музыкальное занятие в подготовительной группе (для детей 6-7 лет) "Динь дон открывается альбом"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Пирогова Светлана Юрьевна

Музыкальное занятие с ипользованием здоровьесберегающих технологий

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

 учреждение «Детский сад «Ромашка»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по музыкальному развитию

тема: «Динь – дон – открывается альбом»

для детей подготовительной группы (6 -7 лет)

Музыкальный руководитель

Пирогова С.Ю.

Цель: Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни.

Задачи:

Обучающие.

1. Обучать вокально-хоровым навыкам и умениям (взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции, певческая установка,  чистота интонации, бережное отношение к голосу).

2.  Вырабатывать осанку, умение держать голову и корпус прямо, продолжать учить чувствовать свое тело и владеть им.

3. Учить согласовывать движения с характером музыки, играть в музыкальные игры.

Развивающие:

1. Развивать музыкальный слух и голос.

2. Развивать чувство ритма.

3. Развивать умение слушать вокальную музыку.

4. Развивать творческие способности.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к музыке.

2. Воспитывать в детях доброжелательность и коммуникативные качества личности.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал:  Иллюстрированный альбом, мольберт, костюм Феи,  плоскостные ноты для оформления музыкального зала, ваза с цветами, стол, указка, скрипичный ключ, бабочка, волшебная палочка. Ноты песен «Хорошо поем», «Петь приятно и удобно» слова В. Степанова, музыка  В. Кистеня.

ТСО: магнитофон, видеокамера, телевизор, аудиокассета  «Веселые танцы», аудиозапись для игры «Смени пару» (полька «Попрыгушка»), видеозапись песни «Я красиво петь могу» слова В. Степанова, музыка В. Кистеня.

Методы:

1. Информационно – рецептивный, направленный на получение информации, необходимой для восприятия и воспроизведения в упражнении, пении и движении.

2. Репродуктивный,  направленный на закрепление навыков и умений в пении и движении.

3. Убеждения средствами музыки, направлен на развитие добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых произведений.

Приемы: выразительное исполнение, использование образных сравнений, упражнения в пении и движении, беседа, наглядность, показ, настройка перед пением, пение в разных тональностях, произнесение текста шепотом, дирижерский жест, художественное слово, оздоровительные технологии. пояснения  и указания , оценка.

Предварительная работа: разучивание песен «Петь приятно и удобно»,

 «Я красиво петь могу» слова В. Степанова, музыка В. Кистеня, игр «Смени пару», « Снежинки», танца « Полька» музыка

 А. Спадавеккиа. Оформление иллюстрированного альбома.

Индивидуальная работа: обращать внимание на осанку, звукопроизношение, дыхание.

Словарная работа: активизировать в речи детей употребление слов- эпитетов, слова « скрипичный ключ».

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель в группе. Есть  на свете удивительная страна- страна Музыки. Там живут звуки и краски, чувства и настроения. Правит этой страной  фея Музыки. Она добрая волшебница и хорошая хозяйка. Вы готовы к встрече с ней?

Игровая мотивация.  Звучит волшебная музыка и появляется Фея музыки

 (музыкальный руководитель), приветствует детей и приглашает  посетить свою страну.  

Дети входят в зал.

Эмоциональный настрой.

Фея Музыки. (музыкальный руководитель) Дорогие ребята, я рада видеть вас у себя в гостях в стране Музыки. Сегодня я пригласила не только вас, но и воспитателей нашего и других детских садов. Давайте улыбнемся им и поздороваемся песенкой.

Игра на развитие мимики и чувства ритма « Здравствуйте!»

Чтобы вежливыми быть

Нужно « здравствуй « говорить.

