
-Формировать навык быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно убирать постель.
-Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, салфеткой, сохраняя правильную осанку за столом.
Месяц | Тема занятия, программное содержание |
Сентябрь | 1.«К здоровью без лекарств» -дать понятие «здоровье, формировать представление о здоровом человеке и развивать осознанное отношение к своему здоровью. -Беседы, 2.«Что такое болезнь?» -формировать умение контролировать своё здоровье, укреплять его, содействовать приобщению к здоровому образу жизни, развивать навыки безопасного поведения. 3. «Нам микробы не страшны, с чистотой дружим мы» -дать детям элементарное представление о микробах, сформировать представление о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер, разъяснить, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням 4. «Что помогает мне быть здоровым» -формировать умения и потребность к здоровому образу жизни - Беседы «Что я знаю о своем здоровье», «Как устроено наше тело», «Как работают наши органы». - Дидактическая игра «Кто больше знает о себе». - НОД «Вкусный и полезный сок» - Дидактическая игра «Определи на вкус» - Ситуации «Что в корзину мы берем». - Отгадывание загадок о фруктах, овощах. -Консультация для родителей: «Формирование здорового образа жизни». |
Октябрь | 1.«Здоровая пища» - закрепить представление о том, какая еда полезна, а какая – вредна для организма, подвести детей к пониманию противоречия «мне нравится эта еда, но моему организму она не полезна, довести до сознания детей, что здоровье зависит от качества принимаемой пищи, установить взаимосвязь между правильным питанием и здоровым образом жизни. 2.«Витамины – наши друзья» -закрепить знания детей о витаминах, зачем они нужны человеку и в чём заключается их полезное свойство, воспитывать стремление вести здоровый образ жизни 3. «Приготовление витаминного салата» - формировать умение детей готовить витаминный салат, закрепить знания о пользе витаминов для организма человека. 4. Аппликация «Овощи и фрукты лежат на тарелке» - через аппликацию закрепить знания детей о витаминах растительного происхождения, их пользе для здоровья человека. - Беседы «Мы составляем меню на один день», «Как мы делали бутерброды», «Ядовитые растения». - Дидактические игры «Определи на вкус» «Где какой витамин» - Отгадывание загадок о фруктах, овощах, хлебе, продуктах. - Ситуации «Угощенье для гостей», «Кот Матроскин варит суп». - Дидактические игры «Одень куклу на прогулку». - Просмотр презентации « Простудные и вирусные заболевания» - П/и «Полезные продукты» -Консультация для родителей «Факторы, влияющие на здоровый образ жизни» |
Ноябрь | 1.«Мои защитники: кожа, ногти, волосы» - закреплять знания детей о том, что кожа, ногти, волосы являются защитниками организма человека. 2.«Кожа, её строение и значение» - познакомить со строением кожи, её значением. Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции. 3.«Части тела человека» - продолжать знакомить детей с частями тела человека, учить любить своё тело, содержать его в чистоте. 4.«Носик, уши и глаза помогают нам всегда» - формировать знания детей об органах слуха, зрения, обоняния, воспитывать привычку к здоровому образу жизни. -Беседы: «Средства гигиены» «Кожа, её строение и значение» «Как возникают болезни» -Игра-экспериментирования: «Грязные и чистые ручки», «Теплая или холодная вода». -Дидактические игры: «Что нужно доктору, что лишнее» - Сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Банный день» Чтение: К.Чуковский «Мойдодыр», З.Александрова «Купание», потешки: «Расти коса до пояса», «Водичка водичка». - Чтение стихотворения С.Михалкова «Скверная история» |
Декабрь | 1.«Зоркие глазки» -дать детям доступные для понимания знания о глазах, их назначении и роли в жизни человека -дид игры, беседы, гимнастика для глаз, чтение стихотворения Маршака «Четыре глаза» 2. «Моё сердце» - сформировать основные понятия о внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья. Помочь усвоить правила ухода за сердцем. Формировать осознанное отношение к своему здоровью. 3. «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» - формировать знания детей о том, что пищу надо тщательно пережёвывать, после еды полоскать зубы тёплой водой после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и перед сном, не есть очень горячую или холодную пищу, поменьше есть сладостей, никогда не грызть твёрдые предметы, вовремя обращаться за помощью к стоматологу. 4. «Берегись – не подавись» - закрепить знания детей о том, что во время еды не стоит торопиться, пищу пережёвывать медленно и долго, тогда она лучше усваивается, дать детям знания о том, что нельзя проглатывать мелкие косточки, брать в рот предметы – можно подавиться. -НОД «Сердце – жизненно важный орган человека». -Рассматривание плаката «Кровеносная система» -Рисование «Нарисуйте любого сказочного персонажа, у которого было «золотое сердце» -Беседы «Почему полезно заниматься физкультурой», -Чтение В. Радченко и др. «Твой олимпийский учебник», С. Прокофьева «Румяные Щеки», пословицы, поговорки, загадки о спорте. -Дидактические игры «Угадай вид спорта», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». -Информационный лист для родителей: «Физкультура и здоровье» |
