Формирование правильной осанки у дошкольников
статья
В статье раскрываются условия и методические приемы, способствующие формированию правильной осанки у дошкольников, даются рекомендации по проведению упражнений, направленных на формирование правильной осанки детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 162.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование правильной осанки у дошкольников
Большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, поза детей во время занятий, труда и других видов самостоятельной деятельности.
Мебель подбирают в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать, во-первых, опору для туловища, рук и ног; во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса. Размеры мебели соответствуют росту ребенка: длина сиденья стула – длине бедер, высота его ножек – длине голеней. Стопы должны стоять на полу (или на подставке, если стул велик для данного ребенка). Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка – большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20 – 25 см, чтобы он мог свободно вытянуться.
Поза ребенка в любых видах деятельности должна быть постоянно в центре внимания взрослых.
Если ребенок стоит, надо следить, чтобы равномерно распределялась нагрузка от тяжести тела на обе ноги. В естественном положении ноги несколько расставлены, носки немного развернуты наружу. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.
Сохранение хорошей осанки при движениях более сложно. Мышцы должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и этим поддерживать равновесие тела. Особенно большое участие принимают мышцы плечевого пояса, шеи, спины, таза, бедер. Движения этих мышц должны быть согласованными, взаимосочетаемыми. При ходьбе плечи на одном уровне, грудная клетка расправлена, лопатки чуть-чуть отведены назад, живот подтянут, смотреть надо прямо (вперед на 3 – 4 шага). Идти надо не сутулясь, ногами не шаркать, спокойная ходьба сопровождается легким взмахом, быстрая – энергичными движениями рук.
Поза за столом при рисовании, рассматривании иллюстраций, во время настольно-печатных игр должна быть удобной и ненапряженной. Локти обеих рук на столе, плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола должна составлять 30 – 35 см, между грудью и столом – 8 – 10 см. сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Стопы должны стоять на полу (или на подставке). Нельзя допускать, чтобы дети сидели, скрестив ноги, зацепляли их за ножки стула.
Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения. Особое внимание надо уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц – разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения предпочтительнее выполнять из положений лежа и сидя. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Предпочтение отдавать симметричным упражнениям (повороты в стороны, взмахи правой и левой ногой или рукой) Темп выполнения большинства упражнений не быстрый, спокойный, чтобы дать возможность ребенку потянуться, выпрямиться, как говорится проработать мышцы. Одно и тоже упражнение при разучивании выполнять медленно, а при повторении – быстрее. В процессе выполнения упражнений чаще применяется произвольное дыхание: выдох совпадает с опусканием рук, хлопком, наклоном. После силовых и темповых упражнений следует проделать 2 – 3 глубоких вдоха с последующим выдохом.
Старшие дети могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.
Упражнения для верхнего плечевого пояса
- И. п.: стоя, руки внизу. Поднять руки вверх, потянутся, посмотреть вверх, руки вниз. То же из и. п. лежа на спине, руки вдоль туловища.
- И. п.: стоя, руки на поясе. Отводить локти назад до сведения лопаток, плечи не поднимать.
- И. п.: стоя, ноги на ширине ступни, руки к плечам, локти в стороны. Свести локти вперед и отвести подальше назад, держать на уровне плеч.
- И. п.: стоя, руки в стороны. Опустить руки за спину, дотянутся ладонями до локтей.
- И. п.: руки в замок за спиной. Рывками отводить прямые руки назад.
- «Растягиваем резину». И. п.: руки перед грудью, пальцы в кулаки, локти подняты. Отвести локти назад, выпрямляя руки в стороны, как бы преодолевая сопротивление. Руки согнуть перед грудью, расслабить.
- И. п.: палка в руках внизу. Палку вверх, опустить за спину (прижать к углам лопаток), снова вверх и вниз.
- И. п.: палка на лопатках. Палку вверх, посмотреть на нее (вдох), опустить за спину на лопатки (выдох).
- И. п.: ноги на ширине ступни, палка за спиной на лопатках. Наклониться вперед, одновременно поднимая палку, смотреть вперед. Стать прямо, палку за спину.
- И. п.: ноги на ширине ступни, палка сзади в опущенных руках. Резким движением отвести палку назад до отказа.
- И. п.: стоя на коленях, палка сзади в прямых руках. Прогнуться назад, коснуться палкой пяток ног, выпрямиться.
- И. п.: встать спиной к стене или гимнастической стенке, прижаться затылком, лопатками и ягодицами. Поднять руки вверх, коснуться стены над головой. В этом же и. п. присесть и встать.