Здравствуйте ладошки!         дети хлопают в ладоши (хлоп, хлоп, хлоп)

Здравствуйте сапожки!         топают (топ, топ, топ)

Здравствуйте лягушки!         квакают (ква, ква,  ква)

Здравствуйте кукушки!         кукуют (ку, ку, ку)

Здравствуй звонкий язычок!  Цокают языком

И малышка светлячок!          на выдохе произносят «с»

Здравствуй шустрый ветерок,   дуют,

Звонкий детский голосок!       « звенят» голосами (а-а-а)

Здравствуй бурная река,       болтают языком (бл- бл- бл)

В синем небе облака!-           тихо поют  «а» в фальцетном режиме.

Замечательно! Волшебной палочкой взмахну и на игру вас приглашу.

Коммуникативная игра « Смени пару»

Авторская разработка.

Музыка А - легкий бег врассыпную, находят себе партнера.

Музыка Б - 4 прыжка, взявшись за руки,

                    3 хлопка в ладоши.

Музыка В  - дети машут друг другу рукой- « до свиданья!»

На повторение музыки игра повторяется 2 раза,

но каждый раз с новым партером.

Я вижу, что веселая музыка и игра всем подняла настроение,  проходите в мою музыкальную гостиную.

Дети проходят и садятся на стулья.

Фея Музыки.  Дорогие  ребята, вы любите петь и танцевать под музыку?

Дети. Да, любим.

Фея Музыки. В моей волшебной стране всегда звучат самые красивые песенки . По взмаху моей волшебной палочки, начинают играть свирели, дудочки и скрипки, а лес наполняется пением птиц и веселым журчанием ручьев. А  вы хотели бы научиться правильно петь и танцевать? Тогда смотрите и слушайте внимательно.

Звучит волшебная музыка.

Я хочу вам представить этот альбом. Его советы научат вас петь и красиво танцевать. Сначала я научила жителей своей страны дышать правильно.

И это мой  первый совет: « Дыши правильно!» ( рис 1)

Это очень интересно

Научиться песни петь,

Но не каждому известно

Как дыханием владеть.

        Когда вы хотите сказать какую нибудь фразу, то делаете вдох и говорите, пока воздух не кончится. Тогда вы снова делаете вдох и продолжаете говорить. Разговорное дыхание называется ключичным.

( рис.1)

          Чтобы спеть музыкальную фразу, нужно набрать побольше воздуха и постараться, как можно дольше задержать его, иначе вы не сможете допеть ее. Такое дыхание называется певческим.  

           Положите правую руку на живот.  Я говорю коротко:

« Вдох» и одновременно поднимаю руку вверх. Вы делаете вдох носом и задерживаете дыхание.  Рука должна чувствовать, как при вдохе живот немного « выпячивается» вперед, мышцы напрягаются.

 Смотрите на рисунок. ( рис 2). Попробуем еще несколько раз….

Дыхательная гимнастика « Мячик»

Фея. Молодцы. А еще хочу открыть маленький секрет. Все девочки мечтают быть стройными и красивыми, и правильное  дыхание поможет им сохранить тонкой талию и красивой фигуру, если они будут играть в

« Мячик» каждый день и научат этой игре маму.

Посмотрите на эти свечи,  чем они отличаются?

Дети. Одна горит, а пламя другой слегка наклонилось под действием воздуха.

Фея. Мы тоже сейчас попробуем задуть свечу. Поднимите правую руку, расправьте пальчики. На звук «П» мы будем дуть на них, как на маленькие свечки.

Дыхательное упражнение « Задуй свечки»

 По жесту педагога дети выполняют дыхательное упражнение « Задуй свечи». Он  показывает и выполняет упражнение вместе с детьми, оценивает выполненное задание.

А сейчас приготовим левую руку, глубоко вдохнем носом и на звук «ф» долго и медленно будем выдыхать, пока не закончится воздух, и не погаснет наша свечка. Приготовились…

Дети по показу педагога выполняют упражнение на формирование дыхания.

Молодцы, все очень постарались, не забывайте мой совет - дышите правильно!

А я вот второй совет: пойте правильно! (рис. 2)

Перед тем как петь, жители моей страны делают такую гимнастику.

