Кейс: «Нейроупражнения и игры»
методическая разработка

Светлана Юрьевна Павлюченко

Цель: Стимулирование познавательного развития детей через использование нейроупражнений и игр.

Суть методики заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с резиновыми мячиками и небольшими мешочками, наполненными песком с удержанием ритма и равновесия. Упражнения начинается с простых движений, где каждый участник кидает мячик так, чтобы тот отскочил от пола прямо в руку. Постепенно сложность нарастает: мячик нужно кидать одной рукой, а ловить другой; затем – поймав после отскока переложить за спиной из руки в руку; затем в игру вводится второй мячик; затем все более сложные упражнения выполняются двумя участниками. Затем упражнения выполняются на балансировочной доске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyro_keys.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс: «Нейроупражнения и игры»

Цель: Стимулирование познавательного развития детей через использование нейроупражнений и игр.

Суть методики заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с резиновыми мячиками и небольшими мешочками, наполненными песком с удержанием ритма и равновесия. Упражнения начинается с простых движений, где каждый участник кидает мячик так, чтобы тот отскочил от пола прямо в руку. Постепенно сложность нарастает: мячик нужно кидать одной рукой, а ловить другой; затем – поймав после отскока переложить за спиной из руки в руку; затем в игру вводится второй мячик; затем все более сложные упражнения выполняются двумя участниками. Затем упражнения выполняются на балансировочной доске.

Раньше использовать нейроподход не было необходимости. Мы помогали себе сами. Мы ходили в школу, многие занимались спортом, музыкой, посещали кружки. При этом уроки делали, экзамены сдавали, контрольные писали. Учились все по-разному, но обычно без помощи специалистов. Основная задача была – побыстрее сделать уроки и убежать гулять.

Мы много гуляли и двигались! В этом мне видится одна из причин того, что нам было проще учиться. Мозг развивается во время движения. На улице мы играли. Игры были активные, командные, с правилами. В играх мы учились терпению, развивали внимательность, запоминали и выполняли условия, тренировали глазомер, координацию и выносливость. А уж сенсорного опыта и разнообразной физической нагрузки было хоть отбавляй.

Методика предназначена для развития:

  1. Регуляторной сферы: формирование программ действий, способность оценки и интериоризации внешней программы, удержание программы в течение длительного периода, концентрация и удержание внимания, наращивание функций контроля над реализуемой программой, укрепление возможностей к оттормаживанию нежелательного поведения.
  2. Сенсомоторной сферы: зрительно-моторной координации (рука-глаз), ловкости, точности движений, улучшение вестибулярных программ, авторизация моторных программ, устойчивых межполушарных взаимодействий, увеличение скорости обработки сенсорной информации.
  3. Когнитивной сферы: памяти, речи, восприятия, мышления.
  4. Зрительной системы: фиксация предмета, формирование и укрепление прослеживающих движений, расширение полей зрения, преодоление зрительного игнорирования, формирование компенсаторной стратегии при гемианопсиях – выпадение поля зрения, формирование устойчивого навыка, переключения между дальним и ближним объектом, формирование и укрепление пространственных представлений, укрепление мышц глаз, навыков чтения и письма.
  5. Слуховой системы: улучшение восприятия и обработки не речевых шумов, формирование чувств ритма (внутреннего и внешнего), умение различать и оценивать темпо- ритмические рисунки, чувства ритма, оценка правильность исполнения движений.
  6. Мышечной системы: снижение гипертонуса мышц рук, улучшение и укрепление осанки.

Методика показана при работе с:

  1. Детьми и взрослыми
  2. Нормотипией как метод увеличения потенциала
  3. Повышения самооценки
  4. С эмоциональными и поведенческими трудностями
  5. Нарушениями работы вестибулярного аппарата
  6. Нарушениями координации движений и моторной неловкости
  7. Трудностями в обучении (в устной и письменной речи, чтения, письма и счета)
  8. Трудностями выстраивания отношений со взрослыми и сверстниками
  9. Трудностями взаимодействия с товарищами, сотрудничество и гармоничной работе в команде
  10. Синдром дефицита внимания и гиперреактивностью, невнимательностью, гиперреактивность- импульсивность
  11. Расстройствами (задержка и асинхронния развития, аутизм)
  12. Задержкой психоречевого и интеллектуального развития
  13. Общим недоразвитием речи и умственной отсталостью
  14. Расстройством аутистического спектра
  15. Заболеваниями детского центрального паралича
  16. При реабилитации после инсульта, черепно-мозговых травм и некоторых других заболеваний головного мозга, заболеваний и стрессовых состояний
  17. Восстановление после опухолей
  18. Постинсультные состояния
  19. Эффективность других коррекционных занятий с психологом, логопедом, дефектологом.

