Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии как форма формирования здоровья и становления личности ребенка» июль 2025
консультация

Нетребскова Светлана Викторовна

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие  

прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbuson_ro.docx227.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУСОН РО  «СРЦ для несовершеннолетних Константиновского района»

Семинар-практикум 

«Здоровьесберегающие технологии  как форма формирования здоровья и становления личности ребенка»

C:\Users\USER\Downloads\Telegram Desktop\photo_2025-02-22_15-15-57.jpg

                                                                                                                         

                                                               

                                                                 Воспитатель:

                                                                  Нетребскова С.В.                                                      

                                 

                         

июль    2025г.

                                                                             

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие  

прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране, сохранению и укреплению здоровья ребёнка.

Дошкольный возраст является решающим в формировании здоровья. Именно в период до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей знаний и практических навыков здорового образа жизни. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья.

Основными составляющими здорового образа жизни являются:

-оптимальный режим дня,

- рациональное сбалансированное питание,

- закаливающие процедуры в режиме дня,

- личная гигиена,

- превалирование положительных эмоций.

Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование эффективных педагогических технологий. Здоровьесберегающие технологии  – это технологии, направленные на решение задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей-педагогов-родителей.

Здоровьесберегающая деятельность  осуществляется в различных направлениях :

- Медико-профилактическое обеспечивает сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала.

- Физкультурно-оздоровительное – направлено на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка, реализуется в основном руководителями физического воспитания.

-Социально-психологическое – на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка, реализуется в основном психологом.

- Спортивно-досуговое – на развитие физических качеств.

- Образовательное – на обучение здоровому образу жизни.

- Информационно-просветительное - на приобщение семьи к здоровому образу жизни и взаимодействие с дошкольным учреждением по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Содержанием всех направлений деятельности являются различные методы и технологии здоровьесбережения, разнообразие которых должно максимально быстро и эффективно приблизить всех субъектов здоровьесберегающей деятельности к конечному желаемому результату – модели “идеально здорового ребенка”.

Контингент групп детей компенсирующего вида составляют дети с различными особенностями. Для них свойственна эмоциональная возбудимость, некоторое отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук. Необходимость применения здоровьесберегающих технологий для данного контингента дошкольников не только актуальна, но и обязательна в течение всего времени пребывания ребенка.

 Педагогические условия для обеспечения здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:

• построение образовательного процесса, способствующего здоровьесбережению дошкольников;

• организация разных видов деятельности детей в игровой форме;

• оснащение группы оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Пальчиковая гимнастика. С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно. Рекомендуется детям с речевыми проблемами и зпр. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Дорожки здоровья. До и после сна ежедневно.

Вся группа. Профилактика плоскостопия, обучение правильной походки.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младшего возраста. Рекомендуется использования наглядного материала, показ педагога.

Дыхательная гимнастика. В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, с младшей группы. Проветривание помещения и гигиена носа перед процедурой.

Технология обучения здоровому образу жизни

Физкультурные занятия. Три раза в неделю в спортивном зале, на улице, начиная с раннего дошкольного возраста. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает СРЦ.

Утренняя гимнастика. Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах. Все возрастные группы. Комплексы подбираются в соответствии с возрастом детей.

Физкультурные досуги, праздники. Два раза в месяц в физкультурном музыкальном залах, на прогулке. Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества.

Ситуативные малые игры. Два раза в месяц в группе. Ролевая подражательная имитационная игра.

Коррекционные технологии.

Арт-терапия. Сеансы в группе, музыкальном зале. Старший возраст Оздоровление психо-эмоциональной сферы средствами воздействия различных видов искусств (изобразительная деятельность,музыка)

Сказкотерапия. Один раз в месяц во второй половине дня, начиная со среднего возраста. Использование мнемотаблиц,с помощью которых сказка выполняет, как единый двигательный комплекс.

Библиотерапия. В группе, в музыкальном зале. С младшего дошкольного возраста. Лечение книгой, формирование поведенческой реакции.

Зрительная гимнастика в режимные моменты ежедневно (для детей с нарушением зрения)

Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка, на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло во все элементы образовательной системы, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

В действующем Законе «Об образовании» определены чёткие приоритеты в строительстве образовательного процесса. Первоочередной задачей является «приоритет… здоровья человека… и свободного развития личности»

Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого  учреждения для детей дошкольного возраста. Здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка : экспресс-контроль в школе и дома. М. : АРКТИ, 2005.

2. Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. Сборник материалов. Академия медицинских наук, Сибирское отделение НИИ медицинских проблем Севера. Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области. Сергиев Посад, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей»

Казалось бы, обычное слово для вежливого человека, но приветствуя, таким образом, друг друга, мы желаем здоровья, это слово таит в себе и тепло, и встречи, и пожелание здоровья. Тема моего семинара-пр...

Семинар-практикум для педагогов по теме "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...

Семинар-практикум «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей».

Семинар-практикум проводился для воспитателей ДОУ с целью :сохранение здоровья детей;максимальное восстановление нарушенных функций, связанных с речевыми недостатками и психическими процессами...

Семинар -практикум "Работа с семьей по формированию здорового образа жизни дошкольника.

Семинар-практикум для педагогов: Формы работы с семьёй по формированию здорового образа жизни дошкольника....

Семинар-практикум для педагогов "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника"

Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.Су...

Семинар – практикум для родителей на тему: «Влияние фольклора на развитие личности ребенка»

1. Дать представление слушателям о влиянии фольклора на развитие личности ребенка. (Воспитатель зачитывает доклад по данной теме).2. Раскрыть роль малых фольклорных жанров в воспитании любви к окружаю...

"Роль классической музыки в становлении личности ребенка" (Январь 2025 год)

Что же такое классическая музыка в понимании современного ребенка? Скорее всего, для него это скучная музыка, которую играют люди с непонятными инструментами. И, к сожалению, это наше упущение, что бо...