Экологический проект «Лук - наш зеленый друг!» (старшая группа)
проект (старшая группа)

Шестакова Наталья Ивановна

Данный проект - это организация работы по ознакомлению с ценностью и строением лука, пониманию его пользы для здоровья человека. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_luk_-_nash_zelyonyy_drug.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Лук - наш зеленый друг!»

(старшая группа)

Проблема.

Проблема экологии в нашей стране стоит очень остро, а дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека».

Однажды в нашей группе во время беседы зашёл разговор о том, как нас сегодня мало, многие дети болеют. Тогда мы задумались: «Что надо нам делать, чтобы не заболеть?» И пришли к выводу, что надо следить за своим здоровьем и употреблять витамины. А где их взять зимой? Оказывается очень много полезных веществ и витаминов содержит самый обычный лук, и в луковых пёрышках тоже есть витамины. А можно ли вырастить витаминки на подоконнике? Нас это заинтересовало, и мы решили попробовать вырастить лук у нас в группе на подоконнике и исследовать его полезные свойства, а так же узнать какие блюда можно приготовить из лука.

Актуальность проекта.

Лук издавна заслужил в народе славу отличного овоща. Мы все хорошо знаем что лук – обязательная приправа супов, котлет и разных других мясных, рыбных и овощных блюд. Лук славится еще и как целебное средство чуть ли не от всех болезней. Весной люди чаще болеют простудными и инфекционными заболеваниями, так как в этот период организму человека не хватает витаминов. В этом случае врачи советуют включать в рацион больше свежих фруктов, овощей и зелени. Нас заинтересовал лук, точнее зеленое перо репчатого лука, так как его можно довольно просто вырастить в условиях детского сада. Выращивание и последующее употребление в пищу зеленого лука детям в ДОУ поможет детскому организму справиться с сезонным авитаминозом и снизить показатель заболеваемости в группе.

Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления, памяти, воображения и внимания.

Данный проект - это организация работы по ознакомлению с ценностью и строением лука, пониманию его пользы для здоровья человека. Эта работа будет осуществляется через поисково-исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей посредством активации детской жизнедеятельности.

В основе проекта лежит исследовательский метод обучения, в ходе которого ребёнок учится проводить самостоятельные исследования, учится получать информацию из различных источников об объекте исследования. У ребёнка развиваются творческие способности и умение делать выводы, развивается мышление и речь. Ребёнок может проявить самостоятельность и инициативу в организации своего исследования.

Содержание проекта является дополнением к основной программе детского сада.

Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Проектная идея: создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зеленого лука, выращенного самими дошкольниками.

Цель проекта: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука в различных условиях.

Задачи:

  • познакомить с историей появления лука;
  • расширять знания детей о зеленом витамине, как лук влияют на здоровье человека;
  • изучить строение лука, исследовать, какими способами быстрее можно вырастить лук;
  • учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой и весной в комнатных условиях;
  • показать эксперименты по выгонке лука на перо двумя способами: высадка в грунт и в воду;
  • формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц;
  • уметь видеть результат своего труда;
  • научиться выращивать овощ, богатый витаминами;
  • формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно – поисковую деятельность детей;
  • развивать мышление детей, творческое воображение и любознательность в процессе экспериментальной и исследовательской деятельности по выращиванию лука;
  • разнообразить дизайнерские решения оформления огорода на окне;
  • формировать бережное отношение к природе, желания заботиться о растениях, ответственности за порученное дело;
  • привлечь родителей к реализации проекта;
  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни и положительных эмоциях;
  • воспитать у детей трудолюбие, самостоятельность.

Ожидаемые  результаты.

1. Дети научились сажать и ухаживать за луком, познакомились с условиями роста лука, научились подмечать пользу и красоту зеленого лука.

2. У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука. В комнатных условиях; как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой. А также и в других условиях, в темноте и без воды.

3. Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.

4. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.

5. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, краткосрочный.

Продолжительность проекта: (3 недели) 01.03.2025 г. – 21.03.2025 г.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.