Основные принципы выполнения упражнений:

Соблюдение естественного внутреннего ритма, который является естественным и комфортным для человека позволяющий естественно и просто выполнть упражнения, запомнить его на уровне мышечной памяти.

Движения глаз и пространственная ориентация, выполняется в течение 30-минутного сеанса, где необходимо переводить взгляд и менять фокусировку зрения по трем основным осям: лево-право, вниз-вверх, ближе-дальше.

Сотрудничество, потому что основная часть упражнений являются парными или групповыми, для этого необходима синхронность. Поэтому ребенок учится работать в команде.

Ответственность, за счет постановки задачи научить менее опытного товарища, под контролем опытного психолога.

Важные принципы выполнения упражнений:

  1. Зрительный контроль глазами за мячом и мешочками
  2. Автоматизированное выключение регуляции со стороны речи или внешних опосредуемых влияний в виде любого ритма
  3. Синхронизация между партнерами за счет аудио-визуального контроля

Программа упражнений состоит из:

  • Захват мяча
  • Осевых упражнений
  • Комплекса двигательных упражнений
  • Базового блока (самостоятельно, в паре, в группе)
  • Вестибулярного блока
  • Межполушарного блока

Возраст с 3 лет.

Периодичность занятий 3 раза в неделю по 30 минут.  

(Мешочек должен умещаться в ладони ребенка. Кинезиологические мячики должны быть небольшим размером: вес 125гр, диаметр -6см, бархатистые, яркой окраски, удобно ложится в ладонь, хорошо отскакивать от пола. Если развивать тактильное восприятие – то любыми крупами может быть наполнен мешочек. Если развивать регуляцию мышечного тела, то вес мешочка важен, и он может быть чуть тяжелее или чуть легче.)

Нейроупражнения

Описание

Упражнение - самомассаж ладони

Растирать от ладони к пальчикам как лучики, каждый пальчик одну руку, затем вторую

Массаж карандашами, камешками, мячиками и т.д.

Упражнение для развития мелкой моторики

Соединять пальцы поочередно в колечко с большим пальцем, одновременно на обеих руках и можно поочередно

Упражнение для пальцев рук и для развития концентрации внимания

Одну руку в кулак вторую ладонь к лицу и начинаем поочередно сгибать на одной руке пальцы, а на другой разгибать (так же только на одной руке с мизинца, на другой с указательного и наоборот)

Упражнение «Четыре стихии», формирует слухоречевое и двигательное внимание

Вода – прыжок, огонь – хлопок в ладоши над головой, воздух – поворот вокруг себя, земля - приседание

Упражнения для синхронизации работы обеих полушарий

Чередующие жесты, сначала одинаково обеими руками, затем усложняем (на весу или на столе)

С мячиком

Катать мячик по столу поочередно руками

Катать по ладоням, по рукам, по телу

Крутить в руках, сжимать, перекладывать из одной руки в другую

За столом перекладывать мячик из одной руки в другую, затем взрослому напротив, один мячик, затем два, затем наискосок

Одной рукой надо ударять мячик о стол один раз, другой рукой показывать жесты

Перекладывание мячика из руки в руку при этом проговаривая стихотворение

В вытянутых руках вниз ладонями держим мячики, разжимаем и сжимаем поочередно каждый палец

Подкидываем мячик двумя руками, двумя ловим

Подкидываем мячик двумя руками, хлопок, двумя ловим

Подкидываем мячик одной рукой, одной ловим, меняем руку

Подкидываем мячик правой рукой рукой, левой ловим

Подкидываем мячик одной рукой, одной ловим, меняем руку (Закрепление времен года, месяцев, дней недели)

Взрослый кидает ребенку двумя руками, ребенок ловит двумя руками и складывает мячики большие в большую корзинку, маленькие в маленькую

Мячик подкидываем к верху одной рукой, второй рукой показываем жест

Мяч лежит на ладони, вытягиваем руку вперед не придерживая мячик, подымаем взад противоположную ногу, взгляд направлен на мячик, затем меняем

Одной рукой подбрасываем мячик на один, два, другой рукой на три, четыре (при этом проговаривает ребенок)

Подкидывать мячик вверх, при этом приседать и ловить

Кидать об пол и ловить двумя руками

Кидать об пол и ловить руками поочередно

Кидать об пол считая до 5 и ловить сначала одной рукой (передача из руки в руку мяча об пол) и то же самое другой рукой

Кидать об пол ловить рукой-стаканчиком (то есть сбоку), поочередно

Кидать об пол ловить рукой-обезьянкой (ладошкой вниз), поочередно

Ударяем мячик об пол под ногой, ловим одной рукой, потом ударяем под другую ногу, ловим другой рукой

Одной рукой подкидываем, другой ударяем об пол, меняем руки (можно под счет)

Два мяча подкидываем и хлопаем, ударяем об пол и подпрыгиваем

Кидаем друг другу мячик двумя руками и хлопаем (хлопаем за спиной)

В двух руках мячики, ударяем мячики об пол, хлопок, ловим

Ударяем мячики об стену проделываем те же движения

С мешочками

Положить мешочек на голову, если просто ребенку, можно положить на голову не один мешочек, а два-три. Ходить по кругу, перешагивать препятствия, приседать подымая предметы.

