Кейс: «Нейроупражнения и игры»
методическая разработка
Цель: Стимулирование познавательного развития детей через использование нейроупражнений и игр.
Суть методики заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с резиновыми мячиками и небольшими мешочками, наполненными песком с удержанием ритма и равновесия. Упражнения начинается с простых движений, где каждый участник кидает мячик так, чтобы тот отскочил от пола прямо в руку. Постепенно сложность нарастает: мячик нужно кидать одной рукой, а ловить другой; затем – поймав после отскока переложить за спиной из руки в руку; затем в игру вводится второй мячик; затем все более сложные упражнения выполняются двумя участниками. Затем упражнения выполняются на балансировочной доске.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс: «Нейроупражнения и игры»
Цель: Стимулирование познавательного развития детей через использование нейроупражнений и игр.
Суть методики заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с резиновыми мячиками и небольшими мешочками, наполненными песком с удержанием ритма и равновесия. Упражнения начинается с простых движений, где каждый участник кидает мячик так, чтобы тот отскочил от пола прямо в руку. Постепенно сложность нарастает: мячик нужно кидать одной рукой, а ловить другой; затем – поймав после отскока переложить за спиной из руки в руку; затем в игру вводится второй мячик; затем все более сложные упражнения выполняются двумя участниками. Затем упражнения выполняются на балансировочной доске.
Раньше использовать нейроподход не было необходимости. Мы помогали себе сами. Мы ходили в школу, многие занимались спортом, музыкой, посещали кружки. При этом уроки делали, экзамены сдавали, контрольные писали. Учились все по-разному, но обычно без помощи специалистов. Основная задача была – побыстрее сделать уроки и убежать гулять.
Мы много гуляли и двигались! В этом мне видится одна из причин того, что нам было проще учиться. Мозг развивается во время движения. На улице мы играли. Игры были активные, командные, с правилами. В играх мы учились терпению, развивали внимательность, запоминали и выполняли условия, тренировали глазомер, координацию и выносливость. А уж сенсорного опыта и разнообразной физической нагрузки было хоть отбавляй.
Методика предназначена для развития:
- Регуляторной сферы: формирование программ действий, способность оценки и интериоризации внешней программы, удержание программы в течение длительного периода, концентрация и удержание внимания, наращивание функций контроля над реализуемой программой, укрепление возможностей к оттормаживанию нежелательного поведения.
- Сенсомоторной сферы: зрительно-моторной координации (рука-глаз), ловкости, точности движений, улучшение вестибулярных программ, авторизация моторных программ, устойчивых межполушарных взаимодействий, увеличение скорости обработки сенсорной информации.
- Когнитивной сферы: памяти, речи, восприятия, мышления.
- Зрительной системы: фиксация предмета, формирование и укрепление прослеживающих движений, расширение полей зрения, преодоление зрительного игнорирования, формирование компенсаторной стратегии при гемианопсиях – выпадение поля зрения, формирование устойчивого навыка, переключения между дальним и ближним объектом, формирование и укрепление пространственных представлений, укрепление мышц глаз, навыков чтения и письма.
- Слуховой системы: улучшение восприятия и обработки не речевых шумов, формирование чувств ритма (внутреннего и внешнего), умение различать и оценивать темпо- ритмические рисунки, чувства ритма, оценка правильность исполнения движений.
- Мышечной системы: снижение гипертонуса мышц рук, улучшение и укрепление осанки.
Методика показана при работе с:
- Детьми и взрослыми
- Нормотипией как метод увеличения потенциала
- Повышения самооценки
- С эмоциональными и поведенческими трудностями
- Нарушениями работы вестибулярного аппарата
- Нарушениями координации движений и моторной неловкости
- Трудностями в обучении (в устной и письменной речи, чтения, письма и счета)
- Трудностями выстраивания отношений со взрослыми и сверстниками
- Трудностями взаимодействия с товарищами, сотрудничество и гармоничной работе в команде
- Синдром дефицита внимания и гиперреактивностью, невнимательностью, гиперреактивность- импульсивность
- Расстройствами (задержка и асинхронния развития, аутизм)
- Задержкой психоречевого и интеллектуального развития
- Общим недоразвитием речи и умственной отсталостью
- Расстройством аутистического спектра
- Заболеваниями детского центрального паралича
- При реабилитации после инсульта, черепно-мозговых травм и некоторых других заболеваний головного мозга, заболеваний и стрессовых состояний
- Восстановление после опухолей
- Постинсультные состояния
- Эффективность других коррекционных занятий с психологом, логопедом, дефектологом.
Основные принципы выполнения упражнений:
