Конспект ОД для детей старшей группы на тему «Как и для чего человек дышит».
план-конспект занятия (старшая группа)

Денисова Оксана Владимировна

Формировать элементарное представление об органах дыхания, их строении и их функциональном назначении.

Дать понятие о том, как воздух путешествует по организму.

Закрепить знания о том, что полезно и вредно для органов дыхания

 Развивать познавательную активность ребенка в процессе экспериментирования,       стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Воспитывать осознанное становление ценностей здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Денисова О.В.

Конспект ОД для детей старшей группы на тему

«Как и для чего человек дышит».

Цель: создать условия для становления ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Задачи:

Формировать элементарное представление об органах дыхания, их строении и их функциональном назначении.

Дать понятие о том, как воздух путешествует по организму.

Закрепить знания о том, что полезно и вредно для органов дыхания

          Развивать познавательную активность ребенка в процессе экспериментирования,       стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Воспитывать осознанное становление ценностей здорового образа жизни.

Оборудование:

 воздушные шарики,  коктейльные трубочки, карточки для дидактической игры « Что хорошо и что плохо для дыхательной системы» на листах, карандаш.

Предварительная работа:

Беседа и экспериментальная деятельность по теме: «Нос наш помощник».  Беседа «Здоровье и болезнь». Рассматривание картин и иллюстраций в детской энциклопедии «Тело человека». Дидактическая игра « Что такое хорошо и что такое плохо».

Виды детской деятельности: 

              Игровая.

     Двигательная.

     Коммуникативная.

     Познавательно-исследовательская.

Формы реализации: дидактическая игра, дыхательная гимнастика, беседа, решение проблемных ситуаций, экспериментирование.

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят в зал. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите как много у нас сегодня гостей, поздоровайтесь. Когда здороваемся, мы желаем друг другу здоровья.

Приветствие:

Доброе утро, здравствуйте,

Дети все кричат с утра,

Мы желаем всем здоровья

И, конечно, же добра.

Носик воздух набирает,

В носоглотку отправляет.

Дышат легкие мои

Воздухом Земли.

Мы рады, что пришли в детский сад!

Всем, всем, всем, доброго дня,

И доброго здоровья!

Вос-ль:

 - Ребята, как вы думаете, что необходимо человеку для жизни?

Дети:(рассуждают) Жилье, одежда, тепло, вода, пища и т. д.

Вос-ль: 

-Учеными доказано, что без пищи человек может прожить 40 суток, а без воды 10 суток. А сколько же времени человек сможет прожить без воздуха?

Ответы детей.

Воспитатель: предлагаю провести простой опыт.

Опыт 1: зажать нос и не дышать.

Вывод: без воздуха человек совсем не может жить.

Вос-ль: 

-Ребята, а что такое воздух? Где он находится и как его обнаружить?

Дети: (рассуждают)

Опыт 2: Полиэтиленовым пакетом поймать воздух и рассмотреть.

Вывод: Воздух прозрачный, невесомый, невидимый.

Вос-ль:

 Ребята, а сейчас посмотрите на меня, что я делаю (вдох и выдох). Как вы думаете, что мы с вами делаем постоянно, каждую секунду, а сами и не замечаем этого.

Дети: Мы дышим.

- Ребята, а чем это здесь пахнет? Слышите аромат? (ответы детей).

-Скажите, пожалуйста, как мы с вами узнали, что пахнет апельсином, мы ведь его не видели.  С помощью чего?

-Да, определить запах нам помог нос.

- Посмотрите друг на друга.  Какие у вас носы?  У всех разные форма и размер, а что у них общего?

-Что ещё мы делаем с помощью носа? (дышим).

- Куда первым делом попадает воздух при вдохе? (нос или рот). А дальше что происходит с воздухом?

 - Чтобы дышать воздухом, в организме человека есть специальные органы, называются они органы дыхания.

Дыхательная система состоит из легких и дыхательных путей, по которым воздух входит в тело и выходит из него.

Когда в организм попадает воздух лёгкие расширяются и при этом расширяется грудная клетка, а когда выдыхаем грудная клетка сужается, заставляя легкие выталкивать воздух  (рассматривание иллюстраций).

Сейчас я вам предлагаю взять воздушные шарики и надуть их. Представьте себе, что это легкие человека. Что произошло с ними? А сейчас сдуйте шарики. Что сейчас произошло с легкими?

 Вывод: 

-Наши легкие, как воздушные шарики, при вдохе наполняются воздухом и становятся больше, а при выдохе воздух выходит из легких и они сдуваются.

Вос-ль:

- А еще, ребята, я хочу сказать вам о том, что есть тяжелые болезни органов дыхания, когда заболевает трахея- трахеит. Если заболели бронхи- бронхит, а болезнь легких называется- воспаление легких, и самая тяжелая болезнь легких- туберкулез. Чтобы органы дыхания работали слаженно, согласованно и никогда не болели надо тренировать свой организм. Как можно его тренировать?

Дети: надувать шарики, дуть в свисток, петь песни, пускать мыльные пузыри, делать гимнастику для дыхания.

Вос-ль: 

-Правильно, все это тренирует органы дыхания.

Речевка: чтобы нам легко дышать- будем легкие тренировать!

Дыхательная гимнастика:

«Бегемотик»

Ну-ка, выпяти животик 

—Получился бегемотик. 