Можно под музыку потанцевать, побаловаться с мешочками, это позволит снизить гипер-активность

Положить мешочек на плечо противоположное и снять его другой рукой, потом положить на другое плечо противоположное снимаем другой рукой (под счет)

За столом перекладывать мешочек из одной руки в другую, затем взрослому напротив, по квадрату и обратно

Ребенок на ладони держит мешочек, взрослый подымает медленно, ребенок в этот момент следит глазами за ним, взрослый отпускает, ребенок должен поймать

Подкидываем мешочек двумя руками над головой и ловим

Подкидываем мешочек двумя руками над головой и ловим, при этом шагаем

Взрослый кидает мешочек ребенку двумя руками, ловит двумя руками и обратно взрослому

Одной рукой подкидывать мешочек, другой показывать жесты (синхронно)

Два мешочка, подкидываем один мешочек и ловим другой рукой, в этот момент второй перекладываем в свободную руку

Бросаем мешочек вверх двумя руками, при этом ударяем кулак об кулак тыльной стороной, другой стороной, сверху одной рукой, снизу другой рукой

Перебрасываем правой рукой мешочек под левой рукой и ловим левой, так несколько раз, потом меняем руку

Перебрасываем правой рукой мешочек под левой рукой и ловим левой, делаем это поочередно

Перебрасываем правой рукой мешочек под левой рукой и ловим левой, перебрасываем мешочек под ногой, чередуем

Кладем мешочек на колено согнутой правой ноги, хлопок, берем мешочек опускаем ногу перекладываем в левую руку, так же проделываем движения

Одной рукой подбрасываем мешочек, другой рукой называем и дотрагиваемся до частей тела, меняем руки

Кидаем друг другу мешочек одной рукой, ловим рукой на против

Кидаем друг другу мешочек одной рукой, ловим противоположной

Стоим на одной ноге, рукой подымаем мешочки и кидаем в корзинку, меняем ногу и руку

На балансировочной доске

Когда ребенок уже хорошо выполняет все упражнения, можно предложить ему то же самое на балансировочной доске

В одной руке мешочек в другой мячик, перекидываем мячик, перекладываем мешочек и так поочередно руками

Нейрогимнастика

Используем изображенные на листе фигуры, зигзаги, линии и т.д. одной рукой пальцем проводим по линии, другой показываем жест

Используем изображенные на листе фигуры, зигзаги, линии и т.д. в одной руке мешочком проводим по линии, другой рукой с мешочком касаемся поочередно одного плеча и другого

Используем изображенные на листе фигуры, зигзаги, линии и т.д. одной рукой пальцем проводим по линии, другой по другой линии

Дорожка из двух мешочков и двух мячей (так чередуется), ребенок обеими руками перекладывает в разные стороны и обратно

Дорожка из двух мешочков и двух мячей (так чередуется), ребенок обеими руками перекладывает в разные стороны наискосок и обратно

Дорожка из двух мешочков и двух мячей (так чередуется), ребенок обеими руками перекладывает в разные стороны в корзинки по цветам (взрослый называет какой цвет в какую сторону) вправо, влево

Мешочек на голове, в руке мячик, кладем мячик на раз на мешочек, другой рукой дотрагиваемся до носа, на два руки опускаем по швам, на три забираем другой рукой и другой дотрагиваемся до носа, на четыре руки по швам и так идет чередование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по педагогическому совету "Нейроупражнения и игры в образовательной деятельности"

Нейропсихологический подход в играх и упражнениях способствует всестороннему развитию....

Квест - игра МЕГА МОЗГ в подготовительной группе (с элементами нейроупражнений)

Квест- игра «Мега Мозг» в подготовительной группе.Цель: развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.Задачи:Синхронизация работы левого и п...

текст к презентации по подборкам ссылок сайтов, литературы, играм по нейроупражнениям

в помощь педагогам текст к презентации по подборкам ссылок сайтов, литературы, играм по нейроупражнениям....

«Образовательный коворкинг» Использование подвижных нейроигр и нейроупражнений на занятиях физической культуры в ДОУ Тема: «Нейроупражнения и нейроигры в режимных моментах».

Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческого слова «кинезис» - движение, «...

Презентация "Нейроупражнения и игры для стимулирования речевой активности у детей младшего дошкольного возраста"

Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, и необходимо предоставить им время и возможности для достижения полноценного развития своей речи. В настоящее время актуальным ...

Кейс сюжетно ролевой игры:"Пиццерия"

Сюжетная игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действ...