Соблюдение естественного внутреннего ритма, который является естественным и комфортным для человека позволяющий естественно и просто выполнть упражнения, запомнить его на уровне мышечной памяти.
Движения глаз и пространственная ориентация, выполняется в течение 30-минутного сеанса, где необходимо переводить взгляд и менять фокусировку зрения по трем основным осям: лево-право, вниз-вверх, ближе-дальше.
Сотрудничество, потому что основная часть упражнений являются парными или групповыми, для этого необходима синхронность. Поэтому ребенок учится работать в команде.
Ответственность, за счет постановки задачи научить менее опытного товарища, под контролем опытного психолога.
Важные принципы выполнения упражнений:
- Зрительный контроль глазами за мячом и мешочками
- Автоматизированное выключение регуляции со стороны речи или внешних опосредуемых влияний в виде любого ритма
- Синхронизация между партнерами за счет аудио-визуального контроля
Программа упражнений состоит из:
- Захват мяча
- Осевых упражнений
- Комплекса двигательных упражнений
- Базового блока (самостоятельно, в паре, в группе)
- Вестибулярного блока
- Межполушарного блока
Возраст с 3 лет.
Периодичность занятий 3 раза в неделю по 30 минут.
(Мешочек должен умещаться в ладони ребенка. Кинезиологические мячики должны быть небольшим размером: вес 125гр, диаметр -6см, бархатистые, яркой окраски, удобно ложится в ладонь, хорошо отскакивать от пола. Если развивать тактильное восприятие – то любыми крупами может быть наполнен мешочек. Если развивать регуляцию мышечного тела, то вес мешочка важен, и он может быть чуть тяжелее или чуть легче.)
№ | Нейроупражнения | Описание |
Упражнение - самомассаж ладони | Растирать от ладони к пальчикам как лучики, каждый пальчик одну руку, затем вторую | |
Массаж карандашами, камешками, мячиками и т.д. | ||
Упражнение для развития мелкой моторики | Соединять пальцы поочередно в колечко с большим пальцем, одновременно на обеих руках и можно поочередно | |
Упражнение для пальцев рук и для развития концентрации внимания | Одну руку в кулак вторую ладонь к лицу и начинаем поочередно сгибать на одной руке пальцы, а на другой разгибать (так же только на одной руке с мизинца, на другой с указательного и наоборот) | |
Упражнение «Четыре стихии», формирует слухоречевое и двигательное внимание | Вода – прыжок, огонь – хлопок в ладоши над головой, воздух – поворот вокруг себя, земля - приседание | |
Упражнения для синхронизации работы обеих полушарий | Чередующие жесты, сначала одинаково обеими руками, затем усложняем (на весу или на столе) | |
С мячиком | Катать мячик по столу поочередно руками | |
Катать по ладоням, по рукам, по телу | ||
Крутить в руках, сжимать, перекладывать из одной руки в другую | ||
За столом перекладывать мячик из одной руки в другую, затем взрослому напротив, один мячик, затем два, затем наискосок | ||
Одной рукой надо ударять мячик о стол один раз, другой рукой показывать жесты | ||
Перекладывание мячика из руки в руку при этом проговаривая стихотворение | ||
В вытянутых руках вниз ладонями держим мячики, разжимаем и сжимаем поочередно каждый палец | ||
Подкидываем мячик двумя руками, двумя ловим | ||
Подкидываем мячик двумя руками, хлопок, двумя ловим | ||
Подкидываем мячик одной рукой, одной ловим, меняем руку | ||
Подкидываем мячик правой рукой рукой, левой ловим | ||
Подкидываем мячик одной рукой, одной ловим, меняем руку (Закрепление времен года, месяцев, дней недели) | ||
Взрослый кидает ребенку двумя руками, ребенок ловит двумя руками и складывает мячики большие в большую корзинку, маленькие в маленькую | ||
Мячик подкидываем к верху одной рукой, второй рукой показываем жест | ||
Мяч лежит на ладони, вытягиваем руку вперед не придерживая мячик, подымаем взад противоположную ногу, взгляд направлен на мячик, затем меняем | ||
Одной рукой подбрасываем мячик на один, два, другой рукой на три, четыре (при этом проговаривает ребенок) | ||
Подкидывать мячик вверх, при этом приседать и ловить | ||
Кидать об пол и ловить двумя руками | ||
Кидать об пол и ловить руками поочередно | ||
Кидать об пол считая до 5 и ловить сначала одной рукой (передача из руки в руку мяча об пол) и то же самое другой рукой | ||
Кидать об пол ловить рукой-стаканчиком (то есть сбоку), поочередно | ||
Кидать об пол ловить рукой-обезьянкой (ладошкой вниз), поочередно | ||
Ударяем мячик об пол под ногой, ловим одной рукой, потом ударяем под другую ногу, ловим другой рукой | ||
Одной рукой подкидываем, другой ударяем об пол, меняем руки (можно под счет) | ||
Два мяча подкидываем и хлопаем, ударяем об пол и подпрыгиваем | ||
Кидаем друг другу мячик двумя руками и хлопаем (хлопаем за спиной) | ||
В двух руках мячики, ударяем мячики об пол, хлопок, ловим | ||
Ударяем мячики об стену проделываем те же движения | ||