Реализация проекта будет проходить в несколько этапов, на протяжении которых будет выполняться следующая деятельность:

I этап. Подготовительный (организационный).

  • Обсуждение темы проекта, составление плана работы.
  • Формулировка цели и определение задач;
  • Изучение методической литературы;
  • Составление перспективного плана работы по проведению проекта;
  • Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о луке, подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т. п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: земля, вода, лук, контейнеры для посадки, лейка для полива, палочки для рыхления земли, раскраски; материалы для творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, альбомы, фломастеры краски, пластилин и др.);
  • Создание в уголке природы соответствующую предметно - развивающей среду.
  • Информирование о содержании проекта и привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу;
  • С родителями: опрос «Любят в вашей семье лук?», консультация «Что вы знаете о пользе лука?»;
  • Приглашение к участию в фото-выставке семейных творческих работ «В некотором царстве, в луковом государстве».

II этап. Основной этап:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Тематический план реализации проекта.

  • Беседа с детьми «Что я знаю о луке?». Цель: выяснить знания детей о полезных свойствах лука.
  • Знакомство с энциклопедией «Всё о полезных овощах». Цель: найти информацию о происхождении и родине лука, какие полезные вещества и витамины в нём содержатся.
  • Просмотр презентации «Труд людей выращивающих овощи». Цель: познакомиться с профессиями людей, работающих в теплицах.
  • Просмотр иллюстраций с изображением лука разных сортов Рассматривание основных частей лука.
  • Чтение «Чиполино и его друзья». Цель: Учить выделять главную мысль произведения, закрепить умение оценивать поступки героев, определять литературный жанр.
  • Просмотр мультфильма «Приключение Лунтика. Лук».
  • Экспериментирование со свойствами лука Цель: Выяснить строение лука, узнать, почему человек плачет, когда чистит лук.
  • Беседа «Чем полезен лук?», «Лук от семи недуг». Цель: выяснить, какие полезные вещества содержаться в луке, какое влияние оказывает лук на организм детей, «Купите лук» И. Токмаковой, сказка «Луковая семья».
  • Театрализованная деятельность «Спор овощей на грядке». Цель: Развивать творчество, выразительность, умение передавать предложенную роль, Закреплять интерес к устному народному творчеству.
  • Сюжетно – ролевые игры «Магазин овощей и фруктов», «Ферма по выращиванию витаминов». Цель:  закрепить в игровых действиях имеющиеся знания.
  • Подвижные игры: «Собери овощи в суп»».
  • Экскурсия на кухню. Беседа с поваром «Зачем лук добавляют в еду». Цель: расширить представления том, в какие блюда можно добавить лук, для чего, как изменяются вкусовые качества лука при разной обработке.
  • Чтение детям сказок, потешек, в которых рассказывается о луке, разучивание стихотворений. Чтение Джанни Родари «Приключение Чиполлино».
  • Проведение опытов с луком.
  • Посадка лука разными способами «Лук и земля», «Лук и вода».
  • Наблюдение за появлением первых луковых перышков и ростом растения.
  • Зарисовка этапов роста растения, ведение дневника наблюдения.
  • Труд по уходу за рассадой (полив).
  • Эксперимент «Растет ли лук без воды или света».
  • Рисование «Лучок – золотой бочок».
  • Дидактические игры: «Где растет?», «Волшебный мешочек», «Что лишнее?», «От какого овоща эта часть?», «Вредные и полезные продукты», «Угадай на вкус».
  • Игровые упражнения «Кто быстрей посадит лук?», «Собираем урожай», «Овощи и фрукты».

ΙΙΙ этап. Заключительный этап.

Результаты работы над проектом:

  • Составлена презентация проекта «Лук – наш зелёный друг».
  • Проведена выставка «Чиполлино и его друзья».
  • Выращен лук разными способами, для использования его в пищу.
  • Проведена информационно-разъяснительная работа среди детей и родителей о пользе лука.
  • Дети расширили свои знания о луке. У детей сформированы знания о луке: дети знают, что из луковиц можно вырастить зеленые перья, зеленый лук полезен людям (особенно зимой и весной, так как в нем много витаминов,
  • У детей сформированы знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в стакане с водой, так и в контейнере с землей.
  • Дети научились сажать лук, знают, как ухаживать за луком.
  • У детей расширились представления об использовании лука как лечебного средства.
  • У детей повысился интерес к экспериментированию.
  • У детей расширились представления об условиях, необходимых для роста и развития растений.