Упражнения для мышц живота
1. Упражнение «Длинные и короткие ноги». И. п.: сидя на полу (скамейке), ноги прямые вместе, руки в упор сзади. Сгибая ноги, подтянуть их к груди и выпрямить (вместе и попеременно). То же, в положении лежа на спине.
2. И. п.: то же. Поднимать и опускать прямые ноги (вместе и попеременно). То же, в положении лежа на спине.
3. Упражнение «Велосипед». И. п.: лежа на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища. Двигать ногами, сгибая и выпрямляя их, как при езде на велосипеде (5 — 8 секунд). Делать перерывы для отдыха.
4. И. п.: то же. Садиться и ложиться (помогая руками и без помощи).
5. Упражнение «Ножницы». И. п.: то же. Встречные частые движения прямых ног вверх и вниз. Делать перерывы в положении лежа.
6. И. п.: то же. Приподнять ноги (на 10 — 12 см от пола под углом 30'), колени не сгибать, носки оттянуть, немного подержать так и опустить; выполнять в медленном темпе. То же, зацепив носками ног за обруч.
7. И. п.: стоя ноги врозь, руки в стороны. Наклониться вперед, коснуться носков ног, выпрямиться. То же, из положения сидя ноги врозь.
8. И. п.: то же. Наклон вперед, достать правой (левой) рукой до носка левой (правой) ноги, выпрямиться. То же, из положения сидя.
9. Упражнение «Насос». И. и.: ноги на ширине плеч. Наклонять туловище вправо и влево, одна рука скользит вверх до подмышечной впадины, вторая вниз по бедру. То же, сидя на скамейке, стуле.
10. И. п.: лежа на боку. Поднимать и опускать вверх руку и ногу. Повторить несколько раз, затем повернуться на другой бок.
11. Упражнение «Бревнышко». И. п.: лежа. повернуться (покатиться) в правую, затем в левую сторону. Делать перерывы для отдыха.
12. И. п.: стоя на коленях, руки на поясе. Сесть на пол справа, выпрямиться, влево, выпрямиться (вначале можно с помощью рук). То же, руки за головой. То же, с мячом в руках.
13. И. п.: стоя на коленях, ягодицы прижать к пяткам, руки вверх. Медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснуться пола. Не поднимая ягодиц (они на пятках) попытаться как можно дальше вытянуть руки, потянуть спину.
14. и. п.: лежа на животе, ноги сомкнуты, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. Приподнять голову и плечи от пола, рука отвести назад, прогнуться. Лечь в и. п., расслабиться.
Старшим дошкольникам можно предлагать упражнения (в небольшом объеме) для мышц шеи, от которых во многом зависит правильное положение головы и, следовательно, хорошая осанка. Например, в положении стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе наклонять голову вперед, в стороны, поворачивать вправо-влево. В положении сидя делать круговые движения головой; сцепив руки «в замок» сзади на шее отводить голову назад с сопротивлением руками.
Большинство упражнений выполняется как без предметов, так и с ними. Использование обручей, мячей, кубиков значительно оживляет упражнения, активизирует мышцы кисти. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове.
Помнить о хорошей осанке следует и в спортивных упражнениях детей. Так, при игре в настольный теннис, бадминтон участвует одна рука, возможен перекос плечевого пояса. Катание на самокате зачастую выполняется толчком одной ногой, что приводит к искривлению позвоночника. При длительном использовании велосипеда, плохом подборе его размера может появиться сутулость спины, перекашивается таз, грудная клетка сжимается. Чрезмерные прыжки в классики, через скакалку дают большую нагрузку на позвоночник, своды стоп, особенно если подскоки выполняются тяжело. Поэтому необходимо соблюдать регламент и правила при занятиях спортивными упражнениями, целесообразно сочетать разные их виды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правильной осанки у дошкольников
Рекомендации для родителей.Специально подобранные гимнастические упражнения – это наиболее эффективное средство коррекции осанки. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и мышцы...

Формирование правильной осанки у дошкольников
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. Это связано с появившейся в последние годы негативной тенденцией ухудшения здоровья детей и касается это...

«Методические рекомендации по формированию правильной осанки у дошкольников».
Методические рекомендации по формированию правильной осанки у дошкольников -эта рекомендация воспитателям, и родителям....

Формирование правильной осанки у дошкольников
3начение правильной осанки трудно переоценить. Правильная осанка является не только основой стройной и красивой фигyры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия....

Семинар -практикум для педагогов: "Формирование правильной осанки у дошкольников".
Формирование правильной осанки у дошкольников в ДОУ....

Семинар - практикум для педагогов «Формирование правильной осанки у дошкольников» Инструктор ФК Iкв. категории Е.Н. Бережнова
Как известно одна из показателей здоровья является осанка! В дошкольном возрасте она особенно поддается воздейстиям, поэтому важно обращать внимание на ее формирование в этом возрасте...