А теперь — втяни живот 

—Похудел наш бегемот. 

«Море»

По волнам корабль плывёт.

Ты вдохни, надуй живот. 

А теперь ты выдыхай 

И кораблик опускай. 

Руки положить на область диафрагмы, выдохнуть остатки воздуха.

Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.

Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «ш-ш-ш.…» или «ф-ф-ф.…».

 - Ребята, как вы думаете, а что вредно для наших лёгких? (Ответы детей)

- Правильно, очень вредно для легких  загрязненный воздух, заболевание органов дыхания, не правильная осанка.

- Ребята,  как вы думаете, что полезно для легких?  (предположения детей)

 Наше здоровье зависит от состояния наших легких. Если человек занимается физкультурой, хорошо двигается, выполняет дыхательные упражнения, его легкие разрабатываются, они легко расширяются и сжимаются. Это хорошо тренированные легкие. А человек мало подвижный, сутулый, не следящий за состоянием своей осанки, со сведенными вперед плечами дышит неправильно, его легкие всегда сжаты, сдавлены, поэтому он не получает необходимого количества кислорода, а значит его организм голодает, постепенно слабеет и человек становится больным.

Мы сейчас с вами поиграем в  игру « Что такое хорошо и что такое плохо». Ваша задача – выбрать только те картинки, где человек заботится о своем здоровье, укрепляет дыхательную систему.

(Делаем с ребятами коллаж)

- Молодцы, ребята. А теперь скажите мне, пожалуйста, как же человек должен заботиться о своей дыхательной системе? Предположения детей.  Что вы нового сегодня узнали?

Пришло время подвести итог. Сегодня вы ребята сами себя будете награждать от 1-ого, до 3-ого места.  Если сегодня вам было интересно, то можете стать на первом месте выбираем медаль с цифрой 1, если были небольшие трудности, то медаль серебренная, и если вам было совсем трудно то ваше место 3.


Самоанализ
ОД по познавательному развитию в старшей группе

«Как и для чего человек дышит».

Цель: создать условия для становления ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Задачи:

Формировать элементарное представление об органах дыхания, их строении и их функциональном назначении.

Дать понятие о том, как воздух путешествует по организму.

Закрепить знания о том, что полезно и вредно для органов дыхания

          Развивать познавательную активность ребенка в процессе экспериментирования,       стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Воспитывать осознанное становление ценностей здорового образа жизни.

Оборудование:

 воздушные шарики,  коктейльные трубочки, карточки для дидактической игры « Что хорошо и что плохо для дыхательной системы» на листах, карандаш.

Предварительная работа:

Беседа и экспериментальная деятельность по теме: «Нос наш помощник».  Беседа «Здоровье и болезнь». Рассматривание картин и иллюстраций в детской энциклопедии «Тело человека». Дидактическая игра « Что такое хорошо и что такое плохо».

Виды детской деятельности:

              Игровая.

     Двигательная.

     Коммуникативная.

     Познавательно-исследовательская.

Формы реализации: дидактическая игра, дыхательная гимнастика, беседа, решение проблемных ситуаций, экспериментирование.

ОД проводилась с группой детей старшего  возраста, состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе ОД был применен проблемно-ситуационный метод.

На занятии дети познакомились с дыхательной системой человека. С

помощью опытов выявили, что воздух есть всюду. Была проведена игра «Дегустация»,

где дети с помощью ватных палочек распознавали запахи фруктов и овощей.  С помощью воздушного шарика дети познакомились с работой легких:

при вдохе легкие, как и шарики, наполняются воздухом и становятся больше,

а при выдохе – наоборот.

В конце занятия дети сделали вывод, что человек может помочь своим

легким: не дышать плохим, загазованным воздухом, стараться больше гулять

в лесу или в парке, не простужаться, чтобы не произошло воспаление легких.

Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности ОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей.

Материал для ОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели  и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

Все элементы ОД  между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Считаю, что выбранная форма организации ОД детей была достаточно эффективной, интересной, поставленные в ОД задачи были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшей группы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»

Цель: Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения....

Конспект НОД для детей старшей группы на тему: «Детям о войне»

Огромное значение для патриотического воспитания ребенка имеет знание истории страны....

Конспект организации ННОД детей старшей группы По теме: «Береги свои глаза» Автор конспекта ННОД: воспитатель МАДОУ № 2 г. Томска Битяйкина Людмила Петровна.

http://Задачи приоритетной образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие»  Формировать свободное общение с взрослыми и детьми  Ввести детей в проблемную ситуацию, ...

Конспект НОД для детей старшей группы на тему: «По дорожкам радуги в подготовительную группу».

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей , полученные за год  воспитательно- образовательного  процесса. Выявить уровень знаний детей для  организации дальнейшей работы.Задачи:Обучающие:- закрепить...

Конспект занятия по экологии в старшей группе по теме «Рассказ педагога «Для чего человеку нос?»

Доминирующая ОО:  познавательное развитие.Интеграция ОО:  физическое, речевое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель:-познакомить детей с важным органом чувств-...

конспект занятия для детей старшей группы на тему: как животные помогают человеку

животные с давних времен помогают человеку.Какую помощь они несут собой описанно в этой призентации...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Землю красит солнце, а человека труд».

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....