Перспективный план работы по формированию Здорового Образа Жизни (ЗОЖ) и культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа)

Наталья Александровна Родюкова

 Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_zozh_v_dou_.docx168.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»

Перспективный план работы по формированию

Здорового Образа Жизни (ЗОЖ) и культурно-гигиенических навыков

у детей старшего дошкольного возраста

Picture background

Составила:

Родюкова Н.А

 Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ

Цель работы по здоровому образу жизни (ЗОЖ) для дошкольников — сформировать у детей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Задачи:

-Воспитывать ценностное отношение к здоровью человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

-Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.

-Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно гигиенических навыков, обогащать представления детей

 о гигиенической культуре.

-Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

-Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

-Создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Задачи по воспитанию культурно-гигиенических навыков

-Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятность одежды, прически.

-Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании отворачиваться в сторону, прикрывать рот и нос носовым платком.

-Формировать навык быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно убирать постель.

-Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, салфеткой, сохраняя правильную осанку за столом.

Месяц

Тема занятия,  программное содержание

Сентябрь

1.«К здоровью без лекарств»

-дать  понятие «здоровье, формировать представление о здоровом человеке и развивать осознанное отношение к своему здоровью.

-Беседы,

2.«Что такое болезнь?»

-формировать умение контролировать своё здоровье, укреплять его, содействовать приобщению к здоровому образу жизни, развивать навыки безопасного поведения.

3. «Нам микробы не страшны, с чистотой дружим мы»

-дать детям элементарное представление о микробах, сформировать представление о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер, разъяснить, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням

4. «Что помогает мне быть здоровым»

-формировать  умения  и потребность к здоровому образу жизни

- Беседы «Что я знаю о своем здоровье», «Как устроено наше тело», «Как работают наши органы».

- Дидактическая игра «Кто больше знает о себе».

- НОД «Вкусный и полезный сок»

- Дидактическая игра «Определи на вкус»

- Ситуации «Что в корзину мы берем».

- Отгадывание загадок о фруктах, овощах.

-Консультация для родителей: «Формирование здорового образа жизни».

Октябрь

1.«Здоровая пища»

- закрепить представление о том, какая еда полезна, а какая – вредна для организма, подвести детей к пониманию противоречия «мне нравится эта еда, но моему организму она не полезна, довести до сознания детей, что здоровье зависит от качества принимаемой пищи, установить взаимосвязь между правильным питанием и здоровым образом жизни.

2.«Витамины – наши друзья»

-закрепить знания детей о витаминах, зачем они нужны человеку и в чём заключается их полезное свойство, воспитывать стремление вести здоровый образ жизни

3. «Приготовление витаминного салата»

- формировать умение детей готовить витаминный салат, закрепить знания о пользе витаминов для организма человека.

4.  Аппликация «Овощи и фрукты лежат на тарелке»

- через аппликацию закрепить знания детей о витаминах растительного происхождения, их пользе для здоровья человека.

- Беседы «Мы составляем меню на один день», «Как мы делали бутерброды», «Ядовитые растения».

- Дидактические игры «Определи на вкус» «Где какой витамин»

- Отгадывание загадок о фруктах, овощах, хлебе, продуктах.

- Ситуации «Угощенье для гостей», «Кот Матроскин варит суп».

- Дидактические игры «Одень куклу на прогулку».

- Просмотр  презентации « Простудные и вирусные заболевания»

- П/и «Полезные продукты»

-Консультация для родителей «Факторы, влияющие на здоровый образ жизни»

Ноябрь

1.«Мои защитники: кожа, ногти, волосы»

- закреплять знания детей о том, что кожа, ногти, волосы являются защитниками организма человека.

2.«Кожа, её строение и значение»

- познакомить со строением кожи, её значением. Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции.

3.«Части тела человека»

- продолжать знакомить детей с частями тела человека, учить любить своё тело, содержать его в чистоте.

4.«Носик, уши и глаза помогают нам всегда»

- формировать знания детей об органах слуха, зрения, обоняния, воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

-Беседы: «Средства гигиены» «Кожа, её строение и значение» «Как возникают болезни»

-Игра-экспериментирования: «Грязные и чистые ручки», «Теплая или холодная вода».

-Дидактические игры: «Что нужно доктору, что лишнее»

- Сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Банный день» Чтение: К.Чуковский «Мойдодыр», З.Александрова «Купание», потешки: «Расти коса до пояса», «Водичка водичка».

- Чтение стихотворения С.Михалкова «Скверная история»

Декабрь

1.«Зоркие глазки»

-дать детям доступные для понимания знания о глазах, их назначении и роли в жизни человека

-дид игры, беседы, гимнастика для глаз, чтение стихотворения Маршака «Четыре глаза»

2. «Моё сердце»

- сформировать основные понятия о внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья. Помочь усвоить правила ухода за сердцем. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

3. «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»

- формировать знания детей о том, что пищу надо тщательно пережёвывать, после еды полоскать зубы тёплой водой после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и перед сном, не есть очень горячую или холодную пищу, поменьше есть сладостей, никогда не грызть твёрдые предметы, вовремя обращаться за помощью к стоматологу.

4. «Берегись – не подавись»

- закрепить знания детей о том, что во время еды не стоит торопиться, пищу пережёвывать медленно и долго, тогда она лучше усваивается, дать детям знания о том, что нельзя проглатывать мелкие косточки, брать в рот предметы – можно подавиться.