Продукт проектной деятельности:

  • Сбор урожая, употребление в пищу.        
  • Создание огорода на подоконнике.
  • Выставка луковых «ребятишек», луковой «берёзки».

Заключение.

Узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта, определить более благоприятную среду для выращивания лука. Эта работа помогла развить интерес детей к растительному миру, создать условия для исследовательно - экспериментального развития детей в процессе реализации проекта, выявить наиболее благоприятные условия для выращивания зелёного лука.

Они искали информацию о луке вместе с родителями в книгах, Интернете, через телепередачи; наблюдали за ростом и развитием луковицы, ухаживали за ним, проводили опыт по выяснению условий, необходимых для роста и развития растений, а так же конкурс на лучшее оформление огорода.

Работа с дошкольниками по проекту проводилась в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый являлся равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы.

В результате исследовательской деятельности, дети получили первоначальные представления о происхождении, и полезных свойствах лука. Так же убедились в том, что из лука готовят вкусные и полезные блюда, а зелёные луковые пёрышки можно выращивать на подоконнике различными способами.

Дети испытывают огромный интерес к наблюдению за ростом лука. Им не требовалось даже напоминания воспитателя (полить лук в почве, добавить воду в банку с луком). Главным результатом работы над проектом считаю то, что в данный проект были вовлечены все ребята, и каждый ребенок внес посильный вклад в работу группы.

Дети сделали следующие наблюдения. Для роста растений, для того чтобы они правильно развивались, необходимы почва, свет, тепло и вода.

В следующем году мы обязательно будем сажать огород на подоконнике. Хотелось бы изучить разные сорта лука. Растёт ли редиска и укроп на подоконнике зимой?

К концу проекта дети с удовольствием принимают в пищу лук, выращенный на нашем «огороде».

Работа над проектом способствовала улучшению микроклимата в группе. В детях появилась уверенность в себе и своих возможностях, в их глазах можно было увидеть радость и удовлетворение от возможности проявить самостоятельность и инициативность в проводимой исследовательской познавательной деятельности. Таким образом, это, в свою очередь, данный проект станет фундаментом для дальнейшего успешного обучения в школе.

Список литературы.

1. Каменский А. А. «Биология». Школьная энциклопедия. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2004, 990с

2. Киреевский И. Р.» Мифы древних славян». — Харьков:, 2006, 240.

3. Петров В. В. «Растительный мир нашей Родины» М. : Просвещение, 1991.

4. Приходько С. Н. «Лечебница на подоконнике» Киев. Наукова думка,1968

5. Шантуров А. Г. «Врач-больной-лекарство» Иркутск. Восточно-сибирское книжное издательство, 1986

6. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Мир насекомых» для детей старшей группы.

формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы....

Краткосрочный проект "Атомная энергия-ваш друг" (старшая группа)

Обзор краткосрочного проекта "Важный день". Помещены цветные фотографии нашей работы на открытый творческий конкурс "Атомная энергия-наш друг"...

Экологический проект «Лук -наш лучший друг» средняя группа

Совместно с детьми средней группы был проведен  краткосрочный, практико-ориентированный  проект на тему "Лук-наш лучший друг"...

Творческий проект по ПДД «Зеленый огонек» (старшая группа).

Творческий проект по ПДД «Зеленый огонек» (старшая группа). Актуальность.   Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные о...

Проект "Красный, желтый, зеленый" для старшей группы

Проект "Красный, желтый, зеленый" для старшей группы...

Экологический проект "Лук для здоровья друг" средняя группа

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Время реализации проекта: февраль 2019 год. Продолжительность: краткосрочный (2-3 недели). Участники проекта: воспитатель, дети...

Экологический проект "Лук - наш зеленый друг"

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Многие дети ежегодн...