Упражнение для развития мышц губ и артикуляционного аппарата.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка

А теперь слоненок я,

 Хоботок есть у меня.

 А сейчас я дудочка

Дудочка - погудочка

Мне понравилось играть

Повторю я все опять.

Дети повторяют упражнение еще раз.

Затем  они учатся правильно протягивать гласные звуки а-э-и-о-у. Гласные звуки очень певучие. Давайте научимся красиво петь гласные. Вдохнем так, как будто нюхаем прекрасный цветок, задержим дыхание и мягко, аккуратно « поставим гласную на звуковую ленту». Подержим, потянем звук, пока хватит дыхания, и « снимем» его, как будто ставим точку.

Дети упражняются в пении гласных на одной ноте ( соль, ля и си),с различными динамическими оттенками (пиано, форте, меццо- форте). Фея дирижирует волшебной палочкой.

Я научила жителей своей страны песне  « Хорошо поем».  А вы ее знаете?

Пение песни « Хорошо поем».

Молодцы. Если вы будете протягивать гласные, правильно открывать рот, обязательно научитесь красиво и выразительно петь.

( переворачивает страницу альбома - рис. 3)

Что за ключик необычный, называется ……..

Дети. Скрипичный.

Фея музыки. Бабочка прилетела и на ключик тихо села.

                         Завитой красивый знак, нарисует нам вот так.

Педагог «рисует» знак, дети следят глазами.

Вправо, влево полетела, раз… куда то улетела.

Зрительная гимнастика « Скрипичный ключ»

Послушайте мой следующий совет ( рис. 4)

3 совет « Следите за осанкой!»  

            Как приятно смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой. В пении хорошая осанка особенно необходима. Голос звучит легко и свободно, если ему ничто не мешает. А вы знаете, как сидеть во время пения?

Дети. Нужно сесть прямо, а руки положить на колени.

Фея музыки. Правильно. Плечи должны быть опущены, спина прямая. Не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок. Если вам придется петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, иначе вы будете горбиться. Это очень мешает свободному звучанию голоса. Чтобы лучше запомнить эти правила, надо повторить 1 куплет песни « Хорошо поем».

Поет:

Руки, где у вас лежат, ноги как у вас стоят?

Ну, разок, ну другой, посмотрели за собой.

Дети.

Мы тихонько все сидим

И нисколько не шалим

Мы разок, мы другой

Посмотрели за собой.

Пение 1 куплета песни « Петь приятно и удобно»

 Если хочешь сидя петь,

Не садись ты как медведь

Спину выпрями скорей

Ноги в пол упри сильней

 Раз вдох и запел

 Птицей звук полетел

 Руки плечи все свободно

 Петь приятно и удобно.

Фея музыки. Ребята, а кто  скажет, как правильно петь стоя?

Дети.  Не вертеть головой, красиво.

Фея музыки. Правильно. Стоять нужно твердо, на обеих ногах, руки и плечи свободны. Давайте встанем правильно и повторим эти правила вместе.

Пение 2 куплета песни « Петь приятно и удобно»

Если хочешь стоя петь

Головою не вертеть,

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись!

Раз, вдох, и запел,

Птицей звук полетел

 Руки плечи все свободно

Петь приятно и удобно.

Фея музыки. Молодцы.  Пели вы звонко, никто не кричал, все следили за своей осанкой. Научите этой песне маму и папу, бабушку и дедушку, и у вас получится настоящий семейный хор.

Ребята, а вы знаете, как беречь свой голос?

Дети. Не кричать громко,  не пить слишком холодную воду, не есть много мороженого.

Фея. Правильно, голос нужно беречь. А вот вчера я слышала, как вы громко кричали на улице, а ведь было холодно…Человеческий голос, а особенно детский, очень хрупок и нуждается в бережном  отношении. Не следует громко кричать, есть мороженое на улице в холодную погоду, ходить зимой без головного убора, иначе голос будет грубым и сиплым. Садитесь удобно и слушайте внимательно.