Январь | 1.« Кровеносная система. Что сотворить, чтобы кровь «затворить?» - закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту, совершенствовать знания детей о кровеносной системе нашего организма, довести до понимания детей, что вовремя и правильно оказанная первая помощь может спасти человеку жизнь. 2.«Зачем мы дышим: органы дыхания» - познакомить детей с дыхательной системой, показать правильное дыхание 3.«Чем полезен снег для человека – познавательное занятие с экспериментами». - познакомить с оздоровительными свойствами снега 4.«Я – часть природы» - учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять детям, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов. |
Февраль | 1.« Если плохо стало нам – на приём идём к врачам» - закрепить знания детей о профессии врача, мед/сестры, о том, что если человек заболел необходимо обратиться в поликлинику для назначения правильного лечения и быстрого выздоровления. 2. «Сам не справишься с бедой – вызывай врача домой» - формировать знания детей о том, что если человек сильно болен и не может идти в поликлинику к врачу или заболел ночью надо вызывать «Скорую помощь» по телефону «03», научиться думать о потенциальных опасностях для других людей. 3. «Бродячие кусачие» - формировать у детей знания – что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, дать детям знания о том, что опасными могут быть укусы клещей, змей, как надо поступать, если случилась беда. 4. «Порошки - не кашка, таблетки – не конфетки» - совершенствуем знания детей о вреде и пользе лекарств для здоровья человека, о том какой вред здоровью может принести бытовая химия при неправильном её использовании |
Март | 1.«Лекарственные растения нашего края» - продолжать знакомить детей с лекарственными растениями нашего края, с их пользой для здоровья человека, воспитывать бережное отношение к природе. 2. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» - закрепить знания детей о влиянии естественных факторах природы на здоровье человека и правилах закаливания организма. 3.«Лечебные деревья» - закреплять знания детей о лечебных свойствах некоторых деревьев 4.«Какие бывают грибы» - вспомнить с детьми классификацию грибов и влияние их на здоровье человека. |
Апрель | 1.«Здоровые зубки» - Показать детям какую роль играют глаза в жизни человека. Напомнить детям о средствах личной гигиены, закрепить приобретенные навыки. -Беседы: «Здоровые зубки – здоровый человек». «Роль рта в жизни человека» «Здоровые зубки – здоровый человек». «Роль рта в жизни человека» -Дидактические игры: «Полезные и вредные продукты для зубов и желудка», «Где должна спать зубная щетка», «Что полезно глазкам?» -Сюжетно-ролевая игра: «Оля у зубного врача». Подвижная игра: «Зубик раз и зубик два». -Игры на развитие воображения: «На что похожи язычок, зубки, ротик, губы…» -Игра-занятие: «Кто живет в ротике-домике?». -Чтение художественной литературы: Е.Пермяк «Про нос и язык», И. Змай «Яблоко», С. Михалков «Овощи». |
Май | «Вредные привычки», «Опасные предметы вокруг нас», «Осторожно лекарства». -Формирование знаний детей о здоровом образе жизни. -Учить детей осторожному обращению с предметами, которые могут быть источниками опасности. -Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым. -Расширять и углублять знания о работе врачей -Закрепить знания детей об опасных предметах и ситуациях, представляющих опасность. -Закрепить знания детей о профессии пожарного. -Закрепить знания детей об опасных предметах и ситуациях, представляющих опасность с помощью художественного слова. -Презентация: «добрые доктора». -Дидактические игры: «Опасно - безопасно», «Скорая помощь», «Я знаю, что можно, что нельзя». -Сюжетно/ролевые игры: «Мы пожарные» Чтение: С.Маршак «Кошкин дом»; В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо». |
Литература:
Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении/ Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 20011. – 215с. (Сердце отдаю детям).
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. Ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2011. – 336с. Т.Н.Петрова, В.Д.Дмитриенко, Е.А.Петрова.
Примерное планирование занятий по валеологии в средней группе. Дошкольная педагогика / август/ 2007 №
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению с обороной Москвы в годы Великой Отечественной Войны детей старшего дошкольного возраста.
Познавательно-поисковый проект по патриотическому воспитанию: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою…»Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомс...

Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

План работы кружка по приобщению к истокам русской народной культуры «Русичи» (для детей старшего дошкольного возраста)
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формировани...
Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
активизировать словарь, учить узнавать предметы по заданным признакам, формировать быстроту мышления.учить находить противоречия.учить сравнивать признаки разных предметов и явлений, развивать воображ...

Опыт работы по теме: "Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить по...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...
Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...