-НОД «Сердце – жизненно важный орган человека».

-Рассматривание плаката «Кровеносная система»

-Рисование «Нарисуйте любого сказочного персонажа, у которого было «золотое сердце»

-Беседы «Почему полезно заниматься физкультурой»,

-Чтение В. Радченко и др. «Твой олимпийский учебник», С. Прокофьева «Румяные Щеки», пословицы, поговорки, загадки о спорте.

-Дидактические игры «Угадай вид спорта», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

-Информационный лист для родителей: «Физкультура и здоровье»

Январь

1.« Кровеносная система. Что сотворить, чтобы кровь «затворить?»  

- закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту, совершенствовать знания детей о кровеносной системе нашего организма, довести до понимания детей, что вовремя и правильно оказанная первая помощь может спасти человеку жизнь.      

2.«Зачем мы дышим: органы дыхания»

- познакомить детей с дыхательной системой, показать правильное дыхание

3.«Чем полезен снег для человека – познавательное занятие с экспериментами».

- познакомить с оздоровительными свойствами снега

4.«Я – часть природы»      

 - учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять детям, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов.

Февраль

1.« Если плохо стало нам – на приём идём к врачам»

- закрепить знания детей о профессии врача, мед/сестры, о том, что если человек заболел необходимо обратиться в поликлинику для назначения правильного лечения и быстрого выздоровления.

2. «Сам не справишься с бедой – вызывай врача домой»

- формировать знания детей о том, что если человек сильно болен и не может идти в поликлинику к врачу или заболел ночью надо вызывать «Скорую помощь» по телефону «03», научиться думать о потенциальных опасностях для других людей.

3. «Бродячие кусачие»

- формировать у детей знания – что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, дать детям знания о том, что опасными могут быть укусы клещей, змей, как надо поступать, если случилась беда.

4. «Порошки - не кашка, таблетки – не конфетки»

- совершенствуем знания детей о вреде и пользе лекарств для здоровья человека, о том какой вред здоровью может принести бытовая химия при неправильном её использовании

Март

 1.«Лекарственные растения нашего края»

- продолжать знакомить детей с лекарственными растениями нашего края, с их пользой для здоровья человека, воспитывать бережное отношение к природе.

2. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

- закрепить знания детей о влиянии естественных факторах природы на здоровье человека и правилах закаливания организма.

3.«Лечебные деревья»

- закреплять знания детей о лечебных свойствах некоторых деревьев

4.«Какие бывают грибы»

- вспомнить с детьми классификацию грибов и влияние их на здоровье человека.

Апрель

1.«Здоровые зубки»

- Показать детям какую роль играют глаза в жизни человека. Напомнить детям о средствах личной гигиены, закрепить приобретенные навыки.

-Беседы: «Здоровые зубки – здоровый человек». «Роль рта в жизни человека» «Здоровые зубки – здоровый человек». «Роль рта в жизни человека»

-Дидактические игры: «Полезные и вредные продукты для зубов и желудка», «Где должна спать зубная щетка», «Что полезно глазкам?»

-Сюжетно-ролевая игра: «Оля у зубного врача». Подвижная игра: «Зубик раз и зубик два».

-Игры на развитие воображения: «На что похожи язычок, зубки, ротик, губы…»

-Игра-занятие: «Кто живет в ротике-домике?».

-Чтение художественной литературы: Е.Пермяк «Про нос и язык», И. Змай «Яблоко», С. Михалков «Овощи».

Май

«Вредные привычки», «Опасные предметы вокруг нас», «Осторожно лекарства».

-Формирование знаний детей о здоровом образе жизни.

-Учить детей осторожному обращению с предметами, которые могут быть источниками опасности.

-Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым.

-Расширять и углублять знания о работе врачей

-Закрепить знания детей об опасных предметах и ситуациях, представляющих опасность.

-Закрепить знания детей о профессии пожарного.

-Закрепить знания детей об опасных предметах и ситуациях, представляющих опасность с помощью художественного слова.

-Презентация: «добрые доктора».

-Дидактические игры: «Опасно - безопасно», «Скорая помощь», «Я знаю, что можно, что нельзя».

-Сюжетно/ролевые игры: «Мы пожарные» Чтение: С.Маршак «Кошкин дом»; В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Литература:

 Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении/ Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 20011. – 215с. (Сердце отдаю детям).

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. Ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2011. – 336с. Т.Н.Петрова, В.Д.Дмитриенко, Е.А.Петрова.

Примерное планирование занятий по валеологии в средней группе. Дошкольная педагогика / август/ 2007 №


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению с обороной Москвы в годы Великой Отечественной Войны детей старшего дошкольного возраста.

Познавательно-поисковый  проект по патриотическому воспитанию: «Мы не дрогнем в бою за столицу свою…»Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомс...

Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

План работы кружка по приобщению к истокам русской народной культуры «Русичи» (для детей старшего дошкольного возраста)

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формировани...

Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста

активизировать словарь, учить узнавать предметы по заданным признакам, формировать быстроту мышления.учить находить противоречия.учить сравнивать признаки разных предметов и явлений, развивать воображ...

Опыт работы по теме: "Режиссерская игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить по...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Программа саморазвития и перспективный план работы с детьми: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...