Слушание песни  « Я красиво петь могу» слова В. Степанова

( видеозапись)

Однажды я, разгорячась

Воды холодной выпил всласть

Потом мороженое съел

И… захрипел и засипел.

Стал голос тихим и больным

Как будто вовсе не моим

И, представляете, три дня

Никто не мог понять меня.

Играли как-то мы в хоккей

Кричал я громче всех друзей,

Потом по грудь в сугроб залез,

И голос мой совсем исчез.

С тех пор кричать я перестал,

Воды холодной пить не стал

Домой в снегу не прихожу,

Зато красиво петь могу.

 (переворачивает страницу альбома – рис. 5)

Фея. Чему научила вас, ребята, эта песня?

Дети: Нельзя пить холодную воду  и есть мороженое в разгоряченном состоянии. Нельзя кричать громко на улице, залезать по самую грудь в сугробы.

Фея. Молодцы! Запомните мой 4 совет: берегите свой голос!

( переворачивает страницу альбома - рис. 6).

5 совет « Танцуйте красиво!»

           Посмотрите, какая ровная спинка должна быть во время танца, как правильно держать голову, не горбиться.  А вы так умеете? Прекрасно! Я очень люблю, когда в моей гостиной устраиваются балы и праздники.

Вы помните, как танцевала Золушка на балу у короля, она научила танцевать всех придворных дворца, даже свою мачеху и сестер веселую польку « Добрый жук». Давайте и мы научим наших гостей этому  танцу.

Выходите на  «Танцевально-игровую полянку», не забывайте про осанку! Остановитесь лицом к зеркалу, посмотрите на себя, спинка ровная, расправьте плечи,  пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. Повторим пружинку, ковырялочку, подскоки по кругу.

Повторение основных элементов перед зеркалом

 ( пружинка, ковырялочка)

Дайте вы друг другу руку,

Встаньте парами по кругу.

Повторим движения 3 фигуры. ( Упражнение в танцевальном движении: одни хлопают, другие обегают партера подскоками и наоборот) 

Исполнение танца « Полька» музыка  А.Спадавеккиа

Молодцы. Вы все очень красиво двигались и следили за своей осанкой. Посмотрите на наших гостей, как им понравилось, как вы танцевали и играли, какой заряд бодрости вы им дали!  

И за это, детвора, вас ждет веселая игра. Я хочу, чтобы Катюша стала моей помощницей - маленькой феечкой. Катюша, возьми эту волшебную палочку и преврати ребят в снежинок.

Превращение в снежинок.

Игра « Снежинки»

 ( на развитие творческих способностей)

Маленькая Фея выбирает лучшую фигуру.

Вот пришел игре конец, кто играл, тот молодец! Вам понравилось у меня в гостях?   Мне тоже ребята вы  сегодня понравились, за это я хочу подарить вам этот альбом в группу.  Каким же пяти важным правилам он научил вас,  ребята? Приготовьте руки, чтобы  загибать пальчики.

Дети: Дыши правильно, пой правильно, следи за осанкой, береги свой голос, танцуй красиво!

Фея музыки. Молодцы! Не забывайте его советы. Только любовь к пению и танцам, терпение и трудолюбие помогут вам научиться выразительно, красиво танцевать  и петь, быть красивыми и здоровыми.  

До свиданья!    

Самоанализ музыкального занятия

По теме « Динь - дон открывается альбом».

В подготовительной группе (-7 лет)

Цель: Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни.

Задачи:

Обучающие.

1. Обучать вокально - хоровым навыкам и умениям (взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции, певческая установка,  чистота интонации, бережное отношение к голосу).

2.  Вырабатывать осанку, умение держать голову и корпус прямо, продолжать учить чувствовать свое тело и владеть им.

3. Учить согласовывать движения с характером музыки, играть в музыкальные игры.

Развивающие:

1. Развивать музыкальный слух и голос.

2.  Развивать чувство ритма.

3. Развивать умение слушать вокальную музыку.

