ФФНР
консультация

Коченова Татьяна Сергеевна

ФФНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ffnr.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Выступление

на тему:

«ФФНР – причины, характеристика, методы коррекции»

Учителя-логопеда

Коченовой Т.С.

ПЛАН

  1. ФФНР – характеристика.
  2. Преодоление ФФНР.

Дата проведения ______________________

Количество присутствующих _______________

Дефектологов и врачей уже давно волнует то обстоятельство, что в последние десятилетия во всём мире постоянно растёт число детей с не резко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются,  в том числе и в речевом развитии детей. У ребёнка может, например, несколько запаздывать появление фразовой речи, дольше обычного срока задерживается «детское» произношение некоторых звуков, могут наблюдаться отдельные  неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов с предложениями и т.п. Речь ребёнка в целом при этом вполне понятна и не вызывает у него трудностей в общении. По этой причине в дошкольном возрасте, пока к ней ещё не предъявляется особых требований, небольшие отклонения в речевом развитии ребёнка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них.

Но дело резко меняется с началом школьного обучения, когда к речи детей начинают предъявляться повышенные требования. Все дети отставали (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут со множеством специфических ошибок, которые не удаётся преодолеть обычными школьными методами. Знание грамматических правил здесь на помогает, к тому же ребёнок как бы «не умеет» эти правила применить. Всё это ставит в тупик не только родителей, но и педагогов.

В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам обычно добавляются отклонения в поведении ребёнка, его повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовление школьных уроков в большинстве случаев затягивается до поздней ночи. В итоге всего этого – негативное отношение к школе конфликтная обстановка в семье и пр.

У  20-25 % от общего числа детей, зачисляемых на логопедические занятия, наблюдается сочетание нарушения произношения (смешение и замены фонем) с недостаточностью фонематического восприятия. В связи с этим у них возникают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом слова, а как результат – неуспеваемость по письму.

Характер ошибок, связанных с неправильным произношением и нарушением фонематического восприятия, у учащихся разнообразен: замены, пропуски согласных и гласных, пропуски слогов и частей слова. Перестановки, добавления, раздельное написание частей слова.

В большинстве случаев имеющиеся трудности вполне могут быть преодолены силами самих родителей и педагогов школьных и дошкольных учреждений. Важно лишь правильно понять причину затруднений и целенаправленно работать над их преодолением.

Характер ошибок на письме обусловлен, прежде всего двумя причинами:

А) недостаточным уровнем сформированности фонематического слуха;

Б) проблемами в развитии лексического и грамматического компонентов языка.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Преодоление ФФН приводит к улучшению успеваемости школьника не только по письму, но и по другим предметам школьной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия с детьми с ФФНР в старшей группе по формированию интонационной выразительности речи «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»

Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения з...

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [г] и [г’]. Буква Г".

Тема занятия: Звуки [г] и [г’]. Буква Г.Цели занятия:1) познакомить детей с новыми звуками [г] и [г’], буквой Г, их обозначающей;2) закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «гласный зв...

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [к] и [к’]. Буква К".

Тема: Звуки [к], [к’]. Буквы К, к Цели. * Научить дифференцировать звуки звуков [к], [к’]  изолированно, в слогах, в словах; * формировать навыки звукового анализа и синтеза...

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе с ФФНР

В данном материале представлено перпективное планирование коррекционной работы  в старшей группе для детей с ффнр ....

Перспективный план коррекционной работы в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР

Данный материал представляет собой перспективный план коррекционной работы в подготовительной к школе группе для детей с ффнр....

Перспективный годовой план логопедической работы в подготов.группе с ОНР и ФФНР

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. второй год обучен...

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...