С мешочками | Положить мешочек на голову, если просто ребенку, можно положить на голову не один мешочек, а два-три. Ходить по кругу, перешагивать препятствия, приседать подымая предметы. | |
Можно под музыку потанцевать, побаловаться с мешочками, это позволит снизить гипер-активность | ||
Положить мешочек на плечо противоположное и снять его другой рукой, потом положить на другое плечо противоположное снимаем другой рукой (под счет) | ||
За столом перекладывать мешочек из одной руки в другую, затем взрослому напротив, по квадрату и обратно | ||
Ребенок на ладони держит мешочек, взрослый подымает медленно, ребенок в этот момент следит глазами за ним, взрослый отпускает, ребенок должен поймать | ||
Подкидываем мешочек двумя руками над головой и ловим | ||
Подкидываем мешочек двумя руками над головой и ловим, при этом шагаем | ||
Взрослый кидает мешочек ребенку двумя руками, ловит двумя руками и обратно взрослому | ||
Одной рукой подкидывать мешочек, другой показывать жесты (синхронно) | ||
Два мешочка, подкидываем один мешочек и ловим другой рукой, в этот момент второй перекладываем в свободную руку | ||
Бросаем мешочек вверх двумя руками, при этом ударяем кулак об кулак тыльной стороной, другой стороной, сверху одной рукой, снизу другой рукой | ||
Перебрасываем правой рукой мешочек под левой рукой и ловим левой, так несколько раз, потом меняем руку | ||
Перебрасываем правой рукой мешочек под левой рукой и ловим левой, делаем это поочередно | ||
Перебрасываем правой рукой мешочек под левой рукой и ловим левой, перебрасываем мешочек под ногой, чередуем | ||
Кладем мешочек на колено согнутой правой ноги, хлопок, берем мешочек опускаем ногу перекладываем в левую руку, так же проделываем движения | ||
Одной рукой подбрасываем мешочек, другой рукой называем и дотрагиваемся до частей тела, меняем руки | ||
Кидаем друг другу мешочек одной рукой, ловим рукой на против | ||
Кидаем друг другу мешочек одной рукой, ловим противоположной | ||
Стоим на одной ноге, рукой подымаем мешочки и кидаем в корзинку, меняем ногу и руку | ||
На балансировочной доске | Когда ребенок уже хорошо выполняет все упражнения, можно предложить ему то же самое на балансировочной доске | |
В одной руке мешочек в другой мячик, перекидываем мячик, перекладываем мешочек и так поочередно руками | ||
Нейрогимнастика | Используем изображенные на листе фигуры, зигзаги, линии и т.д. одной рукой пальцем проводим по линии, другой показываем жест | |
Используем изображенные на листе фигуры, зигзаги, линии и т.д. в одной руке мешочком проводим по линии, другой рукой с мешочком касаемся поочередно одного плеча и другого | ||
Используем изображенные на листе фигуры, зигзаги, линии и т.д. одной рукой пальцем проводим по линии, другой по другой линии | ||
Дорожка из двух мешочков и двух мячей (так чередуется), ребенок обеими руками перекладывает в разные стороны и обратно | ||
Дорожка из двух мешочков и двух мячей (так чередуется), ребенок обеими руками перекладывает в разные стороны наискосок и обратно | ||
Дорожка из двух мешочков и двух мячей (так чередуется), ребенок обеими руками перекладывает в разные стороны в корзинки по цветам (взрослый называет какой цвет в какую сторону) вправо, влево | ||
Мешочек на голове, в руке мячик, кладем мячик на раз на мешочек, другой рукой дотрагиваемся до носа, на два руки опускаем по швам, на три забираем другой рукой и другой дотрагиваемся до носа, на четыре руки по швам и так идет чередование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные методы и технологии: кейс-технологии, квест-игра, сторителлинг, посткроссинг, лепбук»
Семинар для педагогов ДОУ...

Доклад по педагогическому совету "Нейроупражнения и игры в образовательной деятельности"
Нейропсихологический подход в играх и упражнениях способствует всестороннему развитию....

Квест - игра МЕГА МОЗГ в подготовительной группе (с элементами нейроупражнений)
Квест- игра «Мега Мозг» в подготовительной группе.Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.Задачи:Синхронизация работы левого и п...

текст к презентации по подборкам ссылок сайтов, литературы, играм по нейроупражнениям
в помощь педагогам текст к презентации по подборкам ссылок сайтов, литературы, играм по нейроупражнениям....
«Образовательный коворкинг» Использование подвижных нейроигр и нейроупражнений на занятиях физической культуры в ДОУ Тема: «Нейроупражнения и нейроигры в режимных моментах».
Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческого слова «кинезис» - движение, «...

Презентация "Нейроупражнения и игры для стимулирования речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"
Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, и необходимо предоставить им время и возможности для достижения полноценного развития своей речи. В настоящее время актуальным ...

Кейс сюжетно ролевой игры:"Пиццерия"
Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действ...