4. Развивать творческие способности.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к музыке.

2. Воспитывать в детях доброжелательность и коммуникативные качества личности.

 

         Задачи соответствуют  требованиям программы по музыкальному воспитанию, возрасту  и уровню развития  детей. Форма организации занятия - фронтальная и по подгруппам.

         Использовала Методы:

1. Информационно – рецептивный, направленный на получение информации, необходимой для восприятия и воспроизведения в упражнении, пении и движении.

2. Репродуктивный,  направленный на закрепление навыков и умений в пении и движении.

3. Убеждения средствами музыки, направлен на развитие добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых произведений.

          Приемы: выразительное исполнение,  пение с сопровождением и без него, использование образных сравнений, упражнения в пении и движении, беседа , наглядность, показ , настройка перед пением, пение в разных тональностях, пояснения и указания , оценка , произнесение текста шепотом, дирижерский жест, художественное слово, оздоровительные технологии ( дыхательную и зрительную гимнастику, артикуляционную гимна тику, гимнастику для мышц лица).

        Темп занятия оптимальный. Его продолжительность соответствовала требованиям СанПиНам. Старалась эффективно и рационально использовать время. Все части занятия взаимосвязаны между собой и логически переходят одна в другую, чередовались виды деятельности: движение, пение, слушание, игра. Использовала различные средства обучения: видео, аудиоматериалы, возможности электронного пианино (функция записи). Предлагались музыкальные произведения, доступные и яркие по содержанию, текст и диапазон песен соответствовал возрастным особенностям подготовительной группы. Учитывалось время года проведения занятия - игра в « Снежинки», песня «Я красиво петь могу».

Была создана комфортная психологическая обстановка. Санитарно- гигиенические условия соблюдены, пособия, методы и приемы, используемые на занятии безопасны.  Высота стульев соответствовала росту детей.

         Была создана игровая мотивация, которая способствовала заинтересованности детей на протяжении всего занятия. Велась индивидуальная работа. В ходе занятия была опора на имеющийся опыт детей, их знания. Вопросы ставились четко. Использовалось художественное слово, дети активно участвовали в беседе. Велась словарная работа - «скрипичный ключ», «певческое дыхание», индивидуальная работа (пение отдельными детьми трудных моментов песни). Дети работали коллективно и индивидуально, в парах. Все пространство зала было  использовано. Каждый этап занятия завершался оценкой работы детей и небольшим итогом, дети сами оценивали действия товарищей (в игре « снежинки»).

        Перед занятием была проведена предварительная работа- разучивание песен о правильной осанке, о  пении, подготовлена видеозапись, демонстрационный альбом.

Цель занятия достигнута. Удалось реализовать все поставленные задачи.

Дети были активны, ушли с занятия с хорошим настроением. Могут использовать альбом как дидактическое пособие по музыке, играть в «музыкальное занятие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе музыкальный руководитель: Долгушева Любовь Николаевна. Воспитатель: Рябова Ольга Владимировна

Цели и задачи:Приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно – эстетический вкус. Знакомство с музыкальными профессиями: пианист, дирижер, композитор, певица. певец.Закрепить ...

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Музыкальный альбом"

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе...

Музыкальное занятие в подготовительной группе.(Доминантное по слушанию) План-конспект музыкального занятия.

Тема: «3има»Тип занятия: типовое.Цель: Углубленное восприятие музыки, через интеграцию различных видов искусств, организация музыкально-оздоровительной работы на музыкальном занятии, подго...

«Приобщение детей к русскому народному музыкальному творчеству». Конспект музыкального занятия в подготовительной группе

laquo;Приобщение детей к русскому народному музыкальному творчеству». Конспект музыкального занятия в подготовительной группе  Цель: развивать у детей интерес и любовь к русском...

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР "Осень"

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР "Осень"...

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием методики Д. Огороднова "Прогулка в осенний лес"

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием методики Д. Огороднова "Прогулка в осенний лес"...